|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ТЕМА: БУДДИЗМ В КИТАЕ И ЯПОНИИБуддизм проник в Китай в I-III в. н.э. По одной из версий, первые буддийские сутры были привезены в Китай на белой лошади, поэтому самый древний, и как считают китайцы, самый первый, буддийский храм в этой стране называется Храм Белой Лошади. Буддизм довольно медленно завоевывала позиции в стране. В конечном счете, в Китае распространился буддизм в форме махаяны, впитавший некоторые национальные черты. Сильное влияние на китайский буддизм оказала философия Лао-Цзы. Особой разновидностью китайского буддизма стал чань-буддизм. В начале VI в. в Китае появился буддийский учитель из Индии - Бодхидхарма. Он решил исправить неправильную, с его точки зрения, буддийскую практику китайцев. В историю этот гуру вошел под китайским именем Дамо (японский вариант – Дарума). Он и сновал течение чань, что в переводе означает – медитация, созерцание. Впоследствии учение Дамо проникло в Японию. В переводе на японский понятие чань звучит как дзен. По преданию, от Дамо ведет начало церемония чаепития в Китае и Японии, некоторые школы восточных единоборств. Последователи этой буддийской школы делают упор не на слово и логику, а на озарение, достигаемое особыми упражнениями, силовыми единоборствами, физическим трудом. С VI по Х вв. н.э. буддизм был государственной религией Китая, а затем он уступил первенство конфуцианству. Впервые буддизм был занесен на Японские острова в 552 г. н.э. Как и в других странах, в Японии сложилось множество различных школ буддизма. В средние века особенно много сторонников было у школ Тэндай-Сю и Сюнгон-Сю (IX – XIII вв.). Монахи этих течений буддизма создали огромные монастыри и утверждали свою веру с применением силы, что абсолютно не сочетается с учением буддизма, отвергающим насилие. На сегодня буддизм в Японии представлен разными течениями, главным из которых является дзен – то же самое, что в Китае чань. Это направление, как вы знаете, зародилось в Китае в VI в. и испытало влияние даосизма. Стержень учения дзен – постижение человеком сущности Будды через медитацию (от лат. Meditatio – сосредоточенное размышление). Последователи дзен считают, что Будда есть в каждом человеке, и каждая личность является вместилищем неограниченных возможностей. «Ищи все внутри себя» – вот главный лозунг последователей дзен. Истину можно постичь только путем озарения, которое приходит само собой, независимо от того, о чем думает человек или что он делает. Ожидая озарения можно гулять, писать картину, готовить пищу и т.д. Чем неожиданнее ситуация – тем лучше. Подтолкнуть к озарению могут сказанные кем-то слова, внезапная боль, испуг и т.п. Самые ценные слова – это те, что сказаны спонтанно, по первой реакции, пока разум не контролирует речь. В общине дзен ученики строго подчиняются гуру, а система воспитания молодежи отличается требованием послушания, покорности и дисциплины. В связи с этим существует предание, что один из провинившихся последователей дзен, стремясь загладить свою вину и продемонстрировать свою преданность, отрубил себе руку мечем и положил ее перед учителем. При обучении применяется так называемая «шоковая школа», когда учитель вдруг неожиданно бьет ученика палкой. От учения дзен пошли некоторые виды восточных единоборств, например, школа каратэ. От других её отличает экономичность затраченных усилий и умение достигать в требуемый момент максимальной концентрации сил. Для дзен-буддиста силовая борьба – это одна из своеобразных форм медитации. Истина в дзен может открыться через созерцание красот природы, музыку, картины, стихи. Поэтому японская (и китайская) литература, поэзия, живопись уделяют много внимания деталям и подробностям. Художник, разделяющий идеи дзен, должен руководствоваться в своем творчестве не внешними воздействиями, а тем, что непроизвольно выходит из его души, из глубин сознания и не контролируется им. Благодаря этим особенностям дзен-буддизм стал питательной средой для всех видов искусства Дальнего Востока. Под сильным влиянием дзен появилось искусство каллиграфии, икебаны (искусство составления букетов), искусство разбивки парков, театр «Но» в Японии и китайская опера. От дзен-буддизма берет свое начало японская чайная церемония. Она может продолжаться около шести часов в специальном чайном домике и продумана до мелочей. Как правильно заварить чай, как и в какой посуде подать, что сказать при этом – все это и многое другое составляет целую науку. Чайная церемония играет также роль своеобразной медитации, которая должна сопровождаться созерцанием природы и произведений искусства. В начале ХХ в. учением дзен заинтересовались интеллектуалы в Европе и Северной Америке. С ним связано зарождение европейского авангардного искусства. Влияние дзен буддизма можно заметить в произведениях таких художников как Матисс и Ван Гог, писателей Гессе и Селинджера, композиторов Малера и Кейджа, музыкантов групп Yes и Gentle Giant. ХРИСТИАНСТВО В КИТАЕ И ЯПОНИИ Попытки проповедовать христианство в Китае предпринимались католическими миссионерами, начиная с XVII в., но они не были успешными. В 1807 г. в Пекин отправилась первая русская миссия, во главе которой поставили монаха, бывшего ректора Иркутской духовной семинарии Иакинфа Бичурина. Она должна была выполнять миссионерские функции – проповедовать православие среди китайцев. В Пекине для этого была построена русская церковь. В Китае Иакинф с усердием принялся за изучение тамошней жизни. За два года он в совершенстве овладел китайским языком, он внимательно изучал искусство, религии, устои жизни китайцев. Иакинф, подчеркивая абсолютную самобытность китайской религиозной жизни, остроумно заметил, что Бог, вероятно, забыл заглянуть в эти края и проповедовать библию здесь – дело почти безнадежное. Православие не прижилось среди китайцев, но сам Иакинф стал превозносить китайскую религиозную мысль, устои и порядки, за что по возвращению в Россию он был сослан в Валаамский монастырь. Затем уступив настойчивым просьбам ученых, власти разрешили зачислить его переводчиком китайского языка в министерство иностранных дел. Бичурин, совместно с известным востоковедом – бароном Шеллингом смог совершить еще одну экспедицию в Китай. Он стал известнейшим не только в России, но и в Европе синологом (специалистом по изучению Китая). Умер великий китаевед в 1853 году. В Японии, в отличие от Китая, немалое влияние имеет и христианство. Здесь есть католики, протестанты и православные. В XVI в. в стране появились первые католические миссионеры, которые настолько быстро завоевали сторонников, что в начале XVII в. сёгуны вынуждены были запретить христианство. Однако, несмотря на преследования, католичество сохранилось в Японии до сегодняшних дней. В конце XIX в. в Японию в результате активной деятельности русского миссионера иеромонаха Николая проникло православие. В стране существует автономная Японская православная церковь во главе с митрополитом, имеющая более 100 приходов и до миллиона последователей. В Токио располагается самый большой в мире православный храм Николай-до. В современной Японии интерес к православию неуклонно растет.
Вопросы семинара: 1. Буддизм и христианство в Китае 2. Буддизм и христианство в Японии 3. Эстетика дзен-буддизма Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |