|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Предпосылки возникновения науки о фольклоре. Начальные записи народных поэтических произведенийИстория русской фольклористики XVIII-XXвв. Фольклористика в ряду гуманитарных наук. Специфика ее взаимоотношений с другими областями гуманитарного знания. Фольклористика и филология. Предпосылки возникновения науки о фольклоре. Начальные записи народных поэтических произведений. 3. Зарождение русской фольклористики вXVIII веке: - формирование устойчивого интереса к народной культуре; -активизация собирательской деятельности, появление первых публикаций русского фольклора; - начало научного изучения фольклора, сильные и слабые стороны просветительского подхода к народной культуре. Вклад А.Н. Радищева в становление отечественной фольклористики. 4. Фольклористика в XIX: магистральные тенденции развития и достижения: - собирательская деятельность русских ученых в XIX веке, главные издания народнопоэтических текстов, выработка научных принципов их записи, обработки и публикации; - вклад русских писателей, литературных критиков, общественных деятелей в развитие науки о фольклоре; - ведущие академические школы (научные направления) мировой и отечественной фольклористики: методологические принципы, основные достижения, дискуссионные аспекты исследовательской деятельности. 5. основные этапы развития науки о фольклоре в XX-началеXIXвека.
Научная историография фольклористики как необходимое условие успешного самостоятельного изучения устного народного творчества, способствующее пониманию общих теоретических позиций, методологических принципов, лежащих в основе фундаментальныхисследовательских направлений, концепций, школ. Фольклористика как специфическая гуманитарная дисциплина, тесно взаимодействующая с этнографией, культурологией, искусствоведением, историей, религиоведением. Своеобразие взаимосвязей фольклористики и филологии: зародившись как важнейшая составная часть филологии, тесновзаимодействующаяс лингвистикой, и литературоведением, фольклористика постепенно обретает черты самостоятельной научной дисциплины, обусловленные специфическим предметом изучения. Собирательская работа, запись, обработка, систематизация и публикация фольклорных произведений как важнейшая составная часть фольклористики, необходимое условие для научного изучения народного творчества.Ведущие формы собирательской работы: экспедиционная и стационарная. Основные этапы становления и развития отечественной науки о фольклоре Источники начальных сведений о русском фольклоре: летописные записи, церковная письменность, произведения древнерусской литературы.Особенности первых специальных записей русского фольклора, сделанных в XVII веке: случайный, несистематический характер, свободное обращение с текстами. Формирование осознанного интереса к народной культуре в XVIII веке. Начало систематического собирания произведений устного народного творчества. Первые издания фольклорных текстов: «Письмовник» Н.Г. Курганова (выдержал 7 изданий); «Собрание разных песен» М.Д. Чулкова (1770-1774); «Новое и полное собрание российских песен» Н.И. Новикова (1780-1781); «Собрание русских народных песен с их голосами…» Н.А. Львова –ИоганнаПрача (1790); «Русские сказки» В.А. Левшина (1780-1783); «Собрание 4291 древних пословиц» А.А. Барсова (1770) и др.Лубочные издания как специфическая форма фиксации и популяризации фольклорных текстов. Основные недостатки первых русских фольклорных сборников: отсутствие четкой структуры, смешение народных и литературных произведений, редактирование и исправление текстов, неразличение вариантов, отсутствие паспортных данных (сведений о времени, месте записи, информантах, условиях бытования).Требование публикации народных произведений без искажений и исправлений, сформулированное Н.И. Новиковым, положившее начало процессу формирования научных принципов работы с фольклорными материалами. Изучения русского фольклора в трудах отечественных филологовXVIII в. Первые попытки систематизации представлений о славянской мифологии и обрядности в «Кратком мифологическом лексиконе» (1767) и «Абевеге русских суеверий, идолопоклоннических жертвоприношений, свадебных простонародных обрядов, колдовства, шеманства и проч.» (1786) М.Д. Чулкова.Интерес к народному стихосложению, его принципам, размерам в трудах В.К. Тредиаковского, Н.А. Львова и др: «...стоит только раскрыть презираемый поднесь ковчеготечественного сокровища, и мы найдем в оном множество образцов,красотою греческим не уступающих» (В.В. Капнист). Формирование представления о народной поэзии как национальной основе отечественной литературы. Противоречивость просветительской концепции фольклора: с одной стороны -признание необходимости изучения народной поэзии как важнейшего источника сведений о национальной истории, с другой, - восприятие народного творчества как «грубого», «суеверного» и эстетически малоценного:«Характерное для исторической науки XVIII века просветительское и критическое отношение к общекультурному и эстетическому значению памятников народной поэзии не мешало признанию и установлению их исторического значения. Наоборот, эти две стороны общего понимания проблемы фольклора находятся в тесной и неразрывной связи между собой. Отрицательное отношение к народной поэзии объясняется главным образом тем, что она рассматривалась исключительно как явление давно прошедшего времени, как отражение старинных, некультурных и примитивных нравов, как проявление и остаток древних суеверий, в которых сохранились еще дохристианские языческие представления и понятия. Но это же обстоятельство, т. е. признание глубокой древности фольклора, влекло за собой повышенный интерес к нему как историческому источнику, как к сохранившимся свидетельствам о прошлом народа, его прежнем устройстве, верованиях и пр.» (М.К. Азадовский). Первые обращения к устно-поэтическим традициям в творчестве русских писателей XVIII века («Добрыня» Н.А. Львова, «Илья Муромец» Н.М. Карамзина и др.). Своеобразие поэтики ранних русских «простонародных поэм», обусловленное стремлением авторов-просветителей «облагородить», «очистить» народную художественную мысль от «грубости» и «жестокости», придать ей изящный характер. Активное введение элементов подлинной народной поэзии в драматические произведения (комические оперы М. И. Попова, А. О. Аблесимова). Вклад А.Н. Радищева в развитие отечественной фольклористики. Принципиально новое понимание фольклора как специфической формы выражения народного характера и мировоззренияив историческом прошлом, и в современности. Утверждение высокой эстетической ценности народной поэзии, убежденность в огромном творческом потенциале народного сознания. Активное использование Радищевым фольклорных образов, мотивов, поэтических приемов в собственной писательской практике («Путешествие из Петербурга в Москву»): «В ʺПутешествииʺ новая для русской литературы XVIII века позиция в отношении к фольклору: он привлекается не в качестве свидетельства о старине и прошлом быте или прошлом вкусе народа, даже не как материал для обновления языка и литературы, но как форма народной мысли, как выражение народного сознания, как путь к его познанию и как основа народной культуры» (М.К. Азадовский).Попытки писать «в народном духе» (сказочная поэма «Бова», неоконченная поэма «Песни, петые на состязании в честь древним славянским божествам»). Создание предпосылок для возникновения науки о фольклоре (осознание необходимости активного собирания устно-поэтических текстов, постановка вопроса о выявлении места и роли фольклора в национальной культуре, его значении в постижении народного характера и изучении отечественной истории) – главный итог развития русской фольклористической мысли XVIII века. Крушение просветительской идеологии, формирование романтического мировоззрения, пробуждение национального самосознания в период антинаполеоновских кампаний и Отечественной войны 1812 года как факторы, обусловившие своеобразие духовной атмосферы в русском обществе на рубеже XVIII-XIX вв. Идея высокой эстетической ценности народного искусства – основы национальной культуры, - обусловившая всплеск интереса к собирательской и исследовательской деятельности. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |