|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
П о п е ч е н и е Б о г а о л ю д я х
Попечение Б о г а о людях, так же бесконечно велико, как бес- конечна любовь Ег о и желание довести всех до благих обителей. Как сама мысль Триединого Б о г а всецело поглощена распре- делением бесконечного обилия даров благодати и любви, излива- ющихся на всех существ вселенной, так точно и все силы небес- ные, всегда покорные высшим предначертаниям, стремятся по мере силы своей святости принимать участие в выполнении вели- кой Божественной задачи: вести всех к добру и Богоподобию. Как Сам Бо г ни на один миг не оставляет вселенную Своим попечением, так точно и каждый член святой и великой иерархии небесных сил никогда не ослабляет силу своего рвения в исполне- нии возложенных на каждого из них миссий и обязанностей по управлению вселенной, по сохранению всего в том же виде, как создал её Господь и по содействию добрым намерениям духовно- разумных существ в деле их самоусовершенствования. В этом обширном и бесконечно премудром хозяйстве всегда находится достаточно дела и забот каждому и все строго и рев- ностно подчинены Единой мысли, для выполнения всегда единой цели. Триединый Бо г, пребывая в сосредоточии Своей власти нахо- дится всюду и везде во вселенной, как Святейшее Начало всего су- щего и всякого бытия, ибо всё из Нег о и всё возвратится к Н е м у. Сам Б о г О т е ц есть Святейшая Причина всякой жизни и Единотворная Сила, привлекающая всех к жизни. Где Бо г, там жизнь, и никакая жизнь не может появиться без особой на то воли Самого Бо га О т ц а. Ни одно зерно не может 102
прорости, ни одна былинка существовать, если Бо г Лично не бла- гословит её. Где нет Б о г а, нет и жизни, там всё мертво. Г о с п о д ь Наш Иисус Христос с Предвечного совета Триеди- ного Б о г а, изливая благодатное просвещение на всех существ, всех назидает, всё направляет и указывает каждому те пути, кото- рые ведут к благу, к силе, к Богоподобию. Бо г Дух Святой, как Третье Ипостасие Пресвятой и Предвеч- ной Троицы всем руководит, всё исполняет, ведёт всё сущее к предначертанной цели и распределяет дары Божественной благо- дати. Перед Трёх Сиянным Единым и Нераздельным Бо го м пре- клоняются все силы небесного воинства. В Божественном хоре восхваляют они Ег о славу и всемогущество, и исполняют Ег о Святую Волю, каждый в пределах возложенных на него обязанно- стей, сообразно силы его святости. Все богоподобные силы небесные составляют одну стройную гармоничную иерархию существ не одинаковой силы святости, мощи и познаний. Вся эта обширнейшая иерархия, имеет Б о г а Наставником всех, в своей священной деятельности. Непрестанно взирая на Божественную красоту и премудрость, она отпечатле- вает в себе и воспринимает образ и святость Ег о и своих причаст- ников делает Богоподобными, яснейшими и чистейшими зерца- лами, принявшими в себя светозарнейшие лучи Ег о, которыми они могут обильно наделять других членов этой иерархии, стоя- щих ниже их. Совершенство каждого из членов этой иерархии состоит в том, чтобы стремиться к Богоподобию и по возможности обнару- живать в себе Божественную деятельность – поэтому чин иерар- хии требует, чтобы каждый из них очищался, просвещался и усо- вершенствовался, пользуясь влиянием на них старших и в свою очередь очищал, просвещал и совершенствовал младших, на сколько это ему возможно, но всегда подражая Б о г у. Таким образом каждый чин иерархии, по мере своих сил, при- нимает участие в делах Божественных, совершая силой, дарован- ной Богом благодати, то, что находится в Б о г е естественно и выше естественно, совершается непостижимо и что, наконец, от- крыто для того только, чтобы умы Боголюбивые подрожали тому. 103
Высочайший Виновник чиноначалия предначертал такой за- кон, чтобы в каждой иерархии не только у высших и у низших, но и у стоящих в одном чине были первые, средние и последние чины и силы. Ближайшие к Б о г у должны быть руководители для низ- ших в просвещении, приближении к Б о г у и общении с Ни м; ибо чины высшие имеют всё, что имеют низшие: и свет, и силу, а низ- шие не имеют всего, что имеют высшие, а потому они должны за- имствовать и черпать у них всё то, чего они не имеют. Сколько чинов небесных существ, какие они и каким образом у них совершаются тайны священноначалия – в точности знает Один Бо г, Виновник их иерархии; знают также и они сами свои собственные силы, свой свет и священное премирное чинонача- лие. Нам нельзя знать тайны пренебесных умов и святейшие их совершенства, а потому скажем о ней только то немногое, что от- крыто людям ими же самими. Слово Божие означает все небесные силы десятью именами и разделяет их на три тройственные степени. Находящиеся в первой степени всегда предстоят Б о г у и непосредственно соединены с Ни м. Это святейшие, многоочитые и многокрылатые Престолы, Херувимы и Серафимы. Об этой тройственной степени говорят, как о единой и единокупной и истинной первой иерархии, которой нет Богоподобнее и ближе к первому озарению от первоначаль- ного Божественного Света. Вторая степень иерархии небесных сил содержит в себе: Вла- сти. Господства и Силы, третья и последняя содержат, чины: Начал, Архангелов и Ангелов. Сами названия изобличают свойства чинов первой иерархии, а превосходные степени их Богоподобия составляют их силу и их святость. На еврейском языке слово «Серафим» означает «пламе- неющий» или «горящий», а слово «Херувим» – «обилие познания» или «излияние мудрости». Все они, возвышаясь на дольнем совер- шенно изъяты от всяких низших привязанностей и всеми силами неподвижно и твёрдо прилеплены к Существу Высочайшему, при- нимая Ег о внушения и раболепно выполняют его повеления. Эта первая степень иерархии составляет, так сказать, домаш- нюю у Б о г а и во всём сходствует с Ни м. Они суть существа чи- 104
стые, ибо они превыше всего низшего. Они чище всего священ- ного, стоят выше всех Богоподобных сил и как первые и ближай- шие существа научаются от Н е г о Самого премудрым причинам Божественных дел Ег о. К средней степени иерархии небесных сил принадлежат Гос- подства вместе с истинно сильными изображениями Божествен- ных Властей и Сил. Каждое наименование этих высших существ изображает их Богоподобные свойства. Имея таковые Богоподоб- ные свойства, средняя степень небесных умов очищается, просве- щается и совершенствуется через Божественное озарение, сообща- емое ей посредственно через чины первой иерархии, а от неё уже разливается на низшие чины вторичным проявлением. Таким об- разом ведение переходит от одной степени к другой, совершенство начинается свыше и, переходя от высших к низшим, постепенно ослабевает. Третья степень иерархии заключает чины Ангельские и со- стоит из Богоподобных Начал. Архангелов и Ангелов. Имена эти также означают Богоподобные способности начальствовать и управлять, сообразно священному порядку, приличествующему начальствующим силам, сперва обращаться к Безначальному Началу и затем уже руководить порученное Им. Как нет иерархии, которая не имела бы первых, средних и по- следних сил, так святой чин Архангелов, как средний в последней иерархии, составляет крайние чины своим сообщением с ними. Он сообщается с пресвятыми Началами и святыми Ангелами. С пер- выми тем, что он обращается через Начальства к премирному Началу, сообразуется с Ни м сколько возможно и хранит между Ангелами единение, сообразно своему стройному, искусному и не- видимому водительству. С Ангелами он сообщается тем, что он, как чин определённый для научения приемлет Божественное оза- рение, через Начальств и передает его с любовью Ангелам, а через Ангелов сообщает всем существам мира, не исключая и нас, лю- дей, которые тоже обязаны принимать общее участие в преуспея- нии Божественных и предвечных предначертаний. Чин Ангельский есть ближайший начальствующий чин над человеческими иерархиями и им вручается непосредственное во- дительство судеб мира, явлений природы и покровительство стран 105
обществ, кружков семей и каждого человека в отдельности. Все эти на каждого возложенные миссии они исполняют под непосред- ственным надзором своих высших покровителей, восходя через них, в случае надобности, к покровительству ещё более высоких до Самого Б о г а. Не одной небесной иерархией Божественных сил ограничива- ется промыслительность Божия над мирами, людьми, тварями зем- ными, растениями, неорганическим царством, явлениями природы и всем касающемся сохранения и управления всего сущего. Силы небесные не только руководители и прямые исполнители воли Бо- жией, но они распределяют занятия и труды между всеми духовно- разумными существами, желающими делать добро и поспешество- вать Б о г у в исполнении Его святых предначертаний. Люди, жи- вущие на земле в их весомых телах или умершие для земли и жи- вущие в астральных телах, все одинаково могут пользоваться во- дительством святых Ангелов, могущих всегда научить каждого по мере его сил, его развития и разумения истины класть на алтарь славы Господней свои маловажные, но добрые дела, которые также приемлются Б о г о м с радостью и благословением, ибо оди- наково способствуют скорейшему осуществлению целей и пред- начертаний Божьих. Итак, Божественная промыслительность не останавливается на святых существах небесной иерархии, но продолжается и до нас, людей всей вселенной и на всех духовноразумных существ, желающих принять в ней участие. Господь Бо г делает и нас участ- никами общего дела самоусовершенствования существ и даёт нам возможность выполнять священные обязанности, лежащие на вся- ком существе, получившем благодатные дары Божии. Всякий человек, живущий в духе заповедей Божьих, имеет свою долю участия в деле увеличения во вселенной количества добра и уменьшения зла. Всякая хорошо выполненная задача жизни, всякое хорошее исполнение человеком возложенных на него обязанностей, уже способствует его собственному развитию, а через добрый пример и доброе влияние на других людей она дей- ствует на общее благо и на пользу отдельным личностям, а хотя в слабой степени влияет на судьбы целого народа и отдельных лич- 106
ностей. Например: священник, исполняющий достойно свою свя- щенную обязанность и ведущий свою паству к познанию добра: отец семейства, воспитывающий своих детей в страхе Божьем, раз- вивающий и укореняющий в них нравственность и направляющий их ум и сердце так, чтобы они вышли полезными гражданами: учё- ный профессор, учитель или наставник, внушающие правильно своим ученикам знания природы: управители стран и народов, ла- ющие возможность более лёгким путём достигать по возможности высших развитие и благосостояния; коммерсант, фабрикант, тор- говец и всякий честный человек – все составляют одно или другое звено этой бесконечной обшей цепи, ведущей человечество к об- легчению его участи, к приобретению возможности более успеш- ной борьбы с трудностями жизни, а. следовательно, все они пре- следуют одну и ту же цель – выполнения законов общего мирового прогресса; все они прямо или косвенно участвуют через посред- ство опыта своего в нравственном и разумном развитии существ и условий жизни. Всё разумное, нравственное, Божественное во вселенной, в ка- кой бы степени развития оно ни принадлежало, участвует в общем строе управления и совершенствования миров; каждый, сообразно своим силам и способностей, приносит в дар и свою лепту для воз- врата того, что ему самому дано Б о г о м, и блажен тот, который не остаётся в долгу. В каком бы состоянии человек ни был, он все- гда должен заботиться об исполнении своего долга строго и честно, чтобы неукоснительно следовать и поступать согласно предвечного Плана. Везде, начиная с самых низших инстанций иерархии до самых высших, господствует всеобщая великая деятельность, помогаю- щая, наставляющая и поддерживающая друг друга, единственная цель которой есть достижение высших степеней развития, а, сле- довательно, блаженства и Богоподобия. Вот та великая, роковая и таинственная связь, установленная Самим Б о г о м между миром видимым и невидимым, между Б о - го м и людьми. Всюду жизнь и движение: н е т ни уголка во все- ленной, который не был бы заселен; нет нигде места, которое не было бы пронизано легионами пробегающих по нему лучезарных и блаженных жителей небес, не видимых нам, но составляющих 107
предмет восхищения и восторга для каждого покинувшего своё тело человека. На каждый из девяти лучезарнейших систем духовных планет обитают небесные силы средней и последней степени иерархии, на которых возложена одна какая-либо часть по управлению, сохра- нению и содействию во вселенной. Все обязанности небесных сил не могут быть ни перечислены, ни описаны в деталях; о них можно только говорить вообще, и при- близительно, чтобы только дать понятие об их неисчислимости, их разнообразии по родам самых разнохарактерных занятий и дел, ко- торые возлагаются на них Б о г о м. На одной планетной системе обитают небесные силы, на кото- рых возложено Б о г о м управление мирами, их физической, хими- ческой и метеорологической стороной неорганической природы. Они держат в своей полной власти направление полёта каждого видимого и невидимого нам небесного тела, будь это солнце, пла- нета, спутник или комета, метеор, болид, ни одна песчинка в меж- дупланетном пространстве не может появиться без участия в том Воли С о з д а т е л я, исполненной Его покорными слугами, небес- ными силами. Одному Б о г у известно направление полёта каж- дого небесного тела. Каждая солнечная система со всеми окружа- ющими солнце планетами летит по беспредельным простран- ствам, следуя пути, от вечности ещё предначертанном ему Б о - го м, ибо Бо г от вечности ещё знал, какие старания приложат люди, живущие на них к своему самоусовершенствованию и к улучшению условий жизни на своих планетах. Поэтому те си- стемы, на которых жители относятся более ревностно к достиже- нию своего совершенствования, Он приближает к области духов- ных планет и к С е б е; те планеты, на которых развитие идёт тише, приближаются Им меньше, те же, на которых развитие останови- лось или даже приняло злое направление, приближаются Б о г о м к окраинам вселенной и даже, потухая, совсем улетают за пределы Божественной вселенной в царство тьмы и смерти. Судьба каждой солнечной системы и каждой планеты отдельно всецело зависит от среднего уровня нравственной, духовной и разумной деятель- ности духовно-разумных существ, на ней обитающих. Сообразно этой деятельности невидимые покровители и сберегатели планеты 108
с разрешения Самого Б о г а направляют все явления природы; рас- пределяют погоду на каждом месте планеты, ожесточают климат в известных местах, смягчают его в других, изменяют физические условия жизни, посылают дожди и засухи, ветер и бури, урожай и голод, и все мельчайшие детали, от которых зависят благоденствие или бедствие людей, направляются невидимыми покровителями, от бдительного надзора которых не ускользнет ни один малейший факт. Всё предусмотрено ими и всё исполнено, благодаря ревно- сти, с которой каждый спешить исполнить возложенное на него поручение, всегда под руководством старших и всегда назидая младших. Власть Ангелов на небе и на земле до того велика, до того неотразима, что превышает всё то, что мы могли бы предположить о ней. Одного взгляда или одного желания каждого из них было бы совершенно достаточно, чтобы разрушить весь мир или восста- новить его, чтобы остановить солнце или всю систему в её полёте, или наоборот, усилить ход, или изменить направление полёта пла- неты. Вся природа послушна им; все стихии повинуются, и малей- шее желание каждого Ангела уже вызывает всевозможные явле- ния природы, как в астральном, так и в материальном мире. Но властью этою владеют они не сами по себе, но в силу своего обще- ния с Б о г о м. Каждый из них властен до той степени, до которой сам признает власть Г о с п о д а над собой и над природой, и каж- дый из них знает очень хорошо, что сделался бы бессильным, если бы стал в разделение с Б о г о м. Поэтому они относятся к своей власти с большим смирением и позволяют себе применять её только в тех случаях и в том направлении, которое соответствует Божественным предначертаниям, и нисколько своих действий и поступков не приписывают себе, но Б о г у. Они счастливы уже и тем, что Он разрешил им через эти свои поступки осуществить Бо- жественную мысль и Ег о Святое желание. На второй планетной системе духовного мира живут небесные силы, заведующие животным царством и растениями. Вся жизнь животных и растений находится под непосредственным попече- нием особых небесных сил, ибо попечение это совершенно другое, не имеющее ничего общего с попечением Б о г а о духовно-разум- 109
ных существах. Не в состоянии человек себе представить той пол- ноты и подробности попечения, которой мысль Божья окружает каждое живое существо и каждое растение, возбуждая ревностную деятельность невидимых покровителей, между которыми распре- делены все они; ни на один миг не оставляется ни одно животное, ни растение своему собственному произволу, вся видимая деятель- ность их руководится, вся жизнь их предусматривается, заботы Бо- жьи о тварях земных положительно не имеют ни конца, ни пре- дела. Каждый луг, усеянный цветами, каждый листик, на котором находятся миллиарды инфузорий, и каждая из этих инфузорий воз- буждает одинаковую заботу Г о с п о д а, как и слон, и мамонт, и кит, ибо для существа бесконечного нет ничего малого, нет ничего большого, всё одинаково возбуждает Ег о любовь, всё одинаково нуждается в Ег о помощи и дорого Ем у, ибо иначе не было бы сотворено И м. То, что мы по своему невежеству и по своей ограниченности считаем иногда случайностью и обстоятельством, не заслуживаю- щим никакого внимания, возбуждает часто бесконечнейшие за- боты легионов небесных сил и труднейшую задачу мироздания, над которой день и ночь работают и трудятся Высочайшие и Свя- тейшие духи, стоящие у Престола Божия и вопрошающие Его Свя- той помощи, ибо их силы и их знания оказываются недостаточ- ными. К одному из таких трудных вопросов принадлежит задача распределения болезней между нами, людьми, живущими по всей вселенной, равно и лечение этих болезней. Ни одно самое незначительное страдание людей не может не возбуждать мысли Божией, а, следовательно и ревностного уча- стия и попечения небесных сил. Каждое самое мельчайшее рас- стройство нашего здоровья имеет непременно свою нравственную причину, ибо всякая порочность, всякий грех, всякое несовершен- ство в человеке, действуя растлевающим образом на душу, не мо- жет не порождать болезни нашего тела. Степень каждого греха и порока обусловливает и силу болезни. Если человек раньше не за- метил своего греха, не исправился от него добровольно и принёс Г о с п о д у чистосердечное раскаяние, то болезнь служит ему за- служенным напоминанием и, вместе с тем, естественным наказа- нием за грех. Всякое нездоровье заставляет человека одуматься, 110
раскаяться и исправиться, но он должен всё же пережить, перетер- петь все следствия своего греха, чтобы искупить свой грех и смыть его с себя. Болезнь проходит, унося с собою все воспоминания о старом грехе, и человек может с совершенно спокойной совестью следовать дальше по пути своего самоусовершенствования. Од- ним словом, цель каждой болезни состоит в том, чтобы дать чело- веку случай радикально излечиться от нравственного недостатка. Так смотрят на болезни на планетах люди, которые стоят в своём развитии несколько выше нашей земли, например, на Марсе. Но мы, люди Земли, до того грешны, порочны, несовер- шенны, вообще говоря, что если бы все извращения нашей души передавались телу, но оно стало бы настолько недужным, что наша жизненная деятельность была бы постоянно парализована; мы не покидали бы своей кровати вследствие самых ужасных заслужен- ных нами страданий. Такое количество болезней не принесло бы нам всей ожидаемой от них пользы, ибо вся жизнь проходила бы в мучениях. Не зная причины болезни и цели её, многие могли бы ожесточиться, выйти из терпения, впасть в уныние или в отчаяние, наконец, приписывая свою болезнь каре Божией, могли бы него- довать на Б о г а, произнести даже хулу на Нег о, а следовательно, впасть в новые грехи, ещё худшие прежних. Поэтому Бо г сдержи- вает до некоторой степени влияние порочности души на растление материального нашего тела и попускает через невидимых покро- вителей проявляться в нас только тем болезням и в той именно сте- пени, насколько это может принести нам нравственное исправле- ние и пользу. На земле мы нередко видим весьма порочных и даже преступ- ных людей, пользующихся превосходным здоровьем и, наоборот, людей значительно менее грешных, но хворающих постоянно. Они стараются вести свою жизнь праведно и всё же знают, что впа- дают в грехи и ошибки, они раскаиваются в них, просят Б о г а о прощении им этих грехов, исправляются до некоторой степени и всё же постоянно хворают. Пусть эти люди не унывают и не отча- иваются, если они только пережили достойно свои грехи на земле и переиспытали следствия своего греха, ибо они искупили их окончательно, и за гробом о таких грехах и упоминаться не будет. 111
Они с совершенно чистой душой предстанут Престолу Всевыш- него и будут пожинать лавры своих добрых дел и праведной жизни. Но горе тем за гробом, кто взойдёт в него с изъязвлённой душой и тут только увидит, как много грехов на нём и как трудно будет искупление их за гробом. Каждая болезнь человека приносит несомненно нравственную пользу больному, но вместе с тем она есть одно из лучших нрав- ственных упражнений дли людей, окружающих больного, вызы- вая в них участие и сострадание. Каждая болезнь имеет и средства для своего излечения. Невидимые покровители, на которых возложено распределе- ние болезней между людьми, озабочены также и тем, чтобы от каждой болезни на каждом данном месте были и средства от этих болезней. От уменья людей зависит найти эти средства тем или другим путём и помогать больным. В вопросе излечения болезней, мы, люди земли, делаем круп- ную ошибку, надеясь единственно на своих докторов, думая в са- мом деле, что одни химические реакции могут поправить больного и излечить его тело, в то время как душа его, источник и причина болезни, больна своей порочностью. Б о г и в этом случае предо- ставил человека его собственному произволу. Человек может в надежде на силы знания своих докторов и их искусство и добросо- вестность ограничиваться их советами и их лекарствами, а может также прибегать к помощи Божией и с Ег о святого соизволения, вопрошать святых покровителей болезней о способах и средствах излечения недуга. На Марсе сами доктора лечат больных не иначе, как с помо- щью Б о г а и Святых Покровителей. Они молятся, советуются с ними и, созерцая природу, находят в ней такие средства и способы, до которых они никогда не дошли бы, если бы руководствовались своей собственной логикой и своим умом, ибо причина болезни лежит всегда далеко за пределами человеческой познаваемости её. Каждая болезнь составляет род очень трудных и очень суще- ственных для каждого человека испытаний. Не говоря уже о том, что болезнь излечивает нравственную порочность людей, застав- ляя их чувствовать и переживать все видимые следствия греха – она заставляет человека приучаться к терпению и смирению. Один 112
примет болезнь с покорностью воле Божией, переживая её с тер- пением, с сознанием своей порочности и милости Божией, не до- пускающей страдать ни одно существо более того, чем это ему по- лезно. Он смиренно взывает к Б о г у и просит Его помощи, говоря: «Не так делай Господи, как мне хочется, а как Ты находишь полез- ным, и пусть сбудется Твоя Святая Воля». – Другой выкажет в бо- лезни всю строптивость своего дерзкого и нетерпеливого харак- тера, он будет сетовать, ругаться и негодовать. Третий совсем оже- сточится, впадёт в отчаяние, будет укорять и винить в своей бо- лезни Б о г а и, пожалуй, даже восстанет на Н е г о. Все эти настро- ения человека во время болезни со всеми промежуточными степе- нями и оттенками не могут также влиять на нравственное развитие человека и также отражаются как на его болезни, так и на нрав- ственном его состоянии. Как назначение болезней наших произво- дится при самом тщательном обсуждении Святых Покровителей, так точно и ход болезни руководится ими, причём ни один шаг наш, ни одно настроение не ускользает от бдительного ока их, каж- дая причина заставляет их усиливать болезнь и уменьшать её, усложнять или помогать её излечению. Всё обсуждается ими, всё взвешивается, всё принимается во внимание и всякое их действие преследует одну цель – увеличение добра в человеке и его нрав- ственную пользу. Все эпидемии, все заразные повальные болезни составляют следствия строго обдуманных действий Святых Покровителей бо- лезней. При назначении их они взвешивают не одну только пользу, которую получают больные, но и ту, которая произойдёт от того, что эти эпидемии возбуждают общее участие со стороны здоровых и желание помочь. От невидимых деятелей не скроются также те мотивы, которые заставляют каждого радеть о больных: одни бу- дут принимать меры прекратить эпидемию только для того, чтобы не заболеть самому, т.е. чисто из эгоистического чувства, другие из желания отличиться перед начальством и обществом и полу- чить себе награду, но много ли найдётся таких, которые преда- дутся делу с полным участием к больным и будут помогать им, не жалея себя? Ничего не скроется от бдительного ока Святых По- кровителей и всё будет взвешено на весах правосудия Божьего. Если так подробно и тщательно обставлен Б о г о м надзор и 113
попечение о животных, или о болезнях людей, то можем мы себе представить, до какой тонкости должно доходить попечение Б о г а о нравственной и духовной деятельности людей, составляющей главную цель всего мироздания. Этот род попечения Б о г а о лю- дях не имеет действительно предела и в полном смысле слова бес- конечен. Нет не только одного самомалейшего поступка человека, но нет даже ни одного сложившегося решения сделать тот или иной поступок, которые ускользнули бы от самого тончайшего и бдительного надзора невидимых покровителей людей. Все они об- суждаются, все они взвешиваются на весах правосудия не только в последствиях своих, но и в основных причинах, заставивших принять то или другое решение, и каждый поступок, и каждое ре- шение уже влияет на дальнейшие судьбы людей и на обстановку их жизни, улучшая или ухудшая положение их. Вся вселенная в отношении попечения над судьбами людей разделена между высшими покровителями из чина небесных су- ществ первой иерархии всех трёх степеней, стоящих непосред- ственно у Престола Божия, и составляющих Ег о домашнюю. Каждая солнечная система и все духовно-разумные существа, живущие на всех её планетах, имеют трёх высших покровителей из существ второй степени иерархии. Наша земля поручена суще- ствам чина последней степени иерархии всех трёх сил, которые все ведают судьбу людей. Последняя степень иерархии небесных сил, простирая свои попечения о действиях и жизни людей, распределяет свои заботы о них, поручая каждому члену своему особую какую-либо часть, сообразно силы его святости, следуя человеческим разделениям земли и практикуемых на ней порядков. Каждая страна и государ- ство имеют особых покровителей, равно как и каждый город, село, деревня, кружок людей и каждая семья имеют по особому покро- вителю и кроме того каждый человек имеет своего Ангела-Храни- теля. Затем охраняются Божественными покровителями все те ме- ста, в которых собираются люди и которые влияют на жизнь их. Поэтому каждое коммерческое или общественное дело вызывает свой род попечения и заботы о себе, из которых каждое имеет по 114
особому покровителю, как-то: каждая фабрика, завод, лавка, мага- зин, клуб, биржа, контора и каждое подобное учреждение большое и малое; ни одно не делает исключения; причём невидимые покро- вители ведают дела этих учреждений несравненно лучше самих хозяев, ибо они знают всю обратную сторону дела и всё будущее его. Этим далеко ещё не ограничивается святое попечение Б о г а о людях: оно распространяется ещё гораздо дальше: все государ- ственные, административные учреждения и все правительствен- ные и административные липа имеют своих покровителей, кото- рые ведают их дела. Нечего упоминать, что все Главы Государств находятся под особым руководством Самого Б о г а через непо- средственное святое попечение о них высших существ небесной иерархии. Каждое министерство, департамент, отделение департамента, каждое областное или губернское учреждение, каждое уездное, волость, сельское управление и т.д. – одними, словом, всякий пра- вительственный орган, влияющий тем и другим путём на судьбы людей, уже охраняется особым покровителем, который ведает каждое дело этого учреждения несравненно лучше всех в этом учреждении служащих чиновников, взятых вместе, ибо они знают, какое направление приняло бы каждое дело, если бы оно было об- ставлено иначе и что именно служило причиной, что оно получило такой оборот, а не другой. Таким образом: 1) Нет ни одного сборища людей, нет ни од- ного дела, ни одного предприятия, которое с момента своего учре- ждения не охранялось бы и не изучалось бы во всех своих деталях, причём невидимые святые покровители людей оценивают все дела и поступки каждого члена его, касаясь причины возникновения их и всех следствий их; 2) Нет ни одного человека, который не имел бы своего Ангела-Хранителя. Ангелы-Хранители суть ближайшие помощники людей в их жизни. Они неустанно следят за каждым шагом человека и не от- ходят от него никогда и ни при каких обстоятельствах. Вся их жизнь и все мысли сосредоточены на том человеке, который им поручены. Ангелы-хранители – существа совершенно исключительные и 115
решительно не походят ни на одно существо, входящее в состав как небесной иерархии, так и духовно-разумных существ вселен- ной. Они духи чистые, решительно неспособные грешить, не име- ющие на себе ни малейших пятен, могущих затемнить безукориз- ненную и лучезарную белизну их святой организации. Эти духи по сотворении их Б о г о м находятся в Ег о Святой Обители, в Святая Святых вселенной и окружают целыми легионами Ег о Предвеч- ный Престол, наполняя всю атмосферу Е ё своею святостью и по- коем. Вся жизнь их, все стремления и желания ограничиваются од- ним Богом. Они ничего больше не знают, как только то, что Бо г есть и что Он всё для них, а следовательно таким должен быть и для всех в мире. Всю истину, все понятия свои, они связывают с понятием и единой безраздельной беззаветной и абсолютной любви Б о г а и ничего им больше не надо, как пребывать около Нег о, чувствовать Ег о присутствие, восхищаться И м, и другого счастья и блаженства они себе и представить не могут. Когда Бо г возлагает на кого-нибудь из этих чистых существ миссию охранять человека и быть его Ангелом-Хранителем, то дух этот покидает святую обитель Божью и спускается на самую лучезарнейшую планетную систему духовного мира. На девяти системах духовного мира обитают, как мы видели выше, небесные силы средней последней степени небесной иерархии, десятая же планетная система служит святой обителью самой ревностной и святейшей покровительнице рода людского, всей вселенной, Пре- святой Деве М а р и и. Все Ангелы-Хранители людей всей вселенной находятся в полном и безусловном подчинении Е ё. Таким образом вся бли- жайшая охрана людей от наветов злобы, вся ближайшая помощь людям снисходит непосредственно от Пресвятой Девы, скорой за- ступницы людей и святейшей молитвенницы перед Б о г о м о про- щении грехов наших. Все духовно-разумные существа, начинающие только стре- миться к благу, наставляются Е ю Самой через посредство Анге- лов-Хранителей, и все одинаково пользуются Е ё покровитель- ством. Но особенно распространяет Он а свои святые попечения на детей нашей земли. Все дети до 7 лет находятся под Её особым попечением и покровительством, вследствие чего они совершенно 116
ограждены от всех наветов злой силы, и ничто нечистое и грехов- ное не должно касаться их. Ангелы-Хранители, сходя из Святой Святых на планету Пре- святой Девы М а р и и, не имеют ни малейшего понятия ни о зле, ни о грехе, ни о чём ровно нечистом. Та бесконечная любовь, доб- рота и чистота, которою они так лучезарно сияют, находится в них совершенно для них безотчётно; они никогда ещё не имели воз- можности оценить её, так как никогда зла не видали и не имели случая сопоставить его с тем обилием добра, которое находится в них, а потому они первое время обретаются в полном неведении как добра, так и зла, но зато в полнейшем блаженстве. Прежде чем быть в состоянии охранять людей от зла, они должны ознакомиться с разными деятельностями существ как со злой, так и с доброй и уметь отличить одну от другой. Поэтому они долгое время пребывают на одной из планет Пресвятой Девы М а - р и и, воспитываются там под Е ё личным руководством, знако- мятся с жизнью людей и подготовляются к предстоящей им дея- тельности. Когда они чувствуют себя достаточно окрепшими, чтобы взять на себя ответственность за человеческую душу, то начинают свою деятельность с душ более лёгких к водительству и к управ- лению. Пресвятая Дева М а р и я предопределяет им вести души ленивые, вялые, невосприимчивые или бесхарактерные; после того, как они проведут уже несколько таких душ успешно и при- обретут известную степень опытности, только тогда поручатся им души людей энергичных, восприимчивых, закостеневших грешни- ков, людей с сильным и пылким характером и вообще такие души, которые руководятся чрезвычайно трудно. При самом появлении человека на землю, при первом своём крике, служащем первым проявлением его воли, он уже имеет сво- его Ангела-Хранителя, который уже больше не покидает его. Эти два существа как бы сливаются вместе, они живут друг для друга и преследуют одни и те же жизненные цели. Человек склонен ко греху и падению, но Ангел-Хранитель в силу своей чистоты, склонности к Богоподражанию, грешить не может и уже издали узнаёт не только зло и пороки, но и всё, что несёт на себе тень не- чистоты. Имея постоянно около себя безусловно расположенный 117
к себе чистый и непорочный элемент, человек до некоторой сте- пени защищён от зла. Человек, живя на земле, получает навык жизни и умственное образование; с ним вместе имеет возможность учиться, жить и по- лучать своё умственное развитие и его Ангел-Хранитель. Всем Ан- гелам-Хранителям даровал Бо г те же дары Своей благодати, ка- кие даровал и Небесным силам, и духовно-разумным существам всей вселенной, никто не обижен Б о г о м, и все получают их оди- наково. Но, никакими познаниями они ещё не владеют, а потому наравне с другими существами они должны приобретать их сами. До сих пор они жили единственно жизнью своих чувств, и един- ственная их наука была любоваться делами Божьими, ощущать в этом особую отраду и подражать Б о г у – и всё это делами они без- отчётно, не спрашивая себя, для чего это им нужно. Живя параллельно с человеком на земле, и наблюдая жизнь в других людях, Ангел-Хранитель скоро получает навык жизни. Свои умственные познания он черпает из тех же источников, из которых черпает их человек. Когда человек учится чему-нибудь, то параллельно с ним учится и его Ангел-Хранитель всему реши- тельно, начиная от азбуки и таблицы умножения. Он проходит все науки, следя по той же книге, шаг за шагом всё, что проходит че- ловек. Но Ангел-Хранитель всегда очень прилежен, обладает па- мятью несравненно лучшей, чем человек, и огромным стремле- нием к знаниям, а потому он научается подробнее человека и мо- жет быть лучшим помощников во всех затруднительных случаях жизни. Он всегда может подсказать человеку всё, что он учил и забыл, если только человек будет его просить о том и научится по- нимать ясно его голос. Все научные познания, какие приобретает человек в течение жизни, всю опытность жизни и всё решительно делаются одинако- вым достоянием как человека, так и его Ангела-Хранителя. Одни из этих познаний ему действительно полезны, ибо развивают его, другие же приобретаются им только для того, чтобы всегда быть в состоянии прийти на помощь человеку, если он забыл что-нибудь и просит Ангела-Хранителя ему подсказать, или помочь, или если в самом деле человек запутался, приходит к ложным заключениям и необходимо его выручить, или внушить логический вывод от тех 118
познаний и мировоззрений, которыми владеет человек. Таким образом склонный к падению человек имеет всегда неотступно около себя, безгрешный элемент, который влечёт его к добру (если только сам человек того хочет и просить его о сём), раскрывает ему тёмные и порочные стороны его души оберегает его от опасности подвергнуться наветам злой силы, а в случае надобности наталкивает на раскаяние и постоянно внушает ему добрые мысли. Большинство людей земли до того извратили свою природу, что они не в состоянии отличить мысли, рождающейся в их соб- ственной душе, от мысли, внушаемой им их Ангелами-Храните- лями, а потому они все свои мысли приписывают своей собствен- ной душе или, так сказать, самим себе. Есть даже такие люди, ко- торые полагают, что мысль есть продукт отправлений головного мозга и является случайно и независимо ни от чего ровно. Во вся- ком случае, как бы люди ни ошибались, пусть в трудные минуты жизни мысленно вознесутся на одно мгновение к Б о г у и просят Ег о послать им помощь через их Ангела-Хранителя и подсказать им добрый совет, и они увидят, что эта их просьба не останется тщетной, ибо добрая мысль и даже не одна, а многие немедленно станут роиться в их голове, и выбор поступков будет предоставлен полный, могут из них выбирать себе любой и не ошибутся. Когда человек обдумывает что-нибудь, он непременно полу- чает вместе со своими мыслями и добрые советы своего Ангела- Хранителя; а иногда в то же время получает и злые советы злой силы, окружающей очень часто порочного человека. Эти советы нисколько не связывают его свободной воли; он может выбирать любой совет и пользоваться им или пренебречь всеми и действо- вать по своему усмотрению. Порочный человек обыкновенно бо- лее склонен поступать согласно наветам злобы, ибо злой дух хитёр и в совершенстве умеет подделываться под слабости человека. Од- нако, не всегда он торжествует, ибо в каждом человеке есть со- весть, а потому, слушая добрые советы Ангела-Хранителя, он узнаёт в них истину и если в нём есть добрые стремления и жела- ние делать так, как лучше, то он и поступает согласно указаниям Ангела-Хранителя. 119
Если человек перестаёт слушать добрые советы своего Ан- гела-Хранителя и, постоянно следуя внушениям зла, начинает по- ступать худо, предаваться порокам и страстям, то Ангел-Храни- тель прибегает к помощи святого покровителя его группы людей. Они советуются, какие следует принять меры, чтобы снова при- влечь этого человека к послушанию и к добру. В этих случаях уже и покровитель не отходит от Ангела-Хранителя; он сам настаи- вает, внушает человеку и оба они употребляют весь свой ум и всё своё уменье к возвращению блудного сына в стадо Христово. Если всех этих соединённых усилий и стараний мало, то покровитель просит помощи у высшего покровителя и даже у Бога. В этих случаях Ангел-Хранитель всё-таки остаётся добрым ге- нием человека и существом вполне ему преданным, любящим до бесконечности и от души жалеющим его. Духи-покровители, со- бравшись вместе, обсуждают, какие меры следует принять, чтобы он сам по доброй своей воле принял своё решение вернуться к доб- рому пути. Они выжидают некоторое время, а затем начинают или посылать ему болезни, или изменять условия его жизни на более суровые, или попускают злой силе учинить ему какую-нибудь беду, горе, несчастье, или, вообще, неприятную неожиданность и т.д., вообще, принимают какие-нибудь меры, чтобы заставить его одуматься, остановиться в худых делах и опять начать следовать указаниям своей совести и наветам добра. Стеснять волю человека и принуждать его поступать так или иначе, никто не может – ни Ангел-Хранитель, ни покровитель, и человек остаётся всегда сво- боден в выборе своих поступков; но обставить жизнь человека в том направлении, которое способствует человеку добровольно же- лать следовать добру и отставать от зла, во многих случаях зависит от ловкости и догадливости покровителей и от уменья их вести че- ловека. Духи-покровители относятся всегда к людям с безмерной любовью, всеми силами желают их исправления и скорбят всей своей душой о каждом их фальшивом шаге. Это бесконечное уча- стие к ближнему не может не улучшать их духовно и, действи- тельно, через подобного рода упражнения они крепнут в своих добродетелях и в своей святости, переходят от одной силы к выс- шей силе, от одного знания и искусства доводить людей до добра к высшему знанию, к высшему искусству и к совершенству. 120
Есть души, вызывающие постоянные и неимоверные заботы своих Ангелов-Хранителей и покровителей. Покровители не имеют просто возможности отходить от них и только через особое искусство их и соединённые силы нескольких покровителей уда- ётся им довести эту душу до более или менее доброй жизненной деятельности. Но есть также души, настолько упорные в своём зле, и во всех видах противления Б о г у, что вывести их на истинный путь есть задача неисполнимая. Одни из них проповедуют, анти- христианскую науку, другие непомерно алчны к деньгам и к наживе, третьи чрезвычайно склонны к власти, к славе и ко всевоз- можным соблазнам жизни; что отвратит их от этих извращений жизни нет ни малейшей возможности. Всё искусство Ангелов- Хранителей и покровителей остаётся бесполезным. Такие души Б о г посылает жить на землю как некое средство испытания дру- гих людей. Они служат орудием истязания душ, более склонных к восприятию добра. Зло, вносимое ими в мир, доставляя трудные жизненные упражнения другим людям, заставляет их переносить их с достоинством, со смирением, с покорностью Воле Божией, поставившей их в зависимость от злых людей улучшать свои доб- рые качества и, вообще, развиваясь духовно, они вносят добро в мир несравненно больше, чем то зло, которое творят эти злые люди. В этой идее именно и заключается высший промысл Божий, превращающий зло одних лиц в добро других и этим путём увели- чивающий количество добра во вселенной. Эти злые и упорные души не могут винить Б о г а в роли люд- ских палачей, которую им приходится играть в общем мировом нравственном прогрессе, ибо они сами добровольно приняли на себя эту ужасную роль, за которую придётся им рано или поздно отвечать перед своею совестью и перед Б о г о м и неминуемо при- дётся искупать все злые свои дела и всё то злое влияние, которое было ими внесено в мир. Но они обладают свободной волей наравне с другими, следовательно, могли делать добро и не делала. Добрые покровители положили вначале их жизни более забот и попечения, чем на других душ, хотя заранее предвидели их паде- ние. Но что могут с этими упорствующими возле душами сделать духи-покровители, если для них очевидно, что все их заботы и по- печения должны в этих душах вызвать зло ещё худшее, чем 121
прежде. Они предвидят, что при более жестоких условиях жизни, при неудачах, при болезнях эти души могут впасть в отчаяние или произнести хулу на Б о г а, или наложить на себя руки, и тогда они совсем погибнут и все земные страдания пропадут для них без вся- кой пользы. Покровители таких душ с разрешения высших покровителей и Б о г а очень часто совсем отступаются от них, оставляя их оконча- тельно на произвол их собственной воли и их извращённых жела- нии. В этом случае около них остаётся лишь один вечный и неиз- менный спутник человека – это Ангел-Хранитель. Таких людей всегда окружают массами злые духи, видя в них несомненную свою добычу. Они постоянно подают им советы, которые прини- маются охотно, и Ангел-Хранитель принужден стоять от них в не- котором отдалении. С величайшей скорбью в сердце возносит он горячие молитвы к Б о г у о спасении этой души и зорким оком сле- дит за ней, улавливая все малейшие проблески добра, которые на предстоящем страшном суде Божьем могли бы хотя сколько-ни- будь облегчить его горькую участь. В земной жизни эти люди обыкновенно очень счастливы, им необыкновенно легко удаётся всё то, что они предпринимают, ибо им помогает в делах злая сила. Она старается обставить их всевоз- можными жизненными благами, чтобы отвлечь их внимание от небесного; она сама помогает в их земных делах, чтобы как-ни- будь не лишиться своих кандидатов на тёмное царство. Но кроме того, проповедовать между порочными людьми антихристиан- скую науку или атеистические знания, при посредстве злой силы составляет труд несравненно благодарнее, чем радеть о распро- странении высших христианских истин любви и милосердия. Эти люди скоро добиваются известности, высокого положения между людьми, возбуждают общую зависть и громадное число последо- вателей. Властвовать и богатеть тоже очень удобно при посредстве злой силы, которая оберегает человека, всеми силами предупре- ждает о всех неудачах и сама заинтересована, чтобы её агент был силен, властен, богат и рассевал своё зло, как можно дальше; чтобы он теснил людей, мучил их, выводил из терпения и насило- вал их волю. Но земное счастье их будет помрачено за гробом сло- вами Х р и с т а, Который им скажет: «Вы все получили от земли 122
что хотели, что думаете вы получить на небеси?» Одна надежда их – это их Ангел-Хранитель, который в ответ на это имеет, может быть, возможность предъявить несколько добрых дел, имеющих всегда силу сдержать чашу весов правосудия, так сильно перегру- женную грехами. Ангел-Хранитель никогда не оставляет человека; он посто- янно самым ревностным образом следит за каждым шагом и за каждой даже самою мельчайшею мыслью, и чтобы ни задумал сде- лать человек, Ангел-Хранитель, видя зарождающуюся мысль, намерение поступка, уже обсуждает его и обдумывает, хорошо ли это или дурно, и уже рассчитывает, какие следствия будет иметь этот поступок. Если этот поступок касается этого одного человека, то Ангел-Хранитель обязан сам принять предупредительные меры и постараться отвратить данный поступок, если он имеет дурные следствия и, наоборот, помочь его хорошо выполнить, если он мо- жет быть допущен. Если же поступок этот касается другого чело- века или целой группы людей, то Ангел-Хранитель немедленно предупреждает духа-покровителя группы и всех Ангелов-Храни- телей тех людей, до которых этот задуманный поступок будет ка- саться. Они совместно обсуждают все причины, вызвавшие эту мысль и все следствия, которые произойдут если этот поступок сбудется, и немедленно принимаются совместные меры для откло- нения этого поступка или допускают его. Такой образ действий практикуется при маловажных обыден- ных делах наших, не имеющих серьёзного значения ни для жизни нашей, ни для нашего самоусовершенствования, т.е. при тех по- ступках, которых мы совсем не замечаем и, делаем их почти ма- шинально, так просто по привычке, решительно не думая о них. И эти даже мелочные поступки возбуждают столь подробные заботы нашего Ангела-Хранителя, который, как дух абсолютно чистый, никогда к нашим дурным привычкам, вызванным нашею порочно- стью, привыкнуть не может и всегда готов отвратить нас от них. При более важных поступках Ангел-Хранитель не полагается на своё суждение и сейчас призывает покровителей всех групп лю- дей, до которых данный поступок касается и никакое человеческое представление не в силах обрисовать, до чего подробно обсужда- 123
ются все причины возникновения этой мысли, все влияния, кото- рые будет иметь этот поступок на каждого из людей, до которого он коснется и как лучше направить как исполнение этого поступка, так и следствия его. Нет сил себе представить, какая возбуждается деятельность в среде духов-покровителей, при более серьёзных общественных де- лах. Нет сил передать той массы заботливой предупредительности, которой они встречают всякое человеческое дело, будь это пере- мена административного строя в стране, смена ли министерства, новый ли это законопроект, или судебное дело, или биржевая опе- рация, коммерческое предприятие, собрание какого-либо частного общества, какая-нибудь вечеринка, какой-нибудь бал или, вообще, предположение о собрании людей. Люди могут затевать, что им угодно, рассчитывать, подавать проект, но исполниться из всего этого может только то, что допускается духами-покровителями. Всякое дело всегда начинается с Ангела-Хранителя. В голове какого-нибудь человека, например, зарождается мысль о каком-нибудь коммерческом предприятии. Ангел-Храни- тель, видя, что мысль эта касается не одного человека, но многих, сообщает о сём покровителю группы. Покровитель группы прове- ряет эту мысль и убеждается, что проект этот может разрастись и принять большие размеры, обращается к ещё высшим покровите- лям и вызываются все покровители всех людей, до которых может коснуться это дело, и совокупными силами обсуждают всю полез- ность этого дела. Они знают вперёд, какое зло произведёт это дело, сколько людей соблазнятся этой наживой, сколькие падут под тя- жестью обмана, интриг, воровства, хищений, притеснений и обид, делаемых ими другим; наравне с этим покровители предвидят и какую нравственную пользу принесёт это дело другим лицам. Сколько человек и кто именно переживёт по-христиански злодея- ние злых людей и обратят себе в пользу их зло и через это возвы- сятся в степени своего развития. Духи-покровители вперёд взве- шивают количество зла, которое войдёт в мир и которое породит это, по-видимому, совсем злое дело, и если сумма добра превысит сумму зла, то дело это может быть допущено ими, в противном случае, духи-покровители никогда не допустят свершиться ему. Поэтому понятно, отчего часто хорошие, на наш взгляд, дела 124
не удаются, а по-нашему злые пользуются какими-то особыми удачами, разрастаются, процветают и владельцы их обогащаются. Видя это и судя с своей земной точки зрения, мы удивляемся и спрашиваем себя: Неужели Б о г покровительствует злу? Нет, Б о г никогда злу не покровительствует, но Б о г только попускает зло злых людей, ибо оно вызывает целесообразные для большин- ства людей жизненные упражнения, ведущие их к добру и само- усовершенствованию и это возрождающееся и нам не видимое добро превышает видимое нам зло. Несомненно, что злым людям придётся искупать зло, внесённое в мир, и расплата будет для них нелегка. При каждом действии человека не дремлет также и злая сила. Как собираются добрые покровители под непосредственным руко- водством высших небесных сил, так точно агенты тёмного царства уже издали видят себе наживу. Будущего они, конечно, не знают, а потому ничего вперёд рассчитать не могут; но они очень хорошо знают характер земного человека и порядки их; они знают, что ни одного даже благотворительного дела не делается с чистым и все- цело расположенным к добру сердцем, но что всегда в изгибах и потаенных уголках человеческой души найдутся чувства зависти, алчности, гордости, властолюбия, себялюбия и т.д., которые при ревностном влиянии злой силы и ловкости их, могут быть раздуты до больших размеров и приблизить многих, если не совсем увлечь в тёмное царство зла и смерти. Можно себе представить, какое множество забот и обсужде- ний возбуждают более сложные дела, от которых зависят инте- ресы целых стран и народов, например: изменение какого-нибудь порядка управления в государстве, или изменение какого-нибудь законопроекта, или смена какого-нибудь влиятельного правитель- ственного лица в государстве, сейчас собираются духи-покрови- тели всех решительно лиц, на которых может отразиться данное изменение и всех решительно правительственных учреждений при участии высш и х небесных сил руководителей духов-покровите- лей; обсуждаются все «за» и «против», всё количество добра и зла, которое будет внесено в мир каждым причастным лицом и ре- шают, – допустить или не допустить его. Если решено на этом 125
небесном совете не допускать совершаться этому делу, то оно ни- когда не осуществится, ибо встретит не одно, так другое препят- ствие. Однако не надо думать, что порядки земного управления стра- нами в каком-либо отношении стеснялись бы небесными силами. Небесные силы налагают только своё запрещение или своё «veto» в тех случаях, когда предвидят, что учреждаемый порядок не хо- рош и внесёт более зла в мир, чем добра, а, следовательно, устра- няя его, они способствуют тому, чтобы люди старались доду- маться до чего-нибудь лучшего, т.е. они способствуют лучшим по- рядкам в стране. Странно было бы думать, что нравственные и ду- ховные требования духов-покровителей могут идти в разрез с тре- бованиями практической жизни и административными порядками страны. Истина, к которой должно стремиться человечество, одна и та же для всей вселенной, и по мере улучшения общего уровня развития человечества, административные порядки страны и нрав- ственные требования должны всё приближаться друг к другу; и, наконец, при полном развитии человека окончательно слиться во едино, ибо Б о г Один и требования Ег о от людей всегда одни и те же, и условия счастья и блаженства существ, также одни и те же. Следует только человеку самому додуматься до них. Наибольшую заботу доставляют невидимым нашим покрови- телям – это наши войны. В этих случаях заколеблются почти все небесные силы и все высшие покровители всех тех стран, которые участвуют прямо или косвенно в войне и всех тех стран, на кото- рых может прямо или косвенно отразиться эта война. Небесные силы под святым руководством Б о г а обсуждают всё влияние войны на человечество, взвешивают, сколько каждый человек вне- сёт в мир добра и сколько зла. Чтобы оценить всё это, они должны предвидеть все детали войны, все её эпизоды, все удачи и неудачи, все действия каждого человека, который участвует в войне или страдает от неё отпустив на войну своих родственников, или по- сторонних лиц причастных и не причастных к войне, но на кото- рых она отражается так или иначе и, наконец, на тех, которые ле- чат раненых, ухаживают за ними и т.д. и т.д. Всё взвешивается впе- рёд на весах правосудия Божия и если это истинно самое трудное для рода людского испытание принесёт больше добра чем зла, то 126
оно попускается Б о г о м. Поэтому и войну надо считать таким же делом Божиим, как и всякое другое испытание и попущение Б о ж ие и начинать её с молитвой и также благоговейно, также добросовестно, как учитель наказывает своего любимого ученика, как судья приговаривает преступника, как оператор делает очень трудную и мучительную операцию больному. И в самом деле, разве война не есть причина, вызывающая обилие и целый бесконечный ряд нравственных испытаний и упражнений как для сотен тысяч людей, участвовавших в войне, так и для миллионов людей, проводивших своих родственников на войну? Никогда мирное время не вызывает столько случаев каж- дому выказать с такою определённостью свои нравственные каче- ства, свою веру в Б о г а и силу своей молитвы, или, наоборот, свою злость, варварство, алчность, жестокость, ненависть и массу таких качеств и чувств, о которых сам человек совершенно не знал в мирное время, но как только явилась возможность безответно убить человека, воспользоваться его добром, или отличиться по службе – тут забыто всё учение Христа: любовь к ближнему, всё прежнее великодушие и проявилась вся сила животной природы человека. Поставьте себя в положение нравственного и вполне ду- ховно развитого человека, который был вынужден идти на войну и поставлен в необходимость сражаться и даже убивать людей, – долг присяги и обязанности относительно своей страны будут для него священны, как выражения воли Б о ж ие й, а следовательно, как согласит он в себе всё это разноречие обязанностей и чувств? Как будет поступать? Что переживёт он за эту войну и сколько пе- речувствует? Это величайшая задача для человека, думающего и размышляющего, в особенности если он владеет истинными хри- стианскими знаниями смысла жизни на земле. Все поступки, все чувства, все намерения и вся борьба с своими порочными наклон- ностями каждого человека взвешиваются невидимыми нашими покровителями, и, сообразуясь с этим, и направляются все обсто- ятельства жизни людей. Вся жизнь человека проходит при участии добрых и злых ан- гелов, окружающих его и не отступающих от него в течение всей 127
его жизни. Они способствуют ему в его жизни, разбирают и об- суждают каждый шаг человека и не только одни поступки, но и все причины, вызвавшие их, т.е. желания, стремления и вообще всё со- стояние души во время совершения данного поступка, все мотивы, заставившие человека поступать так, или иначе. Ангелы добрые помогают человеку исполнять его добрые намерения, а ангелы злобы всегда рады принять участие во всём злом, чтобы ни заду- мал человек, и чем злей задуман поступок, тем большее участие злых ангелов возбуждает он. Но никакого зла не может нанести человек другим людям без попущения Б о г а; никакой злой умы- сел, никакое злое намерение не могут быть приведены в исполне- ние без того, чтобы Б о г не обратил его в пользу кому-нибудь, предоставив ему вполне целесообразные испытания, через кото- рые тот может преуспеть в своём нравственном развитии. В этом и заключается великая мировая задача промысла Божия, направ- ляющая всё зло людей в нравственную пользу других. Например: преступник задумал убить кого-нибудь; он всё предусмотрел, всё кажется обставил и рассчитал, но удачно при- вести свой замысел в исполнение он может только при попущении Божьим; только тогда, когда этот злой поступок принесёт кому- нибудь нравственную пользу; во первых, если Господь уже пред- определил, что этой душе достаточно скитаться по земле, что ис- пытания её и так уже должны кончиться, а во-вторых, если этот род смерти вызовет для окружающих и для самого умирающего более целесообразные испытания, чем всякий другой. Совершенно то же надо сказать относительно всякого зла, со- вершаемого людьми; никакое зло не в силах быть исполнено без того, чтобы оно не было предварительно предусмотрено Б о г о м, взвешено, обсуждено, кому какую нравственную пользу принесёт оно, а потом попущено Им. Это, конечно, решительно не отнимает ответственности, лежа- щей на каждом за всё им произведенное злое и нисколько не может оправдать его поступков. Зло всегда останется злом. Б о г никого не ставит в такие обстоятельства, при которых че- ловек должен бы был сделать зло, а, напротив, добрые Ангелы- Хранители отклоняли его всеми своими силами от этих злых по- 128
ступков, они внушали ему добрые мысли, указывали ему всю па- губность его поведения и возбуждали в нём голос совести, а если после всего этого человек добровольно принял противоположное решение под наветами духов злобы, и принял на себя роль искуси- теля рода людского, то может пенять только на себя. Постараемся вникнуть, во сколько раз внутренняя духовная жизнь в человеке обильнее и деятельнее видимых и материальных проявлений её. Для примера возьмем хотя бы тот же самый факт, что преступнику удалось убить кого-нибудь. Видимые проявления этого факта очень незамысловаты: пропивши свои последние крохи, бедняк задумал убийство из корысти, планы его сбылись, – он ночью незаметно проник в дом и ловко выполнил своё намере- ние, но был пойман на месте преступления и после краткого суда был посажен в острог, а затем сослан. Как ни краток этот рассказ, но вникнем, какую массу нравственных испытаний, упражнений, горя, бед и борьбы возбудил он в массе людей. Во-первых, сам преступник через этот поступок пережил це- лый ад разных ощущений, одно ужаснее другого, как до соверше- ния преступления, так и после его. Одна злая первоначальная мысль, зародившаяся в голове убийцы, каким-нибудь случайным образом получила на порочной почве его души полное развитие. От постоянного обдумывания своего плана, от борьбы с самим со- бою и своими мыслями она давно уже обратилась в какое-то боль- ное место души, преследующее человека во всех его действиях и не дающее ему покоя никогда – ни днем, ни ночью. Иной раз, сидя где-нибудь под забором, спокойно по наружному виду и непо- движно, бедняга переживал ожесточеннейшее внутреннее несо- гласие своих намерений: одни останавливали его, – другие поощ- ряли на преступление; если бы можно было приподнять покры- вало, застилающее от нас невидимый мир, мы бы увидали целый сонм добрых и злых духов, окружающих его: одних, стремящихся навести его на добрые мысли и отвратить от злых, других, внуша- ющих злое и оба эти лагеря мы увидали бы ведущими между собой не менее оживленный обмен мнений с полным участием в реше- нии, которое должен предпринять бедный нравственный больной преступник. Описать все его ощущения, порядок возрождения в 129
нём самых разнообразных мыслей с начала до конца всей испор- ченной жизни его, вряд ли можно было бы на человеческом языке, который так богат для всего материального и так беден для всего духовного и отвлечённого; мы скажем только, что некоторые пре- ступники, сидя в тюрьмах, подвергают сами своё тело самым ужасным зверским истязаниям, лишь бы хотя на минуту забыть или заглушить укоры своей совести. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.044 сек.) |