|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Учение о Пресвятой Троице и учение о Христе как основа богословского понимания человеческой личностиХристианская антропология как наука. Ее предмет, цель, задачи, методология и структура. Христианская антропология - есть наука о человеке в рамках христианского вероучения (смежная с психологией, фил. и культ. антропологией). Предмет изучения- человек в полноте отношении с Богом и другими людьми. Цели и задачи – сотериологические, содействие человеку в деле спасения, распознание тех концепций, которые совместимы, несовместимы с Божественным откровением. Основной метод-дедуктивный. Структура ХА:1)чел в различных состояниях; 2) чел. в отношении к: Богу, людям, себе. Учение о Пресвятой Троице и учение о Христе как основа богословского понимания человеческой личности. Христологический догмат непосредственно связан с триадологическим догматом – учением о Боге-Троице. Оба эти догмата веры имеют самое непосредственное отношение к церковному учению о чел-ке поскольку их следствием является богословское понятие личности или ипостаси. В Боге одна природа и три лица, во Христе две природы и одно лицо, это значит, что как в Боге так и в чел-ке, созданном по образу Бога, необходимо различать лицо или личность, и природу или сущность. Воплощается не Бог-Троица, но Второе Лицо Троицы – Сын или Слово Божее, в воплощении именно божественная Личность – Сын или Слово Божие, становится лицом человека – Иисуса Христа, из этого следует что каждый индивидуальный человек является с одной стороны носителем общечеловеческой природы, с другой стороны уникальной личностью которая по Лосскому – «несводима к природе». Понития человеческой личности, выводимое из основополагающих догматов христианства, характеризуется посредством таких существенных черт личностного образа бытия как несводимость к природе свобода открытость творческий характер, уникальность, целостность в смысле неделимости и идентичность, непознаваемость объективирующими научными методами. 3,4. Сущность пантеизма и дуализма. Их следствия для понимания отношений человека с Богом, с другими людьми, с окружающим безличным миром, а также для понимания человеком самого себя. Пантеизм может иметь различное происхождение: - представление о Боге, как безличном Абсолюте, основанное на логических законах человеческого разума; - известное представление «Бог во всем», некое обожествление природы (возможно близко к политеизму). Отсюда разные пути пантеистического совершенствования для человека: 1-й путь – постепенное отвлечение, обособление от конкретного в себе, индивидуальности, уход от отношения с миром (материя – зло). Тенденция сосредоточения на общих категориях). 2-й путь – индивидуалистическое направление, сосредоточенность на природе на уровне природы относящегося к конкретному человеческому существу. Характерно стремление развивать свою индивидуализированную природу, способности, знание. Тенденция к накоплению материальн. богатств, власти над людьми. Переживание себя как обособленного индивида. В отношениях с Богом - магизм, законничество. В отношениях с людьми отсутствует личностное начало, преобладание природных характеристик (воин, раб, ребенок). Дуализм – представление о двух противоположных началах, лежащих в основе мира. В составе своей природы язычник пытается выделить наиболее совершенную составляющую, и менее существенную – обнаруживает душу, и тело. Антагонизм души и тела. Метемпсихоз основывается на долговечности души, значит центр внимания – душа, а телом надо пренебрегать, в аскетике – поиск пути к развоплощению, уход души из тела. 5. Сущность строгого монотеизма. Следствия строгого монотеизма для понимания отношений человека с Богом, с другими людьми, с окружающим безличным миром, а также для понимания человеком самого себя. Строгий монотеизм, или генотеизм утверждает Бога как Личность. Но он очень противоречив. Строгие монотеисты не признают троичности в Боге, а значит вне мира общение для такого Бога невозможно. Но и Личность невозможна без общения. В отношении мира же общение так же происходит неполноценно, суть Божия скрыта от творения, онтологическое общение невозможно между Богом и людьми. Отношения между людьми выше языческих, главное не природные характеристики, но личность другого. В отношениях же с Богом, т.к. отсутствует личные отношения, преобладает законничество, юридизм, как проявления послушания и любви к Богу. 6.Понятия образа и подобия Божия в человеке. Черты образа Божия. Оба понимания образа Божия в человеке раскрывают его во всей полноте. Совокупность благ данных Богом человеку (подобие), человек, как личность свободная от природы, преобразует и совершенствует, достигая таким образом подобия. Эти качества,доведенные до совершенства одновременно являются свойствами личности, такими как свобода, творчество, открытость, независимость от природы и т.д. 7. «Психологические» понимания образа Божия в человеке. Их достоинства и ограниченность. Образ Божий в человеке можно понимать двояко: - как сумму благ и совершенств дарованных Богом человеку; - как способ бытия природы- личностность, ипостасность. Эти подходы дополняют друг друга. 8. Понятие личности в христианской антропологии и понятие индивида в светской гуманитаристике. Личность есть нечто абсолютно уникальное, неповторимое. Она не определяется природой, а напротив преобразует ее по своему свободному произволению. Индивидуум определяется набором индивидуальных признаков, они отличаются от общих, видовых (природных), но нельзя говорить об их уникальности, это некая различная для каждого индивидуума степень развитости природных качеств. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |