|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Сознание и действительностьОтношение человека и мира, сознания и действительности – главный пункт размежевания, возникшего между Л.С.Выготским и А.Н.Леонтьевым. Согласно Л.С.Выготскому сознание не является альфой и омегой психологического исследования: за сознанием лежит жизнь. Как психолог он видит эту жизнь в мотивациях, аффектах, переживаниях человека. Осознание этих бессознательных по своей сути жизненных основ психической жизни и есть магистральная линия психического развития. Слово выступает при этом как основное средство этого развития (именно в этом смысл словоцентризма концепции Л.С.Выготского). Исходный философский тезис А.Н.Леонтьева – сознание отражает объективную реальность – непосредственно заимствуется из ленинской теории отражения. Совершенно очевидно, что эта теория противостоит всякой традиционной психологии, полагающей своим предметом внутренний (субъективный) мир человека. Сознание как мир субъективности, как чисто феноменальный мир выступают в свете теории отражения как буржуазные мистификации действительного положения вещей, действительных отношений между человеком и миром. А.Н.Леонтьев ищет “недостающее звено”, позволяющее преодолеть разрыв между сознанием и действительностью, между субъективным миром и миром объективным (действительностью). Более того, ищется такое “звено”, которое позволит показать производность субъективного мира по отношению к действительности, его вторичность. В рамках культурно-исторической концепции А.Н.Леонтьев не видит и не находит такого “звена”, констатируя непреодолимый “разрыв” между этими двумя мирами. Решение вопроса он находит в собственном понимании текстов К.Маркса, в понимании отношения человека и мира как практики, практической внешней деятельности. Именно так понимаемое “бытие” стало главным связующим звеном, основным понятием, методом и источником генеза всех внутренних, собственно психологических функций и процессов для новой, социалистической психологической науки par exellence. Для А.Н.Леонтьева основной и решающей проблемой психологии оказывается тем самым не проблема осознания бессознательных элементов психической жизни, но проблема сознания как такового. “Психология человека – формулирует он в выводах своих рукописных “Материалов о сознании” в самом начале 1940-х гг. – есть действительная наука о сознательной – психической жизни” [15; 33]. Тем самым в возникающей “деятельностной перспективе” психология оформляется как “социалистическаянаука” о сознании. И еще один характерный вывод, на этот раз из “Методологических тетрадей”, относящихся к тому же периоду времени: “Вообще: не “сознательное” и “бессознательное”, а презентированное и не-презентированное в сознании” [15; 210]. Следовательно, при такой постановке общей проблемы соотношения сознания и действительности изначально ликвидировались проблемы бессознательного, развития индивидуального сознания per se, означения переживаний и т.п. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |