|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Н а ч а л о м и р о з д а н и я
Г л а в а I. Было время, когда ничего не было: ни неба, ни земли, ни солнца, ни звёзд; была бездна пространства во тьме и Д у х Б о - ж ий парил над ней. Один Б о г безначален. Один Он не имеет начала Своего Цар- ства и силой Своей Всемогущей Воли создал из ничего всё во все- ленной, решительно всё, как то, что мы видим нашими органиче- скими глазами, так и то, что невидимо ими. Всё, что только суще- ствует, – существует по Ег о Святой Воле. Он Один пребывал от вечности; и всегда пребывал в блажен- ном ощущении светозарности своей красоты и бесконечной мощи Своего Всемогущества. Он от вечности созерцал вожделённое обилие Своей любви и милосердия равное и равно совершенное величие Трисиянного Бо- жественного Существа Своего; – как то известно Одному Б о г у и тем, кому О н захотел открыть это. Царствуя в пустоте веков Мысль Всевышнего была поглощена желанием создать по возможности большее число духовно-разум- ных существ, способных свободно и разумно, как Он Са м, насла- ждаться тем блаженством, которое есть следствие святой, чистой и любвеобильной жизни, и даром Божественного Т в о р ц а Сво- его. Ег о Творческий Всепредвидящий Ум созерцал уже в Своих умопредставлениях Им же Самим составленные образы миров, необходимых для жизни и проявления деятельности каждому из подлежащих сотворению существ. Весь высший и премудрейший план мироздания, предначертанный Ег о Предвидением, был для Нег о как бы настоящим и уже совершившимся; ибо у Б о г а всё одинаково перед Очами и прошедшее, и настоящее, и будущее, и, 4
как бы отдалены они ни были, они сливаются в одно общее всезна- ние – Он Всеведущ. Бо г – источник бесконечной благости, любви и милосердия, не мог быть удовлетворён одним личным сознанием Самого С е б я, Своих высоких качеств и Своей бесконечной силы; О н не мог быть удовлетворён также одним личным сознанием и ощуще- нием того бесконечного блаженства, в котором пребывал от веч- ности, но требовал, чтобы это благо, эти любовь и милосердие, находящиеся в Нё м в таком изобилии разливались бы беспре- дельно, чтобы они, отражаясь в сонме осчастливленных И м су- ществ, вновь зарождались бы в них, умножались бы ещё больше и шли бы всё дальше и дальше, из силы во всё большую силу, из света к большему свету и чтобы число этих блаженных существ было бы возможно больше – было бы неисчислимо велико. Мог ли Бо г, любвеобильнейший источник блага и милосер- дия, ограничиться одним личным ощущением Своего блаженства и одним сознанием Своих высоких и чистейших качеств? – Если Мы, эгоистическое человечество, охотно благотворим ближним, чтобы удовлетворить то ничтожное чувство любви и милосердия, которое находится в нас лишь в зачаточном состоянии; если мы порочные люди в минуту нашего микроскопического счастья, ко- торое иногда выпадает на нашу долю, уже чувствуем потребность делиться им с кем-нибудь, то тем более Бо г, не имеющий и тени эгоизма, ни следа порочности, совершенно свободно и непринуж- дённо желал излить Свою бесконечную любовь и милосердие и тем осчастливить неограниченное число существ, чтобы они все, ощущая то же, что и Он Са м, хотя отчасти поняли, оценили Его и одним словом разделили бы с Н и м Его счастье и блаженство. Таким образом, единственным побуждением к созданию мира духовно-разумных существ были благость и любовь. Побуждение это было вызвано отнюдь не какой-либо необходимостью, но единственно Его свободным произволением. Единственной целью сотворения было дарование блаженства этим созданным суще- ствам. Для выполнения этой единственной, но величественнейшей цели творения необходимо было создать все видимые и невиди- 5
мые миры, всю вселенную, всех животных и растений для возмож- ности проявления целесообразной жизненной деятельности этих существ, через которую и должен каждый мало-помалу доходить до своего совершенствования и высших нравственных, разумных и духовных развитий, при которых только и возможно постигнуть дела Божьи, проникнуться всей глубиной той премудрости и того блага, которые в Б о г е и, пользуясь этим высшим пониманием, быть счастливым и блаженным, как Он Сам счастлив и блажен. Из-под Всесовершеннейших Творческих Рук Б о ж ь и х не могло выходить чего-либо несовершенного, а потому и духовно- разумные существа, призванные Б о г о м к жизни и были все оди- наково чисты и непорочны. Иначе этого быть не могло, ибо Гос- подь Бог, даруя существам жизнь, уделял каждому Святейшую часть от Себя Самого; ту часть, из которой состоял С а м и которой владел Са м. Таким образом, все духовно-разумные существа не только создавались подобно Существу Божьему, но были Боже- ственны – были Им Самим, а следовательно, имели полную воз- можность пользоваться блаженною жизнью наравне с Самим Бо- гом: для сотворения тела каждого из существ – Б о г отделил часть тончайшей и чистейшей материи, из которой состоит Он Сам, из материи разрежённой, конечно, до непонятной нам бесконечно- сти; для сотворения души Он отделил часть Своего Святейшего Духа: для жизни, Он дал возможность пользоваться теми совер- шеннейшими качествами, которыми владеет Он С а м – и эти дары нисколько не умаляли Его, ибо Он бесконечен в абсолютном смысле этого слова. По высшему правосудию Своему и вследствие одинаковой бесконечной любви, которую питает Б о г к сотворённым И м су- ществам, Он дарует всем одинаковую частицу Свою и никто не лишается её и даже те, которые сами захотели отвергнуть её, за- глушить её в себе и жить наперекор своей природе, – и в тех даже она не исчезает, не уничтожается Б о г о м, но пребывает в сокры- том для них виде всегда готовая к призыву раскаяния. Эта благодатно дарованная частица также бесконечна, как и Сам Бо г бесконечен; но качества, заключающиеся в ней, могут быть вызваны или возделаны не иначе, как только доброй волей 6
существа, получившего её в дар от Б о г а и непременно с помо- щью и благословения Самого Б о г а. Это есть необходимое усло- вие развития всякого существа, положенное Самим Б о г о м при сотворении его. Каждый пользуется дарами Божественной благо- дати в той мере, которая необходима ему дли выполнения его жиз- ненной задачи, сообразно со степенью своего умственного, нрав- ственного и духовного развития. Всякая новая степень развития существа, приобретаемая им через собственные и добровольные старания и стремления к самоусовершенствованию открывает, с помощью Б о г а в нём, новые силы и способности к возможности всё большего понимания Б о г а к осмысленному ощущению бла- женства чистого, безгрешного существования. Полное блаженство жизни достигает только тот, кто стал совершен, кто обильно воз- делал в себе дары Божьи при Его Святой помощи, приблизился к Б о г у и становится подобен Ему; но в полном смысле слова Один Бог Свят и Блажен. Давая часть С е б я Самого при сотворении существ, Г о с - п о д ь Бо г даёт каждому: 1) жизнь; 2) Свой собственный образ и возможность быть Ему подобным; 3) О н дарует каждому его са- мостоятельное «я» или его личность или то, что мы называем в себе душой. Эта душа также бессмертна как Сам Бо г, ибо она именно и есть та Божественная частичка, освящающая всё суще- ство и составляющая вечное и постоянное личное присутствие Са- мого Б о г а в каждом, из сотворённых Им, духовно разумных су- ществ; 4) Б о г каждому даёт совесть: это глас Божий вечно в каж- дом находящийся. Эта совесть осуждает или одобряет все по- ступки и намерения существ и, наконец, в 5) Б о г дал свободную никем не стесняемую волю, делающую каждое духовно-разумное существо – существом личным, свободным и независимым. Только эти священные дары Создателя могут сделать суще- ство личным, самостоятельным и ответственным за поступки. Только эти божественные качества и свойства, целесообразно направленные, могут довести до вполне ясного понимания Бога и возложенной на каждого его задачи самоулучшения. Не должны ли мы все, сколько только есть существ во вселен- ной, быть глубоко благодарны Б о г у за все благодеяния, кото- рыми награждены И м решительно ни за что, без всякого с нашей 7
стороны повода, но лишь вследствие Ег о бесконечной любви и милосердия. Не должны ли мы постоянно благодарить Б о г а, вспоминая постоянно, что всё, что мы имеем, – имеем по Ег о Ми- лости и имеем бесконечно много, а именно: 1) Не есть ли, в самом деле, «жизнь» величайший дар, который только мог желать получить человек и этот дар не мог бы он, ко- нечно, получить ни от кого другою, как только от существа беско- нечного – от Б о г а? Большинство людей трепещет перед одним воспоминанием о смерти т.е. перед одним опасением потерять жизнь. Не доказывает ли это их сильную привязанность к жизни? Расставание с жизнью человека, признающего своё уничтожение за гробом, производит всегда самое удручающее впечатление. Он борется со смертью, как со своим злейшим врагом, и это сильное желание жить, до некоторой степени останавливает промесс смерти. У подобных людей агония длится иногда несколько дней и даже месяцев. Вообще говоря, как бы жизнь ни была тяжела, в какой бы ни жил человек бедности, горе и болезнях, какие бы ни претерпевал он беды, несчастья, превратности судьбы – он всё же так дорожит жизнью, что охотно принял бы ещё большие мучения, лишь бы от него не отняли жизни. Люди, верующие в Б о г а и в бесконечное загробное блажен- ное существование, спокойно ждут конца своего. Есть между ними и такие, которые желают смерти как избавления от трудности зем- ной жизни; но ведь это желание смерти не есть желание своего уничтожения, но есть желание получить скорей лучшую жизнь на небе. Они не допускают и мысли, что смерть есть уничтожение, они уверены, что как они жили на земле, так точно будут они про- должать жить и за гробом, только при лучших условиях и в луч- шем месте. Но спросите их: желают ли они своего уничтожения? – Всякий из них ужаснётся перед подобной мыслью, заставляю- щей застывать крови в жилах и подыматься на голове волосам ды- бом. В самом деле ужасно из «я» превратиться в «ничто». Это тем более ужасно, что никакое самое пылкое человеческое воображе- ние не в состоянии себе составить идею об этом «ничто». Как глубоко должен быть человек благодарен Своему С о - з д а т е л ю, который вызвал его из этого «ничто» и призвал к 8
жизни. Только тот может относиться безразлично к этому вели- кому дару Т в о р ц а, кто по своей гордости признаёт жизнь своей неотъемлемой собственностью, а потому решительно не желает понять, что без особой милости Божией он до сего времени был бы в состоянии небытия; т.е. «ничто ровно» – менее животного, менее всякого растения, менее куска камня, ибо и тот получил от своего Творца, хотя и низшую, но всё же жизнь. Только человек, не говоря уже о духовной его порочности, но без общегражданских принципов о долге и чести – может присво- ить себе то, что ему не принадлежит, но, дано на известных усло- виях. Если бы человек распорядился чужим добром не так, как же- лает его владелец, и стал бы злоупотреблять чужим имуществом, он был бы назван человеком бесчестным. Так точно мы, приняв- шие от Бога жизнь, не должны ли стараться узнать, для чего она нам дана, и какие обязанности наложил на нас Бог, давая нам её. 2) Давши человеку жизнь, Г о с п о д ь Б о г вдунул в него Дух Свой, дыхание жизни, частичку Самого С е б я, которая освящает человека и даёт ему духовное понимание истины. Этот второй дар открывает человеку возможность укоренять в себе все нравствен- ные и духовные начала, ибо с этим даром он получает зачатки всех тех качеств, которыми владеет Сам Б о г и которые он обязан взрастить в себе через свою правильную жизненную деятельность, производимую им в духе Божественного Закона, чтобы не извра- тить святых качеств, вложенных в него Б о г о м. И так: а) Б о г призвал человека к жизни, т.е. вырвал его из небытия, из состояния смерти, в котором он, без этого, находился бы вечно; б) освятил его, поставил выше всех животных, выше всего сотворённого Им, дал ему частичку С е б я Самого и присут- ствие С в о ё в нём, и в) дал ему С в о й образ и возможность быть Ем у подобным. – Можно ли больше наградить человека? Не обя- зан ли человек спросить себя: за что такие милости? Чем могу от- платить Б о г у, чтобы, по крайней мере, не быть неблагодарным? Как мог я, бывши вчера ещё ничтожнее куска грязи, быть сегодня носителем и хранителем Святейшей частички Самого Б о г а? Мы чтим священные вещи, образа, храмы и относимся к ним с благоговением; но вместе с тем решительно не обращаем внима- 9
ния на то, что мы сами храмы и что, дав нам жизнь, Б о г Сам жи- вёт в нас. Нося в себе Б о г а, мы должны всегда строго и с благо- говением относиться как к себе, так и к другим людям, ибо они тоже храмы и в них тоже пребывает Бо г. Разве не должно налагать на человека известных обязательств столь великое количество щедрот Божьих, данных ему реши- тельно ни за что, а единственно из одной любви Б о г а к людям? Из одного уже чувства благодарности мы должны бы были умно- жать вложенное в нас добро, а не закапывать свои таланты в землю. 3) Не есть ли ум, мысль и другие дарования и таланты, кото- рыми владеет человек третьим и величайшим даром, которым только мог наградить человека Один Бо г? Ничто не уподобляет так человека Б о г у, как употребление этого дара в Божественном смысле, и наоборот, ничто так не отдаляет человека от Б о г а, и не порождает в нём разврата мысли и тела, как употребление этого дара в противо-Божественном смысле. Большинство думает, что ум, рассудок, таланты и все преиму- щества, которыми пользуется человек над другими людьми, суть его неотъемлемые достояния, его личная собственность, которыми он властен распорядиться, как ему угодно. Поэтому каждый зло- употребляет ими на разные лады. Конечно, если думать, что превосходства ума или талант, или всякое преимущество, которыми я владею, это моя собственность или, лучше сказать, «я сам», то справедливо мне одному и пользо- ваться результатами, приобретаемыми от этих преимуществ. Но ведь в сущности это ошибка. Это не моя собственность, это не моё личное приобретение, но дар Божий, данный мне на подержание. Если же это только чужое преимущество, данное мне на известных условиях, то я должен делать из него то употребление, которое требует собственник этого имущества т.е. Бо г. Если я считаю, что ум, талант, власть, успех по службе, удачи в делах, высокое моё положение между людьми, блестящие спо- собности, знатность, богатство, физическая и нравственная силы и т.д. суть результаты чего-нибудь мне лично принадлежащего, то я вправе возгордиться, вознестись перед людьми, эксплуатировать и порабощать их тем или другим способом т.е. впасть в грехи самого 10
денницы. Но так как все эти преимущества даны Б о г о м, то это обстоятельство уже налагает на меня ответственность перед Богом за правильное употребление Его достояния. Тут уже нет места ни самохвальству, ни тщеславию, ни наживе; а всякий честный чело- век должен постоянно оглядываться в жизни и спрашивать себя, всё ли я так сделал с Божьим имуществом, как Он Сам того же- лает. Разница между этими двумя воззрениями громадна, и она от- ражается на всей жизни людей, на всей культуре, на всём про- грессе мира и на всех отношениях между людьми или, лучше ска- зать, на всей общественной и частной жизни. 4) Не обладая совестью, никто из нас не был бы в состоянии правильно оценивать своих поступков. Совесть постоянно оста- навливает и уберегает каждого от зла. Она заставляет искать ис- тинные и правильные пути в жизни и упрекает того, кто проти- вится её указаниям. Без этого могущественного помощника было бы трудно держаться на высоте своего совершенства, а тем более преуспеть в добре. 5) Не обладая свободной волей, мы не были бы личностями, и не были бы существами разумными. Понятие о личности, которая должна нести ответственность за поступки, непосредственно свя- зано с понятием о свободной, ничем не стесняемой воле. Отвечать за свои поступки может только тот, кто делает их свободно и со- знательно, следуя своим собственным желаниям и стремлениям. Если бы кто-нибудь или что-нибудь заставляло эту личность по- ступать так, а не иначе, то она не была бы свободна и не имела бы причины стать ответственной за свои поступки. Как все животные, например, волк – зол и алчен, ягнёнок – добр и безобиден, осёл – терпелив и безответен, но никто не ставить им в заслугу этих ка- честв, ибо это из природы. Волк должен быть зол, а осёл должен быть терпелив и пока только будет существовать волк и осёл, они вечно будут такими, ибо это качества, вложенные в них Б о г о м при сотворении их, а потому ни осёл за своё долготерпение, ни яг- нёнок за свою доброту не получат награды, ибо они добры не по- тому, что хотят быть добрыми, а потому, что не могут быть злы, такова уже их природа и иначе они поступать не могут и должны безусловно исполнять требования своей природы. Нет заслуги 11
огню, что он жжёт, или воде, что течёт, ибо это только неотъемле- мые качества их, без которых вода не была бы водою и огонь не был бы огнём. Но не таковы обязанности, возложенные Б о г о м на всех ду- ховно-разумных существ. Он дал им частичку Самого С е б я и же- лает, чтобы каждый из них добровольно возделывая эту частичку через практику жизни, совершенно непринуждённо и свободно взрастил бы её, а вместе с тем и себя до высших степеней добра и святости, при которых он будет сам Богоподобен, а следовательно, и блажен. Мы в своём общежитии, даже, не ценим тех слуг, которые честны и исполнительны только тогда, когда за ними следят, вследствие чего они принуждены быть честны и исполнительны; но ценим их тогда, когда мы уверены, что можем положиться на них и знаем, что за глазами они будут вести себя совершенно так же, как и на глазах. Тем более Господь Б о г, сотворив подобных С е б е существ, должен требовать от них, чтобы они не делали бы зла не потому, что они фактически не могли бы его сделать, если бы даже пожелали, но потому, что зло им противно, что они, по- нимая всю прелесть добра, свободно и сознательно не желают де- лать зла, хотя, если бы захотели, то имели бы полную возможность его делать. Как свободная воля ни необходима для всякого духовно-ра- зумного существа, однако она есть один из великих камней пре- ткновения в жизни и развитии их. Она даёт им полную возмож- ность искушаться грехом, идти в жизни по ложным путям разви- тия и уклоняться от истины; но тем не менее, чтобы достигнуть Богоподобия, всякое духовно-разумное существо необходимо должно уметь владеть именно теми качествами, которыми владеет Сам Бо г, а потому должно развивать в себе именно их, а не какие- либо другие качества, не соответствующие Б о г у. Бо г обладает свободным произволением и Его Воле нет предела, а следова- тельно, чтобы достигнуть когда-либо Богоподобия, духовно-ра- зумные существа должны обладать свободной волей и уметь вла- деть ею; т.е. не только приучаться не искушаться ей, но приучаться пользоваться ей для развития в себе добра, любви и других дел, ведущих к славе Божией. Таково требование Самого Б о г а от них. 12
Предназначив все эти дары предначертанным к сотворению духовно-разумным существам, Б о г вследствие Своего Всеведе- ния видел уже от вечности до конца веков каждого из них, от пер- вого сотворённого им существа и до последнего. Ег о Всевидящее Око уже созерцало вперёд всю жизнь каждого из них, все их ста- рания и стремления к самоусовершенствованию и к подражанию Ем у; Он предвидел уже весь характер, который примет жизнен- ная деятельность каждого из них. От Ег о Всевидящего Взора не могли утаиться и все жизненные пути, какие изберет каждое суще- ство, пользуясь дарованными Им дарами, к каким заблуждениям и соблазнам приведут каждого эти дары, какую борьбу поведёт он со своими пороками, дурными привычками и страстями; а равно предвидел Он и время, сколько употребит каждый на своё само- усовершенствование и на достижение своей праведности. О н от вечности уже созерцал всех тех существ, которые с успехом воспользуются всеми излитыми на них благодеяниями, свободно предадутся Ег о Воле и всеми силами своего существа будут стремиться к приумножению в себе даров Ег о, а следова- тельно, скоро дойдут до высших степеней развития и самоусовер- шенствования и скоро будут в состоянии достигнуть Ег о, уподо- биться Е м у и быть блаженными. Этим существам Он от вечности ещё предопределил вести их жизненные испытания на планетах духовных сил и ангелов Своих. О н от вечности уже предвидел и всех тех из подлежащих к сотворению существ, которым наука жизни будет даваться несрав- ненно труднее; которые не сразу поймут возложенную на них жиз- ненную задачу самоусовершенствования, а потому и развитие их пойдёт медленно. Ег о Предвечная Предусмотрительность знала уже, что этим существам нужна сильная поддержка, помощь и ру- ководительство, что им нужны особые условия жизни и деятель- ная предусмотрительная помощь добрых покровителей, чтобы научить их добру, уберечь от зла и что нужно осторожно вести их шаг за шагом по тернистым путям заблуждений, ошибок, разных превратностей жизни и тяжёлых жизненных испытаний, но что каждый из них рано или поздно выйдет на истинный путь и про- славит Его Имя. Существам этим ещё от вечности предопределил 13
Г о с п о д ь Б о г жизнь на материальных планетах в грубо матери- альных телах, предвидя, что этот род испытаний скорее всего до- ведёт их до блаженных обителей. О н от вечности уже предвидел и тех из предназначенных к со- творению существ, которые соблазнятся дарами Ег о благодати и употребят свою свободную волю себе на вред и на растление, а потому падут. Одни из них будут считать все дары Божьи за своё неотъемлемое достояние, за свои личные качества, возгордятся этими будто бы своими собственными высокими дарованиями и отвергнут Б о г а. Другие откажутся от своего развития; они так по- любят свою порочную жизнь, она так придётся им по их извращён- ному вкусу, что они ничего большего желать не будут, как только развивать свои страсти и пороки и коснеть в своём невежестве. Третьи совсем ожесточается в жизни; зло понравится им больше добра, и они не только будут следовать ему, но восстанут на Б о г а и на всё так премудро созданное Им. Его предвечная предусмот- рительность предвидела, что возвращение к Нем у этих существ затянется на долгие времена, потребует сильных и энергичных мер, способствующих к отклонению их от принятой ими жизнен- ной деятельности, но что возвращение это будет, и будет величе- ственно. Он предвидел, что этим существам, чтобы достигнуть Богоподобия, придётся перейти через крайнее зло над. Он от вечности уже предвидел жизнь ни одних существ трёх вышеуказанных категорий, но решительно каждого из всего сонма сотворённых Им существ, имеющих в себе все промежуточные степени добра и зла, от самых блаженных и праведных до самых злых и ожесточенных и Ег о благое умопредставление измышляло уже от вечности все средства, чтобы спасти их всех до единого: сделать всех наследниками Своего Святого царства, приблизить всех к С е б е и сделать счастливыми и блаженными. Б о г не создавал одного существа добрее другого, одного, способнее или совершеннее другого; все одинаково могут пользо- ваться Е г о любовью, поддержкой и попечением, а потому от каж- дого зависать дойти, скоро или тихо, до конечной цели своего су- ществования. Тот, чье развитие идёт тихо или принимает не нор- мальное направление, или тот, кто привязался ко злу и полюбил его более добра и даже Б о г а – должен винить в том только себя 14
одного и никого больше, так как Б о г никого не соблазняет злом и не только не дал никому даже и задатков зла, но и мог их дать, ибо в Б о г е ни малейшей тени зла мы и допустить не смеем. Б о г создал одно совершенство, ибо Он Сам совершен – зло же введено в мире злой, но свободной волей тех существ, которые злоупотребляли дарами Божественной благодати и обратили их на дела противления воле Божьей. Зло ввели в мир те существа, кото- рые по невежеству своему не могли понять всей премудрости дет Божьих (т.е. не могли понять, для чего Б о г устраивает всё так, а не иначе и требует от каждого поступать именно так, а не иначе), а по гордости своей не захотел ни поверить Ем у, ни подчиниться Ег о Святой Воле, но пользуясь своей свободной волей и своим ничтожным разумом, стали жить и поступать в жизни так, как им самим казалось лучше, что окончательно извратило весь смысл их жизни и породило зло, т.е. уклонение от истины. Б о г от вечности уже предвидел, какое количество зла внесут в мире созданные Им существа, следуя длинным путём жизнен- ной школы, прежде чем они дойдут до своего самоусовершенство- вания и до Богоподобного понимания всех тайн бытия. Он от вечности уже знал, насколько это зло исказит и извра- тит многие из миров так премудро и так совершенно устроенных Им. Зная вперёд всех существ, которые будут вносить зло в мир, Б о г свободно мог бы не создавать их, не давать им жизнь или создать их другими или. наконец, отнять от них возможность гре- шить самим и соблазнять своих ближних, уча их греху. Но Всемо- гущий Идеал правосудия и милосердия не мог допустить никаких изъятий и не мог давать каких-либо льгот одним существам, какие не были бы даны другим. Дать одному существу то, чего не дано другому, не может соответствовать идее правосудия. Все полу- чают от Б о г а одно и то же, все одинаково должны пользоваться дарами Ег о любви и благодати и все должны достигнуть одной и той же цели, ибо все перед Б о г о м равны. Б о г не остановился перед бесконечной трудностью задачи превратить всё зло, внесённое в мир сотворёнными Им суще- ствами в добро, блаженство и всеобщую любовь. Для Б о г а всё возможно, ибо Он всесилен и всемогущ. Ег о Божественная цель заключалась в том, чтобы привлечь к 15
жизни и блаженству как можно большее число существ, облагоде- тельствовать неисчислимое число их и всех сделать наследниками С в о е г о Святого царства. О н как благой О т е ц не отказался ни от одного из своих неразумных и преступных детей, принял их всех под Сво ё покровительство, зная вперёд, как глубоко будут они благодарны Ем у, когда со временем поймут все свои заблуж- дения и оценят, какое зло внесли они в мир, узнают, как обижали они Б о г а – как любил и оберегал их Бо г, и что эта любовь была единственной причиной, вследствие которой они достигли пол- нейшего счастья и блаженства. «Всех привлеку к С е б е данных мне Б о г о м О т ц о м», сказал Христос, обращаясь к людям, живущим на земле, и мы должны ве- рить, что рано или поздно Он привлечёт к блаженству всех людей до едина, ибо все существа духовно-разумные, сотворённые Б о - гом О т ц о м и живущие на земле даны Ем у Высшему Слову и Высочайшему Учителю для назидания их и исправления. Если же это так, то мы должны быть убеждены, что рано или поздно вся злая воля, существующая на земле, как бы она ни была зла и упорна – падет перед Всесильным желанием Т в о р ц а, будет по- беждена Ег о любовью и милосердием и будет превращена в доб- рую – способную понять и прославить Ег о Святые предначерта- ния. Мы должны быть убеждены, что весь вред и всё искажение земли, внесённое злой волей людей, будет возмещено и искуплено той же самой злой волей, превращённой Б о г о м в добрую, и она же сама воздаст праведными делами за всё то зло, которое сама произвела и вознесёт Б о г у разумную благодарность за все те бла- гости, всю любовь и долготерпение, которые были положены Б о - гом для осуществления Ег о великой задачи бытия. Но какое право имели бы мы думать, что мы составляем ис- ключения из всех духовно-разумных существ всей вселенной. Как будто Ии с у с Х р и с т о с не Б о г и любовь Ег о ко всем суще- ствам вселенной не одинаково бесконечна и что будто бы Ег о все- сильное слово относится только к нам людям земли, а не к людям всей вселенной? Какое основание имели бы мы думать, что другим совершенно подобным нам существам, Он сказал бы нечто дру- гое? 16
Ии с у с Х р и с т о с назидает всю вселенную всех без исклю- чения духовно-разумных существ на всех планетах вселенной и Силе Его Слова нет предела. Мы все дети одного Отца; все мы получили от Б о г а то же самое, все стремимся к одной общей цели, и нет причины думать, что правила жизни и нравственности, внушаемые нам Второй Ипо- стасью Пресвятой Божественной Т р о и ц ы неодинаковы и что любовь Ег о, поучения, назидания и заботы тоже неодинаковы. Они, конечно, должны видоизменяться сообразно нравственным особенностям существ, сообразно силы и формы порочности их, но основания всех учений и назиданий должны быть одинаковы, ибо цел стремления всех духовно-разумных существ одна и та же. Нет конца Любви Б о ж ие й ко всему сотворённому И м, – а потому и нет конца обилию попечения и помощи, изливающихся на всех существ вселенной. Чтобы хотя отчасти постигнуть это бесконечное любвеобилие, следует вдуматься в притчу Христову «О блудном сыне» или вспомнить слова Христа, что «больше бы- вает радости на небе об одном покаявшемся грешнике, чем о девя- носто девяти праведниках, не требующих покаяния». Эти слова для желающих их понять достаточно ясно очерчивают отношение Б о г а к грешным и заблудшим существам, каковыми должны мы признать себя, а вместе с собой и всех духовно-разумных существ вселенной, ибо все имеют большие или меньшие несовершенства, все имеют большие или меньшие грехи и пороки, от которых они должны отделываться, все имеют недостаток в добрых качествах, и все стремятся к самоусовершенствованию – праведен и блажен лишь Один Бо г. Если больше бывает на небе у Б о г а радости об одном пока- явшемся грешнике, чем о девяносто девяти праведниках, не требу- ющих покаяния, то и заботы Б о ж ь и больше направлены к приве- дению этих великих грешников к покаянию, тем более желает Г о с п о д ь этого покаяния и нет причины не сбыться желаниям Божьим, – а потому мы должны непременно верить, что О н при- влечёт одну за другой все грешные души, как бы они ни были по- рочны и злы, как бы они ожесточены ни были на Б о г а и на всё доброе. 17
Б о г уже от вечности предвидел и конец и творения, и испол- нения цели бытия, – когда всё сущее, всё сотворённое Им из С е б я, возвратится к Нем у же чистым, непорочным, разумным и сольется в одно блаженное стадо Б о ж ь е, свободно славословя- щее Премудрость Ег о, следуя невольному влечению своего совер- шенного существа, от избытка чувств и полноты сердца. Тогда будет одно блаженство, одно счастье без конца и одно совершенство во всём. Тогда не будет более ни смерти, ни ада, ни зла и ничего временного и переходного, но будет одна блаженная вечность, будет бесконечная жизнь в Б о г е.
До сотворения духовно-разумных существ надо было подго- товить жилище для них. Поэтому от вечности ещё мысль Божия измышляла величественнейший и обширнейший план вселенной и всех миров, на которых должны были бы жить и проявлять свою жизненную деятельность подлежащие к сотворению существа. Вся вселенная со всем неисчислимым количеством самых разно- образных миров есть подобие обширнейшей школы практиче- ского самообучения жизни. Ведь чтобы достигнуть Богоподобия, надо уметь пользоваться жизнью, надо уметь пользоваться свобод- ной волей, надо уметь пользоваться теми благами, которыми в та- ком изобилии наделил Бог каждого, надо уметь не злоупотреблять ничем, ибо именно только это злоупотребление и ведёт к поги- бели. Весь смысл жизни на планетах есть приобретение опытным путём навыка разумно и целесообразно пользоваться дарами и благами, дарованными Б о г о м и в умении владеть ими, не соблаз- няясь ими и не злоупотребляя ими. Разумное и целесообразное пользование жизнью ведёт к самоусовершенствованию, злоупо- требление же жизнью или неправильное применение даров Бо- жьих ведёт к погибели и порождает зло. Разумной и целесообраз- ной жизнью должна называться та жизнь, которая ведётся в духе Божием, согласуясь с законом и волей Б о ж ие й, т.е. та, которая даёт естественное развитие дарам Божиим, прямым путём ведущее к Богоподобию. Всякое другое косвенное направление жизненной деятельности удаляет человека от Б о г а, порождает зло и разви- вает пороки. Б о г по благости Своей устроил все миры так, что существа 18
всех развитий и степеней совершенств, от самых высоких и святых до самих низменных, малоразвитых и только что призванных к жизни имели бы возможность, пользуясь жизнью разумно и целе- сообразно, с Ег о Святою помощью быть счастливыми, и блажен- ствовать. Эти существа всегда нашли бы на той планете, на кото- рой они живут, полное удовлетворение их праведным желаниям и наклонностям, ибо миры, вышедшие из рук Т в о р ц а, были также совершенны, как совершенны были сотворённые Б о г о м суще- ства. Но в этой трудной школе самообучения жизни, где все пред- ставлены своей собственной воле, не все духовно-разумные суще- ства находят нужным вести свою жизнь той стезей, которая скорей всего доводить до Богоподобия и до Б о г а. Жизненная деятель- ность многих из них принимает косое, неестественное направле- ние, которое задерживает их развитие, удаляет их от Б о г а и от истины. Многие из них позволяют себе жить так, как им хочется, а не так, как предначертал им Бо г. Это вполне ошибочное и лож- ное направление жизненной деятельности порождает в них по- роки, они впадают в грехи, развивают и разжигают страсти, кос- неют в своём невежестве, а некоторые, совершенно сознательно чувствуя свои заблуждения, всё-таки отказываются от своего ис- правления. Во всех этих случаях само ложное направление жизненной де- ятельности или, иначе говоря, вкоренившиеся в каждом пороки служат сами по себе причиной жизненных несчастий, бедствий и мучений существ. Грех искажает самую природу существа, подта- чивает и искажает все добрые качества, вложенные Богом, закры- вает двери к добродетели и развивает дурные неестественные при- вязанности, привычки и наклонности, которые ослепляют каждое существо и делают его неспособным понимать истину и Б о г а, а потому начинается жизнь без Б о г а без правды, без любви, развра- щающая и душу, и мысль, и тело. Всё предвидел Г о с п о д ь Бо г ещё от вечности: и всё растле- ние, и всё зло, вносимое грешными существами в мир, было оце- нено Им и взвешено на весах правосудия ещё до начала веков. Его премудрая предусмотрительность предвидела уже тогда, что луч- 19
шее и единственное средство избавить свободное в своих поступ- ках духовно-разумное существо от греха состоит в том, чтобы не препятствуя оставить его переживать и перечувствовать, как он сам того желает, все следствия греха, которые составляют сами по себе достаточное наказание за его греховность. Никто не наказу- ется Б о г о м. О н, идеал любви и милосердия, не может заставить кого-нибудь мучиться и страдать. О н проливает повсюду одно счастье и одно блаженство. Виноват ли Бо г в том, что, обладая свободным выбором поступков, существо, сотворённое Им, ведёт свою жизненную деятельность наперекор Ег о воле, противясь всем указаниям Божьим и нарушая все законы Божьи. Всякий мо- жет винить в своих бедах и в своих мучениях только себя, ибо он сам прямой виновник их. Всякий должен понимать, что грех и по- рок сами по себе самым лучшим образом наказуют того, кто сде- лался рабом их; ибо пороки ведут за собой, как естественное след- ствие, всякие несчастия в жизни духовно-разумных существ: бо- лезни, превратности и трудности жизни, усложнения отношений к окружающим существам, страстное и возбужденное настроение, желчное и злое состояние, нервность, истеричность и миллион других состояний и настроений, которые мучают существо и за- ставляют мучить других. Мучаясь сам и видя кругом себя мучения и разного рода бедствия, должен же, наконец, когда-нибудь этот несчастный грешник образумиться и постараться прекратить свои мучения. Должен же он видеть, что там, где греха нет, нет и муче- ний. Он должен быть очень ослеплён грехом, чтобы не увидать, что другого исхода ему нет, как изменить свою злую, порочную и горделивую жизненную деятельность на добрую и любвеобиль- ную, что он должен смириться, покаяться, перестать надеяться на свои собственные силы, обратиться за помощью Божией и по- корно с верой следовать Божественным указаниям и только при этом условии он избавляется от тех мучений, которые преследо- вали его во всё время его порочной жизни. Миры вселенной, на которых должны были жить духовно-ра- зумные существа, должны быть столь многочисленны, чтобы быть в состоянии вместить в себе неисчислимые сонмы их, предназна- ченные Б о г о м к сотворению и вместе с тем они должны быть столь разнообразны, как разнообразны нравственные и разумные 20
качества существ, в связи со степенью их развития. Это разнооб- разие положительно неисчислимо. Для примера мы можем себе представить существ чистых, непорочных, только что вышедших из рук Творца, по не желающих грешить или уклоняться от воли Создателя. Вся жизнь и вся деятельность их состоит в смиренном и покорном подражании Б о г у. Они ещё мало развиты, а потому поступают до некоторой степени безотчётно; но дела Божьи так соответствуют их вкусу и характеру, что они бессознательно жи- вут в Б о г е и безусловно исполняют Ег о волю. По своей свобод- ной воле они могли бы делать и зло, но по своему чистому харак- теру они его делать не могут, ибо питают ужас и отвращение ко всему греховному и злому, как к чему-нибудь противному и не свойственному их чистой природе; как мы, люди, например, не могли бы близко подойти к раскалённой печи, так и они не могут сделать ничего такого, что отдаляло бы их от Б о г а. Вся жизнь их в Б о г е, все желания состоят в том, чтобы подражать Б о г у и весь их восторг взирать на дела Ег о. Существа эти чисты и непорочны, но они ещё так мало развиты, что им предстоит пройти долгий путь жизненных испытаний в обширнейшей школе самообучения, прежде чем достигнуть Богоподобия, необходимое условие кото- рого есть вполне разумное и сознательное понимание дел Божьих, и всей Ег о Премудрости. Даже эти в высшей степени чуткие к по- знанию истины существа должны будут прожить тысячи жизней, выработать в себе сознательное отношение к добру и злу, развить в себе ум, здравый смысл и неисчислимое количество других ка- честв, которыми владеет в бесконечном совершенстве Один Бо г, восседающий на Предвечном престоле славы С в о е й. В противоположность этим чистым существам, укажем на та- ких существ, которые извратили свою чистую Б о г о м данную природу до такой степени, что зло стало нравиться им больше добра. Они добровольно покинули Б о г а, и правду, и любовь, и направили свою жизненную деятельность на дела злобы и против- ления Б о г у. Не находя удовлетворения своим желаниям и наклонностям, они ожесточились, восстали на Бога, на всё доброе, и на всё любящее и всеми своими силами сеют зло, где только мо- гут, где только Бо г попускает их делать это зло. В промежутке между этими двумя крайними типами существ, 21
находится неисчислимое количество существ, обладающих все- возможными нравственными и умственными качествами всевоз- можных степеней развития. И каждое из них должно найти на од- ном из миллиарда миров вселенной, условия, подходящие для наилучшего и наикратчайшего разрешения их жизненной задачи, ведущей к самоулучшению их. Условия жизни на каждой планете соответствуют всем особенностям заселяющих их существ, как-то: их взглядам на природу, их характерам, степени духовного, нрав- ственного и умственного развития, направлению их жизненной де- ятельности, их вере в Б о г а, степени понимания Ег о, силы жела- ния следовать Ег о святым указаниям, степени смирения и покор- ности Б о г у, или степени ожесточения, строптивости, упорства. гордости, тщеславия, непослушания, своеволия, грубости, жесто- кости, энергии, апатии и миллиона других качеств и свойств со всеми оттенками и видоизменениями. Все мельчайшие особенно- сти существа, всякая новая степень их развития уже возбуждает заботу Б о г а о нём и обусловливает тот род жизненных испыта- ний, которые могут наикратчайшим путём вести каждого к его са- моусовершенствованию. Существам низших развитий, у которых понятия о добре ещё не сложились до высших степеней, у которых взгляды на жизнь и вкусы ещё грубы, у которых характер жесток, а умственные спо- собности ограничены нужно ещё отделываться от пороков, стра- стей, худых привязанностей и несовершенств всякого рода. Эти существа всегда питают особую привязанность к личным проявле- ниям их жизненной деятельности, они обращают более внимания на наружную форму жизни и мало, или совсем ещё не вникают во внутренний смысл вещей и фактов; они слишком определённо чувствуют себя и свои материальные интересы и выгоды, а потому склонны к гордости, к тщеславию, заносчивости, зависти, алчно- сти, скупости; они склонны обижать ближнего, властвовать и экс- плуатировать его, притеснять слабых и беззащитных, и мстить за обиды. Мало того, многие из них настолько грубы и невеже- ственны, что способны есть друг друга и Божьих тварей, увивать ближнего, грабить, воровать, вести войны, предаваться разгулу, пьянству, буянству и во всём этом не видеть ала; а те, которые и видят в этом зло – оправдываются; необходимостью, слабостью 22
своей организации, недостатком вложенных в них Б о г о м ка- честв. Они ропщут на Б о г а, богохульствуют и в конце концов от- чаиваются и ожесточаются. Подобного рода существам Бо г определяет жить на матери- альных планетах и чем существа менее восприимчивы к познанию добра, тем и материальность планеты их более. Жизнь на матери- альных планетах вызывает все следствия греха и заставляет каж- дого реально чувствовать нею мучительность и всю пагубность его. Эта жизнь обуздывает произвол существа, заставляет оч- нуться и подумать о том, как они живут и как они должны бы были жить, если бы исполняли требования от них Б о г а. Материальное тело сковывает и стесняет их движения, их произвол, их распущен- ность и до некоторой степени парализует проявления того зла, ко- торое могло бы произойти от свободного проявления их развра- щённой воли. Все условия жизни на материальных планетах по- стоянно напоминают о том низменном состоянии развития, в ко- тором находятся эти грешные и порочные существа, они застав- ляют влачить жизнь в тяжком труде, терпеть неудачи и разные превратности, болезни, голод, холод, переживать несбывающиеся надежды, горе, печали и целые тьмы разных трудностей. Все эти реальные и ощутительные бичи должны же когда-нибудь заста- вить всякое здравомыслящее существо потерять веру в свои будто бы обширные силы и в свои будто бы высокие качества и способ- ности и обратиться к Б о г у, прося Ег о помощи. Б о г никогда не отвергает смиренное и кающееся в своих грехах сердце и немед- ленно облегчает те страдания, которые без помощи Божией всё бо- лее и более тяготели бы над грешником и конечно не кончились бы никогда, ибо смерть прекращает лить видимые проявления страданий, ибо они в большей степени проявляют себя за гробом. Существа чистые, чуткие к добру, всегда готовые исполнить волю Божию и следовать Ег о святым предначертаниям – озабо- чиваются меньше своим личным счастьем и довольством, чем сча- стьем и довольством ближних, или чем, вообще, общим благом. Они чувствуют меньшую потребность переживать свою собствен- ную жизнь покойно и мирно, чем постоянное их желание рассеи- вать всюду, всем и каждому, отраду и любовь. У них нет самона- деянной гордости, ни тщеславия, но во всех поступках, в каждый 23
момент их жизни, высказывается их смирение, их милосердие, их любовь ко всему, сотворённому Богом, неотразимый здравый смысл, логика и другие добродетели и высокие качества. Жизнь и деятельность этих существ ведётся в Божественном смысле, а по- тому они скоро доходят до высших степеней развития при несрав- ненно более лёгких условиях жизни на планетах. Кругозор их не может ограничиться узкими рамками личной жизни в материаль- ном теле на материальной планете, ибо мыслью своею они сво- бодно охватывают безграничные небесные пространства, пони- мают духовные потребности свои и ближних им существ и до не- которой степени проникают в тайны Божественной премудрости. Существа эти всегда сами сумеют сдержать все проявления своего несовершенства и не допустят в себе нравственной распу- щенности, в силу именно той самой свободной воли, которая так сильно соблазняет существ низших развитий. Так как они не нуж- даются ни в каких бичах и ни в каком принудительном гнёте для того, чтобы заставить их следовать истинными и праведными пу- тями жизни, ибо сами по доброй воле посвятили себя добродетели и милосердию, то Бо г предопределяет им более лёгкий род жизни, при более благоприятных условиях планеты, в более лёгком, хотя и в материальном теле; ибо подобная жизнь более соответствует всего их природе, а потому она есть наилучшая для возможности их скорого самоусовершенствования. Ещё более чистым и блаженным существам Бо г предопреде- ляет жизнь на ещё менее материальных планетах, в ещё более лёг- ком теле, при ещё более лёгких условиях жизни. Наконец, есть су- щества святые, близкие к Б о г у, проводящие своё существование на духовных планетах, материя которых разрежена до необыкно- венных пределов. Жизнь этих святых существ полна блаженства без конца и восторга от лицезрения всей премудрости и величия дел Божьих. Не этими одними существами, здесь перечисленными, была занята мысль Божия до сотворения их, но и многими другими, о которых мы и не знаем. Всё предусмотрела премудрость Божия до создания вселенной и всех миров в ней находящихся. В них найдёт каждое духовно-разумное существо и жизнь, и испытания, и все 24
условия для возможности успешного своего самоусовершенство- вания, какого бы развития оно ни было, какими бы качествами и особенностями оно ни обладало: будь оно из самых злых, безна- дежных и ожесточённых, или из самых добрых и любящих; будь оно из самых невежественных и низших, или обладая оно Богопо- добным разумом и здравым смыслом; будь оно самым грубым и неотзывчивым к добру, или самым чистым, чутким и святым; ибо все дети одного О т ц а, ибо все одинаково пользуются Ег о любо- вью и все должны чистыми и непорочными возвратиться к Н е м у, от Которого они произошли. Всё предусмотрела предвечная премудрость Б о ж ия и ре- шила привести в исполнение Свой обширнейший план творения.
–––––––––– 25
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.029 сек.) |