|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
М и р л ю д е й
Создавши так премудро мир духовный, Бо г помыслил со- здать мир людей. До сотворения людей Бо г уготовал им обита- лище, в котором каждый мог бы найти всё то, что удовлетворило бы его и сделало бы счастливым. Для проявления жизненной деятельности людей Господь Бо г создал миры материальные, всевозможных состояний материи, от самого грубого до полуматериального и даже до совершенно эфирных разрежённостей. Эти материальные миры были созданы Б о г о м столь совер- шенными, как Сам Бо г совершен, и столь разнообразными, как разнообразны потребности жизненных испытаний, призванных к жизни существ. Условия жизни на этих мирах способны были удо- влетворить всевозможным развитиям существ, всевозможным добродетелям и даже святости. Число материальных миров неис- числимо велико, ибо они в состоянии вместить в себе целый сонм сотворённых Б о г о м существ и дать каждому возможность жизни и все средства к самоусовершенствованию и к достижению Бого- подобия. Поэтому так и обширна вселенная со всеми её видимыми и не- видимыми нами мирами. Для нас она бесконечна, неизмерима, не- постижима и необъятна. Взгляните на небо в тёмную, чистую, звёздную ночь и чем внимательнее будете вы вглядываться в небесную глубь, тем боль- шее число звёзд будет притягивать ваш взор. Одна звезда будет покрывать другую, а местами вы разглядите целые сотни звёзд, слитых вместе, и небо в этих местах покажется вам сплошь усеян- ным разными, более или менее сильными, огнями. Самые отдалён- ные звёзды, которые удавалось видеть астрономам при сильном 44
вооружении глаза, находятся в некоторых туманных пятнах. Свет их достигает земли через 5 миллионов лет, пробегая ежесекундно 300 000 вёрст. Это пространство очень велико; – нет сил предста- вить себе его. Всё самое пылкое человеческое воображение и са- мый высокий ум не в силах вместить в себе понятие о таком про- странстве. Однако эти, хотя и очень отдалённые, звёзды не состав- ляют предела небесных расстояний; эти звёзды показывают лишь предел познаваемости человеком вселенной, но далеко не самый предел вселенной. За этими звёздами мы уже дальше не видим, ибо не имеем к тому достаточно средств, ни наш взор, ни телескопы не в состоя- нии открыть нам звёзд, лежащих по ту сторону этих туманных пя- тен. Но несомненно, что вселенная ими не ограничивается и идёт неизмеримо дальше; во много миллионов раз дальше; и мы, поло- жительно, не имеем возможности никакими своими средствами дойти до конца этого бесконечного звёздного пространства. Однако, как бы ни была велика вселенная, можем ли мы допу- стить, чтобы она была бесконечна в том строгом математическом и абсолютном смысле, в котором принято понимать слово: «бес- конечность?» Математическую бесконечность нельзя составить из конечных величин, она несоизмерима никакой большой величи- ной, и как бы величина или число ни были огромны, они всё же никогда не составят бесконечности, ибо бесконечность не имеет ни предела, ни конца... Поэтому понятно, что вселенная не может быть бесконечна в этом абсолютном смысле. Чтобы измерить все- ленную, надо определить количество вещественных миров и изме- рить реальное между ними расстояние; как число этих миров, так и расстояние между ними может быть исчислению, если не людьми, то существами, стоящими выше людей. Складывая эти величины между собой, мы всегда будем получать числа, но нико- гда не бесконечность. Если бы силы знания людей, их разум, чув- ства и инструменты были бы совершеннее, они бесспорно могли бы определить величину вселенной. Может быть, у людей не до- стало бы бумаги для исчисления величины вселенной, может быть, на всей земле не нашлось бы достаточно места, чтобы написать столь длинную цифру, как объём и поперечное сечение вселенной, – но эти величины ещё бы не были бесконечностью, ибо они бы 45
измерялись цифрами. Одним словом, как ни велика вселенная, од- нако, она должна занимать одно определённое место в пустом про- странстве, которое окружает её; она должна иметь предел и гра- ницу, дальше которой её нет, нет и миров, и нет жизни. Совершенно то же мы должны сказать о числе сотворённых Б о г о м духовно-разумных существ, для которых сотворены миры. Число этих существ, получивших жизнь от начала веков, получающих её в настоящее время и имеющих получить в буду- щие времена – велико, поражающе велико... оно, в полном смысле, неисчислимо и необъятно не только что для нас, но и для ангелов! Однако, оно не может быть бесконечно, говоря о бесконечности в абсолютном смысле, ибо оно состоит из единиц. Если люди и ан- гелы не в силах написать его, то это ещё не значит, что оно беско- нечно, ибо Бо г знает в точности число И м облагодетельствован- ных существ и знает, в какое время каждый из них достигнет бла- женных обителей и вернется к Н е м у, Т в о р ц у своему. Как планеты духовного мира окружают со всех сторон оби- тель Б о г а Живаго – это сосредоточие всего сущего, и цель стрем- ления всего доброго и разумного, – так точно и вселенная окру- жает Её со всех сторон, но отстоит только от Неё на громадном пространстве. Ближайшие материальные солнечные системы от- стоят от планет духовного мира в тысячи раз дальше, чем каждая из солнечных систем вселенной отстоит от своих соседок, таких же солнечных систем, как она сама. Таким образом, всё видимое нами небо образует гигантский звёздный купол храма Господня и не менее обширное шарообразное подножие ног Ег о, в центре ко- торого пребывает Сам Бо г, Т в о р е ц вселенной, во всей славе Своей, окружённый легионами слуг и ангелов Своих. Этот второй, уже гораздо менее лучезарный, ореол славы Б о - ж ие й так велик, что никаких средств человек не имеет себе пред- ставить и охватить его величину. Однако, как бы ни был он велик, но как всякое вещество, сколько бы его ни было, как бы его коли- чество ни было велико, обширно, неисчислимо и необъятно – оно должно подчиняться условиям времени и пространства. Оно должно иметь начало и конец своего существования, оно должно иметь предел своей протяжённости. Предел протяжённости все- 46
ленной, действительно существует. Как есть границы, ближе кото- рых материальные солнца не приближаются к Святая Святых все- ленной, так и есть такая предельная по всем направлениям отда- лённость, дальше которой они не удаляются от неё и где кончается небосклон видимых нам, людям, звёзд. Дальше этого предела нет Божественного благословения, дальше следуют бесконечные пу- стые пространства, дальше царствует непроглядный мрак, леденя- щий холод и вечная смерть. Все видимые нами звёзды на небе ещё не дают нам понятия о числе обитаемых людьми материальных планет. Все эти звёзды суть солнца своих планетных систем и ни одно из них не обитаемо людьми, но каждое это солнце, как и наше солнце, окружено мате- риальными планетами всевозможных степеней плотности, и на них то именно и переживают свои жизненные испытания духовно- разумные существа всевозможных духовных, нравственных и ум- ственных качеств и развитий. Число материальных планет, окру- жающих каждое солнце, весьма различно; наше солнце окружено восемью большими планетами, совершающими свой правильный кругооборот вокруг него, в других солнечных системах их больше, есть системы, где их меньше. Вообще говоря, ни одна солнечная система не похожа на дру- гую, все имеют свои особенности, отличающие их одну от другой и от нашей. Есть системы с двумя и тремя солнцами, есть солнца, светящие другим огнём, есть солнца, периодически изменяющие силу своей теплоты, есть солнца потухающие, есть разгорающи- еся, и всё это разнообразие очагов планет не может не отражаться на условиях жизни людей, ибо каждая особенность изменяет весь характер физических, химических и метеорологических явлений и даёт жизнь на каждой планете свою собственную, совершенно не схожую с другими планетами. Нет во вселенной двух одинаковых планет, как нет двух одинаковых листьев на одном и том же де- реве. Планеты так же разнообразны, как свойства характера и раз- вития духовно-разумных существ, предназначенных для жизни на них. Вместе с тем все эти планеты имеют очень много схожего между собой – это их назначение и та основная цель, для которой они созданы и так премудро – разнообразно устроены. Поэтому, 47
разбирая планеты с чисто философской точки зрения, мы должны сказать, что они абсолютно тождественны, ибо принцип самоусо- вершенствования составляет причину их существования. Так как человеку не дано знать всех тайн премудрости Бо- жией, то он должен ограничиться одним общим пониманием при- роды вещей. Общее же понимание о каждой отдельной солнечной системе он может получить, изучая свою собственную солнечную систему. Вот о ней чрезвычайно важно человеку уметь составить себе ясное представление, ибо, поняв её, он поймёт все остальные. К сожалению надо сказать, что даже из весьма интеллигент- ных людей, знающих основные начала астрономии, найдутся та- кие, которые не составляют себе наглядного представления об огромнейших междупланетных расстояниях и об относительной разнице их. Всякий раз, когда имеешь дело с биллионами, трилли- онами и квадриллионами вёрст, то все эти громадные величины оставляют в воображении впечатление какой-то роковой пустоты и сливаются в какую-то однозначащую ничего нашему представ- лению не открывающую величину, а на многих они производят впечатление чего-то чуждого человеческой ограниченной природе – какое-то головокружение. Поэтому, чтобы напомнить читателю, неясно себе представля- ющему строй солнечной системы, мы позволим себе дать скром- ный миниатюр солнечной системы в величину, доступную нашему представлению; Он, конечно, не расширит знания, но не может не восстановить в памяти то, что давно знал каждый, чего мы в насто- ящее время именно и добиваемся. Чтобы нагляднее представить себе отношение величин и рас- стояний между различными частями солнечной системы, сделаем геометрический чертеж. Выберем ровное место, но достаточно просторное, например, большой красивый луг; поместим посреди него шар, имеющий 21/2аршина в диаметре и вообразим себе, что это солнце. Кругом его представим себе двигающимися восемь планет. Если мы приняли солнце в 21/2 аршина в диаметре, то, сохраняя тот же масштаб, мы должны изобразить ближайшую к нему планету, Меркурий, не бо- лее, как просяное семя, летящим кругом солнца в расстоянии 10 сажен. 48
Вторая планета солнечной системы есть Венера. Сохраняя везде тот же масштаб, мы должны изобразить её не более, как го- рошиной, вертящейся кругом солнца, в расстоянии 17 сажен. На окружности, начертанной радиусом в 25 сажень, поместим горошину немного покрупнее. Это может изображать нашу тще- славную Землю, жители которой так ещё недавно думали, что всё Творчество Всемогущего Б о г а ограничивается только ими од- ними, и что будто бы обитаема она одна, полагая, что на других планетах не может быть жизни, ибо нет тех условий, при которых они привыкли видеть жизнь. Продолжая чертить наши круги дальше, опишем следующую окружность радиусом в 40 сажен и поместим очень малую горо- шину или перечное зерно. Это будет четвёртая планета – Марс. На окружности 130 саженного радиуса положим апельсин – это Юпитер. Между Марсом и Юпитером нам надо было бы провести до сотни кругов и положить на каждую по песчинке – это были бы астероиды, или одна когда-то разорванная планета. На окружности радиуса в 250 сажен положим мандарин – это будет Сатурн. Уран изобразим крупной вишней, вертящейся кругом солнца на расстоянии одной версты. Последнюю планету солнечной системы нам придётся отда- лить от нашего солнца на расстоянии полутора вёрст и заменить её обыкновенной сливой. Если бы желали выразить в таком масштабе расстояние от нашего солнца до ближайшей звезды, (звезда Α в созвездии Цен- тавра) или солнца другой самой близкой от нас солнечной си- стемы, то пришлось бы поставить шар в 11/2аршина в диаметре на расстоянии 22 000 вёрст от нашего солнца. Так удалены одна от другой солнечные системы, и все они несутся с необыкновенной быстротой в строгом порядке по величественным пространствам вселенной, и Одному Б о г у известно направление этого рокового полёта. Один Б о г знает, куда Он направит каждую из них, люди же до сих нор ещё не могут себе составить ни малейшего о том предположения. 49
Таков вид в миниатюре того уголка вселенной, который пред- назначен для жизни нам людям земли, и на котором мы обязаны выказать наши добрые качества, наше смирение и покорство Б о г у. Все планеты находятся в непрерывном движении кругом солнца в плоскости его экватора с разными скоростями. В нашей миниатюре это движение выразилось бы следующим образом: Меркурий совершал бы свой путь кругом солнца в 11/2минуты, Венера в 33/4 минуты, земля в 6 минут, Марс в 111/2минут, Юпитер в 1 час м 12 минут, Сатурн 3 часа, Уран в 81/2часов, Нептун в 163/4 часа.1 Живя на нашей земле, этой малейшей песчинке вселенной, мы видим ближайших соседок наших, планет нашей системы! Мерку- рия, Венеру, Марса, Юпитера, Сатурна роскошнейшими свети- лами, блистающими на небосклоне, наравне с постоянными звёз- дами или солнцами других систем. Мы любуемся или задумыва- емся над ними и спрашиваем себя: обитаемы ли эти планеты? есть ли люди на них? похожи ли они на нас? какие условия сопровож- дают жизнь этих существ? и всевозможные подобные вопросы остаются непременно без ответа, если захотеть отыскать ответы на эти вопросы в нашей позитивной науке. Наш позитивизм неумо- лим в этом отношении; он никогда не занимался обитаемостью планет и не знает даже, есть ли органическая жизнь на них. Он рас- сматривает планеты, как неорганические тела, получившие неко- гда толчок, который сообщил им самостоятельное движение со- вершенно независимое от окружающей их среды и с тех самых незапамятных времен летят они со страшнейшей быстротой, нахо- дясь будто бы безусловно под влиянием этого толчка. Это посту- пательное движение планет превращается в круговращательное вокруг солнца другой силой, притягивающей планеты к солнцу. Наука утверждает, что только эти две силы служат причиной по- лёта планет и что больших сил в природе и других причин, влия- ющих на полёт и на направление полёта, совершенно нет. Одна
1 Для сравнения действительных величин с величинами, указанными в миниатюре, мы напомним читателю, что: радиус земной орбиты 150 000 000 вёрст Скорость земли при обращении его около солнца 108 000 вёрст в час, радиус солнца 643.000 версты, Мер- курия 2 300, Венеры 5 850, Земли 6 000, Марса 3 100, Юпитера 67 500, Сатурна 54 300. Урана 26 300. Нептуна 23 000 версты. 50
сила толкнула планету миллиарды лет тому назад и будто бы по одной инерции летит она до сих пор и будет вечно лететь; другая сила будет вечно держать планету как бы на привязи и не позволит ей удалиться от солнца. Как ни проста эта научная теория, как ни кажется она нагляд- ной на первый поверхностный взгляд, однако она заключает в себе целый ряд недоразумений, если мало-мальски вникнуть в суть дела. Она даже в научном смысле нелогична и абсолютно невоз- можна в действительности, в чём легко убедится каждый, кто только позволит себе критику её и здраво посмотрит на факты. Наука же не будет даже отвечать вам на ваши возражения или на возрождающиеся в вашей голове сомнения. Она самым циничным образом будет указывать на математическую формулу тяготения, подобранную Ньютоном, и скажет, что «математика не в силах ошибаться – следовательно, теория наша верна и никаким сомне- ниям нет места», и под защитой подобного рода принципа уже 3 столетия коснеет в науке всё тот же взгляд на тяготение планет, и никто из посвящённых в позитивизм не смеет прикасаться к нему, несмотря на ежедневный прогресс науки в других параллельных отраслях знания, открывающий ещё яснее всю несостоятельность этого застарелого учения о тяготении. Ньютон действительно дал математическое разъяснение силы тяготения, он сделал то великое обобщение, которое существует между падением яблока и движением луны и планет, но он нико- гда не высказывал, чтобы сами силы могли произвольно одна тол- кать, другая притягивать. В совершенную противоположность тому он выразился, что «естественные законы природы представ- ляют постепенно и во всём следы мудрейших целей, но нигде и ни в чём не удавалось нам подметить и следа необходимости». Сле- довательно, причину движения планет он видел не в математиче- ской формуле, но в высшей Воле, управляющей вселенной. Позитивисты говорят, что Ньютон открыл: «гармонию миро- вого целого». Это совершенно правда, но это целое надо понимать совершенно не так, как они понимают. Ньютон говорил, что дви- жение атомов производится через посредство всепроникаемой тончайшей материи по законам удара, причина которого скрыта от нас; ещё со времени самого Ньютона, это его учение было принято 51
учёными того века так, что будто бы частицы масс направляют своё движение, следуя сами, автоматично, математическому за- кону без всякого посредства материального посредника и без вся- кой разумной причины, управляющей движением. Такое разъясне- ние силы тяготения Ньютон считал «такой великой бессмыслицей, которой не может вместить ни одна философски мыслящая го- лова», – как выразился он сам в своём письме к Бентли в 1693 году, и эта великая бессмыслица ещё не исправлена наукой до сих пор и совершенно в том виде как она была при Ньютоне, служит незыб- лемым основанием для дальнейших научных выводов, и на ней до сих пор учёные устанавливают своё мировоззрение на движение планет, на их плотность и на все условия их существования. И в самом деле, как можем мы понять, что тело, которое летит с быстротой 108 000 вёрст в час или в 75 раз быстрее пушечного ядра, не сбрасывает со своей поверхности всё неплотно прикреп- лённое к ней? Как можем мы представить себе, чтобы при этой скорости полёта части летящего тела не распределялись по степе- ням своей плотности; впереди должно лететь всё, что более тя- жело, затем всё, что легче, а в хвосте газы и воздух? В природе мы видим совершенно обратное явление: – воздух, облегающий землю, расположен совершенно концентрично слоями одинаковой плотности, по всей поверхности земли, что самым очевидным об- разом доказывается явлениями аберрации и показаниями баро- метра. Наука ответит вам, что: «лёгкие части, облегающие землю, остаются не оторванными от поверхности, ибо земля летит в абсо- лютно пустом пространстве». – Но как же это так, когда науке надо, чтобы междупланетное пространство было абсолютно пу- стым, то она утверждает, что оно пусто, а когда надо выяснить себе какие-либо явления, которые без посредственной среды не могут быть выяснены, то она утверждает, что всё пространство между планетами заполнено очень разрежённой материей. Такой приём должен быть назван окончательно ненаучным. Междупланетное пространство действительно всё заполнено разрежённой материей, и иначе это и быть не может, ибо в против- ном случае мы не могли бы себе объяснить многих явлений. Без заполненности междупланетнаго пространства мы никогда не 52
могли бы видеть солнца и звёзд, мы не могли бы получать солнеч- ной теплоты, не могли бы объяснить самой силы тяготения, кото- рая, опять-таки через пустое пространство, не имела бы причины влиять на тела, ибо сила тяготения не может действовать там, где её нет – это ясно. Если же междупланетное пространство заполнено материей, то как бы эта материя ни была разрежена, она должна препятство- вать полёту планеты, ибо скорость этого полёта неимоверна; а чем больше скорость, тем и сопротивление среды больше и возрастает пропорционально квадрату возрастания скорости. Из этого мы должны заключить, что если бы планета летела, повинуясь только одному первоначальному толчку, то она не летела бы вечно с той же самою скоростью, но должна бы постепенно уменьшать ско- рость своего полёта. Если же этого нет и мы видим, что планета летит с той же скоростью, то должны допустить вмешательство ещё других сил, поддерживающих этот полёт, и таких именно сил, о которых наука до сих пор и понятия не имеет. Но кроме того, полёт тела, состоящего из веществ разной плотности, почти ничем не связанных между собой, в сопротивля- ющейся среде, не может совершаться без того, чтобы среда эта не действовала на каждую точку поверхности тела. Сопротивление это должно неминуемо оказывать большое влияние на те тела, у которых плотность меньше, а, следовательно, и инерция меньше, а потому скорее должны лететь те. тела, которые тяжелее, затем более лёгкие, а, следовательно, если бы земля летела не по законам Божиим, но по объяснениям наших астрономов, то это не была бы земля – это был бы большой ком пыли, это был бы вечный водо- камне-воздуховорот или что-либо в этом роде, это был бы хаос, но никогда ничего стройного и цельного выйти при подобных усло- виях не могло. Однако мы видим землю в строгом порядке. Мы видим её чрезвычайно нежной и неустойчивой. Мы признаём всю землю со- стоящей из огненной жидкой массы такой высокой температуры, какой мы на поверхности земли не в состоянии получить ни в од- ной из плавильных печей. Твёрдая поверхность земли совершенно ничтожна, она гораздо тоньше, чем кожица яблока, если мы пред- 53
ставили бы себе землю в масштабе яблока. Эта кожица не есть не- что твёрдое и крепкое, образующее как бы крепкий свод над ог- нём; наоборот она чрезвычайно слаба и неустойчива и состоит из разрозненных частиц земли, камней и воды, покоящихся на жид- ком огненном ядре, которое при малейшей неравномерности по- лёта планеты, по законам механики, должно бы было поглотить надтреснувшуюся кожицу. В этом случае никакой речи быть не может ни о каком толчке, или сотрясении земного шара, так как тогда вся твёрдая кора земли поглотилась бы огнём и моментально всё было бы расплавлено. Далее от поверхности земли начинается воздух. Он совер- шенно ровными концентричными пластами облегает землю, при- чём каждый слой, удаляющийся от земли, становится всё более и более разрежённым. Это разрежение, вследствие малой тяжести воздуха, идёт крайне медленно, и можно с уверенностью сказать, что следы воздуха в междупланетном пространстве должны нахо- диться за много тысяч вёрст от поверхности земли. Эту даже раз- режённую среду верхнего слоя воздуха мы должны признавать концентрично облегающей землю, ибо иначе явления аберрации и показание барометра были бы на разных местах земного шара раз- ные – чего до сих пор никогда не было замечено. Ненарушимость разрозненных частиц, составляющих нашу столь нежную и неустойчивую землю, возможна единственно при условии совершенной материальности и плотности той среды, ко- торая окружает землю. Присутствие её мы, конечно, не можем уловить ни чувствами нашими, никакими инструментами, ни даже расчётом, ибо эта среда вне познаваемости людей. Но не потому мы не познаём её, что она очень эфирна, она совсем не эфирна, говоря в относительном смысле, она более материальна, чем мно- гие наши не только газы, но и довольно плотные тела. Но не по- знаём мы её, ибо у нас нет тех чувств, чрез которые мы могли бы познать её; у нас нет тех средств, которые могли бы показать нам степень материальности её. В наших весах она ничего не весит не потому, что она так легка и разрежена, что мы не могли бы взве- сить материй такой же плотности, но потому что она сама есть причина веса, весомых на наших весах предметов. 54
Среда эта достаточно материальна, чтобы держать в своём по- виновении всякий атом, составляющий нашу земную материю. Она проникает все частицы материи, со всех сторон сдавливает каждую из них, толкает её к центру, что образует частичное сцеп- ление атомов, явления тяжести, вес и силу тяготения. Эта среда окружает землю на много миллионов вёрст и она-то именно и несётся сплошной массой с тою скоростью кругом солнца, кото- рую мы приписываем нашей земле. В действительности же несётся не земля, но вся среда, в которой плавает земля; земля же в этой среде, находится в абсолютном покое по отношению к этой среде, и нисколько не ощущает никаких следствий этого полёта. Каждая частика земли в отдельности и весь земной шар вместе взятый, покоится в объятиях и в крепких узах этой среды; при этом только условии понятно: 1) отчего слабая, ничем между собой не связанная и сыпучая кожица охлаждённой поверхности земного шара, может спокойно покоиться на огненном жидком ядре; 2) от- чего последние частички воздуха так равномерно и спокойно па- рят над поверхностью воздушного океана, и в 3) отчего мы, люди, живя на поверхности земли, не ощущаем следствий скорого пере- движения её и, охотно руководствуясь нашими чувствами, при- знали бы её спокойно и неподвижно стоящей в пространстве. В сущности, это так и есть, земля находится в совершенно непо- движном состоянии в сферах другой менее материальной материи нам не видимой, не ощущаемой и не улавливаемой, которая совер- шает свой кругооборот вокруг солнца и увлекает своим потоком нашу землю, всегда и во всём послушную этой второй сфере. Всё состояние нашей земной материи зависит от того воздей- ствия, которое производить эта вторая среда, окружающая землю. Она производит не только явление тяжести, веса, притяжения, тя- готения, но и все явления электричества, магнетизма, света и теп- лоты. В ней кроются причины движения атома, составляющего ча- стичку вещества; она образует род этих движений – силу, скорость и форму движения, которые оставляют в нас те впечатления, вследствие которых мы отличаем один вид вещества от другого и называем один воздухом, другой водой, третий камнем и т.д. Яв- ления кристаллизации, явления роста органических тканей, явле- ния состояния тел – всё зависит от состояния материи второй 55
среды или сферы, облекающей каждую частичку нашего вещества. Например, при известном состоянии второй среды известные ча- сти нашего вещества производят на нас впечатление воды и твёр- дого тела, но вот состояние это меняется, атомы второй среды начинают увеличивать движение своих частиц внутри тела, ча- стички нашей материи принуждены расходиться, вода и твёрдые тела увеличиваются в объёме, и мы говорим, что температура по- вышается. Если эта внутренняя работа частичек второй сферы бу- дет увеличиваться, мы будем, чувствовать всё большее возвыше- ние температуры, при котором, менее устойчивые тела нашей ма- терии могут один за другим нарушать своё состояние и из твёрдого переходит в жидкое, из жидкого переходить в газообразное. Можно себе представить, какая работа частичек второй среды про- исходит в центре земли, где температура доведена до непостижи- мых нам высоких состояний, где все самые тугоплавкие металлы и минералы находятся не только в жидком, но и газообразном со- стоянии под невероятной тяжестью облегающих их огненных и расплавленных толщ материи, составляющих нашу землю. Такова действительная картина природы нашей земной материи и вся подчинённость её второй среде материи, окружающей её. Каждая материальная планета облечена своей собственной сферой, которая имеет свою особую разрежённость и разные спе- циальные для каждой планеты условия существования, соответ- ствующие степени разрежения материальной планеты. Это не- сходство между собой планетных сфер присвоило им ещё из- древле название астральных сфер, так как каждая планета или каж- дая астра имеет свою особую сферу, не схожую с астральной сфе- рой другой планеты. Астральная сфера, окружающая нашу землю, есть среда, в ко- торой помещается наш загробный мир. Она и есть именно среда жизни тех духовно-разумных существ, которые, прожив на земле в своих грубо-материальных телах, умерли и принуждены за гро- бом продолжать свои жизненные испытания в астральных сферах земли, так как они недостаточно ещё очистились через свою жизнь на земле и не имеют ещё достаточной чистоты начать жизнь в бо- лее блаженных сферах. 56
Материя астральной сферы земной жизни имеет также три со- стояния: твёрдое, жидкое и газообразное. Из неё образовано мно- жество больших и малых и мельчайших планет, окружающих землю. Плотность этих планет совершенно различна: есть планеты малой плотности, но есть и такие, твёрдое ядро которых очень большой плотности и только немногим уступающей нашей земной грубой и весомой материи. Если бы возможность познания мате- рии зависела бы от одной плотности её, то мы, люди, совершенно свободно могли бы познавать её всеми нашими пятью чувствами и могли бы легко взвесить её, но, в действительности, это совер- шенно иначе: взвесить её мы не можем, ибо эта материя состоит из того вещества, которое составляет причину нашего веса, и как бы она ни была плотна и груба, она не в состоянии действовать на наши весы; чувства же наши не имеют соответствующих способ- ностей, при которых они могли бы видеть, слышать или осязать эти материи. Главная причина, отчего мы никакими нашими чув- ствами не можем уловить их, есть та, что Бог ослепил нас к позна- нию их. Плотность комет, например, в миллионы раз меньше плот- ности материй, составляющих наш земной загробный мир, а мы видим их. Плотность Урана и Нептуна тоже гораздо меньше плотности материи нашей астральной среды, а они тоже видимы нам. Бо г не признал полезным открыть человеку познание его бли- жайшего будущего, а потому лишил его всех соответствующих средств и способностей. Бо г дал человеку ум и здравый смысл, руководствуясь которыми он должен, через анализ своих внутрен- них и внешних чувств, доходить до правильного решения задач своего бытия и до познания своего загробного мира, окружающего его, связанного с ним атом за атом и сопровождающего его по пя- там всюду и везде. Прозрение загробного мира даётся людям редко, и лишь в ис- ключительных случаях, причём каждое подобное прозрение про- исходит по воле Б о ж ие й и притом каждый раз с Ег о личного на то святого произволения, ибо прозрение загробного мира разреша- ется Б о г о м только для особого назидания людей для их пользы и для успеха самоусовершенствования. Планеты астральной среды тяготеют так же, как и наша Земля, 57
но к своим собственным известным центрам, не имеющим ничего общего с центрами тяготения материальной части земли, и все движения этих планет не находятся ни в какой зависимости от нашей видимой среды, но, обратно, наша земля находится в пол- ной, подчинённой от них, зависимости. Каждая видимая нам планета солнечной системы: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун, все окружены ма- териальными астральными сферами более разрежённой материи, чем они сами, от которых они находятся в такой же точно зависи- мости и относятся к ним совершению так же, как и наша земля. Все эти сферы суть сферы жизни духовно-разумных существ, про- живающих на каждой планете и не имеющих ещё возможности удалиться из её сфер. Хотя, конечно, на каждой планете задачи жизни иные, а, следовательно, и отношение существ к их загроб- ному миру на каждой планете нисколько не схожее между собой. Все эти астральные сферы связаны между собой третьей сфе- рой ещё более тонких материй, окружающих их, проникающих и связанных с ними атом за атом. Эта третья сфера материи есть та- кая же причина существования второй сферы, как вторая есть при- чина существования первой. Она управляет всеми внутренними движениями атомов вторых сфер, производить все физические, хи- мические и метеорологические явления, управляет мировыми дви- жениями сфер планет и солнца и нет предела Премудрости Б о - ж и е й, во глубину тайны которой не дано человеку проникнуть. Лично для человека вопрос о том, что такое материя, какова её плотность и какую она играет роль во вселенной – менее суще- ствен, чем вопрос о том, какое впечатление производит на него то вещество, которое его окружает, в котором он живёт и из которого состоит его тело. Общее впечатление, которое производит вещество на всех, есть впечатление гнёта или удручения; оно стесняет движения лю- дей, тормозит проявления их свободной воли, привязывает к по- верхности земли и не позволяет им удаляться от неё ни вглубь земли, ни в воздух. Однако, далеко не в одинаковой степени чув- ствует каждый из нас этот гнёт своего тела, это удручение или всю тяжесть его. Сила этих ощущений находится в прямой зависимо- сти от особенностей каждого. Одно и то же вещество нашего тела 58
в молодости кажется нам лёгким и приятным; оно совсем почти не стесняет нас, но обратите внимание, как под старость то же самое тело, с тем же самым количеством материи становится невыно- симо тяжёлым. Мы еле-еле влачим его и положительно падаем под его тяжестью. Есть люди крепкие, сильные, грубые; другие, наобо- рот, слабые, нежные, впечатлительные, чувствительные и все ощу- щают материю своего тела особенным образом. Наконец, ощуще- ние вещества много зависит от настроения человека. Например, приходит рабочий вечером домой, после дневного утомительного труда; он так устал, что с трудом передвигает своё тело, ему не только трудно шевелиться, но, несмотря на мучающий его голод, ему трудно жевать и подносить ложку супа ко рту. Но вдруг крик- нули: «Пожар! Мы горим!», – и сразу переменяются отношения этого рабочего к его материи. Теперь уже не она командует, но он. И этот измождённый человек вскакивает и часа два или три пока- зывает чудеса своей силы и ловкости: таскает ушаты воды, целые брёвна и бегает так скоро, что угнаться за ним трудно. В большинстве случаев отношения человека к материи меня- ются с внутренним настроением его существа или силой его жела- ния достигнуть чего-либо, или степенью энергии, с которой стре- мится он осуществить какую-либо свою идею. Воин в пылу сраже- ния, оратор на трибуне, актёр на сцене никогда не чувствуют тя- жести своей материи и даже серьёзно беспокоившие иногда недуги в это время исчезали бесследно, вследствие того, что всё существо человека прониклось занявшей его идеей. Вообще, если бы человек относился энергичнее к исполнению своих обязанно- стей и более энергично преследовал намеченные им цели жизни, он меньше был бы рабом своего тела и меньше чувствовал бы свою материальность. Мы считаем весы непогрешимым мерилом веса материи. По ним мы поверяем наши ощущения её. Разберём, одинаков ли всюду вес материй? – Один и тот же кусок материи на экваторе тяжелее, чем на полюсах; на горе он легче, чем у подножия горы; перенесите его мысленно к центру земли он совсем потеряет свой вес; поднимите его над поверхностью земли только на 150 вёрст – он уже потеряет 5% своего веса; на расстоянии земного радиуса от поверхности земли все предметы будут в 4 раза легче; на точке 59
равного притяжения земли и луны материя опять веса иметь не бу- дет; перенесите ваше четырёхпудовое тело мысленно на Луну, оно будет весить только 21/2фунта. Но до какой степени вес материи непостоянен? Материя имеет наибольший свой вес на поверхности Земли, т.е. на том как раз месте, где единственно могут жить люди, как будто Го с п о д ь Б о г преднамеренно увеличил вес материи на этом месте, чтобы дать людям почувствовать всю тяжесть её. Плотность или удельный вес каждого рода вещества есть ве- личина более постоянная, чем вес. Куда бы мы ни перенесли кусок камня, металла, земли, воды или какого бы то ни было другого рода вещества, он всегда для своего существования будет требо- вать того же вида и того же самого количества энергии, которые должны быть ему переданы астральной средой, без которой он су- ществовать не может. Опустим ли мы кусок камня к центру земли, подымем ли мы этот кусок за облака, перенесём ли мы его на Луну – плотность его останется одной и той же. Единственно темпера- тура может изменять плотность тела. С увеличением температуры всякое тело, увеличиваясь в объёме, теряет свою плотность. Боль- шое увеличение температуры способно превратить всякое твёрдое тело в жидкое, а, затем и в газообразное, но как только темпера- тура спадает и переходит в нормальную, то и тело охлаждается, мало-помалу приобретает свою прежнюю плотность и все свои прежние качества и свойства. Самое плотное тело на земном шаре – это металл платина. Она заключает в себе материи в 22 раза больше, чем заключает её вода, находящаяся в том же самом объёме. Наш воздух имеет в 770 раз меньше материи, чем вода, а наш водород имеет её ещё в 14 раз меньше, чем воздух. Из этого надо заключить, что в одном объёме платины заключается в 237 160 раз более материи, чем в одном объёме водорода. Средняя плотность твёрдого ядра нашего земного шара (не считая воздуха) есть 5,45; т.е. в ней в 5,45 раз более материи, чем в том же объёме воды. Но какова плотность материи, из которой состоят другие пла- неты солнечной системы? Плотности планет идут в убывающем порядке по мере того, как эти планеты удаляются от солнца. Самая плотная материя это та, которая составляет планету Меркурий; 60
вторая планета Венера состоит из материи менее плотной; третья это наша Земля, её материя менее плотна, чем обе предыдущие планеты; Марс состоит из материи ещё более разрежённой, и т.д. до Нептуна, разрежение материи которого достигает чрезвычай- ной тонкости и эфирности. Постоянная разрежённость материй, из которых состоят пла- неты, по мере удаления их от солнца – есть естественное следствие порядка сотворения их. Чтобы пролить свет на степень плотности материи, из которой состоят планеты, нам придётся несколько остановиться на истории сотворения их. Г о с п о д ь Б о г не удостоил открыть людям многое из исто- рии сотворения вселенной, ибо мы бы не вместили бы её. Позна- вательные способности людей не распространяются далеко за пре- делы познания их грубой и весомой материи. В назидание людям Бо г открыл им лишь начало сотворения и конец, т.е. порядок со- творения материального мира. Анализируя этот порядок и прила- гая к нему математический расчёт, мы ниже выведем в цифрах приблизительное отношение плотностей материй, образующих планеты солнечной системы. В настоящее же время выслушаем, что именно открыто Б о г о м людям из всего премудрейшего со- творения Вселенной.
Сотворивши так премудро мир духовный. Бо г помыслил со- здать вселенную, миры людей и человека, и Е г о Тр и е д и н а я мысль стала делом. Вселенная наполнилась Ег о присутствием в каждом даже самом отдалённом уголке её, и, вместе с тем, по всей вселенной разлился тот же самый бесконечно тонкий и бесконечно чистый первообраз материи, из которой состоит и обитель Б о г а Вседержителя, и основание, и причина бытия мира духовного. Бо г и в этом случае не лишил человека того, чем владеет Са м, ни того, что дал ближайшим С в о и м слугам и ангелам. Вся все- ленная, все среды и сферы жизней и каждый атом даже нашей грубо материальной материи состоит сам, пронизан, пропитан и окружен святейшим, могущественнейшим и чистейшим первооб- разом вещества, на котором и создал Бо г всё остальное. С мо- мента, как предрешил Бо г создать вселенную, О н более ни на один миг не покидал её и не лишал С в о е г о Святейшего Личного 61
присутствия. Его забота об исполнении Им же Самим предначер- танного плана творения стала так же подробна и так же бесконечно тщательна, как бесконечны все дела Рук Ег о. Мысль Всемогущего Б о г а, как призывный трубный глас, раз- дался по всему духовному миру. Содрогнулись небеса, заколыха- лось всё необъятное, неисчислимое воинство небесное, и легионы небесных сил, высших духов и ангелов, всегда послушных пер- вому призыву Божественной Мысли покинули духовный мир, чтобы явить своё присутствие в тех местах вселенной, которые были предназначены каждому для его деятельности. Они, как ме- теоры, как падающие иногда на землю звёздочки, по всем направ- лениям, пронизывая с необыкновенной быстротой бесконечные пространства, ринулись во вселенную, и бесконечно премудрая ра- бота по созиданию всего мира в один миг была уже в полном ходу. В этом бесконечном поле деятельности было достаточно труда и забот каждому, и каждый из помощников и сподвижников Б о - ж ии х старался наперерыв, по указанию старших и высших себе духов, принести свой посильный труд, свою ревность, свои знания и свою долю пользы в деле созидания вселенной под личным на каждом месте Святым указанием Самого Б о г а. Бо г бесконечен в Своём вездесущии и в Своём могуществе. Ег о премудрой предусмотрительности нет предела, а потому от сотворения веков никогда ещё ни один атом не образовался сам, ни одно самое ничтожнейшее движение не произошло произ- вольно, ни одна самая незначительная сила или энергия не прояви- лась сама от себя автоматично и беспричинно, но каждое самое малейшее явление природы происходит по строго обдуманному Б о г о м плану, направляется И м Самим, выполняется и сохраня- ется Ег о святыми помощниками и сподвижниками в деле созида- ния и устроения вселенной. Для Б о г а, как существа бесконечного, нет ничего ни малого, ни великого. Он одинаково имеет возможность присутствовать, а потому присутствует и печётся с совершенно одинаковой заботли- востью как о движении каждого атома, как о дуновении каждого ветерка, так и о движении целых миров всей вселенной, ибо Вез- десущию Ег о и Могуществу нет ни пределов, ни границ. 62
Не может существовать в мире другой необходимости возник- новения фактов и явлений природы, кроме необходимости испол- ниться воле Б о ж ие й, нет другого «закона природы», кроме осу- ществления Божественной Мысли. Существа, духовно развитые, составляющие себе понятие, хотя отчасти, о всей бесконечности качеств и свойств Божиих и о всём вездесущии и могуществе Б о г а, не могут, говоря: «необходимость в явлениях природы» не представлять себе, что. в сущности, эти слова значат: исполнение воли Б о ж ие й; или говоря слово: «закон природы» они не могут не представлять себе, что, в сущности, это значит: «осуществление Божественной Мысли». Только слепые для духовного понимания природы вещей люди, не умеющие вдумываться в истинную при- чину возникновения фактов, а потому относящиеся ко всему по- верхностно – могут полагать возможным допустить, чтобы «необ- ходимость», сама по себе, командовала миром и чтобы «закон при- роды», сам по себе, руководил явлениями. Чтобы допускать это, надо приписать им разум и целесообразность – что окончательно нелепо; ибо разум и логику могут проявлять только разумные су- щества. Всякое разумное действие должно иметь свою разумную причину, без разумной причины нет целесообразного действия, и чему-нибудь неразумному мы не можем приписать разумных и це- лесообразных действий. Никто не смешает звука колоколов на ко- локольне, если случайно раскачал их ветер, с тем звуком, который получается в тех случаях, когда разумной рукой человека приво- дятся веревки в движение для призыва молящихся или когда она бьет в набат. В общежитии каждый назвал бы другого сумасшед- шим, если бы он ему сказал: что ветер, раскачав случайно веревки колоколов, сыграл на них, например, арию из Трубадура, т.е. про- извел разумные и целесообразные действия. Те же самые люди, анализируя явления природы, признавая в них разумнейшие и це- лесообразнейшие действия, считают возможным приписывать причину возникновения их неразумным и бессмысленным деяте- лям. Такие заключения может делать только человек, судящий слишком поверхностно о природе вещей и относящийся слишком легкомысленно к священным и глубочайшим тайнам бытия. Он видит, что известные причины вызывают постоянно одни и те же явления или факты в природе и только на этом основании, не углубляясь далеко в суть дела, он заключает, что иначе и быть не 63
может, что в этом, будто бы, есть какая-то необходимость, а по- тому, что это есть закон природы и должен вечно существовать, совершенно не думая о том, что неразумные и бессмысленные де- ятели, сами по себе, не могут производить разумных и целесооб- разных действий. Например: люди видят, что когда соберутся тучи, то идёт дождь; из этого они заключают, что это есть закон природы и что он руководит миром. Всякий дождь, говорят они, идёт из тучи, стало быть, он должен идти из тучи и иначе быть не может, это необходимо, и пока будут существовать тучи, будет идти из них дождь, и делается это само собою без всякой разумной причины. Но, спросим себя, из всякой ли тучи идёт дождь? Почему он идёт так целесообразно, давая жизнь всему растущему на земле? Откуда взялись тучи, и кто собрал их и собрал именно на этом, а не на другом месте? Отчего так благотворно действует влага, даваемая тучами и отчего она так прекрасно гармонирует со всем строем так премудро созданной вселенной? Если бы только люди обратили внимание на разумность и целесообразность всех явлений природы, если бы они постарались разобрать общую гар- монию, существующую в мире, они никогда не могли бы остано- виться на каком-нибудь поверхностном заключении и удовлетво- риться им. Тайны бытия несравненно премудрее, чем полагают люди, видя явления природы с одной их внешней стороны. Всякая сила и всякая энергия, в каком бы виде она ни прояв- лялась во вселенной, есть сила Самого Б о г а. Бо г Один есть Сила, и никто во вселенной не в состоянии произвести никакой силы и никакой энергии. Бо г Один есть Святейший и неистощимый Ис- точник Сил и Энергии, которая послужила для создания всей ви- димой и невидимой вселенной и которая будет служить до конца веков для поддержания и для сохранения всего сущего. Бо г внёс Свою силу в мир Своим Личным в нём присутствием, вызванным Е г о Беспредельным желанием создать вселенную, как средство, дающее возможность вести все сотворённые И м духовно-разум- ные существа к счастью, блаженству и к Богоподобию. Нет другой основной первородной неразложимой материи, кроме святейшего и чистейшего первообраза материи, разлитого Самим Б о г о м по вселенной, наполняющей собой каждый уголок её и служащей местом пребывания в каждом своём атоме – Бога 64
Вседержителя и Т в о р ц а её. Нет другого закона в природе и нет другой необходимости со- вершиться чему-нибудь, кроме необходимости осуществиться Воле Б о ж ие й. Предначертания Б о ж и и Святы и неизменны, а, следовательно, нет причины меняться Желаниям Божиим. Посто- янство есть одно из святейших качеств Б о г а. Вот отчего одни и те же причины, проявляющиеся в природе, порождают от начала веков и будут порождать до конца их всегда одни и те же след- ствия, одни и те же явления или факты. Пока Бо г существует – огонь будет всегда жечь, вода будет всегда течь, все реагенты бу- дут порождать одни и те же реакции и дождь будет идти из туч, – ибо такова есть Воля Б о ж и я. Разлив по вселенной чистейший первообраз материи и присут- ствия в нём всегда, Г о с п о д ь Б о г, однако, Своей Личной волей не производит ни одного явления природы, ни одного движения материи и, бывши Са м Источником всей бесконечной мировой энергии и силы, не проявляет Са м Лично никакой энергии, ника- кой силы и, вообще, никакого давления и никакого насилия ни на явления природы, ни на духовно-разумные существа, сотворённые И м. Ег о Святейшее и Премудрейшее желание состоит в том, чтобы добрая поля сотворённых И м духовно-разумных существ, под Ег о Святым указанием сама создала вселенную, сама устро- ила бы её, сама сохраняла бы её, сама улучшала бы существа и сама довела бы их до Богоподобия. О н предоставил всем духовно- разумным существам пользоваться силой, заключающейся в Нё м, вызывая её помощью свободной воли, дарованной каждому и этой вызванной из Н е г о Силой, действуя на материю, производить все явления природы, творить миры, создавать все средства к дости- жению самоусовершенствования и через них доходить до блажен- ства и Богоподобия. Желания Божии известны каждому. Нет ни одного духовно- разумного существа во вселенной, которому не был бы известен закон Божий, каждый знает, чего требует от него Бо г. Каждому существу даны все средства к познанию Б о г а применительно его духовного и разумного развития в форме совершенно доступной для его понимания. У каждого духовно-разумного существа есть свободная воля, а, следовательно, свободный выбор поступков, 65
есть разум, есть совесть и ответственность за поступки. Каждому предоставил Бо г поступать в жизни, как ему угодно. Он может вести свою жизнь в Б о г е, т.е. поступать согласно закона Божия или, иначе говоря, он может помогать Б о г у в скорейшем осу- ществлении Ег о предвечного желания, заключающегося, глав- ным образом, в том, чтобы всех сотворённых И м духовно-разум- ных существ довести до добра и до Богоподобия. Но каждый мо- жет одинаково, в силу дарованной ему свободной воли, пользуясь всеми данными Б о г о м ему преимуществами, делать зло или дела, противящиеся цели Божией. Из этой общей программы Божественных целей не изъято ни одно духовно-разумное существо вселенной, как бы низко оно ни стояло в уровне своего развития. Исключения не делаем не только мы, люди Земли, но и люди планет, на которых уровень духовного и разумного развития стоит несравненно ниже нас. Всё, что только существует во вселенной, всё сотворено непринуждённо, следуя желаниям и указаниям Б о г а, самой доб- рой и свободной волей духовно-разумных существ. Пользуясь Бо- жественной Силой, в личном присутствии Б о г а, самые Святые и Высшие Духи, владея чистейшим первообразом материи, вызы- вают в нём целесообразные явления, соответствующие этой сфере бытия, клонящиеся к управлению вселенной и направляющие яв- ления других низших сфер жизни, они преобразовывают первооб- раз материи в другие виды материй более плотные и простирают свои заботы о вселенной на все миры, на все явления и на всех су- ществ. Более плотные материи составляют предмет забот других ду- хов и небесных сил, пользующихся указаниями высших духов. В личном присутствии Б о г а они устраивают разные сферы жизни, полуматериальные, невидимые нам планеты, или наши грубомате- риальные, сохраняют их и подготовляют поле деятельности для существ, стоящих ещё ниже в иерархии развития. Они так же, как и высшие д у х и, черпают свои силы в Общем Источнике сил, вы- зывают явления природы и назидают и поощряют к деятельности духов, стоящих в их подчинении. Вообще, все духовно-разумные существа вселенной, сооб- разно степени своего развития, пользуются тем, что даёт им их 66
планета, или сфера жизни, или, вообще, та среда, в которой они пребывают, хотя и временно. Все могут вызывать в этих средах явления природы, пользуясь силой Божией и через то улучшать условия жизни ни на своей планете и, кроме того, имеют случай выказывать направления своей деятельности, через что совершен- ствоваться и улучшаться как духовно, так и разумно. Например, мы, люди Земли, обращаясь со своей грубоматери- альной материей на каждом шагу, совсем не подозревая этого, при каждом вызванном нами явлении, при каждом совершенно незна- чительном усилии, водя, например, карандашом по бумаге, расхо- дуем уже силу Божию и вызываем Ег о Святое присутствие. Наша воля, желая подвинуть руку, держащую карандаш, уже вызывает некоторую силу из Общего Источника сил, т.е. Б о г а. Мы, слепые к пониманию великих тайн природы, но тщеславные до мозга ко- стей люди уверены, что это мы сами владеем рукой и пользуемся своей собственной силой и очень мало озабочивают нас, что сила эта не наша, что в нас, если бы не было Б о г а, не было бы никакой ровно силы и что владеем мы силой только потому, что желание Самого Б о г а таково, чтобы воля наша могла вызвать Ег о силу из того первообраза материи, который окружает и пронизывает каж- дый атом нашей материи. Вызывая силу Божию, мы уже возбуж- даем мысль Божию о нас, находящуюся в постоянных заботах о наших действиях; О н уже наблюдает за нами и обсуждает, что я пишу, какая цель писания и взвешивает на весах правосудия, куда это писание ведёт, к добру или злу. Не можем мы ступить ни од- ного шага, не вызывая силы Божией и Его праведного суда, осуж- дающего или благословляющего этот шаг. Как мы заботимся об улучшении нашей планеты, расширяем свою науку, строим свои дома, кладя постепенно камень на ка- мень, вперёд озабочиваясь, чтобы всё необходимое было налицо, устраняем все препятствия, могущие мешать нашему делу, и наблюдаем, чтобы все рабочие были на месте и исполняли пра- вильно свою работу, так точно и высшие духи, под руководством старших и назидая младших, и в личном присутствии Самого Б о г а, исполняют постепенно и своевременно работы созидания видимых и невидимых миров, направляют явления природы и предусматривают вперёд все самые мелочные детали своего труда, 67
ибо ничего в природе само не делается; всякое дуновение ветерка требует разумной воли какого-либо духовно-разумного существа, чтобы его вызвать и направить. Всякое сочетание материи, всякое движение целой ли планеты или отдельного атома, всякое образо- вание минерала, всякое изменение температуры, погоды, одним словом, какое бы ни усмотрели мы самое малейшее и ничтожней- шее явление природы, оно непременно вызвано разумной волей, управляется и поддерживается ею же. Сила Божия не может быть вызвана никем другим, кроме духовно-разумных существ, никому кроме них такая власть не дана, им же вверена вся вселенная все- цело, и отчёт за неё придётся нам нести перед Самим Б о г о м. Всё вышесказанное достаточно уясняет, как должна была быть сотворена вселенная, и как этот великий для мира факт был действительно совершен. Услыхав голос Мысли Божией, возвещающий всему миру о том, что настало время сотворить вселенную – всё доброе в мире и послушное святой воле Божией ринулось по этому призыву, и каждый начал свой неутомимый, целесообразный труд в той обла- сти и в той сфере, которая была ему доступна. Сперва было со- здано небо, т.е. все тончайшие астральные сферы нам невидимых материй, а затем уже, когда вся почва была подготовлена и доста- точно устроена для возможности вместить в себя материальный мир, – была создана земля и все другие планеты. От людей, конечно, сокрыты все тайны премудрого сотворе- ния неба, ибо людям они окончательно недоступны, и те простран- ства, которые переполнены жизнью и деятельностью, кажутся им пустыми. Когда небо было сотворено, Мысль Божия обратилась к созда- нию видимого мира, а вместе с тем направилась на них и деятель- ность могущественнейших и разумнейших Ег о помощников и сподвижников. Поспешая исполнить Божественные Предначерта- ния, они начали свою работу с центров будущих солнц, как осно- вание для бытия каждой будущей солнечной системы. Вызывая Божественную силу в атомах астральной материаль- ной среды, окружающей каждую планету нашей солнечной си- стемы, неутомимые Божественные помощники образовывали це- лесообразные явления природы, через которые создавалась грубо- 68
материальная материя, из которой со временем должен был обра- зоваться весь видимый мир. Образование этой материи начина- лось с центра солнца и постепенно наполняло всё окружающее его пространство туманной массой. Эта туманность разрасталась и распространялась далеко по небу и скоро образовала из себя шар в несколько тысяч раз больший, чем расстояние от земли до Нептуна. Могущественные и разумные деятели вызвали в нём движение кругом его оси и придали ему поступательное движение по небес- ным пространствам. Они, вместе с тем, обжимая туманность внеш- ним давлением её астральной среды, устраивали и образовывали само вещество. Вещество стало быстро образовываться; вся масса – уплот- няться, и под искусной рукой невидимых деятелей, давления извне, возвышая температуру, доводило материю до накаливания и до огня. Таким образом, в первый раз с начала веков заблистал во вселенной материальный, всё сожигающий и всё разрушающий огонь и свет, так сильно отличающийся от всё восстановляющего и всё оживляющего небесного огня и света добродетели и высоких качеств Б о г а и Ег о слуг. Внутренний огонь и давление извне способствовали постоян- ному уменьшению объёма всей туманной массы, и она делалась всё более и более плотной. Когда расстояние от центра этого обширнейшего шара до её поверхности сделалось равным расстоянию от солнца до Нептуна, то произошла первая планета солнечной системы – Нептун. Неви- димые устроители вселенной образовали обширнейший вихрь аст- ральной среды Нептуна, который вынес из общей массы нашего солнца, с необычайной быстротой, такое количество материи, ка- кое было необходимо для образования планеты Нептуна. Они при- дали направление его полёта вокруг поверхности солнца в плоско- сти его экватора и сферическую форму. После этого материя начала остывать, подготовляться для принятия на себе жизни су- ществ и людей. Между тем, солнце всё уменьшалось в своём объёме. Количе- ство однажды созданной Б о г о м материи не изменялось, но она сама по себе делалась более плотной компактной и тяжёлой. 69
Каждый раз, когда расстояние от центра солнца до поверхно- сти его, делалось равным расстоянию от солнца до одной из планет солнечной системы, вихрь материи астральной среды делал гро- мадный подпочвенный переворот и уносил столько материи, сколько необходимо было для образования данной планеты. Тот же самый вихрь придавал каждой планете круговращательное дви- жение всей массы около своей оси и около солнца по его экватору. Невидимые устроители вселенной направляли на каждой планете явление природы, преследуя идею о скорейшем её подготовлении к жизни. Таким образом образовался сперва Нептун, затем Уран, Са- турн, Юпитер. После Юпитера образовалась ещё одна планета, ко- торая очень скоро после своего отделения от общего солнца, была разорвана внутренними силами на 180 малых планет. Они названы одним общим именем астероиды. После астероидов образовался Марс, затем Земля, Венера и последним образовался Меркурий. Мы не будем следовать за тем, как устраивались и заселялись планеты. Настолько, насколько это полезно знать людям, это уже открыто им в бытовой книге Моисея и в научных гипотезах, кото- рые все в общих чертах согласны между собой и достаточно по- дробно передают нам действительность, – но вопрос, на котором мы остановимся, это вопрос о степени плотности видимых планет солнечной системы. Мы спросим себя, если из одинаковой мате- рии сделаны все планеты нашей системы, то могут ли они значи- тельно разниться в своей плотности, и от чего именно это могло произойти? Причина различных плотностей материи, из которых состоят планеты солнечной системы, весьма ясна. Она зависит от разных степеней плотностей материи, из которой состояло солнце во время образования каждой из планет. Количество материи, из ко- торой создана солнечная система, есть величина постоянная. Это количество материи заключалось сперва в шаре, у которого радиус был равен расстоянию от центра солнца до Нептуна. Земля же, например, была создана тогда, когда весь этот запас материи сжался в несравненно меньшем шаре, а именно в такой, у которого радиус был равен расстоянию от Земли до Солнца. Расстояние Нептуна от Солнца в 30 раз больше, чем расстояние земли от 70
солнца, следовательно, объём первого шара в 27 000 раз больше второго. Из этого можно заключить, что и в каждой единице объ- ёма земли материальных атомов в 27 000 раз больше, чем в той же единице объёма на планете Нептун. Представить себе эту материю, конечно, человек не может, так как очень много переходит за пределы его познаваемости. Если мы ещё к этому добавим, что материя Нептуна, имея среднюю плот- ность в 27 000 раз меньше, чем плотность Земли, имеет так же, как и наша материя три состояния: твёрдое, жидкое и газообразное, – то наше воображение совсем откажется себе представить что-либо из бытовой стороны жизни на этой планете. Тем не менее разум должен сказать, что на основании математического расчёта, осно- ванного на логических данных мы не только можем, но и должны допустить возможность столь сильных разрежений материи. Ни- чего в этом невозможного нет. – Невозможно лишь одно, это че- ловеку представить себе жизнь на таких разрежённых, хотя и ма- териальных планетах, на которых живут святые люди. Применяя этот взгляд на вычисление плотностей всех осталь- ных планет солнечной системы и подвергая его цифровому рас- чёту, мы можем вывести вес человеческого тела на каждой из этих планет. В этом расчёте мы приняли, что объём, занимаемый чело- веческими телами на всех планетах, один и тот же и что вес такого тела на Земле равен четырём пудам. При этом выходит, что на Ве- нере человек весит 16 пудов; на Земле 4 пуда; на Марсе 25 фунтов; на Юпитере 12 фунтов; на Сатурне полтора фунта; на Уране 5 зо- лотников; на Нептуне 2 золотника. Свободно падающее тело про- ходит в первую секунду на Венере 130 футов; на Земле 32,25 фута; на Марсе 4,7 фута; на Юпитере 2,36 фута; на Сатурне 10 сантимет- ров; на Уране 4 миллиметра, а на Нептуне полтора миллиметра. Такова разница плотностей материй, из которых состоят планеты. Создание Б о г о м видимого мира было венцом творения Бо- жия. Вся вселенная была создана Б о г о м единовременно, т.е. в один известный период времени, и с тех пор во вселенной не по- являлось новых обитаемых миров. Мысль Божия, закончивши так премудро предначертанный план вселенной, обратилась к суще- ствам, заселяющим вселенную, и направила Свои Святые заботы 71
на попечение о них, на поддержание, на управление и на сохране- ние всего созданного Б о г о м. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.058 сек.) |