|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
М и р д у х о в н ы й
Для Существа Всемогущего достаточно было помыслить, чтобы явился действительный мир, ибо для Н е г о помыслить или изречь значить уже сотворить. И мысль Его стала делом. Прежде всего Бо г сотворил ближайших помощников С в о и х: высших духов, окружающих Его предвечный Престол, все силы небесные и ангелов. Первые и высшие существа, вышедшие из рук Всесовершен- нейшего Т в о р ц а их, были наилучшие и наисовершеннейшие. Бо г щедро наделил их дарами Своей благодати. Как существа со- творённые, они, конечно, совершенством своей природы и каче- ствами своих дарований бесконечно разнились от всесовершен- нейшего существа Т в о р ц а их; но тем не менее, как существа близкие Б о г у, они не мыслимы другой природе, чем сам Бо г. Если качества свойства и дарования каждого из них и не были равно – Божественны, то во всяком случае они сотворены срод- ными Богу, так как созданы из части Его Самого, для служения Божественной мысли и для наслаждения теми благами, источни- ком которых С а м Бог; что возможно только под условием их по- добия с Б о г о м. Бо г есть бесконечный Дух; Поэтому и высшие духи, окружа- ющие Его престол, все небесные силы и ангелы должны быть в высшей степени духовны. Бог есть высший разум, а потому и они должны быть в высшей степени разумны; Б о г есть идеал блага и высшая всеобъемлющая любовь, следовательно, и они должны быть в высшей степени добры и любвеобильны. Само собою разу- меется, что все эти высшие качества и способности у них высоки по сравнению с нами и с прочими сотворёнными существами, но не в абсолютном смысле. Один Бо г владеет этими качествами в 26
абсолютном смысле до беспредельности, – всё же слуги Его и духи имеют каждый дары Божественной благодати в той силе и в той мере, насколько Бо г даровал каждому из них по мере силы стара- ния каждого к приумножению в себе даров этих на пользу своего самоусовершенствования. Состоя из Святой части Самого Созда- теля своего, а следовательно, быв по природе своей Богоподобны и сродни Б о г у, все высшие духи, силы небесные и ангелы поль- зуются каждый силой своих дарований настолько, насколько Бо г предопределяет каждому сообразно духовной и разумной мощи их развития, сообразно степени святости и чистоты их и сообразно степени понимания дел Божиих. Тела духов состоят из тончайшей материи, которая тоньше не только той материи, которую мы называем эфиром, но тоньше нашей мысли; оно проникнуто светом их добродетели и высоких их качеств, оно не подчиняется законам земного тяготения, не имеет веса на наших весах, но тем не менее оно подчиняется зако- нам пространства и времени; оно имеет начало и конец своего су- ществования и занимает место во вселенной. Как тело духов ни тонко и ни разрежено, оно всё же есть материя, ибо состоит из та- ких частиц, из которых состоит и наша материя, ни она лишь дру- гого сложения, вида и формы и, хотя она и очень тонка, но во вся- ком случае она не имеет ни одного из тех качеств, которые мы при- писываем духу. Мы должны считать всех высших духов, все силы небесные и ангелов существами бесплотными и бестелесными, но ото не в абсолютном смысле, а по сравнению с нами, существами, живущими в грубых материальных телах, ибо тела духов, в свою очередь, по сравнению с Существом Б о г а могут тоже назваться грубыми и тяжёлыми. Обладая высшими духовными и разумными качествами, силы небесные не владеют ими по природе своей, в силу какой-либо необходимости или вследствие дарованных им от Б о г а особых качеств и способностей, которых не было бы даровано Б о г о м другим существам; – но в силу своей доброй воли и усиленных стараний черпать познание истины в Общем Источнике бесконеч- ной правды и бесконечной разумности; но опять-таки не в абсо- лютном смысле, а относительном, ибо каждый из них черпает силы своих способностей из Общего Источника – ограниченно; 27
т.е. настолько, насколько для их же пользы допускает это Бог, а именно: постепенно и своевременно. Все силы небесные и ангелы святы, чисты, непорочны в силу своего непосредственного общения с Б о г о м – Источником свя- тости, чистоты и благодати; хотя, обладая свободной и ничем не стесняемой волей, они могли бы делать зло и противление Б о г у. Они свободно могли бы отдалиться от добра и пасть если бы только они захотели того. Не делают они зла по собственной любви к добру и вследствие своего свободного и разумного стрем- ления к высшей истине, которую они признают только в Б о г е, по- нимая уже отчасти цель Его святых и премудрых предначертаний. Деятельность высших духов небесных сил и ангелов состоит в служении Божественной мысли. Обладая высшими духовными и разумными качествами, тончайшим сложением своего тела, силь- ною волей и энергией, способностью передвигаться по вселенной с быстротой нашей мысли, они по первому призыву Божию, с без- условной покорностью исполняют возлагаемые на них поручения по управлению вселенной, мирами, всеми явлениями видимой и невидимой природы и по руководству существ, обитающих во все- ленной, каждый из них имеет свою миссию, исполнение которой ведёт его самого к ещё высшему самоулучшению; они помогают слабым, утешают страждущих, навешают больных, дают добрые советы желающим их, руководят всех ищущих их помощи и в по- стоянных заботах перелетают с одной планеты на другую, с одного мира на другой. Все силы небесные и ангелы составляют посредствующее звено между Б о г о м и людьми всей вселенной. Служа Б о г у, они вместе с тем служат и людям, помогают им в нравственном и ду- ховном самоусовершенствовании. Содействуя людям, они крепнут сами в своём добре и в практическом применении его; просвещая людей, они просвещаются сами, возвышаются в своих добродетелях и получают возможность черпать в общем Источник блага, в ещё большую степень познания истины и разумение тайн премудрости Б о ж ие й. Но не надо думать, чтобы любовь Б о ж ия к этим счастливей- шим существам изливалась бы в более обильной степени, чем на нас и на других духовно разумных существ. Бо г одинаково любит 28
всех сотворённых Им существ. Он охотно по Благости Своей наде- лил бы каждого из нас в неограниченном количестве дарами Своей благодати и приблизил бы каждого из нас к Предвечному Пре- столу Славы Своей. Но ведь ему известно, что обилие даров Его или слишком большие способности и великие качества, данные тому, кто не может ещё вместить их, вследствие малости своего духовного развития и понимания дел рук Божиих, послужит лишь к погибели его. Мало развитое существо не поймёт, зачем ему даны эти дары и какое именно нужно им дать применение, как упо- треблять и как обращаться с ними. Он может возгордиться даро- ванными ему Б о г о м слишком великими способностями и талан- тами, слишком обширным умом или духовными качествами, он может возмечтать о себе, впасть во многие грехи гордости, забыть Б о г а, пасть под тяжестью обилия Божественных милостей и по- гибнуть. Получая от Б о г а Ег о милости постепенно и понемногу, мы приучаемся владеть ими совершенно незаметно для нас и рис- куем впасть в меньшие грехи. Мы постепенно улучшаем свою волю, мысль, разум и все другие способности души, тихим, но вер- ным шагом идём по пути развития и рано или поздно, но будем (если только сами того пожелаем) наследниками Ег о Небесного царства и будем чисты и совершенны, ибо О н, ведущий нас к С е б е, чист и совершен. Б о г от вечности ещё предвидел, какое направление деятель- ности примет каждое существо. О н от вечности ещё знал, – какого рода жизненные испытания нужны каждому для его скорейшего самоусовершенствования. Сообразно с этим и даёт О н каждому столько даров Своих и столько жизненных испытаний, сколько каждому под силу и сколько каждому это полезно; а потому каж- дый должен быть вполне уверен, что если находится в данной жиз- ненной обстановке и на данной планете, то следовательно, эта об- становка и эта планета наиболее подходят его развитию и наилуч- шим образом могут способствовать его самоулучшению; а потому он должен с покорностью нести свой крест и благодарить Б о г а за те великие заботы, которые полагает ежеминутно О н нам на по- мощь и на спасение. 29
Но где пребывают небесные силы, высшие духи и ангелы Бо- жии? Где пребывает Г о с п о д ь Б о г во всей Своей славе? Есть ли определённое место во вселенной, где находится сосредоточие Его Силы и Его Власти? Где находится предвечный Его Престол, на котором будет Он судить живых и мёртвых? С величайшим благоговением, можно только затрагивать эти, для нас, слепых и порочных людей, сокровенные тайны. Мы обле- чённые в наше грубо материальное тело, лишены возможности знать и видеть то, что за весьма малым исключением знают и видят все существа вселенной. Не Са м ли Господь Иисус Христос сказал: «Где Я, там и слуга Мой будет»; или в другом месте Он сказал разбойнику: «Днесь бу- деши со Мно й в раю»; или, сказал апостолам: «Истинно, истинно говорю Вам, что все последовавшие за Мно й в паки бытие, когда сядет С ы н Человеческий на Престол Сво й, сядете на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых»? Не ясно ли ука- зывают эти слова Х р и с т а, что есть определённое место во все- ленной, где помещается Его Престол славы и сосредоточие Его власти и силы; что если Бо г одновременно и находится всюду и везде во вселенной, в каждой былинке и в каждой инфузории, тем не менее всё же во вселенной есть место Его постоянного святого пребывания, составляющее Святую Святых вселенной и всего су- щего. Никакое самое высокое воображение людей, никакой самый высокий ум не может составить себе ни малейшего понятия о Ней, однако вера в слова Христа должна подсказывать нам, что такое место есть и что Оно свято и неприступно. Если Святая Святых всего сущего так сокровенно сокрыта от людей, живущих в их грубо материальных телах, на грубо матери- альных планетах, что никакие телескопы не видят Её и не могут даже указать то направление, в котором Она находится, это ещё совсем не доказательство, чтобы Её совсем не было во вселенной. После смерти своей, человек немедленно почувствует стремление к одному месту во вселенной, куда будут направляться все его по- мышления, все ощущения и всё существо его; то направление, к которому стремится всё доброе, всё чистое и возвышенное, и от которого бежит всё злое. Оно то именно и есть то направление, в котором находится Престол Славы Б о ж ие й. 30
Даже самые злые духи и демоны, и те знают ту сторону небес, к которой они не смеют даже и обратить своего взора, и которая уличает их дела и служит вечным укором их падения. Люди верующие, живши на земле благочестиво и умершие с упованием на милость Б о ж ь ю, немедленно по смерти своей начинают уже стремиться к Источнику их спасения и цели всех существований. Они не смеют ещё приблизиться к этому лучезар- нейшему месту, горящему пламенем любви и милосердия Б о - ж и я. Но этот обильнейший, всё проницающий и всё оживляющий свет видят они распространяющимся по всей вселенной, освеща- ющим все самые отдалённые места присутствием Б о ж ии м. Нет слов передать его торжественной лучезарности, разнообразия силы и красоты, не только на человеческом языке, но и на ангель- ском. Этот свет Присутствия Б о ж и я доступен только высоким степеням духовного совершенства и постигается только теми чув- ствами, каких на нашей земле нет и быть не может. Несмотря на всю несказанную красоту, на ослепительнейший огонь и на всё живительное воздействие, которое оказывает на всё сотворённое свет, распространяющийся от обители Б о г а Вседер- жителя, мы, жалкие люди, не имеем возможности его видеть, так как наши чувства передают нам впечатление только одного света, одного огня материального, всё разрешающего: свет же более сильный, затемняющий все солнца вселенной, свет святости Б о - ж ие й, свет всякой добродетели, любви и милосердия, проливаю- щий отраду во все сердца и животворящий всё сущее – остаётся вами непознаваем, ибо мы грешны, грубы и абсолютно нечутки и неотзывчивы ещё ни к добру, ни к святости. Живя в своём грубоматериальном теле, мы даже отчасти по- нять не можем тех в высшей степени отрадных и манящих к себе ощущений, которые будут наполнять всё наше существо при од- ном виде обители Божией и всей её красоты; и какая несказанная и невыразимая радость наполнит каждого, кому дозволено будет приблизиться и хотя отчасти вкусить то блаженство, которым оно переполнено, и которое составляет всю его природу и всю его ис- тинную суть. В противоположность этим счастливым существам, упомянем и о тех несчастных грешниках, которым будет закрыто лицезрение Б о г а. Как жестоко будут они страдать и как будет 31
укорять их совесть, когда они поймут красоты неба и когда будет им отказано не только вступить в него, но и приблизиться к нему. Тогда они глубоко пожалеют, что прожили на земле бесплодно, что потеряли даром время, и мало приумножили в себе ту любовь и те добрые качества, которые вложил в них Сам Бо г. Всякий, кто только удостаивается хотя издали видеть обитель Б о г а Живого, видит её всегда окружённой десятью самыми вели- чественными и поражающе красивыми солнечными Системами, которые в некотором отдалении от Обители Божией совершают свой правильный, медленный и торжественный кругооборот кру- гом Неё. В этих солнечных системах, как сами солнца, так и гро- мадное количество больших и малых планет, окружающих эти солнца, горят невыразимо ярко тем же самым ослепительным све- том добродетели, любви и святости, каким сияет Сама обитель Всемогущего Б о г а. Не одинаковым светом блестят все планеты сил небесных; некоторые из них имеют один цвет своего блеска с особыми оттенками, другие совсем другой с другими не менее раз- нообразными оттенками; одни блестят ярче, другие спокойнее, но свет каждой из них затмил бы всякое материальное солнце. Среди этих десяти лучезарнейших солнечных систем выделя- ется одна система, блистающая необыкновенно мягкими, спокой- ными, переливающимися цветами, но проявляющимися до того ярко, сильно и прозрачно, что затмевает остальные, когда они при- ближаются к ней. Эта группа планет несравненно прекраснее всех остальных и проливает более живительного света, любви и добра на всю вселенную и более других вызывает благоговейное ощуще- ние тёплой радости, покоя и отрады в каждую, даже страждущую и грешную душу. Между этими системами планет есть одна планета, составля- ющая резкую противоположность всему её окружающему. Она ни- когда не приближается ни к одной из остальных планет и совер- шает свой кругооборот вокруг обители Божией совершенно одна. Несмотря на бесконечное море лучезарнейшего огня, окружаю- щего её, несмотря на всю кипучую деятельность и обилие жизни, среди которой она находится, ничто не в силах ни осветить её, ни оживить – она черна, как потухший уголь, лишена всякой жизни, 32
и среди этого Божественного царства святости и блаженства, про- изводит отталкивающее, пугающее и леденящее впечатление ужаса и смерти. Девять солнечных систем суть первые отражения Вечно Жи- вотворящего Света. Этот первый ореол славы Б о ж ие й и состав- ляет место постоянного пребывания, или обитель всех сил небес- ных, всех высших небесных существ и ангелов. Десятая система планет, наиболее сияющая отрадой и радостью, есть Святая оби- тель Пресвятой Девы М а р ии с легионом Ей подвластных Анге- лов-Хранителей людей всей вселенной. Вся сила блеска этих духовных планет, зависит от той степени чистоты и святости, до которой дошли служители Божии, обитаю- щие на каждой из этих планет. По цвету блеска и по оттенкам небожители могут отличать, какие добродетели преобладают на каждой планете. Одни солнца этих десяти планетных систем бле- стят совершенно тем же самым светом, как и обитель Божья; перед яркостью и силой света, Которой, меркнет всё во вселенной и всё проникается им. Каждая из планет, на которой пребывают небесные силы, есте- ственно должна иметь ту же самую природу и ту же самую сущ- ность, которую имеют и тела существ, обитающих на этих плане- тах, для того чтобы иметь возможность удовлетворить жизненным потребностям каждого. В этом случае нет никакого изъятия ни для каких существ все- ленной. Как мы, люди, живём на нашей земле в грубо материаль- ном теле, имеющем все свойства и составные части нашей грубо материальной планеты, так точно и все существа всех миров имеют тела, облекающие их душу, состоящие из всех тех же эле- ментов, из которых состоит и планета их. Чтобы выразиться более правильно, следует сказать, что, сообразно нравственному, духов- ному и умственному развитию каждого, предопределяет Бог каж- дому и материальное тело, т.е. оболочку души, той степени грубо- сти, разрежённости, чистоты или прозрачности, которую каждый заслужил перед Б о г о м, и определяется на соответствующую планету для проявления его жизненной деятельности, поэтому планеты небесных сил также легки, разрежены и эфирны, как и святые тела их. 33
Однако, как ни тонки и не эфирны эти планеты, они всё же материальны и вещественны. Они имеют все качества и свойства вещества, занимают известное место в пространстве, имеют начало и конец своего существования, тяготеют к своим извест- ным центрам и имеют инерцию. Несмотря на всю свою эфирность, планеты эти имеют историю своего образования и постепенного развития, имеют те же три состояния своей разрежённости, т.е. со- стоят из твёрдых, жидких и газообразных веществ, имеют органи- ческую и неорганическую природу и производят растения и жи- вотных. Эти планеты предоставляют обитателям своим такие удобства жизни, такое блаженство, такой покой и радости, какие возможны только в раю, уготованном Б о г о м для любящих Его. Мы, слепые и тщеславные люди, не можем себе составить ни малейшего поня- тия о красотах этих планет, и обо всём том обилии самой заботли- вой предусмотрительности природы этих планет, об удовлетворе- нии всех самомалейших потребностей жизни и всех самых потаён- нейших желаний каждого из блаженных обитателей их. Составляя себе, до некоторой степени, представление об усло- виях жизни счастливых обитателей этих планет, мы должны при- знать: 1) что они безусловно преданы воле Божьей и всегда, в каж- дое мгновение готовы самым ревностным образом исполнять Ег о святые предначертания; 2) что они всецело отдают себя на служе- ние благу и ближнему, они всей святой и отзывчивой душой своей участвуют в страданиях страждущих, в слезах плачущих, в помо- гай ищущих её и всем существом своим переживают скорби, не- счастья, горести людей, стараясь предотвратить их, насколько это им возможно и уберечь от зла. При этой деятельности, поглощаю- щей всё существо их, они неминуемо должны быть очень по- движны, должны перелетать с одной планеты на другую, чтобы не оставить без помощи никого из тех, кому они могли бы принести её; 3) что они чрезвычайно деятельны, заботливы, любвеобильны, незнакомы ни с усталостью, ни с минутой праздности и в постоян- ных заботах о других, не имеют ни времени, ни желания думать о себе, а потому личные потребности каждого из них чрезвычайно ограничены. Как бы ни были счастливые существа, обитающие на планетах 34
небесных сил деятельны и подвижны, как бы ни была поглощена вся жизнь их заботами о других, как бы ни были ограничены их личные потребности – однако было бы ошибочно представлять их себе в вечно бродячей жизни, не имеющими ровно никаких лич- ных желаний и стремлений без уединённого места для размышле- ния, для молитвы и созерцания Б о г а и природы – одним словом, без пристанища и покоя. Наш язык, конечно, беден для объясне- ний и выражений небесных сущностей; наши понимания слишком ограничены, чтобы дать нам право подробно обрисовывать зем- ным бытовым описательным способом постоянное место пребы- вания высших блаженных существ; ибо это место пребывания имеет для них совсем другое значение, другую форму и вид, чем наша земная жизнь по отношению к нашим грубым, грешным и эгоистичным потребностям. Как бы ни были высшие, сотворённые Б о г о м существа святы, чисты и совершенны, они всё же праведны лишь в относи- тельном смысле, ибо и они ещё далеки до полного Богоподобия. Наивысшие существа, достигшие уже полного Богоподобия, воз- вращаются к Б о г у и пребывают с Н и м в сосредоточии Ег о Славы, в самой Святая Святых всего сущего. Обитатели планет небесных сил ещё далеко не достигли Богоподобия, а потому они должны ещё много трудиться над своим самоулучшением, стре- миться к нему и ещё более совершенствовать и так уже высокие качества свои. Чем выше и святее существо, тем труднее задача его самоусо- вершенствования и тем тщательнее и подробнее должно оно изу- чать сущность свою, всей вселенной, всего премудрейшего смысла бытия и целей Б о ж ии х. Эта трудная Божественная наука жизни может быть достигнута только через посредство Самого Б о г а, че- рез единение с Ни м путём молитвы и созерцания дел рук Б о - ж ии х. Чтобы молиться, надо сосредоточиться, а чтобы созерцать, надо уединиться. Но, кроме всего этого, они должны иметь время и место спокойно проверить свою жизнь, свои поступки, намере- ния, стремления и желания; взвесить и оценить их, и если кто из этих безгрешных существ сознаёт за собой какие-либо, хотя, са- момалейшие недочёты или отклонения образа своих мыслей от ис- тинного и божественного предначертания, – тот должен обдумать, 35
принять решение, исправиться, раскаяться в этих затемнениях его святости и последующей жизнью искупить эти, говоря нашим язы- ком, совершенно маловажные грехи, которые для небожителя со- ставляют целые преступления, против которых восстаёт их чуткая совесть и святая природа. Чтобы свято выполнить задачу их Бого- подобной жизни, все силы небесные и ангелы, по свидетельству многих тайнозрителей, имеют каждый своё определённое место для постоянного своего местопребывания, и это место вполне со- ответствует степени развития и святости каждого из них. Сущность Одного Б о г а неизреченно и безмерно превышает сущность ангелов, архангелов и всех святых. О н Один обитает в свете непостижимом и неприступном не только для нас, но и для небесных сил и ангелов. О н Один чист и свят в абсолютном и бес- конечном смысле, О н Один Б о г и Т в о р е ц всего сущего и пре- выше всего того, что Са м сотворил одним словом и желанием Своим. Когда по благости Своей и для пользы человеков, Он допустил лицезреть С е б я пророку Исаии, то соблаговолил принять Образ, доступный пониманию пророка; Образ, приспособленный к сла- бым и творным способностям его. Тогда Видел Его пророк, сидя- щим на Престоле высоком и превознесённом, края ризы Его наполняли весь храм. Вокруг Нег о стояли серафимы; у каждого из них было шесть крыл: двумя закрывал каждый лицо своё и двумя закрывал свои ноги и двумя летал. И взывали они друг к другу и говорили: «С в я т, с в я т, с в я т Г о с п о д ь Б о г С а - в а о ф», и поколебались верхи врат от гласа восклицающих и дом наполнился курением. До такой высокой степени Свят, неприступен и непостижим Г о с п о д ь Б о г Вседержитель в Святой Сущности Всесовершен- нейшего Существа Своего, что даже в умеренном свете Своего всемогущества, Своей любви и милосердия, в свете, приспособ- ленном или применительном к тому, чтобы могли Ег о творения увидеть Ег о – самые к Н е м у приближённые серафимы не могут вместить обилия Святости, наполняющей всё вокруг Нег о. Они принуждены закрывать своими крыльями и голову, и тело, ибо и они даже слишком ничтожны и слишком слабы по отношению к своему В л а д ы к е и Т в о р ц у. 36
О блаженной жизни праведников на лучезарнейших планетах небесных сил и о красоте их можно ли сказать больше того, что уже не раз высказывали очевидны этого блаженства? Передать нам все красоты и блаженства рая в такой ясной форме, чтобы мы были в состоянии, действительно, понять и прочувствовать то, что святые очевидны его видели и перечувствовали, конечно, нет ни малейшей возможности, ибо то, что они чувствовали и пережи- вали, находясь в раю, не соответствует низшей степени развития существ. Чтобы понять эти чувства, мы должны быть лучше, более чисты, смиренны, более покорны Б о г у, более любить и разумно сознавать, что такое любовь, и какое её великое значение в мире добра и счастья, одним словом, мы должны уметь жить для других и чувствовать за других. Находясь в раю с нашим низшим нрав- ственным развитием, мы увидели бы многое глазами своими, но чувства наши не восприняли бы ровно никаких истинных красот его. И в самом деле, как может грешный ещё человек понять кра- соты и блаженство райского состояния души, когда он носит ещё в глубине своего сердца злобу, зависть, горесть, тщеславие и це- лую серию самых разнообразных страстей и глупых привычек, ко- торые так въелись в его существо, что сделали его рабом своим и судит о чём-либо он может только, глядя на вещи через призму этих пороков и несовершенств всякого рода? Вся жизнь и все суж- дения грешного человечества находятся под гнётом его пороков, заражающих всю его, как духовную, так и физическую природу и делающих человека прямо слепым к познанию всего истинного и блаженного. Только тот, кто отделается от своих пороков, кто при- обретёт чистую, абсолютно чистую совесть, начнёт отделываться от личных чувств и потребностей, станет безотчётно любить ближ- него и Бог а – только тот и в состоянии ощутить в себе начало того в высшей степени отрадного беспредельно спокойного и уравно- вешенного состояния души, которое и будет началом понимания райского блаженного состояния. Рай и блаженство находятся в самом существе, в чистоте его непорочной и святой природы. Поэтому, где бы чистые и блажен- ные существа ни находились, они одинаково спокойны, счастливы и блаженны, ибо ничто не в силах нарушить гармонию, так прочно установившуюся между их чувствами, желаниями, стремлениями 37
и Божественным началом, вложенным в основу всей вселенной и всех дел рук Б о ж ии х. Видя Б о г а всюду и везде, они не могут не быть счастливы и покойны, ибо вся жизнь их в Б о г е – и Б о г для них есть начало и конец их стремлений. Обитель их или пребыва- ние их на планетах небесных сил нисколько не прибавляет их бла- женного состояния. Они одинаково чувствуют своё счастье и на нашей земле, если только не считать того в высшей степени томи- тельного и удручающего чувства печали и жалости, которое воз- буждаем мы в них своим упорством в грехе, своей слепотой ко всему истинному и святому; если только не считать того в высшей степени томительного и удручающего чувства печали и жалости, которое возбуждаем мы в них своим упорством в грехе, своей сле- потой ко всему истинному и святому: если только не считать тех забот и тех попечений, которые изливает каждый из них на нас, желая исправить нас и навести на путь истинный и, видя себя от- верженным и непонятым, скорбит душой и молится за нас. Много причиняем мы, грешные люди материальных планет, забот и печа- лей блаженным небожителям своим упорством и неведением, от- того и не могли бы они сказать нам, что чувствуют себя одинаково счастливо и уравновешенно, как, пребывая на нашей земле, так и в своих святых обителях. Святые обители небесных сил не прибавляют им блаженства и счастья, но они соответствуют только природе их. На этих пла- нетах всё соответствует праведному состоянию души, на них только чувствует себя каждый из них в своей сфере, у себя дома. Каждый из небожителей имеет свой определённый круг срод- ных и симпатичных существ, которым он сообщает результаты своих трудов, свой успех и свои неудачи, с которыми он совету- ется в своих дальнейших действиях, с которыми он молится Б о г у, созерцает тайны бытия и славословит С о з д а т е л я Своего, и все эти действия происходят всегда на одном и том же постоянном ме- сте, которое несказанно красиво, несказанно величественно, ибо это есть рай. Святой Андрей был восхищён в рай и повествует о нём ниже- следующим образом: «После этого напал на меня ужас, и я ощу- щал, что стою превыше небесной тверди. Юноша с лицом подобно солнцу предшествовал мне. Я последовал за ним и вот увидел: 38
крест прекрасный и великий, видом похожий на радугу. Вокруг Него стояли певцы огнезрачные, как пламень, и пели сладкую песнь, прославляя Г о с п о д а, распявшегося, на кресте. Предше- ствующий мне юноша, приступив ко Кресту, облобызал Его и по- дал мне знак, чтобы я сделал то же: я припал ко Святому Кресту со страхом и радостью великой и усердно лобызал Его. В то время, как я его лобызал, насытися неизреченной духовной сладости и обонял больше благоухания, нежели в раю. Миновав крест, я по- смотрел вниз и, увидев под собою бездну, – потому что мне каза- лось, что я хожу по воздуху, – начал пугаться и возопил к руково- дившему меня: «боюсь, чтобы мне не низвергнуться в глубину». Он, обратясь ко мне, сказал: «не бойся! нам должно взойти выше», – и подал мне руку. Когда я схватил его за руку – мы очутились выше второй тверди, я увидел там дивных мужей и покой их, и радость праздника их, неизглаголенного языком человеческим. После этого мы вошли в чудный пламень, который нас не опалял, но только просвещал. Я начал ужасаться и опять руководивший меня обратился ко мне и подал мне руку, говоря: «нам должно взойти и ещё выше». С этими словами мы очутились выше треть- его неба, где я увидел и услышал множество небесных сил, пою- щих и славословящих Б о г а. Мы пришли пред завесу, блистав- шую, как молния, пред которою стояли страшные, великие юноши, подобные пламени огненному; лица их сияли паче солнца, и в руках их было огненное оружие; кругом со страхом предстояло бесчисленное множество небесного воинства. Руководивший меня юноша сказал: «когда отымется завеса и увидишь Владыку Х р и - ст а, тогда поклонись престолу славы Ег о». Услышав это, я вострепетал и возрадовался; меня объяли ужас и неизъяснимая ра- дость, я стоял и смотрел, когда отымется завеса. Её отняла некая пламенная рука, и я увидел Г о с п о д а Б о г а Моего, как некогда Исаия пророк, сидящего на престоле высоком и превознесённом, окружённого Серафимами. Он был облечён в багряную одежду, лице Его сияло неизреченным светом, и О н с любовью обратил ко мне Сво и очи. Увидев Ег о, я пал пред Ни м на лице моё, покло- няясь пресветлому и страшному престолу славы Ег о. Какая же то- гда от видения лица Его объяла меня радость, того невозможно выразить, так что и ныне, поминая это видение, исполняюсь неиз- 39
речённой сладости. В трепете лежал я пред В л а д ы к о ю, удивля- ясь толикому Ег о милосердию, что попустил мне грешному и не- чистому человеку прийти пред Н е г о и увидеть Божественную ле- поту Ег о. Я исполнился умиления, размышляя о моём недостоин- стве и, рассматривая величие моего В л а д ы к и, повторял в себе слова Исаии пророка: «О, окаянный аз! яко сподобихся человек сей и нечистоты устнеимый, Г о с п о д а Б о г а моего очима моима видети» (Псал. 6, 5). И услышал я, что Премилосердный Т в о р е ц мой изрёк ко мне пречистыми и сладчайшими устами Своими три Божественные слова, которые столько усладили моё сердце и столько разожгли любовью к Н е м у, что я весь таял, как воск, от действия теплоты духовной; и исполнились надо мною слова Да- вида: «бысть сердце моё, яко воск таяй посреде чрева моего» (Псал. 21, 15). Потом все воинства небесные воспели песнь пре- дивную и неизречённую. После этого не знаю, как я очутился опять ходящим в раю. Пришла мне мысль, что я не видел Госпожи Пресвятыя Б о г о р о д и ц ы: и вот вижу некоего мужа светлого, как облако, носящего крест и говорящего мне: «ты захотел видеть здесь Пресвятую Ц а р и ц у небесных сил?.. Нет, нет Её здесь: Она ушла в многобедный мир помогать человекам и утешать скорбя- щих. Я показал бы тебе Её святое местопребывание, но теперь уже не время: тебе должно возвратиться туда, откуда ты пришёл – так повелевает В л а д ы к а». Когда он говорил это, мне показалось, что я сладко уснул; проснувшись, я увидел, что нахожусь на том же самом месте, где был прежде». В другой раз, Святый Андрей, пребывавший в течение двух недель в созерцании невидимого мира, поведал: «Я увидел себя в раю прекрасном и удивительнейшем и, восхищаясь духом, раз- мышлял: что это?.. Знаю, что живу в Константинополе, как же очу- тился здесь – понять не могу. Я видел себя облечённым в самое светлое одеяние, как бы истканное из молнии, венец был на главе моей, сплетённый из великих цветов, и я был опоясан поясом цар- ским. Радуясь этой красоте, дивясь умом и сердцем несказанному благолепию Божия рая, я ходил по нём и веселился. Там были мно- гие сады с высокими деревьями; они колебались вершинами сво- ими и увеселяли зрение, от ветвей их исходило великое благоуха- 40
ние. Одни из деревьев непрестанно цвели, другие украшались зла- товидными листьями, иные имели на себе различные плоды неска- занной красоты и приятности. Невозможно тех деревьев уподо- бить ни одному дереву земному: Б о ж ия рука, а не человеческая насадила их. Птиц в этих садах было бесчисленное множество: иные из них были со златовидными крыльями, другие белые, как снег, а иные разнообразно испещрённые, они сидели на ветвях райских дерев и пели прекрасно; от сладкого пения их я не помнил себя – так услаждалось моё сердце, и казалось мне, что глас пения их досягал даже до высоты небесной. Стояли те прекрасные сады рядами, как бы полк против полка. В то время, как я ходил между ними в веселии сердца, увидел реку великую, текущую посреди их и их наполняющую. На другом берегу реки был виноградник, ко- торого лозы, украшенные златыми листьями и златовидными гроз- диями, широко раскидывались. Дышали там от четырёх стран ветры тихие и благоухающие; от их дыхания колебались сады и производили дивный шум листьями своими» (Жит. Св. Андрея. Четьи Минеи, октября во 2-й день). Подобно этому, преподобная Феодора поведала о райской обители великого угодника Божия Василия Нового, что она преис- полнена была славы и посещала в раю многие сады златолиствен- ные и многоплодные. Святой Феодоре быль подробно показан рай ангелами, ею руководившими. «И видела я, – говорила она, – пре- красные селения и многочисленные обители, уготованные любя- щим Б о г а, преисполненные славы и благодати. Водящие меня по- казывали мне: отдельно обители апостольские, отдельно пророче- ские, отдельно мученические, отдельно обители каждого чина свя- тых. Каждая обитель была красоты неизречённой в широту и дол- готу, сказать бы: подобная Царьграду, но несравненно красивей- шая, со многими пресветлыми нерукотворёнными палатами. Всюду в обителях тех слышан был глас радости и веселия духов- ного и видны были лики празднующих. Все, увидя меня, радова- лись о моём спасении, выходили ко мне навстречу, лобызали меня, восхваляя Г о с п о д а, избавившего меня от сетей вражиих» (Жит. Преподобного Василия Нового. Четьи Минеи, марта в 26-й день). Многие угодники Божии, новозаветной Церкви, видели рай – садом, он и в действительности таков, но вещество его и природа 41
также соответствует естеству его жителей – духов, и потому рай недоступен для наших чувств, огрубевших от глубокого падения. При погребении Божией Матери Св. Иоанн Богослов шёл с рай- скою ветвью, принесённою на землю Архангелом Гавриилом. Св. Макарий Великий пишет, что наследующие рай встречаются и от- водятся в особенные сады, обители, им уготованные заблаговре- менно, и возлагаются на них драгоценные одеяния (Беседа 16, 8). Святый Григорий Синаит пишет, что рай есть низшее небо, что дерева садов постоянно покрыты цветами и плодами, посреди рая течёт река, его наполняющая и разделяющаяся на четыре ру- кава. Подобно Св. Апостолу Андрею, восхищенному в рай, был вос- хищён в рай и один благочестивый подвижник, игумен Власий. Он начал служение Б о г у с ранних лет и был украшен всеми доброде- телями. Власию пришло непреодолимое желание узнать, в какое место за гробом вселяются души монахов, подвизавшихся во время земной жизни. После трёхлетней келейной, в каждую ночь, молитвы, игумен Власий, стоя по обычаю на молитве, внезапно был восхищён в рай. Здесь он чувствует, что ходит по какому-то полю; на поле был рай Божий. Блаженный Власий вошёл в рай, который представлялся цветущим садом, исполненным благово- ния и наполненным разными фруктовыми деревьями. В раю он увидел своего монастыря монаха Ефросима, сидящим под деревом на золотом престоле. Увидев Ефросима, Власий подошёл к нему и спросил: «Это ты, сын мой, Ефросим? что ты здесь делаешь?» – «Я поставлен здесь от Б о г а стражем», – отвечал Ефросим. «А можешь ли мне что-нибудь дать, ежели я у тебя попрошу?» – продолжал Власий. – «Могу, проси». – Тогда Власий, показав рукою на яблоню, сказал: «Дай мне с этой яблони три яблока». Еф- росим снял три яблока и подал их игумену. Игумен принял их в мантию и тотчас же пришёл в себя; он опять видит себя в своей келье и три яблока в мантии. Зазвонили к заутрене. По окончании богослужения игумен приказал братиям, чтобы никто из них не выходил из церкви. Призвав из поварни Ефросима, спросил его: «Сын мой, где был ты в эту ночь?» Ефросим, опустив глаза в землю, стоял и молчал. Старец не переставал его допрашивать, то- гда Ефросим отвечал: «Там, авва, где ты видел меня». – «А где я 42
видел тебя?» – возразил старец. – Ефросим отвечал: «Где просил у меня три яблока, в святом Божием раю, и я тебе их дал, а ты при- нял». – «Вот эти три яблока, полученные мною в Божием раю, – продолжал игумен, показывая их братии, в эту ночь Бо г сподобил меня быть в раю и видеть Ег о». Яблоки на благословение были разделены между братиею, и больные между ними, по вкушении райских плодов, делались совершенно здоровыми (Алфавитный патерик). 43
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.018 сек.) |