|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
М и р з л а
Все духовно-разумные существа вселенной созданы Бо го м одинаково совершенными. Все наделены одинаковыми дарами Бо- жественной благодати. В этом именно и заключается идея Боже- ственного правосудия, вследствие которой не может Бо г лишить одних существ того, что дал другим. Цель жизни каждого суще- ства всегда одна и та же. Все должны достигнуть своего внутрен- него самоусовершенствования, которое есть залог будущего бла- женства. Б о г одинаково печется и заботится о всех, ищущих Е г о всесильной помощи, и одинаково желает, чтобы все дошли до со- вершенства через свой личный труд и старание постигнуть истину и Ег о. Тем не менее, Бо г никого не ведёт к добру насильственно или принудительно: Он никого не заставляет делать добро, нико- гда не помогает тому, кто не просит у Нег о помощи и надеется на свои силы больше, чем на Ег о. Всем одинаково дана свободная воля, каждый имеет возмож- ность злоупотреблять дарами Божией благодати и вместо того, чтобы употреблять их себе в пользу и на спасение, он одинаково свободно может употреблять их себя на зло и на погибель. Чем выше духовное и разумное развитие каждого существа, тем менее можно ожидать от него каких-либо поступков, клоня- щихся к противлению делам Божьим, ибо разумное и осмысленное понимание, хотя отчасти, дел премудрости Божией должно неми- нуемо вызывать благоговейнейшее удивление, восторг и воскли- цание. Оно должно заставить преклониться перед полнотой пре- мудрости и всем сердцем и всей душой желать слепо и искренне следовать за Бого м, во всём безусловно повиноваться Ему. Разумное познание Б о г а ведёт к признанию своего личного ничтожества и, наоборот, к признанию в себе бесконечной силы и 84
мощи во всех делах и поступках, совершаемых с благословением Божиим или творимых во имя Ег о. Поэтому нарушение союза с Б о г о м в высших сферах духовной иерархии, – факт чрезвычайно редкий, однако, не невозможный, – как свидетельствует о сём само Слово Божье. Приступая к сотворению существ мира духовного, первым со- творил Бо г Себе ближайшего помощника, всесильного выполни- теля Своих премудрых и святых предначертаний; приблизил его к Себе и поставил его в положение друга. Бо г наделил его всеми Своими высокими и бесконечными качествами и свойствами, за исключением лишь одной своей способности – сотворять жизнь. Даровать жизнь, хотя бы мельчайшей былинке, хотя бы самой пле- сени, может только Один Б о г О т е ц. При появлении жизни, в ка- кой бы форме она ни проявлялась, нужно особое желание Б о г а О т ц а и Ег о Личное в сотворении участие. Проявление творче- ской и животворящей силы есть акт высшего проявления Ег о Свя- той Воли. Поэтому и жизненное начало, заключающееся в каждом организме так резко отличающее всё живое от мёртвого, есть сила, превысшая всем силам и недоступна никому, не только человекам, но и самым приближённым к Б о г у существам. Тот, кто сотворён, не может творить себе подобное. Одно С у щ е с т в о Бесконечное может сотворить что-либо живое. Это первосозданное Б о г о м существо или денница творения, предвидя, что Бо г приступает к сотворению других духовно-ра- зумных существ духовного мира, начал убеждать Б о г а отказаться от исполнения С в о е г о предвечного плана творения и ограни- читься тем, что есть. Он доказывал Б о г у, что несравненно лучше пользоваться самим, в одиночестве, в высшей степени отрадным сознанием своих высоких качеств и бесконечной силы, чем де- литься этим сознанием с кем бы то ни было другим. Он находил, что для того, чтобы вполне спокойно и безраздельно предаться наслаждению, вызываемому ощущением того бесконечного бла- женного состояния, в котором находился Тр ё х - И п о с т а с н ы й Бо г и он, денница творения, – не нужно больше никого, ибо все остальные только мешали бы Им и только уменьшали бы полноту Их состояния. Он просил Б о г а не создавать больше никого и спо- койно наслаждаться тем, что О н имеет. Кроме этой высказанной 85
Б о г у причины, денница имел ещё потаенную мысль, которую он Б о г у не высказывал, но сам ужасно мучился ею. Она то главным образом и заставляла его быть настойчивым перед Б о г о м в своей просьбе и доводах. Мысль, которая преследовала и не давала ему покоя, была зависть, что, быв равно божественным и имея все спо- собности Б о г а, он был лишён способности творчества, а потому если бы Бо г никого не творил, и эта творческая способность Б о г а оставалась бы не производительной, то он во всём остальном был Богоподобен – окончательно сравнялся бы с Ни м. Как ни беспре- дельно любил Бо г денницу, однако, отказал ему в его просьбе. Таким образом первого, кого искупал денница и кого отклонял от грандиознейшего добра, каковой только видел мир – это был Сам Бо г Вседержитель вселенной. О н, конечно, не мог поддаться соблазну, ибо предвечные предначертания Ег о Святы. Бо г долго усовещивал денницу и самым убедительным образом увещал из- менить своё эгоистическое стремление и распространить громад- ный запас любви, хранящийся в его сердце, на своих младших бра- тий. Но все старания Б о г а оказались тщетны, денница остался при своём убеждении, несмотря на то, что любовь его к Б о г у была беспредельна. Никто не был бы в силах так любить Б о г а, как лю- бил Его денница, ибо никто не был в состоянии лучше понимать всю премудрость Ег о, всю бесконечность высоты качеств Бо- жьих, всю Ег о доброту и всю неограниченность любви. Эта глубочайшая и самая жгучая любовь Б о г а служила ему причиной ненависти. Любовь Божия разлита по всей вселенной; Она неограниченно распространена в каждом живом существе, в каждой травке, в каждом камне, в каждом явлении природы и всюду находит себе отголосок и всюду ощущает себе отраду, ибо вся вселенная дышит Б о г о м. Неограниченная любовь денницы болезненно сосредоточена на Одном Б о г е, он любить Одного Б о г а и не находит себе удовлетворения в Нё м, что и составляет главную причину его мучений, его скорби и желчи. Бо г от вечности ещё знал, какое употребление сделает ден- ница из своей свободной воли и из тех Божественных качеств и свойств, которыми был Б о г о м одарён; а потому Бо г пожелал из- лить на него всё обилие любви Своей и бесконечно тёплого чув- ства сожаления, которое Он питал к падающему творению Своему. 86
О н окружил денницу всей предупредительной заботливостью, ка- ковою может окружить Один только Бо г. Он дал ему все блага жизни, все удобства, предоставил целую планету в духовном мире в его полное распоряжение, даль ему множество подвластных ду- хов и такое же значение во вселенной, какое даровал и другим пер- восозданным духовно-разумным существам. Время, милость Божия и блага жизни не изгладили в деннице его горделивые и эгоистические стремления. Его мучила зависть, глядя на дела Божии, и адская мучительная ревность к Б о г у, как только он видел хотя одного из легионов, сотворённых Б о г о м су- ществ. Он не мог переносить сознания, что, быв равно-божествен- ным, он сам тварь, а не творец твари, и под конец возненавидел всех сотворённых Богом существ. Он не мог переносить вида добра, творимого существами в подражание Б о г у и всякое испол- нение ими Божественной мысли ожесточало его. Он считал, что подражать Б о г у и делать Божественные дела может только он один, а потому решил уничтожить добро во всех существах. Он стал в открытое противление с Б о г о м, всех Его дел, всего сотво- рённого и всего доброго и любящего. Возмутившись сам, он в то же время произвёл возмущение и во всём мире духовно-разумных существ. Все подвластные ему духи и многие ему неподвластные, соблазнённые его лживыми обещаниями, были увлечены им и стали под его начало. Желая царствовать над возможно большим числом слуг своих, он рассеял всё своё чёрное воинство по всем краям вселенной искать себе по- следователей и приверженцев. С этих самых пор явилось открытое зло во вселенной, и она переполнилась демонами, тёмными ду- хами и человекоубийцами. Так как главная цель Воли Божией есть распространение любви, милосердия и добра между существами, через что Г о с - п о д ь Б о г желает, чтобы всякий достигал своего самоусовершен- ствования до Богоподобия, а главная деятельность Б о г а есть со- зидать и творить – то денница поставил себе диаметрально проти- воположную программу действий; а именно: уничтожать добро и милосердие, всеми средствами соблазнять существ на зло, распро- странять между ними ненависть и эгоизм и истреблять всё создан- ное Б о г о м. 87
Он поклялся своей безграничной и болезненной любовью Б о г а, что сколько бы Бо г ни создал существ, что он, денница, приведёт всех к погибели и злу. Он поклялся, что из всех этих за- губленных существ он оснует своё царство тьмы и когда Бо г пре- кратит, наконец, творение существ, а он, денница, соблазнит и по- губит их всех и все они будут подвластны ему, что всё опять воз- вратится к прежнему порядку вещей, который был до сотворения существ, т.е., что желание денницы исполнится; ибо Бо г будет вынужден сделать то, о чём Ег о просил денница, а именно: пол- ным, спокойным и безраздельным ощущением блаженства будут пользоваться только Тройственный Бо г и он, денница, четвёртый, и более ни с кем они делиться своим счастьем не будут, ибо загуб- ленные им существа будут все несчастными мучениками ада и из- гнаны за пределы вселенной. Эта клятва и есть главная причина всех наших страданий, всех бедствий и всего зла вселенной. Денница гордится тем, что если Бо г создал добро и любовь, то он создал нечто более могуще- ственное и более распространённое – это грех, зло и страдание, чего без него не было бы в мире. Но ведь это не более как игра слов; ибо в совершении зла ещё акта творчества видеть нельзя; а следовательно, нельзя назвать денницу творцом зла, но лишь ис- полнителем его. Сотворив противление Б о г у и открыто восстав на всё доброе, любящее и на всё, покорное Б о г у, денница не мог больше оста- ваться в пределах вселенной, каждый уголок которой дышит и оживотворяется присутствием Божиим. Ему была невыносима ат- мосфера Божества и вид добра приводил его в ожесточение. Он удалился за пределы вселенной, в безграничные пустые простран- ства, окружающие её и основал там своё царство тьмы, истребле- ния и смерти. Зло, внесённое злым полчищем в мир, не могло не отразиться и на физической природе духовного мира. Одна из лучезарнейших планет духовного мира, служащая обиталищем денницы с его от- павшими от воинства небесного слугами, погасла под обилием творящегося на ней зла и противления Б о г у и стала мертва и до такой степени черна, что никакой свет святости Божией не в со- стоянии уже больше осветить её. Она стала также черна, как и всё, 88
к чему прикасается и чем завладевает злая сила. Г о с п о д ь Б о г не уничтожил её, не разрушил, не стер с лица земли, как не уничтожает ничего, что раз создано Им. Эта почер- невшая планета оставлена Б о г о м среди лучезарнейшего света добродетели до того времени, когда, познав свои злодеяния, поко- ренный добром и милосердием Б о г а, денница падёт с раскаянием к Ногам Божиим для испрошения себе прощения. Как пал денница в силу своей свободной воли, так точно наста- нет время, когда он в силу разумного сознания своей греховности, по своей же воле вернется обратно к Б о г у и Отцу своему для ис- прошения прощения и также по своей воле будет умолять Б о г а дозволить искупить сделанное им зло со всеми его следствиями и воздать миру и Б о г у за всё принесённое им расстройство. Бо г вследствие бесконечной любви Своей примет его обратно в лоно Сво ё, как принимает каждого кающегося грешного, блудного сына, и радость на небесах будет велика. Так произошло расстройство в мире духовном; нарушен поря- док и гармония; нарушено первоначальное состояние полнейшего согласия и единства и возникло зло и вражда, но всё это случилось по воле самих существ, без всякого на то воздействия со стороны Т в о р ц а вселенной. Возникнув в свободном мире духов, зло есте- ственно должно было развиваться с возможной силой и прояв- ляться в разных видах. Через свою адскую гордость и высокий ум денница поставил прежде всего себя во враждебное отношение к Б о г у, потом извратил свою природу, вместо прежнего мира и со- гласия с самим собой он внес разделение и раздор во внутрь своего собственного существа и, наконец, утратив всякую способность к добру, он стал злейшим противником его, в каком бы виде и где бы оно ни проявлялось. К сподвижникам своим денница относился с чувством полней- шего презрения, потому что он лучше всех в мире понимал, как премудр и высок Г о с п о д ь и какая разница между последовате- лями Г о с п о д а Б о г а и его. Все слуги его идут за ним, ибо он обещает им больше, чем обещает Г о с п о д ь; но Г о с п о д ь даёт несравненно больше того, что обещает, денница же не может дать и сотой части того, что обещал. Ег о главная забота состоит в том, 89
чтобы только заманить кого-нибудь в свой лагерь, пользуясь сла- быми сторонами существа. Поощряя дурные привычки, пороки или страсти ему многое удаётся делать худого и если только яви- лись добровольные проступки, клонящиеся к противлению Воли Божией, то это сознающее свою греховность существо скоро дела- ется его добычей. Слуги денницы относятся к нему с паническим страхом; и единственно этим страхом он подчиняет их себе. Они думают, что если он в состоянии бороться с Б о г о м, значит, он могуч и велик. Если даже они убеждаются, что все его отношения к ним есть одно сплошное насилие и обман, если даже они очень хорошо сознают всё своё несчастье, не видя со стороны денницы ровно никакой поддержки, но одни лишь издевательства и насмешки и если они начинают даже чувствовать к нему ненависть – то они всё же волей или неволей должны принадлежать к его лагерю, ибо не ожидают возможности возврата в лагерь Божий. Многие из его слуг ненавидят его до глубины своего существа, знают, что он никогда не будет царем мира, но с другой стороны они до того напуганы им и боятся его, что ни за что не посмеют сделать ему какое-либо противление, ибо знают всю его догадли- вость, изворотливость и мстительность. Многие из его слуг знают, что могли бы испросить себе милость Божью, но боятся, чтобы это их, хотя и очень потаенное, желание не было бы узнано денницей, который за это будет подвергать их худшим испытаниям и ещё больше утяжелит им их и так мучительное состояние. Денница относится к святым и ангелам также с презрением и ненавистью, но только по другой причине: он знает, что как бы высоко в своей святости ни находилось существо, сотворённое Б о г о м, оно не может так сильно любить Ег о и не может так глу- боко понимать дела Б о ж и и, как понимает их денница, а потому чувствует всё своё превосходство над ними, а между тем они ни за что не хотят преклониться перед ним. Духи святые находятся в постоянной борьбе с денницей. Они питают к нему не личную вражду, но прямо не могут примириться с ним за те оскорбления, которые он постоянно наносить Б о г у – развращая и уничтожая его творения. Они не могут равнодушно 90
переносить, что он стремится стать на одну ногу с Б о г о м и счи- тать себя во всём равным Б о г у. Но они прощают ему, жалеют его и молятся о нём, отчётливо сознавая его полезное значение в мире. Они знают, что, вызывая зло мира, денница способствует его уни- чтожению и что таким образом он сам действует против себя. Естественным следствием ненормальных отношений главы тёмного царства к себе самому, к своему чёрному полчищу и ко всем прочим существам вселенной являются ненормальные отно- шения его последователей к миру. Так: ангелы находятся в без- условной покорности и в полном единении с Б о г о м – в противо- положность тому духи злобы находятся в полном противлении и в разобщении с Ни м. Между ангелами царит полнейший мир и без- мятежье; демоны же испытывают постоянный внутренний раздор своих чувств, постоянное неугасаемое возбуждение и страстное ничем не насытное состояние, жаждущее зла, пороков, преступле- ний, бед, совращений и мести или, можно выразиться, они ощу- щают суд зла к тем, кто не желает примкнуть к ним и не желает разделить с ними их горькой участи. Предмет деятельности ангелов есть служение добру и распро- странение его кругом себя во всех и во всём, – предмет деятельно- сти злых духов состоит в искоренении добра и распространении зла во всех его видах и оттенках. Отсюда происходит непримири- мая борьба между ангелами и духами злобы, и духи злобы упо- требляют все усилия, чтобы низвести ангелов к своему мрачному состоянию. Но так как мир духовный устойчив в добре, что дока- зывается тем, что он однажды уже устоял от козней злой силы и неуклонно стремится к уподоблению Высочайшего Света, а по- тому с непомерной силой отражает нападки злобы, – то она с осо- бым искусством и ловкостью нападает на беззащитных людей, жи- вущих в их материальных телах, как на существ менее устойчивых в добре и вносит в их среду разврат и пороки. Злой силе чрезвычайно удобно сеять разврат и разделение с Б о г о м между людьми, ибо люди не видят и не чувствуют наветов их, а потому не могут вовремя отражать их. Притом многие люди совсем не верят в существование злой силы, а это обстоятельство позволяет ей прямо завладеть ими. Неверующие в существование злой силы, не оказывают ни малейшего сопротивления, когда злая 91
сила намеривается завладеть ими и охотно сами поддаются её воле, через что попадают легко в когти духов злобы. Несомненно, что без желания самого человека злая сила ни- чего не может с ним сделать, она не может оказать на него ни ма- лейшего ни давления, ни принуждения поступать так, а не иначе, так как основной закон, положенный Бо го м в основу всякого проявления жизненной деятельности, есть свобода воли каждого и никто без воли самого человека не может лишить его самостоя- тельности. Ежели человек ведёт свою жизнь в характере падших духов, то понятно, что он с ними в союзе и общении, ибо исполняет вну- шение их воли. Союз этот выводится очень ясно логическим пу- тём. Полное послушание или подчинение воле злых духов явля- ется у человека совсем не потому, чтобы эти внушения или под- сказывания злых духов были бы обязательны человеку к его ис- полнению; не потому, что человек не мог бы отвергнуть их, или отогнать прочь вследствие какого-либо постороннего давления, оказываемого будто бы на него злым духом или какой-либо особой силы или власти, которой обладает этот злой дух, имея дело с грешным человеком. Злой дух не имеет ровно никакой власти над человеком, не может выказывать никакого постороннего давления или принуждения, вследствие которого человек должен был бы поступить так или иначе. Он может только подсказать или вну- шить мысль, которую может человек всегда исполнит или отверг- нуть, это вполне находится в его руках в силу дарованной человеку свободной воли для всех его поступков, не стесняющихся никаким наружным насильственным образом. Вся сила и власть злых духов заключается в сходстве идей и убеждений. Злой дух видя мысли, наклонности и развитие чело- века, наводит его только на мысль о злых поступках; эта мысль нравится человеку, и так и поступает он. Злой дух не в состоянии ничего больше сделать, как только подсказать, внушить идею или породить злую мысль; затем в полной власти человека поступить так или иначе, избегнуть этого скверного совета, или исполнить его; в то же самое время ведь и добрый наставник его, – Ангел- Хранитель, всегда предостерегает его, давая ему противополож- ный хороший совет, так что выбор всегда готов у человека, надо 92
ему обсудить только и выбрать тот путь, который ведёт к лучшим результатам; но кто виноват, если грешный человек охотнее при- нимает совет злого духа; не значит ли это, что он одного образа мыслей с ним и с одинаковыми наклонностями и вкусами, т.е. что он начинает своё сообщество с злыми духами ещё при жизни своей на земле. Злой дух советует одинаково и праведникам, но это остаётся бесплодно, ибо они не могут последовать злым советам. Злой дух может подсказывать сколько угодно праведному человеку: убей, он богат, или укради – никто не видит, этот совет будет всегда без исполнения, если убийство и воровство не сродно человеку и в ка- ких бы он ни находился обстоятельствах, он этого сделать не мо- жет, ибо это противно его природе и его взглядам на вещи. Вот отчего и сказал Господь: «Где труп, там и соберутся орлы». Злого человека окружают злые духи, стараясь наперерыв внушить что- либо худое, служащее ему на погибель. Где только есть личная греховность, где только есть обще- ственное разложение, где только есть глубокое растление, – туда орлы божественного мщения издалека направят полёт свой, туда с отдалённых концов земли с быстротой орлов нагрянут народы сви- репые видом, чтобы терзать и пожирать. Около же праведного че- ловека им делать решительно нечего, ибо ни один из злых советов их не может быть принят. Злые духи необыкновенно умны, хитры и лукавы. Чтобы увлечь человека в свои сети, они покрываются часто добродете- лями, что положительно маскирует их от людей. Они являются людям во сне, действуют чувственно не только на грешников, чтобы окончательно завладевать ими, но являются и к праведни- кам. Они часто начинают завладевать человеком, открывая ему бу- дущее и тем вводят только в заблуждение. Нет никакого основания верить их предсказаниям: будущее от них сокрыто так же, как и от нас, а потому все их предсказания только обман и обольщение. Но каким образом попустил Бо г совершиться падению ден- ницы и низвержению им целой тьмы ангелов? Неужели Бо г не предвидел, что эти несчастные существа соблазняются обилием его благодати, злоупотребляют ими, озлобятся и падут? Неужели не мог бы Бо г уничтожить всё это тёмное царство, приносящее 93
так много бед во вселенной, и пожертвовать ими для блага всех остальных существ вселенной? – Подобные вопросы задают обык- новенно люди, применяющие свой земной взгляд на порядок ве- щей к небесным сущностям. Эти люди всегда плохо верят в Б о г а и совсем не могут представить себе всю бесконечность качеств Ег о. Разве может Бо г уничтожить то, что однажды создал? Это было бы не достойно Б о г а. Это обозначало бы, что Мысль Божья несовершенна и создала нечто наугад, не предвидя, какие выйдут из этого результаты. Подобное заключение есть богохульство, а потому ни о каком уничтожении Б о г о м созданных существ не может быть и речи. Напротив, существование злых духов должно вести нас к признанию строго обдуманного плана при сотворении мира существ. Бо г от вечности ещё предвидел деяния и все результаты этих деяний злой силы; равно предвидел и высчитал Он всё количество извращений в природе, которое внесут злые существа в мир, и если Он попустил свершиться всему этому злу, значит Его всевидящее Око предвидело в том необходимость, т.е. видело добро в этом зле. Бо г также от вечности ещё предвидел, какой род испытаний должен вести этих злых существ к добру и блаженству. Он пред- видел, что воля этих существ на столько будет зла, что для того, чтобы преобразовать её в добрую, нужны сильные испытания и резкие ощущения, что, не отведав жизни в крайнем зле, они нико- гда не познали бы разницы между злом и добром, ибо они не удоб- ноподвижны к добру и познают его очень трудно. Среди всех духовноразумных существ находятся всевозмож- ные степени способности отличать добро от зла и воспринимать в своей жизни или то или другое. На двух противоположных краях этих степеней с одной стороны помещаются чистые души, а с дру- гой злые. Чистые души совершенно не способны к греху, ибо стремле- ния, и намерения их чисты, основаны на безграничной любви к Б о г у, на покорности Ег о Святой Воле; они не могут грешить, ибо не могут видеть необходимости в этом, они не могут озлоб- ляться, ибо, любя Б о г а – любят всё сотворённое И м; они не могут гордиться и превозносить своих качеств, ибо видят причину добра 94
не в себе и не в своих личных качествах, но в Самом Б о г е. Они чувствуют, что им никогда не достигнуть до того абсолютного со- вершенства в любви и доброте, которыми от вечности владеет Б о г - Т в о р е ц их. Вся жизнь этих чистых духов в Б о г е, в созер- цании Ег о, в подражании Ем у, в исполнении Ег о Святой Воли и безграничной в Нег о вере. Они черпают в Б о г е все свои позна- ния истины, и деятельность их всецело связана с понятием о Б о г е. Духи эти не могут не быть в высшей степени счастливы, где бы они ни находились, или в каком бы состоянии они ни были – ибо они чисты, преисполнены добра и любви, – качествами, составля- ющими их природу и всё существо их. Они, конечно, не могут не гармонировать с условиями мира высшего добра и совершенства, а следовательно, не могут и ощущать в себе каких-либо противо- речий или несогласий. Святейшими представителями подобного рода чистых существ, являются все Ангелы хранители людей. Как совершенная противоположность этих существ мы видим таких, которым нравится зло больше добра. Признавая зло лучше добра, они не могут оценить дел Божиих. Они горды, а потому рас- считывают только на свои собственные силы и ни за что не ре- шатся преклонить свои колена перед Лицом Божьим. Постоянная злость составляет непременное качество их характера, и иначе и быть не может, ибо они всюду встречают отпор своим злым замыс- лам, а следовательно, должны бы были увидать и почувствовать своё бессилие. Хитрость и ложь – обыкновенные приёмы их дея- тельности, ибо никаким прямым путём они не могут бороться с делами Божьими. Вся деятельность их заключается в уничтожении добра, насколько может хватить их слабых сил, а следовательно, в прямом противлении делам Божьим; в склонении добрых существ на злые поступки и в направлении их деятельности в дурную сто- рону. Бо г, как любящий Отец всех сотворённых Им существ, даёт и им все средства к исправлению и даёт их гораздо больше, чем другим существам, но они решительно не в состоянии понять этого. Они всеми силами противятся этому, через что ещё более утверждаются в своей злости, в гордости, в хитрости и лжи. Они имеют все средства к прогрессу и улучшению, как и все другие 95
существа, но они сами не хотят этого. Препятствием к их про- грессу и к исправлению служит единственно их собственная воля, а отнюдь не какие-либо посторонние или внешние причины, не за- висящие от рода избранной ими же самими деятельности. Если бы прогресс был принудительный, то исправление не было бы заслугою. Бо г никого произвольно не ставит выше дру- гих: для Нег о все равны и нет незаслуженных преимуществ. Все существа прошли тот же путь, все достигнут одного и того же со- вершенства. Бо г не делает никаких исключений при сотворении существ и некому не дал ничего лишнего, могущего отличить его от всех остальных существ. Злых духов надо считать вполне от- верженными существами в высшей степени ожесточенными про- тив всего доброго, питающими единственную привязанность и любовь к одному злу, без которого они положительно жить не мо- гут, ибо оно составило уже их природу и их потребность. Жизнь и все ощущения их в высшей степени ужасны, невооб- разимо тягостны и нет слов выразить их греховных потребностей; их любовь ко злу господствует над всем их существом, и как след- ствие всего этого, они естественно должны быть всегда в самом неудовлетворённом мучительно-напряженном состоянии всего своего существа. Но кого могут они винить за то невыразимо мучительное со- стояние, в котором они всегда находятся, как не самих себя; они сами желали именно этой деятельности, они по своей воле вы- брали её и остаются на ней также добровольно; никто их к этому не принуждает. Бо г и Ег о слуги и ангелы никого не соблазняют злом; никого не заставляют и не вынуждают делать зло, так же, как не заставляют добрых существ делать добро. Бо г, как злым, так и добрым предоставил действовать в жизни как им самим угодно; добрым О н помогает в их добре, но и злых О н предотвращает от их зла на столько, на сколько они желают Ег о слушать и могут услыхать Ег о Святые внушения. Злых духов несравненно меньше, чем ангелов, и вообще небесного воинства. По свидетельству тайнозрителя Св. Иоанна, их только одна треть. Но всё же их так много, что они составляют целое царство тьмы. Их сила, ежели бы она не ограничивалась Бо- гом, погубила бы всех и всё. Но без попущения Б о г а они ничего 96
не могут сделать злого не только человеку, но и животным. Зло, делаемое злыми существами, попускается Б о г о м настолько, насколько оно способствует распространению и укоренению добра и любви в мире. Премудрая Промыслительность Божья превращает всё зло, производящееся злыми существами, в добро и любовь в других су- ществах. Злая сила усиливает жизненные испытания людей и вы- зывает из души человека те тёмные стороны и греховные наклон- ности, которые требуют исправлен и я, что достигается путём жиз- ненных упражнений, при которых они переживаются, изглажива- ются и уничтожаются. Без соблазна, производимого злой силой, эти иногда большие, иногда малые пороки и недостатки, могли бы и не быть вызваны из самых потаенных уголков души нашей. Находясь в скрытом виде внутри нас, они мешали бы нашему очи- щению. Злая сила увидит самый мельчайший порок в нашей душе, как сродную ему по природе черту и постарается соблазнить нас, или воспользоваться этою нашею слабостью или порочностью. Она раздует целый пожар зла и бед и будет поддерживать его, пока мы не исправимся. Наше дело достойно переживать эти соблазны, принять соответствующие меры к исправлению, отмолить эти грехи, раскаяться в них и тем отразить влияние злой силы, ибо как только грех исчез, злая сила оставляет человека в покое. Отыски- вая и уничтожая одну греховную наклонность за другой, злая сила способствует искоренению в нас зла и даёт простор добрым каче- ствам, что приближает нас к Б о г у. Таким образом Господь обращает нам в добро то зло, что рас- сеивает злая сила, а потому как количество добра, так и степень и сила его растёт именно под наветом злой силы. Одним словом, и злая сила существ приносит свою долю пользы в великом деле са- моулучшения существ, любящих Б о г а и исполняющих его запо- веди. В настоящее время зло помогает нам крепнуть и возвышаться в добре; но когда количество добра во вселенной возрастёт до та- кой степени, что разница между ним и злом для каждого злого духа будет очевидна, то мало-помалу, не видя себе добычи среди лю- дей, один за другим злые духи, покоренные добром, станут при- ставать к добру, будут раскаиваться в причинённом им зле, станут 97
искупать своё зло и зло во вселенной будет уменьшаться до тех пор, пока всё злое, покоренное добром, не пристанет к стаду Хри- стову. Последним возвратится к Б о г у денница и преклонит своё преступное колено перед Ни м. Как величественна и премудра вся эта мировая задача всеоб- щего самоусовершенствования! Сперва зло поможет более доб- рым существам выбраться из грязи на чистый путь и идти всё улучшаясь в добре, прямой стезёй к Б о г у. В благодарность за эту услугу, всё доброе в мире соединится совокупными силами и об- ратит всё своё добро и всю свою любовь на уничтожение зла и приведёт этих несчастных существ к раскаянию и Б о г у. По бесконечной благости Своей Бо г и в настоящее время не оставляет ни одного из злых духов без надзора и наблюдения и при малейшем желании и поползновении вернуться к добру и к Б о г у ему немедленно представляются все средства изменить свою злую деятельность на добрую. Никто не должен страдать и мучиться во вселенной больше, чем это ему полезно и способствует его само- улучшению. В этом именно и состоит идея правосудия Божия. Не Бо г даёт страдания существам, они сами по своей воле страдают – Бо г напротив уменьшает их, когда к Нем у обращаются суще- ства и просят Ег о о том. Многие злые духи предоставлены Б о г о м до поры до времени их собственному произволу, но это только те, которым было бы бесполезно предоставлять пока ещё какие-либо меры к исправле- нию, ибо они бесполезны для них, и усиливали бы только их и так мучительное состояние. О большинстве же злых духов, Бо г пе- чется и заботится ещё более, чем о добрых и даёт им ещё большие средства к их исправлению, но, пристрастившись к злу, они очень трудно принимают добро. Чтобы исправить одних, Бо г временно лишает их каких-либо органов чувств: зрения, слуха, ощущения или способности быст- рого передвижения и направляет остальные их органы так, чтобы они, не имея возможности самостоятельно действовать, имели тем лучшую возможность наблюдать за жизнью и действиями других существ; это заставляет их сравнивать, что хорошо, что дурно, ка- кие результаты доброй жизни и какие результаты от злой жизни, что может их заставить обдумываться, раскаяться и улучшить своё 98
горестное положение. Других Бо г приковывает к добрым суще- ствам, живущим в материальных телах и лишает их самостоятель- ных действий; таким образом, делая по неволе добро, следуя чу- жой доброй воле существа, живущего на земле, он приобретает ме- ханический навык его делать и приучиться к нему, что до некото- рой степени облегчает ему исправление и иногда доводит их до добровольного раскаяния. Способы, какими ведёт Бо г грешных существ к исправлению, конечно, не могут быть открыты одинаково же грешным людям. Однако же люди, верующие в благодать, Господню могут предста- вить себе, до чего Бо г скорбит, видя все их злые поступки и же- лает их исправления, если же Бо г желает, то, следовательно, и способствует их спасению. Некоторым злым духам О н разрешает даже самостоятельные жизни на земле в материальном теле. Некоторые исправляются по- сле непосредственного ряда таких жизней, однако нельзя сказать того же и обо всех. Большинство злых духов до того неудобопо- движны к добру, что после многочисленных испытаний, даваемых им Богом, оставляются Им на произвол их собственного желания и их злой и извращённой, но свободной воли. Для иллюстрации жизни злато духа на земле приведем здесь сообщения Св. Георгия, полученные в Париже спиритическим пу- тём. «Злые духи дерзки и эгоистичны; после смерти своей на земле они медленно начинают сознавать своё настоящее и предугады- вать то, что ждёт их в будущем; они оглядываются кругом и не видят ни одного предмета, на чём бы они могли излить душившую их злость; они начинают отчаиваться, ибо одиночество и бездей- ствие невыносимо злым духам. Они не обращают своих взоров по тому направлению, по которому пребывают чистые духи, и наблю- дают одно их окружающее. В скором времени они находят себе какого-нибудь измученного, усталого, страждущего духа, более слабого, чем они сами и с радостью накидываются на него, как коршуны на свою добычу, вооружённые воспоминанием своей ужасной земной жизни. Этого для них мало, – они опускаются на землю, ищут между людьми душу, которая легче всего могла бы 99
поддаться их наветам и пасть перед представленными ей соблаз- нами. Они останавливаются на ней, разжигают её чувства и её алч- ность, отвращают её от Б о г а и, когда они видят себя господами этой бесхарактерной души, они распространяют своё заразитель- ное влияние на всё, что находится в соприкосновении с этой бед- ной жертвой. Чем более удается злому духу излить свою злость и наделать разных бед, тем более он доволен. Он страдает, когда не находит себе жертвы или если жертва устоит против его искушений и во- обще если добро восторжествует. Так проходят одно столетие за другим, наконец, злой дух чув- ствует себя поглощённым глубоким мраком; его деятельность по- степенно уменьшается; до сих пор молчавшая совесть начинает возбуждать раскаяние. Увлечённый непонятным для него вихрем, он несётся объятый невыразимым страхом, от которого подыма- ется дыбом каждый волос его и вот он начинает чувствовать пу- стоту в себе и кругом себя. Час настал – он должен искупить свою жизнь новою жизнью на земле. Он как во сне предчувствует ожи- дающие его испытания; он хочет бежать, но машинально подвига- ется вперёд и ввергает сам себя в разверстую для него пропасть человеческой жизни. Он без ума от ужаса до тех пор, пока не опу- стится перед его глазами занавес воспоминания прошлого. Вот он живёт на земле, действует – и снова грешник; он чув- ствует в себе какое-то безотчётное, беспокойное состояние, кото- рое заставляет его дрожать, но это не останавливает его перед дур- ными поступками. Через свои пороки и преступления он должен умирать. Распростёртый на своих лохмотьях или на роскошной кровати, что решительно не меняет дела, преступник узнаёт при всей своей неподвижности и при всём своём забытье знакомые уже ему ощущения. Несмотря на закрытые веки, он видит мерцание ка- кого-то света, слышит странные звуки и его душа горит нетерпе- нием вырваться, а руки судорожно хватаются за простыни; он хо- чет говорить и не может, он пробует кричать и ни один звук не утешает его; смерть уже заковала побледневшие губы и присут- ствующие говорят: „он успокоился“. Но он всё слышит, он находится здесь, около своего тела и не 100
хочет покинуть его; он видит и узнает знакомую обстановку. По- терянный, он кидается в пространство и хочет спрятаться, но это невозможно. Нет более покоя... И другие духи возвращают ему то зло, что он наделал им на земле, они дразнят его, смеются над ним; усовещенный, в свою очередь, он блуждает и будет блуждать до тех пор, пока Божественный луч не проникнет в его заскорузлую в грехах душу и не осенит его, чтобы показать Б о г а, торжеству- ющего над злом, которого ему удастся смягчить только страдани- ями и искуплениями». (Св. Георгий 1860 год). 101
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.022 сек.) |