|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Введение. Религия является одной из форм общественного сознания (общественной жизни) социальных групп и личностей
Религия является одной из форм общественного сознания (общественной жизни) социальных групп и личностей, с помощью которой люди общаются (пытаются общаться) с реальностью, но не с той, с которой мы сталкиваемся в повседневной действительности, а с другой, лежащей за пределами обыденного опыта. Эта особая сфера проявления психики человека, связанная с поиском им духовной и психологической ниши, идейных и других ориентиров и функционирующая в форме верований и практических действий, к которым люди обращаются тогда, когда они не способны решить свои повседневные проблемы собственными силами в борьбе за свое существование в трудных условиях окружающего их реального мира. Одним из направлений религиоведения является психология религии - совокупность религиозных представлений, потребностей, стереотипов, установок, чувств, привычек и традиций, определенных системой религиозных идей и присущих всей массе верующих. Она формируется под влиянием непосредственных условий жизни и религиозной идеологии. Человек становится сторонником той или иной религии не от рождения, а в силу определенных причин: факторов, которые с точки зрения данной личности делают ее веру необходимой. В современных условиях обостряется общественный и научный интерес к ряду тенденций, фактов, явлений. В их числе и психология религии, которая в советское время была подвергнута предвзятой и незаслуженной недооценке в связи с известными идеологическими установками. Интерес к этой проблематике актуализируется тем, что за последнее десятилетие в нашей стране появился широкий круг публикаций как зарубежных, так и отечественных авторов на религиозную тематику в психологии. Иными словами, назрела объективная потребность в выявлении, анализе, систематизации современных и традиционных школ и направлений, связанных со светской психологией религии, религиозной психологией и психотерапией. Отсутствие серьезных и всесторонних исследований на указанную тему существенно сдерживает процесс нравственного, духовного оздоровления общества, оптимизацию государственно-церковных отношений. Литературу, посвященную проблемам светской и религиозной психологии и психотерапии, можно условно разделить на три группы. Первую группу составляют труды отечественных и зарубежных исследователей, работающих в рамках психологии религии, этнографии и истории религии. Они дают большой фактический материал, описывающий механизмы воздействия различных религиозных систем на психику личности и психологическое состояние общества. Исследования У. Джеймса, Д. Фрезера, Л. Леви-Брюля, М.Элиаде и др. являются своеобразными этнологическими энциклопедиями, в которых подробно описаны конкретные случаи религиозной психотерапии в примитивных культурах. Хотя для 3. Фрейда, К. Юнга, Э. Фромма, В. Франкла и А. Маслоу данная тема не являлась главной, они, тем не менее, специально изучали соотношение психологии (психотерапии) и религии. Вторая группа работ принадлежит исследователям, которые с позитивистских позиций обращались к анализу религии, стараясь найти в ней новые методы оказания помощи людям. В этом плане особенно интересны В. Франкп, Рассаджиоли, Дж. Лилли, С. Гроф, К.Роджерс. Цель работы заключается в изучении, сравнительном анализе концепций психологии религии У. Джеймса и З. Фрейда. Для достижения данной цели автор решает следующие задачи: - рассмотреть этимологию и содержание категории «психология религии»; - провести сравнительный анализ работ Джеймса и Фрейда; - выявить и систематизировать соответствующие им психотерапевтические практики; - сделать выводы.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |