|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
МистицизмДжеймс считал, что «все корни религиозной жизни, как и центр ее, мы должны искать в мистических состояниях сознания». Он выделяет четыре главных признака мистических переживаний: 1. Неизреченность 2. Интуитивность 3. Кратковременность 4. Бездеятельность воли Под неизреченностью Джеймс понимает невозможность найти слова, которые могли бы в полной мере описать мистическое переживание. Это переживания очень сложно, а скорее невозможно пережить по чужим сообщениям, необходим личный опыт. Мистические переживания интуитивны, они являются откровениями, моментами особого внутреннего просветления. Очевидно, это то, что в современной психологии обозначается понятием «инсайт». Мистические переживания хотя и относятся к сфере чувств, но и являются специфической формой познания для переживших их людей. С помощью мистических переживаний человек способен проникнуть в самую глубину истины, закрытую от обычного трезвого рассудка. Мистические переживания кратковременны, обычно не носят длительного характера. Они продолжаются от получаса до двух часов, хотя возможны и исключения. По окончании этого времени, мистические переживания исчезают, и сознание приходит в обычное состояние. По окончании мистического переживания человеку сложно вновь воспроизвести в памяти ощущения от него, но когда мистические переживания вновь происходят, человек сразу же узнает их. Джеймс говорит об этом: «...и с каждым посещением они обогащают и расширяют душу, отражаются в сознании, как нечто центрально важное и бесценно дорогое». Человек во время мистического переживания ощущает полную бездеятельность воли, он как бы находится во власти высшей силы. При этом волевой акт все же важен в мистических переживаниях: их можно вызвать с помощью особой сосредоточенности внимания, ритмических телодвижений и других способов (например, шаманы активно используют эти методы). Особенно важно то, что мистические переживания всегда оставляют воспоминания об их сущности и понимание их важности. Джеймс приводит простейший пример мистического переживания, используя слова некого человека про озарение, пережитое им: «...и я почувствовал себя как бы вновь родившимся. Мне показалось, что двери широко распахнулись передо мной». Наверное, и Архимед испытал похожее состояние, вскричав свое знаменитое «Эврика!». Джеймс отмечает особое действие поэзии, прозы, музыки, сравнивая их с «загадочными вратами, через которые входила в наше сердце, охватывая его трепетом, тайна жизни и вся скорбь ее». Джеймс рассказывает и про другие мистические переживания, например, когда человек внезапно, в каком-то месте ощущает, что «был здесь когда-то прежде», с этими самыми людьми и говорил то же самое, что и сейчас. Это состояние, по Джеймсу, сопровождается «чувством метафизической двойственности вещей и расширения границ познания до беспредельности». Джеймс уделяет внимание и проблеме употребления наркотических веществ и алкоголя. Вот что он говорит о последнем: «Власть алкоголя над людьми, без сомнения, объясняется его способностью возбуждать к деятельности мистические свойства человеческой природы». Он подчеркивает, что алкоголь «на мгновение сливает сознание с самой истиной». Алкоголизм – не слабость и не порочность, по мнению Джеймса, а своеобразная попытка приобщения к высшим ценностям для людей, не имеющих возможности сделать это через музыку или книги. Джеймс говорит об опьянении, как о расплате за постижение высшей жизни, и считает его частью мистического сознания. Он упоминает и о наркотических веществах, способствующих пробуждению мистического сознания, в частности эфир. Джеймс так описывает его действие на человека «...разверзаются бездны истины одна за другою». Также он рассказывает про действие окиси азота, выделяя основную черту подобного состояния – примиренность: «словно две противоположные стороны мира, столкновения между которыми составляют причину всех наших внутренних бурь и неурядиц, расплавились и образовали единое целое». Далее он приводит случай откровения, случившегося под воздействием наркоза. Человек под действием хлороформа пережил необычайную радость и чувство, что Бог снизошел на него. Из всего этого Джеймс делает вывод, что нормальное (разумное) сознание представляет собой лишь одну из форм сознания, но существуют и другие формы, «отделенные от него лишь тонкой перегородкой». Для законченной картины мира необходимо учитывать все эти формы сознания. Природе Джеймс также приписывал способность вызывать мистические состояния. Бывают минуты, когда человек ощущает особую близость с деревьями, травами, птицами, небом, со всей природой в целом, а через нее и с Богом. Для примера этого состояния Джеймс приводит слова немецкой писательницы Мальвиды фон Мейзенбург: «Я была одна на берегу моря, когда на меня нахлынули эти мысли, освобождающие и умиротворяющие душу. Я невольно преклонила колени перед лучезарным океаном, символом Бесконечного. Я чувствовала, что молюсь, как никогда еще не молилась, и я поняла тогда, что такое настоящая молитва: индивидуум выходит за пределы своего одиночного заключения, чтобы осознать свое единство со всем существующим, опускается на колена, как смертный, и поднимается, приобщенный к бессмертию». Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |