АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Когда-нибудь монах трудолюбивый

Читайте также:
  1. Http://www.hist.msu.ru/ER/museum.htm
  2. I I этап развития Медицинской этики - становление монотеистических религий
  3. III. ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ
  4. III. Творческая часть. Страницы семейной славы: к 75-летию Победы в Великой войне.
  5. LXXVIII
  6. My future career
  7. THE END
  8. Translate the text from Russian into English.
  9. Uva Uvam Videndo Varia Fit
  10. V. ОБЩИЙ ПОРЯДОК ПОСТАНОВКИ РЕКУПЕРАЦИИ.
  11. XXXVIII
  12. XXXVIII

Текст № 1.

 

В своей драме “Борис Годунов” А.С.Пушкин вкладывает в уста летописца Пимена следующую идею:

Когда-нибудь монах трудолюбивый

Найдет мой труд усердный, безымянный,

И, пыль веков от хартий отряхнув,

Правдивые сказанья перепишет…

В поэтической форме Пушкиным зафиксирована одна из фундаментальных характеристик культуры – традиция, то есть исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. Правильность этого наблюдения подтверждается многочисленными фактами: уже римляне искали и находили соответствующие их опыту традиции в эллинистическом человеке и его культуре; Возрождение и Просвещение традиционным эталоном избрали человека классической античности; романтики ХIХ века нашли для себя идеал в мире средневековья, а люди ХХ века все больше обращают свои взоры к человеку Древнего Востока – ведь стремительность и быстрота нашего времени подталкивает нас к чему-то устойчивому и стабильному.

Традиция как основополагающий принцип функционирования культуры была реализована в древневосточных обществах. В силу социально-исторических, природно-географических, религиозно-этических предпосылок “образ-понятие” Восток при всех его многочисленных трансформациях олицетворял для европейца иной тип жизнеустройства, чем тот, к которому принадлежал он сам. Греки первыми в Европе противопоставили себя Востоку. Разграничение Востока и Запада стало формой обозначения противоположности эллина и варвара, т.е.“цивилизованности” и “дикости”.

Разница культур преподносит массу существенных отличий в ценностных предпочтениях человека. Например, символ мужской красоты в Китае выглядел так: лыс, толст, с круглым животом, длинными ногтями. Символ мужской красоты западного образца выглядит иначе: это Аполлон, прекрасный телом и духом, деятельный в физическом и психическом смысле, в отличие от китайского чиновника, нажившего свою тучность ленью и обжорством.

В практике обучения в Древнем Китае тоже много своеобразного. Обучение там не сводилось к передаче учителем ученику информации. Оно было направлено на восприятие учеником личных качеств учителя. Именно это – личность учителя как духовного существа – и было тем содержанием, которое при помощи текста культуры передавалось во времени в процессе трансляции ценностей. Западноевропейская ситуация “отцов и детей” здесь не имеет места, что, кстати, исключает предательство учителя своим учеником по конъюнктурным соображениям.

Вся восточная культура стремилась к воспроизведению во времени колоссального количества подробностей. Иероглифическая письменность – это своего рода зеркало традиции фиксировать каждый конкретный факт в его отдельности и неповторимости.

В отличие от нее древнегреческая культура избрала иной путь – сведения всего богатства знаний к небольшому количеству исходных положений (геометрия Евклида, логика Аристотеля). На место запоминания греческие мудрецы поставили диалог и состязание умов, считая этот путь более эффективным.

Как антипод “пименовскому” можно рассмотреть “фамусовский” подход к культуре: “Уж коли зло пресечь: забрать все книги бы да сжечь…”. В эпоху кризиса (политического, идеологического, духовного) подобный подход разрывает единство культурного процесса. История культуры предстает как цепь сплошных катастроф. Каждому новому поколению в соответствии с таким видением культурного процесса приходилось бы создавать те же самые структуры на голом месте, заново изобретать велосипед. Предав забвению прошлое, вряд ли можно рассчитывать на память потомков.

 

? Приведите свои примеры, подтверждающие своеобразие восточной и западной культурных традиций.

? Подтвердите либо опровергните фактами тезис о присутствии “фамусовского” подхода к культуре в современной российской действительности.

? Назовите известные вам традиции и раскройте содержание одной из них (по вашему выбору):

- В истории отечественной культуры;

- В судьбе вашей малой родины;

- В жизни вашей семьи.


1 | 2 | 3 | 4 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)