АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Собирательская деятельность русских фольклористов XIX века

Читайте также:
  1. C. разрушение или существенное нарушение экологических связей в природе, вызванное деятельностью человека ?
  2. Александрова Л. Сказки о народном искусстве: про леших, русалок, домовых и русских мастеровых. В 2 ч. – М. : Московские учебники, 2013.
  3. Атмосфера. Её значение для человека.
  4. Б. индивидов и групп индивидов как потребителей, а также осуществляющих предпринимательскую деятельность
  5. Биологический подход А. Гелена и К. Лоренца к рассмотрению человека.
  6. Большой и малый круг кровообращения, основные артерии и вены человека.
  7. Бренд и рекламная деятельность фирм.
  8. Бытие как жизнь и бытие как (жизне)деятельность
  9. В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ
  10. В трудовую деятельность детей младшего школьного возраста вовлекают постепенно.
  11. Веществом, находящимся в минимуме, управляется жизнедеятельность организма
  12. Влияние понимания смысла человеческого бытия на судьбу человека.

«Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым,ивторично изданные с прибавлением 35 песен и сказок, доселе неизвестных, инот для напева» (1818):история создания, публикации, изучения уникального сборника и личности его автора.

Собирательская деятельность русских романтиков. Роль литературных альманахов в публикации народных произведений.

Постановка задачи издания полного собрания памятников народного творчества, в частности, народных песен – итог собирательской работы 1810-1820-х гг.: «Эта задача мыслилась не только как литературное или узконаучное предприятие, но и как важнейшее национальное дело, как предприятие огромного исторического и историко-философского значения» (М.К. Азадовский).

1830-40-е годы – новый этап собирательской деятельности в России. Возникновение широкого собирательского движения, охватившего самые разные слои русского общества и разные географические регионы страны.

П.В. Киреевский – создатель первого в России собирательского центра, сумевший привлечь к делу собирания фольклора многих выдающихся современников (А.Х. Востоков, Н.М. Языков, А.С. Пушкин, А.В. Кольцов, А.Ф. Вельтман, М.Н. Погодин, С.П. Шевырев, С.А. Соболевский, Н.В. Гоголь и др.).Многотомное «Собрание русских народных песен», изданное на основе материалов, собранных П.В. Киреевским (1834-1911) – выдающееся событие русской культурной жизни.

Организационное и научное значение «Песенной прокламации» П.В. Киреевского, содержавшей не только общие замечания о значении и важности собирания народных песен и духовных стихов, но и практические рекомендации по собиранию и обработке фольклорных произведений:

1. записывать сначала песни со слов, потом проверять с голоса, «ибо люди, привыкшие петь песни, обыкновенно лучшевспоминают их, когда поют, нежели сказывают»;

2. записывать «слово в слово» и обязательной каждую песню, какой бы нескладной, незначительной идаже бессмысленной ни представлялась она собирателю, ибо«иногда поющий смешивает части нескольких песен в одну, и настоящая песня открывается толькопри сличении многих списков, собранных в различных местах».

Понимание важности строгой и тщательной документации текстов (где и когда записаны), сведение правки текстов к минимуму (унификация правописания при сохранении народных форм, введение дополнительных частиц, замена имен в соответствии с требованиями стихотворного размера, несохранение диалектных особенностей). Обработка вариантов: введение отдельных образов, мотивов из разных записей в реконструированный «основной текст»: «Киреевский, обрабатывая песню, дорожил всякой ее чертой и вносил мелкие изменения лишь в случае крайне необходимом, по его мнению; давая реконструированную им песню, он давал налицо и весь материал этой реконструкции: таким образом, ни одна записанная из уст народа песня, ни ее отдельное выражение не пропадали» (М.Н. Сперанский). Недооценка Киреевским и его последователями произведений современного городского фольклора: «Эстетическая оценка народной поэзии опиралась исключительно на момент архаики, а отсюда и та пренебрежительная оценка и невнимание, какими встречались в широких читательских и исследовательских кругах песни, на которых лежала в той или иной степени печать нового времени, особенно песни, тронутые влиянием фабрично-заводской среды» (М.К. Азадовский).

Роль русских научных учреждений в деле организации собирательской деятельности.

Русское географическое общество и его филиалы в регионах (1846) как центр объединения и организации работы по изучению старины в России. Значение работ К.Д. Кавелина (разбор книги А.Терещенко «Быт русского народа» 1848 г.) в постановке и разработке вопросов бытовой этнографии: «Он первый в русской науке высказал мысль о необходимости тщательного исследования бытовой и реальной обстановки, в которой складывались и бытовали народные предания и поверья» (М.К. Азадовский). Разработка Кавелиным «метода реального объяснения», ориентированного на отыскивание прямого и буквального смысла преданий или обычаев с помощью анализа конкретных явлений исторического, бытового, природного характера лежащих в их основе.

«Инструкция этнографическая», составленная Н.И. Надеждиным, как основа рекомендаций, рассылаемых Географическим обществом во все регионы России, ее роль в активизации местных собирателей, организации их работы на строго продуманной основе. Превращение Географического общества в ведущий центр собирательской деятельности этнографов и фольклористов. Издательская деятельность общества.Первые своды отдельных фольклорных жанров, созданные на основе архивов Географического общества: «Великорусские заклинания» Л.Н. Майкова (1869), «Великорусские загадки» И.А. Худякова (1864).

«Народные русские сказки» А.А. Афанасьева (1855-1863, отдельное четырехтомное издание – 1873) – уникальное по полноте, важнейшее русское фольклорное издание на основе архивов Географического общества, включившее в себя также материалы ряда более ранних изданий, старинных рукописных сборников и т.д. Строгий научный характер издания: минимум и осторожность правки отдельных элементов стиля, наличие обширных научных комментариев. Теоретическое значение сборника: системный характер расположения текстов, являющий собой первую законченную классификацию сказочных сюжетов, сохранившую актуальность и по сей день.

В.И. Даль – фольклорист и этнограф.«Пословицы русского народа» (1860-е гг.) - крупнейшее русское собрание. Предметный принцип расположения материала в сборнике, позволивший выявить основные аспекты народного мировоззрения.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)