|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Занятие №6 “Художественные системы Нового времени”
1. Отцом барокко считают Микеланджело (вторая половина 16 века). Художественная система барокко явилась реакцией на развитие наук и реалистическое начало в искусствах. Барокко с его повышенной эмоциональностью, декоративностью было проявлением массовой культуры, призванной сдерживать развитие самосознания на фоне относительной слабости политических режимов. Архитектура. Архитектурные композиции лишены гармонии. Центрическое заменяют протяжённым, круг- эллипсом, квадрат - прямоугольником. Вместо строгих пропорций -сложные ритмические построения. Рациональные формы сочетают с иррациональными. Рациональное начало в господстве симметрии и волевого принципа. Храмовые сооружения - базиликальные, как прежде композиции придают фронтально-осевой характер с акцентом на главном фасаде и развитием внутреннего пространства. Вместо спокойного равновесия ясно расчленённых, взаимно соизмеримых объёмов преобладает пластичная монолитность и динамика. Ордер становится декоративным элементом, средством скульптурной пластики. Вместо соизмеримой с человеком масштабности- нарочитая преувеличенность размеров ордерных форм. На фасаде ордерные элементы обычно сгущают к оси для акцентирования главного входа. Ордерные и скульптурные формы создают внутреннюю напряжённость поверхностей, иллюзионистический эффект. Вслед за ансамблем римского Капитолия, Микеланджело создаёт однонаправленные пространственные композиции площадей, ориентированных на главный объект (храм, например). Логическим развитием этой концепции явилась композиция улицы, представляющая собой целостный динамичный ансамбль. Во второй половине 17 века улицы -прямолинейные. Ваяние. Синтез архитектуры и скульптуры. Барельефы и круглая скульптура – декоративные элементы зданий наряду с ордерными формами. Скульптура полихромна. В интерьере зеркала и росписи иллюзорно расширяют пространство. Плафонная живопись. Изобразительное искусство. Виртуозные декоративные композиции на религиозный мифологический и аллегорический сюжеты. Формируется жанр “парадный портрет” идеализация образов, чтобы подчеркнуть их социальный статус. Динамика. Неожиданные композиционные и оптические эффекты (живые глаза портретов, свечение разных объектов под разными углами зрения). Чувственность. В живописи значение приобретает эмоциональное, ритмическое и колористическое единство. Ваяние отличает живописная текучесть формы, ощущение изменчивости образа. Л. Бернини и Караваджо в Италии, Рубенс и Ван Дейк в Бельгии и Голландии, Левицкий и другие в России. В нашей стране расцвет Барокко приходится на первую половину 18 века. В русском барокко было меньше мистицизма, чем в Европейском, больше национальной гордости. Первые барочные архитектурные ансамбли заказывала государственная элита во главе с императорами (Петергоф, царское село). С императоров пример брала знать. Архитекторы М.Г. Земцов, В.В. Растрелли и др. Российскому барокко присущ, поэтому светский характер. Декоративность барокко в России воспринималась органично. Она была подготовлена веками развития деревянного зодчества. Литература и музыка. В литературе особенности барокко появились позже-с середины 19 века. Хотя только ли в литературе? Говорят о барочной литературе экспрессионистов и представителей духовно-исторической школы. В Англии такую литературу называют метафизической, а в России придворно-схоластичной. Выделяют “высокое” и ”низкое” барокко. Для литературы барокко характерны риторичность и сложный метафоризм, резкие контрасты, экзальтация и живописность, экзотика и гротеск. Ведущие жанры: трагедия, ужастик, сатира и, галантный роман. В низком барокко – “народный роман и новелла.” Периферийный жанр: путёвые заметки. В зарубежном музыкознании термин “барокко” стали применять с начала 20 века. Датируют “барокко” в музыке аналогично архитектурному. Для барокко характерно становление мажорно-минорной системы, введение тактовой черты, появление новых музыкальных жанров и форм: партита, соната, фуга, концерт. Для барокко характерен синтез искусств: (опера, оратория, кантата). С другой стороны формируется инструментальная музыка, не связанная с декламацией (органная музыка). Стиль барокко придал мощное развитие театру, подарив ему новые жанры, ставшие популярными. Рококо. Европа: в первой половине 18 века распространён в пластических искусствах. В литературе на протяжении всего столетия. Уход от действительности в мир театрализованной игры в Гедонизм. В пространственных искусствах выражается в сложном декоре, не зря же получил название от термина “рокайль”- мотив орнамента. Ранний этап рококо (рокайля) приходится на первую четверть века. Во Франции стиль регентства: это барокко, которое утратило свою монументальность. Это дробный орнамент отделки интерьеров, фарфор. Это изогнутые поверхности мебели. Развитое рококо (вторая четверть века) – стиль Луи пятнадцатого: разные и лепные узоры, завитки, рокайли. Интерьеры декорируют рельефами и живописными панно, а также широко применяют зеркала. Тектоника сооружений остаётся прежней, барочной. Для живописи, скульптура и графики Рококо характерны эротические, эротико-мифологические и пасторальные сюжеты, ассиметрично построенные композиции. Рокайльная живопись переливчатая имеет декоративный характер. Экзотические формы отделки заимствовали из китайского искусства, например, вазы. С 1860 года рококо уступает место классицизму. Литература: утончённое повествование полное галантной игривости и беззаботности. Поэты воспевают праздничность, сладострастие. Камерные формы. Жанры: пастораль, эротическая поэма и новелла, галантный роман, игривые сказки. В театре – балет-феерия и комедия масок.
2. Классицизм. Образованный стиль и художественная система Европы 17 – начало 19 веков. Образцы выдели в античных искусствах. Антитеза барокко. Классицизм – это продолжение традиции Возрождения. С другой стороны гармоничность здесь только внешняя. Сознание противоречиво, как и у барокко. Поэтому классицизм и барокко отличаются друг от друга только внешне. Если в искусствах, Возрождения родовое и индивидуальное, разум и чувства, природа и цивилизация позиционировали как единое гармоническое целое, то в классических они исключают друг друга. Принцип подражания природе, точнее подражание античным деятелям, подражавшим природе. И одновременно принцип художественного преображения её в ещё более прекрасную. Классическое искусство призвано отразить идеальную закономерность природы, скрытую внешним хаосом. Эстетической ценностью обладает родовое, а не индивидуальное, устойчивое, а не изменчивое. Носитель устойчивости -государство, которое учит неустойчивого человека порядку. Поэтому в художественной системе классицизма есть строгая иерархия жанров и искусств. Высокие: эпопея и ода в литературе, трагедия в театре, исторические, мифологические и религиозные жанры в живописи. Низкие: сатира и басня, комедия, пейзаж, портрет, натюрморт соответственно. В отличие от барокко синтеза жанров быть не может. Архитектура в системе классицизма царит среди пластических искусств. Архитектурный классицизм 17 века развивался двумя главными направлениями: развитие традиция поздно ренессансной школы (Англия Голландия); развитие римских традиций барокко (Франция). Отцом классической архитектуры называют Палладио, его творчество взяли за образец англичане и голландцы. Отдельные формы здания рациональны и геометричны. Ордерные элементы соразмерны с масштабом человека. Чёткость членения интерьера на простые уравновешенные пространства помещений. И. Джонс и К. Рен. Во Франции начало классической традиции связанно с творчеством Ф. Мансара. Новый тип городского жилища для богатых – отель. Планировка включала: вестибюль, парадную лестницу, большие прямоугольные окна, четкое уровневое членение при помощи ордерных форм. Высокая крыша и под ней мансарда. Создание крупных городских архитектурных ансамблей. Объёмно-планировочная разработка зданий не мыслится в отрыве от городского ансамбля. Укрупнение ордерных форм. Ордеру возвращают конструктивную функцию: он используется в виде портиков и галерей и соответствует высоте здания. Практический рационализм получает теоретическое обоснование. В 17 веке образованы французская академия и королевская академия живописи и скульптуры. Русская классическая архитектура (последняя треть 18 – первая треть 19 веков) В. Баженов, М. Казаков, И. Старов. Проект В. Баженова из перестройки центра Москвы, превращения его от единого ансамбля с Большим Кремлёвским дворцом в центре и тремя отходящими от него лучами улиц. Екатерина 2 отвергла проект, потому что архитектор предлагал снести кремлёвскую стену. Дом Пашкова, построенный по проекту В. Баженова. Таврический дворец, построенный по проекту И. Старикова. Получил распространение тип усадебного дворца с парком позади и парадным дворцом- курдонером перед главным фасадом. Дворец состоял из трёх объёмов, центрального, двухэтажного, соразмеряемого с главным ордером. Установленные по оси композиции портики объединяли дворцово-парковый ансамбль. Городские дворцы приобрели такую же трёхчастную планировку. Таковы и Таврический дворец и Смольный институт (Д. Кваренги). Литература. Принципы классицизма в литературе сформулировал Н. Буало в трактате “поэтическое искусство”(1674 год.) Реформа языка и стихотворения Ф. Малерба. Ведущий жанр-трагедия. Проблема выбора между долгом и страстями. Герой рефлексирует и стремится соответствовать своему идеальному “Я”. У П. Корнеля этот императив сливается с долгом перед государством, затем у Ж. Расина приобретает этический характер, утрачивая политическое содержание. Широкое распространение получили и низкие жанры -басня (Н. Буало) у комедия (Ж. Б. Мольер). Просвещение актуализировало классическую тенденцию в 18 веке. Классицизм завоевал всю Европу (И. В. Гёте и Ф. Шиллер в Германии, М. В. Ломоносов, В. Сумароков и др. в России). Живопись. Приоритет получает рисунок и светотень. Палитра: коричневый для первого плана и зелёный для второго, голубой- для дальнего плана. Н. Пуссен как теоретик классической живописи. Идеальный пейзаж. В 18 века центром классицизма становится Рим. Здесь живут и работают скульпторы А. Канова (Италия), Б. Торвальдсен (Дания). В 19 веке в Италии годами жили и стажировались многие русские художники. Скульптура: монументально-декоративная пластика, бюст, надгробия. Музыка. Синтез традиций барокко и классицизма. Классической традицией была верна опера (Франция, Италия, Россия), в том числе новые жанры: оркестровый и сольный концерт, оратория и кантата. Новый облик обрела сюита, которая объединяла бытовые танцы эпохи. Формируется симфония и соната. Самостоятельным жанром становится балет. Популярными стали марш и гимн. С середины 19 века в Европе формируется новый музыкально-театральный жанр - оперетта(И. Штраус-сын) В России формируется национальная музыкальная классика (опера, симфония, романс). Театр. Основным условием творчества актёров становится рационалистический метод. Спектакль отличали помпезность и статичность. Декорации лишены исторической и бытовой конкретности. Русский театр был реалистичным и сатирическим. Ампир (стиль империи). Первая четверть 19 века. Завершение эволюции классицизма, когда идеи у античности уже позаимствовали, заимствовать стали уже и детали. Если на первом этапе классицизма синтезировал барочный декор, то ампиристы заменили его римской военной эмблематикой, копировали уже не древнегреческую, а древнеримскую традицию. Массивные объёмы. Архитектура. Большие нерасчленённые поверхности стен отдельно стоящие на открытых площадях, колонны и арки (триумфальные), декорированные барельефами с круглой скульптурой, как в древнем Риме (Вандомская или Александровская колонны, арка на Елисейских полях в Париже или в Москве на Кутузовском проспекте). Архитектура приобрела ещё большое значение в системе искусств. Иногда архитекторы просто копировали римские образцы. Живопись представлена египетским орнаментом и росписями римского образца. Композицию завершали ампирная мебель и бронзовые изделия (канделябры, чернильные приборы). Русские зодчие создавали архитектурные ансамбли в масштабе городских районов и даже целого города (Санкт-Петербург, Москва). Ведущие мастера ампира в России: А. Воронихин, А. Захаров, К. Росси. Принцип объединения двух зданий в единую композицию аркой переброшенной через улицу от одного к другому (здания сената и синода в Санкт-Петербурге). В Москве центр города был окружён ожерельем площадей. Проблемные вопросы:
Задания для самостоятельной работы:
Вряд ли стоит выделять эклектизм как отдельный период развития искусств. Эклектизм это скорее тенденция развития любой крупной художественной системы. Она имеет место, как в период её становления, так и во время упадка. И заключается в соединении разнородных художественных элементов. Модернизм. Это новая тенденция или парадигма, характерная для развития искусств XX века. Суть её в отказе от форм и эстетики прошлого, в экспериментаторстве. Начало модернизма, как обычно, эклектично. Новые элементы соединяли со стилевыми особенностями Возрождения. Архитектура и прикладное искусство. Здесь к концу XIX в. формируется стиль «модерн» именуемый еще и как «неоромантизм». В Испании его так и назвали «модернизмом». Модерн стал противоположностью конструктивизму, набиравшему силу в пластических искусствах Европы и Америки. Эстетика «модерна» развивала идеи символизма и эстетизма, «философии жизни». Новую (буржуазную) эпоху хотели, выразить при помощи новых форм и материалов. Возводили особняки, деловые промышленные и торговые здания, вокзалы, театры, мосты, доходные дома. Архитекторы стремились «осовременить» декоративные средства и формы, придав им динамичную пластику. Один из идеологов модерна У. Моррис организовал мебельную мастерскую, основанную на ручном труде ремесленников в противовес машинному производству. Архитектор Ф. Уэбб построил для У. Морриса дом («Рэдхаус» (1859 г.), основанный на принципе изменчивости и перетекающего пространства. Вместо декора стен он использовал кирпичную облицовку. Плавные линии и асимметрия объемного построения и членений, а также иррегулярность очертания кровли и проемов резко отличали новую архитектуру от прагматичных, функциональных фабричных зданий. Для декора широко использовали орнамент; в штукатурке, изразцах и чугунных решетках. Широко применяли новые материалы – металл, листовое стекло, обливную керамику. Характерная черта модерна - глубокий индивидуализм композиций. Модерн в отличие от эклектики и функционализма иррационален. Архитекторы модерна – Ф. Шехтель, В.Орта, А. Ван де Вельде и А. Гауди. Старая Астрахань, город рубежа XIX-XX вв., и есть город «Модерна». У нас долгое время существовал центральный кинотеатр с таким названием. Большая часть сохранившихся особняков, ныне отреставрированных, - образцы архитектуры «Модерна». В городе ныне построены здания в неомодернистском стиле вроде гостиницы «Аль Паш» на набережной р. Волга – из стекла и металла, огороженной ажурной металлической решеткой. Изобразительные искусства. Орнамент модерна сложился в графике. Развитие получили литография и ксилография. В живописи и скульптуре художники модерна стремились создать самостоятельную художественную систему символизма (Понт – авенская школа во главе с П. Гогеном). Картины и панно были элементами интерьера. Поэтому для живописи модерна характерна декоративность. Художники сочетали большие цветовые плоскости, использовали тонко нюансированную монохромию. Поэтика символизма обусловила интерес к символике линии и цвета, к темам мировой скорби, смерти, эротики, снам, легендам, сказкам. Модернизм в непластических искусствах называли еще и «авангардизмом». В нем выделяют множество течений: фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм, литература «потока сознания», атональная музыка, додекафония и пр. Функционализм (конструктивизм). После I мировой войны, с одной стороны, резко обострилась жилищная проблема в Европе, а, с другой мощная промышленность, освободившаяся от военных заказов, предоставила архитекторам и строителям возможность широко использовать машины. Начался строительный бум, сопровождавшийся стандартизацией строительства. Конструкция становится фактором, определяющим облик здания. Архитектор (В. Гропиус) вынес членение каркаса на фасады, сделав его видимым элементом. У других архитекторов (Мис ван дер Роэ) каркас не выступает наружу и не связан с несущими стенами. Отцом нового направления в архитектуре считают Ле Корбюзье (международный архитектурный журнал «Новый дух» в Париже). Ле Корбюзье сформулировал программу конструктивизма: 1. Поскольку несущие и ограждающие функции стен разделены, дом должен быть поднят на столбах над уровнем земли, делая цокольный этаж функциональным (газон, гараж), привязывая здание к местности. 2. Свободная планировка, допускаемая каркасной конструкцией, дает возможность в каждом этаже свободно менять перегородки. 3. Решать фасад можно свободно благодаря отделенной от каркаса стены – мембраны. 4. Форма окон – наиболее целесообразная – горизонтальная ленточная, прямоугольная. 5. Крыша плоская, эксплуатируемая, что увеличивает полезную площадь дома. 6. Архитектура проникнута стремлением геометризировать формы, уподобить облик дома некой машине, которая обслуживает человека. («Техника - носитель нового лиризма). Эта геометризация архитектуры объясняется таким направлением в живописи, как кубизм. Движение «Де стиль» в архитектуре Европы. В. Гропиус и «Баухауз» (1919): создание вещей и зданий, заранее спроектированных для промышленного производства. То есть, «Баухауз» решал задачи проектирования современного жилища (и предприятия) со всей обстановкой и предметами обихода. Все должно быть функционально — соответствовать психо-физическим особенностям человека, закономерностям его поведения и восприятия им предметов и пространства. Если начали с лозунга: «Искусство и техника — новое единство», то в 1928 году новый лозунг: «Все вещи этого мира есть продукт формулы: функция, помноженная на экономию». Архитектор больше не художник, а менеджер. Готовили архитекторов и дизайнеров. Выпускник должен был одинаково владеть и техникой и формой. Со студентами постоянно работали художники различных направлений (В.Кандинский, П. Клее и др.) Проблемные вопросы 1. Объясните, почему «модернизм» называют «неоромантизмом». 2. Объясните, почему «модернизм» называют «авангардизмом». 3. Найдите общее и особенное в «модерне» и «конструктивизме». Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.014 сек.) |