АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные этапы развития русской фольклористики в XX веке

Читайте также:
  1. A) это основные или ведущие начала процесса формирования развития и функционирования права
  2. I I этап развития Медицинской этики - становление монотеистических религий
  3. I. Основные характеристики и проблемы философской методологии.
  4. II. Основные принципы и правила поведения студентов ВСФ РАП.
  5. II. Этапы кадастровых работ.
  6. III. Основные требования по нормоконтролю
  7. IV. Профиль физического развития
  8. To creat the Future или видение инновационного развития компании из будущего.
  9. WWW и Интернет. Основные сведения об интернете. Сервисы интернета.
  10. А. Основные компоненты
  11. А. Основные компоненты
  12. Акмеологический период развития.

1900-1916 гг. – период плюрализма точек зрения, подходов к исследовательскому материалу.Широта научно-исследовательских интересов (активное изучение не только традиционных, но и «неклассических» жанров – «новой» баллады», «жестокого романса», частушек, речевых жанров). Сосуществование и творческое взаимодействие различных школ и методологий: развитие традиций «исторической школы» (А.В. Марков, Б.М. и Ю. М. Соколовы, В.А. Келтуяла, С.К. Шамбинаго), «финская школа» (В.Н. Андерсон), ориентированная на поиск «праформ», «этнологическое направление» в трудах (Д.К. Зеленин),«русская школа», ориентированная на изучение фигуры исполнителя, поиск мифологических корней и исторических трансформаций одного и того же мотива в трудах Е.Н. Елеонской. «Сосуществование разных направлений и подходов в изучении народной культуры есть, без сомнения, с одной стороны, признак сложившейся научной дисциплины, а с другой – нормального состояния в ее развитии. Очевидно, что в предоктябрьскую эпоху отечественная фольклористика находилась на подъеме» (Т.Г. Иванова).

1917-1928 гг. Противоречивый характер состояния науки в этот период. С одной стороны – тяжелые потери (гибель, вынужденная эмиграция ряда ученых)в период Гражданской войны, с другой – расцвет краеведческой деятельности, возобновление работы многочисленных региональных научных обществ, сохранение плюрализма мнений, направлений методов работы. Значение исследований эстетической составляющей народной поэзии представителями «формальной школы» в литературоведении (В.М. Жирмунский, Б.М. Соколов, А.П. Скафтымов и др.). Разработка основ структурологического метода в ранних работах В.Я. Проппа на материале анализа волшебных сказок и трудах А.И.Никифорова. Оформление социологического метода исследования.

1929-1957гг. Эпоха научного монизма.Сужение методологической базы отечественной фольклористики в условиях господства социологического метода.

Ограничение фактического материала «классическими», «традиционными» жанрами, исключение из сферы научных интересов «религиозной» поэзии (духовные стихи, христианские легенды, заговоры, заклинания, произведений, не вписывающихся в рамки официальной идеологии (анекдоты, блатной фольклор, речевые формы и т.п.).

1958-1980-е гг. - период постепенного высвобождения фольклористики из-под официального идеологического диктата, возвращения к плюрализму мнений и методологий. Активная разработка сравнительно-типоллогического метода исследования в трудах В.Я. Проппа («Русский героический эпос», 2-е изд. 1958 г.) и В.М. Жирмунского. Развитие традиций «исторической школы» в трудах Б.А. Рыбакова («Древняя Русь.Сказания.Былины.Летописи» 1963). Активизация сторонников структурологическойметодологии.«Можно было бы сказать, что наука 1958-1986 гг. вернулась в нормальное русло своего развития. Однако идеологический диктат, свойственный советскому обществу послесталинской эпохи, сказывался и на фольклористике. По-прежнему под запретом находились анектод с его политическим и эротическим содержанием, а также многие формы, рождавшиеся в современности (например, «садистские стишки»)» (Т.Г. Иванова).

Рубеж XX-XXI веков – окончательное идеологическое раскрепощение науки о фольклоре. Принципиальное сближение фольклористики с этнографией, формирование понимания фольклора как явления народной культуры, включающего в себя помимо системы жанров систему обрядов и мифологических представлений.

Активизация интереса к классическим жанрам, связанным с религиозными представлениями (духовный стих, христианская легенда), к вопросам народного православия. Обращение к изучению эротической составляющей народной культуры.

Переосмысление классического наследия русской фольклористики XIX века, активное переиздание трудов ведущих филологов, представителей академических школ: Ф.И.Буслаева, А.А. Афанасьева, А.Н. Веселовского и др.

Оживление дискуссионного научного поля: полемика о предмете фольклористики, активизация дискуссии о специфике былинного историзма, о возможности бытования письменных форм фольклора. Разработка теоретических проблем современной фольклористики в трудах Б.Н. Путилова, В.П. Аникина, С. Ю. Неклюдова. Концепция «постфольклора» (Центр типологии и семиотики фольклора при РГГУ) как основа формирования нового научного направления. Расширение научной базы в результате выделения таких специфических форм бытования фольклора, как городские субкультуры, интернет-фольклор и т.п. Роль фольклористики в культурной жизни страны, значение науки о народном творчестве как важнейшей формы национального самосознания.

Научная литература

Буслаев, Ф.И. Народный эпос и мифология [Текст] / Ф.И. Буслаев. –М.: Высш. школа, 2003. – 400 с.

Веселовский, А.Н. Историческая поэтика [Текст] / А.Н. Веселовский. - М.: Высш. школа, 1989.- 406 с.

Веселовский¸А. Н. Народные представления славян [Текст] / А.Н. Веселовский. – М.: АСТ:АСТ МОСКВА, 2006.- 667 с.

Миллер, В.Ф. Народный эпос и история [Текст] / В.Ф. Миллер. – М.: Высш. школа, 2005. – 391 с.

Азадовский, М.К. История русской фольклористики: Т.1[Текст] /М.К. Азадовский. – М.: Учпедгиз, 1958. – 549 с.

Азадовский, М.К. История русской фольклористики: Т.2[Текст] /М.К. Азадовский. – М.: Учпедгиз, 1963. – 363 с.

Иванова, Т.Г. История русской фольклористикиXX века: 1900-первая половина 1941 гг.[Текст] / Т.Г. Иванова. – СПб.: «ДМИТРИЙ БУЛАНИН», 2009.- 800 с.

Николаев, П. А. История русского литературоведения [Текст] / П.А. Николаев, А.С. Курилов, А.Л. Гришунин. – М.: Высш. школа, 1980. – С. 106- 199.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)