|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Ж и з н ь л ю д е й в о о б щ е
Изучая бесконечное звёздное небо, наши учёные приходят к заключению, что трудно допустить жизнь на других планетах, ибо на них они не находят тех же условий, которыми сопровождается жизнь на земле. Логично ли это? Созданы ли существа для планет, или планеты для существ? Или то и другое суть явления случайные? Только тот, чей ум может допустить, что вся вселенная, все миры, все существа и вся жизнь суть не более, как громадная слу- чайность, проявившая себя так целесообразно и так премудро, мо- жет думать, что жизнь и существование духовных и разумных су- ществ ограничено состоянием материи и что эта материя не может, будто бы, быть иная, как только та, которую знает человек. Думать, что жизнь может проявляться только в одном роде и виде материи и, именно, в том, в котором живёт человек на земле, и утверждать, что других родов и видов материи в природе нет, а если бы они были, то жизнь в них невозможна – может только не- обыкновенно тщеславный человек, который не полагает разницы между своими знаниями и своей фантазией и Всемогуществом Б о г а; ибо он думает, что там, где кончаются его представления, кончается и сила творчества Б о г а и что кроме того, что он знает, ничего в природе больше нет и быть не может. Не может духовно-разумное существо влачить свою жизнь в зависимости от состояния материи, ибо подобное допущение про- тиворечит идее высшего Божественного Правосудия и Милосер- дия. Заставить духовно-разумных существ мучиться, влачить тяжё- лую земную жизнь для того только, чтобы дополнить картину пла- нетного мира движущимися куклами, значит допустить, что Б о г 132
любит вещество больше, чем существ и только для потехи С в о е й создал их любящими, чувствующими, страдающими и что, во- обще, Он в состоянии пожертвовать внутренним для внешнего. Подобная идея богохульна и не достойна бесконечно Любящего Б о г а. Не миры составляют цели творения; цели творения есть уве- личение любви, добра и милосердия в духовно-разумных суще- ствах, созданных Б о г о м, а миры суть только орудия упражнений в добре или только средства, через которые духовно – разумные существа имеют возможность проявить деятельность своей жизни и через эту деятельность прогрессировать в своём развитии, идти от силы к силе, всё улучшаясь, пока не достигнут Богоподобия. Очень понятно, что для исполнения этой великой задачи мирозда- ния миры вселенной и не должны иметь одни и те же жизненные условия и в действительности они их не имеют. Миры вселенной должны иметь самые разнообразные условия, соответствующие всем нравственным, духовным и разумным заблуждениям и поро- кам, которые будут искореняться через жизнь на этих мирах. Сколько степеней разных заблуждений, пороков, грехов и. во- обще, злых качеств и свойств со всеми их оттенками, столько должно быть и миров. Кроме того, должны же быть миры для уко- ренения и развития добродетелей и, вообще, всех хороших ка- честв. Поэтому, можно же себе представить, какое требуется раз- нообразие в строении миров, а, следовательно, и в роде и виде ма- терии, составляющей её. Разнообразие жизненных условий во вселенной может счи- таться в полном смысле бесконечно, как бесконечна Предвечная Премудрость Б о ж ия, ведущая всех и вся к совершенству и не да- ющая никому ни одной минуты лишнего испытания, лишнего горя, ни лишних страданий; что непременно бы случалось, если бы во вселенной не было бы достаточного количества миров и не все оттенки качеств существ имели бы соответствующие условия жизни. Всякое духовное разумное существо имеет тело, соответству- ющее своему развитию, и планету, соответствующую этому телу, и условия для такой жизни на этой планете, при которой оно могло 133
бы лучшим и кратчайшим путём следовать к своему самоусовер- шенствованию. Более грубые, неразвитые существа имеют и тело грубое, тяжёлое, не послушное их воле – как они сами не отзыв- чивы к добру; склонное к болезням – как они сами порочны; и со- вершенно такую же планету с жесткой жизнью, с суровым клима- том, изменчивыми и непостоянными погодами – такими же точно, как суров их характер, как убеждения их основаны на капризах и на дурных привычках – не имеющих также постоянства. Существа чистые, приближающиеся к идеалу чистоты и со- вершенства, имеют и тела идеальной лёгкости, тонкости, способ- ные выполнять малейшее желание их, всякую мысль, всякое доб- рое стремление, охватывающие иногда всю вселенную и все миры; эгоизма в этих существах нет и личное чувство доведено до мини- мума; их интересует судьба всех существ, живут они для других, любят всё созданное Б о г о м. Поэтому, чтобы отвечать этим каче- ствам, их тело должно быть удобоподвижно и переносить их со скоростью мысли с одного края вселенной на другой, туда, куда влекут их благие мысли, направленные к исполнению Божествен- ных предначертаний. Планета, на которой они живут, должна со- ответствовать тем же условиям. Не может Б о г поместить этих су- ществ на планету, где живут грубые души, ибо она стесняла бы проявления и деятельность их близкой к святости души и не давала бы им возвышаться, ещё более совершенствоваться в своих и так уже высоких качествах. Как непонятна нам жизнь существ в телах, разрежённых мате- рией до состояния большего, чем мы рисуем себе эфир или нашу мысль, однако, ещё непонятнее возможность жизни чистых су- ществ в столь грубом материальном теле, в столь трудной жизнен- ной обстановке, в которой мы живём. Эта обстановка подчас бы- вает невыносима и нам, эгоистичным людям, занятым собой, своею личностью, своими делами, и то кажется с восторгом сбро- сил бы с себя это ярмо, это грубое тело и перенесся бы на первый раз хотя бы на луну; что же должен чувствовать и ощущать дух чистый, чуткий и возвышенный и живущий меньше всего для себя? Не Сам ли Б о г сказал: «Где Я, там и слуга Мой будет». Зна- 134
чит, когда мы только удостоимся того, то будем жить с Н и м вме- сте в той именно обители, где Он пребывает на Престоле Славы, в тех же условиях, в той же обстановке, в таком же теле. Чтобы жить там, где живёт Сам Б о г, мы должны иметь и качества, приближа- ющие нас к Н е м у, т.е. очищены от всего грубого, порочного, от всяких материальных и личных привязанностей и получить навык к высшим духовным и нравственным подробностям, о которых мы в настоящее время и понятия не имеем. До такого высшего совершенства нет возможности дойти сразу, т.е. прямо из нашей материальной земли вступить в обитель Б о г а и быть Ем у подобными. Думать, что это возможно, значит обладать непозволительным самомнением о себе, значит не созна- вать всего своего грубого и невежественного положения между су- ществами вообще и в особенности перед святыми душами. Если бы нам в настоящее время даже и предложили переселиться в оби- тель чистых существ, мы, положа руку на сердце, должны были бы сознаться, что не поняли бы мы их блаженного счастья и отка- заться от него. Нам нужно ещё пройти бесконечный ряд жизней всё в лучших и лучших условиях, изучить все эти посредствующие жизни, пережить и перечувствовать горе на них и сделаться разви- тей и лучше. Мы можем только постепенно приближаться к Б о г у, мы должны много работать над своим самоулучшением и каждый новый шаг нашего повышения, каждый новый открывающийся нам кругозор будет для нас большей, более понятной и более от- радной наградой за праведно прожитую жизнь, чем незаслужен- ный скачок с грязной земли – на чистые небеса. По мере нашего самоусовершенствования и тела наши будут всё менее стеснять нас и легче выполнять нашу улучшающуюся и крепнувшую волю и давать более простора нашей благой и доброй деятельности, сообразно с этим улучшаются и условия вселенной жизни. Итак, условия жизни и строение каждой планеты должно быть разное и думать, что на планетах нет жизни потому только, что нет условий, подходящих к жизни на земле, значит думать, что твор- чество Б о ж ие ограничивается человеческим пониманием при- роды вещей, что – абсурд, ибо не может человек, ограниченное со- здание, понять жизнь на других планетах, при других условиях, но 135
это ещё не значит, чтобы её не было. Наш здравый смысл и логика должны подсказывать нам необходимость существования во все- ленной существ всевозможных развитий от самых примитивных и невежественных до самых чистых и Богоподобных; если есть су- щества, то должны они иметь и соответствующее место во вселен- ной, иначе мы никогда не поймем идеи великой благости Б о - ж ие й, ведущей весь мир к блаженству. Однако, как ни разнообразны все эти планеты, как ни разнооб- разны их жизненные условия, они всё же имеют много схожего между собой. Разнообразие планет зависит от разнообразия несо- вершенств существ, обитающих на этих планетах, но ведь все эти несовершенства должны быть изглажены, выправлены и должны дать место одному общему Совершенству, к которому стремятся все существа вселенной и этот идеал совершенства в Б о г е Т в о р ц е вселенной. Из вышесказанного следует, что весь нрав- ственный закон на всей вселенной должен быть одинаков, ибо цель стремлений всех существ одна и та же. Мы все с разных сто- рон приближаемся к одному и тому же свету истины; чем мы дальше от света, тем менее освещены им и потому, тем виднее на нас наша собственная окраска, но, по мере приближения к источ- нику света, все окраски меркнут, сливаются и поглощаются общим сильнейшим светом – светом Божественного озарения. Кроме того, первого сходства есть многие другие общие черты между всеми мирами и жителями этих миров, на которые мы в настоящее время и укажем. Второе сходство. Все видимые нами звёзды на небе суть цен- тры планетных систем или их солнца. Кругом каждого из этих цен- тров вращаются материальные миры разных плотностей или видов материальности. Большинство этих планет заселены людьми, но на самих солнцах ни на одной системе не живут люди. Третье сходство. Хотя есть солнечные системы, значительно разнящиеся от нашей как по внешнему виду их, так и по условиям жизни, есть системы с несколькими солнцами, есть системы с дру- гим цветом своих солнц и т. д. однако материальных планет, окру- жающих эти солнца, всегда значительно больше, чем самих солнц и везде материя, из которой состоят планеты, имеет самые разно- образные плотности. 136
Четвертое сходство. Спутники планет не обитаемы духовно разумными существами. О них можно сказать, что они суть веще- ственные напоминовения людям о великой к ним милости Б о - ж ие й и должны бы были вызывать совсем другие чувства в лю- дях, чем они в настоящее время вызывают. Наивысшее доказательство любви к грешному человечеству явил Г о с п о д ь, Иисус Христос С в о и м воплощением в теле че- ловека. Надо иметь бесконечную Божественную любовь, чтобы пожертвовать С о б о й и Самому Б о г у из блаженного С в о е г о царства, из Святой Святых спуститься на землю, родиться на земле, прожить всю жизнь в грубом, тяжёлом и чрезвычайно ту- пом теле человека, не б ы в понятным людьми и умереть на кре- сте, молясь Б о г у за С в о и х истязателей, говоря: «Прости им, Г о с п о д и, не знают бо, что творят». На такую жертву способен лишь Один Б о г, бесконечно любящий Сво и творения. Ии с у с Х р и с т о с Своим явлением на землю победил всё зло мира, уничтожил, неограниченную власть денницы над людьми, изменил все отношения человека к. своей земной жизни и вывел всех умерших до Него из ада, в котором они находились. Одним, словом, Он составил новую эру в нравственной и духовной жизни земли, и земля с Е г о пребывания на ней может, себя счи- тать обновленною. До явления Ии с у с а Х р и с т а на землю все умирающие люди отправлялись в ад. Несомненно, что ветхозаветные правед- ники не могли мучиться в аду, ибо не имели в том причины. Напротив, они могли бы быть счастливы и блаженны, но они были под властью злой силы, с которой вели постоянно личную борьбу, око за око зуб за зуб. В этой борьбе они всегда оказывались бес- сильны, ибо никто из них, не умел и не мог, преодолеть злой силы. Находясь в. постоянном, гнёте злой силы и питая внутри себя весьма определённую ненависть к дéннице и его слугам, никто из, них и не мог быть счастлив, ибо всё состояние их было отравлено злым, в них находящимся чувством, а потому блаженная покойная или райская жизнь, при уравновешенной гармоничности чувств, не могла быть им знакома. Только тогда, когда весь мир земной и ад, и небо, увидали, что Х р и с т о с С п а с и т е л ь, пребывая на земле в человеческом 137
теле, быль истязуем и бичуем всей вражьей силой с самим денни- цей но главе, который отомщал все свои неудачи на Нём и изли- вал всю свою злость через римское воинство; только тогда, когда весь мир увидал, что перенёс Он всё это, не проявив ни тени даже ни злости или ненависти, но перенес совершенно так же, как пере- носит любящая мать обиды больного и капризного ребёнка, с чув- ством полнейшего сожаления, с чувством бесконечной нежной любви, – то весь мир понял, что денница был покорен этим смире- нием, этой добротой к нему, этой нежной и бесконечной Боже- ственной любовью и Его святой молитвой за С в о и х истязателей. Пример Х р и с т а С п а с и т е л я повлиял на всех; весь ал, напол- ненный ветхозаветными грешниками, но примеру Х р и с т а С п а с и т е л я, простил деннице и всей его злой силе их грехи. Все поняли, что злом и силой нельзя покорять зло, но что оно легко покоряется добром, любовью и молитвой о том, чтобы Б о г про- стил его. Поэтому, всякий стал молиться за злую силу, всякий освободил свою душу от злого чувства ненависти, гнетущего его и заменил его тёплым чувством участия и сожаления к злой, но несчастной силе. Это изменение отношения каждого к злой силе изменило всё внутреннее состояние души каждого, все перешли от ненависти к любви и жалости, через что все были выведены, осво- бождены от ада и благословлены своим Святейшим И з б а в и т е - л е м на жизнь в покое и блаженстве. Содрогнулся денница той массе добра, которое он нехотя внес в мир. Совсем уничтоженный удалился он за пределы вселенной, ибо куда бы он ни показался, все молятся за него и своим появле- нием он стал только увеличивать в людях добро и благоговение к Б о г у. Всеобщая молитва за зло, всеобщее прошение отдавали его на С у д Б о ж ий и предвещали скорое падение денницы и всей его власти и силы. Христос, живя в теле человека, победил всё зло мира своей любовью и смирением, тем самым указал и нам, что каждый из нас может делать тоже самое, а если может, то и должен. Он победил злую силу, О д и н, С в о и м Собственным смирением и любовью, а нам же облегчил эту задачу, ибо сказал, что мы будем побеждать её с Его святою помощью, для чего даровал свою особую благо- 138
дать людям, живущим на земле, дал им таинства, невидимо связы- вающие с Н и м Самим и дал им право Его именем властвовать над злом и покорять его так же, как и Он покорил его. По примеру Х р и с т а должны и мы молиться за своих несчастных братьев, которые своим злом помогают нам очищать свой дух. Мы должны сожалеть и любить их и не должны забы- вать, что они гораздо несчастнее нас, что они страдает гораздо больше, чем страдаем мы и что Господь Б о г любит их так же бес- конечно, как любит всех и любит их больше, как всякая мать лю- бит больше тех детей, которые доставили ей больше мучения и страдания. Кто сумеет выработать в себе больше чувства любви и жало- сти в деннице и ко всем несчастным падшим существам. тому бу- дет, легче бороться с ними и тому не могут они сделать вреда, ибо они знают, что этот вред послужит только увеличением славы Б о - ж ие й. Такова услуга, оказанная Самим Б о г о м человечеству и мы. тёмное и неблагодарное человечество, до сего времени утопая в своих земных привязанностях, относимся равнодушно к явлению Б о г а среди нас и с самоуверенной гордостью к своим знаниям раскидываем умишком своим в какого нам Б о г а верить, в науч- ного, в теософского, в спиритического или христианского и пока эти вопросы ещё не решены, мы предпочитаем бродить в невеже- стве. Не так относится духовный мир к явлению С п а с и т е л я на Земле ила вообще на какую-либо планету для просвещения людей в истине. Сам Б о г отмечает эти божественные явления особой славой и оставляет видимый для всех след, как вечное напомино- вение существам, что Б о г с ними. Сколько раз являл себя Г о с п о д ь Ии с у с Х р и с т о с на ка- кой-нибудь планете, столько спутников она имеет. На Нептуне был Х р и с т о с 2 раза; на Уране 6 раз, на Сатурне 8 раз; на Юпи- тере 5 раз; на Марсе 2 раза. Наши телескопы не открывают спут- ников Марса, ибо они темны и отстоят далеко от планеты, но они есть; на Земле Ии с у с Х ри с т о с был 1 раз, на Венере Он ещё ни разу не был. На всех планетах солнечной системы Х р и с т о с был Одним 139
Духом Своим или в прославленном теле. т.е. в том самом, в кото- ром Он являл С е б я апостолам после С в о е г о воскресения. Пер- вая планета, на которой Он жил в человеческом грубом и тяжёлом теле со всеми качествами человека есть Земля. Поэтому эта земля Е м у дороже всех остальных планет; на ней именно и победил Он денницу – но никто не относится к Н е м у с меньшей любовью и большей неблагодарностью как мы, жители земли. Перед явлением С в о и м на какую-нибудь планету, Ии с у с Х р и с т о с снисходит из С в о е й Святой Обители и на одном из спутников этой планеты пребывает некоторое время, готовясь явить С е б я миру людей. На Луне пребывал Х р и с т о с Духом С в о и м с самого момента зачатия Пресвятой Присно Девы М а - р ии до момента С в о е г о рождения. Он всё время молил Б о г а и О т ц а Своего о людях и готовился к их искуплению, и потому место это будет свято во веки, как временная обитель Ег о, и никто не удостаивается жить на ней. Злые духи, скитаясь без пристанища по всей вселенной, охотно основали бы на Луне свои временные притоны и сборища, но к месту, служившему некогда обителью Б о г у, они не смеют приблизиться и даже больше, они не смеют смотреть на неё. Пятое сходство. Мы видим огромное сходство в строении или в форме тела между всеми духовно-разумными существами во всей вселенной, не исключая и духовно-разумных существ духов- ного мира. Доходя умозрительным путём до возможности жизни на пла- нетах, почему-то всегда, как мы уже сказали выше, люди отвер- гают жизнь на планетах только потому, что не находят на них тех жизненных условий, какие на земле и, как мы видели выше, же- стоко ошибаются, ибо жизнь на всех планетах должна быть разная. Относительно же формы тела существ всей вселенной – люди обыкновенно впадают в диаметрально противоположную ошибку. Они отчего-то хотят, чтобы форма тела существ на всех планетах была различная, а потому выдумывают разные причудливые формы тела, какие только позволяет им их игривая фантазия и вы- дают их за форму тела обитателей других планет. Но если спро- сить их, на основании чего они так делают, то окажется, что это 140
делается ими без всяких решительных оснований, ибо никто нико- гда не видал подобных форм тела духовно разумных существ и что это не более, как прямой вымысел. Существ из загробного мира и, вообще, из всех краев вселен- ной видела не одна тысяча человек и ежедневно в настоящее время случаются подобные факты. Поэтому, форма тела духовно-разум- ных существ, как находящихся в загробном земном мире, так и на других планетах, или в духовном мире может быть совершенно точно описана. Никогда и никто не видал ни одного духовно-ра- зумного существа, с какого бы то ни было уголка вселенной и ка- ким бы оно ни обладало развитием иначе, как в виде человека, т.е. с тем же самым видом тела, в котором живём и мы. Вид этот может изменяться во многом: он может быть отвратительнее или краси- вей, тоньше и изящней нашего или безобразный, или грубый; больше нашего или меньше, он может быть вялым, выразитель- ным, энергичным, совсем чёрным или светлым, блестящим или лу- чезарным и огненным, полным силы и мощи, но в общем, вид всех существ всегда один и тот же – все ходят на двух ногах, все дер- жатся в отвесном положении, у всех есть руки, ноги, голова и всё прочее, как у человека земли. Никто никогда не видал людей, сошедших за гроб и являю- щихся живым людям, иначе, как в том же виде, в котором они по- хоронены, в том же одеянии, в том же теле, одним словом, совер- шенно в их земном виде. За гробом нет возраста и нет уродов, ибо это суть принадлежности только земной жизни; в том царстве, где нет времени, не может быть и возраста. Поэтому умершие ребён- ком могут появляться взрослыми, старики являются не хилыми и дряблыми, но бодрыми и помолоделыми, горбатые без горба, без- ногие с ногами, но тело их всегда имеет форму человеческого тела. Есть ещё особенность, замеченная не раз: если человек, например, утонул, купаясь или, вообще, сошел за гроб без одежды, то в этом виде он никогда не явится живущим на земле, но в этих случаях он является в белой сорочке до пят и с поясом. Все небесные силы, когда желают быть видимы людям, живу- щим на земле, или умершим, т.е. живущим в своём невесомом теле, появляются всегда в человеческом виде. Никто не видал Ан- 141
гела-Хранителя иначе, как несказанно красивым юношей с Боже- ственным выражением лица, необыкновенно лёгкого и изящного сложения в белоснежной, тончайшей ткани сорочке, с поясом или без пояса, но всегда с крыльями за плечами. Ангелы и Архангелы всегда являлись почти в таком же виде, но более возмужалыми, с выражением небесной бесконечной доброты во взоре и, вместе с тем, с выражением непреклонной воли; они всегда были облечены в сорочках белого или золотистого, как луч, цвета, иногда с поя- сом, иногда без пояса, с необутыми ногами, с непокрытой головой и с крыльями за плечами. Самые белые земные ткани не могут дать понятия о белизне белых небесных тканей, в которые облечены Ангелы, Ангелы-Хранители и Архангелы. Белизна снега, ярко освещенного солнцем и режущая нам глаза, ближе подходит к цвету небесных тканей, но она глаз не режет, но ласкает наш взор, она нежна, поражает нас своею нежностью, одним словом, она ярко белого небесного цвета. То же самое нужно сказать и о тон- кости небесных тканей; тончайший батист гораздо грубее их, но небесные ткани не просвечивают нисколько. Святые являли людям своё присутствие всегда в разноцветных мантиях, окутывающих их, и всегда с непокрытыми головами и необутыми ногами. Крылья имеют одни только небесные силы и Ангелы-Хранители – святые их не имеют. Когда святые люди сподоблялись видеть Пресвятую Деву М а р ию, то Он а представала перед ними не иначе, как облечен- ная длинным покровом, ниспадающим с головы до ног. Сам Б о г являл С в о ё присутствие святым пророкам в образе человека, бесконечно отличного от нас, окружённого шестикры- лыми серафимами такой яркой лучезарности и силы своих высо- ких качеств, что пророки не были в состоянии смотреть на них. Какое право имели бы мы не верить словам Самого Б о г а, ска- завшего при сотворении человека: «Сотворим человека по образу Н а ш е м у». Слова эти указывают нам прямо без всяких иносказа- ний, что вид земного человека имеет образ Б о ж ий такой же, ка- кой у всех духовно-разумных существ вселенной и не делает ни- каких исключений; он тот же, в каком являл Себя Сам Б о г с вы- соты Своего Престола, тот же, в каком являл Себя Апостолам Гос- 142
подь Иисус Х р и с т о с после С в о е г о воскресения, тот же, в ка- ком являли себя Пророки Илья и Моисей в Преображении. Этот самый вид имеют все люди вселенной, но лишь с теми оттенками и отпечатками, которые кладут на них нравственное и духовное их совершенство или порочность и степень падения. Б о г сохранил даже тот же наружный вид и у злых духов, но с ужасающим и страшным клеймом. Они черны, как перегорелые уголья и в высшей степени антипатичны. Денница облечен в чёр- ную рубашку и обернут мантией с непокрытой головой и необу- тыми ногами. Все отпавшие силы небесные и ангелы облечены также в чёрные рубашки, но мантий на них нет. Крылья у всех их отнял Господь Б о г, их могут носить только слуги Божии, а не адепты чёрного царя. Все грешные существа, попавшие в чёрное царство денницы из планетного мира, сохранили свои белые одеяния. Но одежды эти грубы, загрязнены и у большинства изодраны, так что реши- тельно не похожи на те белые одеяния, которыми владели прежде. Весь вид их крайне безобразен, груб, дерзок, зол, нахален и на нас произвел бы ужасающее впечатление, если бы они являлись когда- нибудь в своём истинном виде. Поэтому, в большинстве случаев они принуждены принимать чей-либо чужой образ, если желают лично искушать человека. В этом случае они принимают вид зве- рей, птиц, гад и даже образ прелестных женщин, и в этом виде им несравненно легче исполнять свои коварные замыслы. Как распространено мнение между людьми, что все явления с такого мира делаются применительно к понятиям человека, но, что истинный вид существ небесного царства не тот. Надо быть слиш- ком тщеславным и гордым, чтобы думать, что вся вселенная, явля- ясь людям, переодевается и играет с ними в некий маскарад. Ка- кую надобность имели бы святые являться не в своём виде и скры- вать свой истинный вид от людей. Из своего вида они никакого секрета не делают и говорят прямо, что у них два вида, один, в котором они пребывают в своих святых обителях, это тот же са- мый, в котором они являют себя людям и другой – невидимый и непостижимый для всех существ, стоящих ниже их в своём разви- тии. Живя в своём материальном теле с самого рождения до самой 143
смерти, человек воображает себе, что и все другие существа де- лают то же самое, что все они одинаково крепко прикованы к сво- ему телу и никогда и ни при каких обстоятельствах не могут его покинуть, если, конечно, не умрут. Люди совершенно забывают, что есть даже между ними созерцатели, которые временно поки- дают своё тело и витают душой по земле и по всей вселенной со- храняют в своей памяти всё виденное и слышанное ими и затем входят обратно в своё тело. Каждый человек каждую ночь делает то же самое, что и эти созерцатели. Когда тело наше безмятежно покоится во сне, то душа свободная, как всякий дух, витает бес- препятственно в областях заоблачных. Вся разница лишь в том, что созерцатели помнят свои ночные путешествия и, главным об- разом, всё их искусство и заключается лишь в том, что они спо- собны удерживать в бодрственной памяти впечатления ночи. От нас же Б о г отнял эту способность, и мы ничего не помним о наших ночных путешествиях; но, сойдя за гроб, мы увидим все знакомые места, которые посещали еженощно, увидим тех же умерших приятелей, с которыми еженощно говорили и советова- лись и будем крайне удивлены, когда узнаем, что жизнь в матери- альном теле не мешала нам не разрывать связи с духовным миром. Если бы память ночных скитаний наших не была бы отнята Б о - гом, то стоило бы только нам заснуть, чтобы уже созерцать ду- ховный и другие миры вселенной. Так, по крайней мере, и у нас на земле делают и теперь факиры, брамины, ламайцы и малайские со- зерцатели, так заставляем и мы рассказывать сомнамбулам о своих впечатлениях, которые она извлекает из духовного мира. Дело в том, что все существа, достигшие известной степени совершенства, имеют два тела, одно видимое всеми, другое – не- видимое для всех существ, стоящих ниже их развитием. Они по произволу могут принимать и то и другое тело. Для существ же, стоящих выше их совершенством своей святости, оба тела одина- ково видны и от них они не имеют возможности скрыться. Исклю- чения из этого делают только те существа низших планет, которые при появлении на свет должны перейти через акт рождения от по- добного им существа. От этих грубо материальных существ, к ка- ким принадлежим и мы, грешные люди земли, сокрыты все суще- ства всех миров и те, которые грубее нас и те, которые более 144
эфирны, чем мы. Мы имеем возможность видеть только то, что со- стоит из нашей материи. Если же люди земли и видят иногда лю- дей из загробного мира или жителей небес, то видят их не иначе, как каждый раз с соизволения на то Б о ж ия только в их видимых телах. Какими именно видят высшие существа низших в их невиди- мом теле – никто рассказать человеку не может, ибо V него нет ни чувств соответствующих, ни слов в лексиконе. Можно сказать только одно, что облик человеческий остаётся и в нём, но облик этот служить только канвой, по которой распределяются все каче- ства и способности существа, все его старания, все намерения и каждый совершенный им поступок может быть прочтен на нём. Высший дух, видя низшего, видит по первому взгляду всю исто- рию прожитой им жизни, какие пороки ухудшали его, какие доб- родетели возвышали. Одним словом, самый вид существа есть рас- крытая книга судеб, по которой проницательный взор высших небесных сил читает всё прошлое, всё настоящее и всё будущее. Шестое сходство есть условия и обстановка жизни всех ду- ховно-разумных существ вселенной, не исключая и обитателей планет небесных сил. Очевидцы рая и все тайнозрители, сподоблявшиеся когда- либо видеть обители блаженных существ, сообщают о необыкно- венных и совершенно не поддающихся никакому описанию на че- ловеческом языке, красотах их. Они говорят, что, находясь в сфе- рах жизни материи высших разрешений, они встречали массу зна- комых им предметов, подобных тем, которые составляют обста- новку и нашей земной жизни; но, что все эти предметы невыра- зимо лучше и изящнее. Они сообщают, что сами чувствовали себя почти также, как на земле; т.е. ощущали своё тело, сознавали, что они ходят по почве, что окружены реальной материальной средой, могли даже осязать виденные ими предметы, совершенно так же, как и на земле. Они видели в раю: сады ни с чем не сравнимой красоты, с обильной и самой великолепной растительностью; де- ревья, покрытые и цветами и плодами; видели роскошнейших птиц, поющих на деревьях; чудеснейшие дорожки, разделанные между цветниками, в которых обилие, разнообразие и красота цве-
тов превосходит всё, что может себе представить самое пылкое че- ловеческое воображение; они видели реку, протекающую по среди рая; видели великолепнейшие беседки, дома, дворцы, башни и все- возможные самые дивные сооружения; видели счастливых су- ществ, обитающих рай в виде людей; видели их собрания, их школы и присутствовали даже на проповедях и поучениях, произ- водящихся при многочисленнейшем стечении народа, особыми проповедниками из ещё более возвышенных существ, в особых Божьих домах, (как их называют блаженные существа), великоле- пие которых превосходить все остальные их сооружения. Подобное описание жизни существ в блаженных сферах воз- буждает постоянно недоверие в людях. Они почему-то непре- менно хотят, чтобы жизнь небожителей ни в чём не походила бы на нашу земную. – Не могут счастливые обитатели рая, говорят обыкновенно скептики, жить так, как живём мы. Их жизнь ни в чём не может быть подобна нашей. – Почему же так? Как рисуете вы, в своём воображении, их жизнь? – Это не дано нам знать; но всяком случае, они существа ду- ховные и жизнь их должна быть чисто отвлечённой. – Но как представляете вы себе эту отвлечённую жизнь? Разве может быть жизнь отвлечённая? Всегда можно описать жизнь су- щества, ибо для него самого его собственная жизнь должна непре- менно быть реальна и действительна. Он живёт и действует оба эти акта вполне реальны и нельзя себе представить, чтобы суще- ство могло жить отвлечённой жизнью – в пространстве и в небы- тии; – это не была бы жизнь. – Ничего не знаю, но не может дух жить так, как живёт чело- век.
И нет возможности внушит людям, что нет резкой грани, от- деляющей жизнь одних людей от других, как нет резкой грани между добром и злом, и что слова: «дух» и «человек» в этом случае употреблены неправильно, вместо слов: «видимые» нами и «не ви- димые» люди. Нам, людям земли, действительно не дано видеть и ощущать 146
загробного мира; но ведь это до той лишь поры, пока мы нахо- димся в нашей грубо материальной оболочке. Но тайнозрители, чтобы иметь возможность посетить загробный мир и обители бла- женных существ, покидали своё материальное тело на земле и по- сещали его одной душой своей, облеченной в астральную обо- лочку, которая имеет все свойства, качества и способности выс- ших сфер жизни, они ясно и точно приносят нам описание жизни небожителей. Говоря, что жизнь на высших сферах жизни должна быть ду- ховна и отвлечённа, люди решительно не уясняют себе, что гово- рят; ибо в каждом существе духовна лишь одна душа его; она одна в человеке есть чистая отвлечённость. Но эта чистая отвлечён- ность одна немыслима, и как бы она ни была чиста и свята, она всегда облечена в материальную оболочку. Она может быть разре- жена до бесконечности, но всё же она материальна. Мы привыкли к своему грубому телу и называем все тела бо- лее лёгкие и невидимые нам – духом. Но правильно ли это? Наше земное тело весит 4 пуда; такое же точно тело у жителя Марса ве- сит 25 фунтов, у жителя Юпитера 12 фунтов, на Сатурне 11/2фунта, на Уране 5 золотников, на Нептуне 2 золотника. Но эта лёг- кость тел не даёт нам право называть их духовными телами, ибо во 1) эти тела обладают всеми качествами и свойствами материи, и не имеют ни одного из тех качеств, которые мы приписывали духу или чистой отвлечённости; а во 2) жители Нептуна чув- ствуют, сознают и ощущают своё тело совершенно так же, как чув- ствуем, сознаем и ощущаем мы своё тело: живут они в среде во всём соответствующей разрежённости их тела, а следовательно, производящей на них совершенно такое же впечатление, как и наша земная среда, производит на нас, ибо соотношение материй одинаково. Несомненно, что житель Нептуна чувствует оболочку своего тела много легче, чем мы её чувствуем; она меньше стес- няет и удручает его; он находится в меньшей зависимости от неё – но всё это не составляет ещё причины исключать эту материю из числа материй и называть её духом. Положим, что действительно воображению нашему трудно представить такую большую разре- жённость материи, ибо тело человека, сделанное из нашего воз- 147
духа, весило бы уже 30 золотников, а не 2, тем не менее тело су- ществ Нептуна ещё не составляет предела разрежённости, ибо ко- меты в 400 миллионов раз разрежённее земной материи, и тело жи- теля кометы в 15.000 раз легче, чем тело жителя Нептуна и всё же никто и не подумает причислять кометы к области духовной. Независимо от этого разрежения материи, есть ещё причина, которая ставит обитателей блаженных планет в полную независи- мость от всякой материи и окончательно парализует всё влияние, которое оказывает на них тело и окружающая их среда – это их святость или духовная сила их чистого существа. Святые помыслы их, возвышающиеся постоянно к Б о г у и стремящиеся к выполне- нию предначертаний Божиих до того сильны, что поглощают всю деятельность их. Они до того безраздельно увлечены жизнью в Б о г е, в правде, в любви, в помощи другим, что их собственные ощущения себя, их личные потребности и сознание материально- сти организма, становятся далеко на второй план и нисколько не тревожат и не озабочивают их. Наши земные тайно-зрители, не обладая столь высоким пони- манием смысла жизни, могут наблюдать одни внешние бытовые проявления её и это всегда особенно интересует их, ибо они, пре- бывая за гробом временно, не успевают отстать от своей земной привычки анализировать жизнь с её физической и видимой сто- роны, которая оказывается во многом аналогична с нашей земной; по крайней мере, имеет, приблизительно, те же жизненные атри- буты и тот же строй. Иначе и быть не может; всё земное должно иметь свой перво- образ в небесном, и всё небесное должно быть несказанно выше, святей, премудрее, но во многом подобно земному. Чтобы сделать человека наследником царства небесного, необходимо непосред- ственным рядом жизней обучать и подготовлять его именно к той жизни, которая будет со временем его уделом, а не к какой-либо другой, которую он никогда со временем не встретит. Не мог Гос- подь Б о г, в самом деле, держаться той же системы образования, какая практикуется у нас на земле. Только ограниченное челове- чество может, для того чтобы сделать нас порядочными людьми, хорошими гражданами и лучше научить добродетельной жизни – учить, главным образом свою молодежь латыни и греческому 148
языку, т.е. тому именно, что ровно ни на что для жизни не нужно, и с чем она в жизни никогда не встретится. Б о г, идеал высшей справедливости, не может лишить одних существ того, что дал другим. Вся земля, первоначально предо- ставленная Б о г о м для жизни человека, была сама раем, до тех пор, пока сам человек не извратил её. Она имела тот же внешний вид, тот же смысл жизни и то же значение для человека, как и оби- тели святых ангелов имеют для них. Не имея достаточно духовных сил, чтобы познать смысл жизни, первоначальный человек остано- вился на внешней форме жизни, на себе, и на удовлетворении своих порочных привычек и животных отправлений – чем конечно извратил и себя и природу Богом дарованного рая. Это извращение и есть причина тому, что земля ныне есть место мучений и страда- ний, вместо того чтобы быть местом блаженства, что непременно должно было бы быть, если бы человек не отступался от Б о г а и не стал в разделение с Н и м. Люди ни за что не желают понять, как они близки к раю, как они близки к загробному миру и Б о г у и как бы они были бы счастливы и блаженны, если бы не жили в разделении с Б о г о м, но согласно с Ег о святым законом. Решительно всякий, кто живёт во имя Б о ж ие, может воспользоваться благодатью Б о г а, даю- щей счастье и покой. Всем духовно-разумным существам дал Б о г одну и ту же книгу жизни на прочтение и на изучение; виноват ли Он, что одни поняли её, а другие не поняли и не хотят понять, и что каждое развитие понимает эту книгу по-своему? Пока ребёнок не развит и не умеет читать, он вертит эту книгу, как мартышка очки, не умея решительно ей дать никакого приме- нения, а потому она никакой цены в его глазах и не имеет. Выучив- шись азбуке, он начинает уже ценить красоту шрифта, ему нра- вится бумага и обертка. В большем возрасте он старается найти погрешности в знаках препинания, ищет грамматические ошибки, проверяет, все ли буквы «ѣ» на своих местах и все ли заглавные буквы поставлены прописными. Следующее развитие его позво- ляет ему уже обращать внимание на слог; восторгаться оборотом речи, и удачным применением значения каждого слова. Но понять премудрейший смысл самого учения, – проводимого этой книгой, знать, зачем, почему и для чего она написана, какие будет иметь 149
следствия всё это учение, может только человек вполне развитой, созрелый и многосторонне учёный. Только он поймёт истинный её смысл и тот истинный дух, который для всех низших развитий есть тайна и загадка. Достигнуть возможности такого полного понима- ния смысла Божественной книги жизни, данной Б о г о м каждому человеку, и есть вся основная задача бытия. Тот, кто проникнется истинным духом Божественного учения, познает и цель бытия и все «з а ч е м» и «п о ч е м у» вселенной, и больше не будет ценить в книге шрифт, бумагу и обертку. Увлечённый и восторженный премудростью и глубиной уче- ния, он преисполнится неизреченным благоговением к Виновнику его и с полной готовностью будет следовать за Н и м, пожертвует и себя и всю свою жизнь на служение правде, истине и добру. Несчастный неуч, смотря на старика, увлечённого учением, ска- жет: «не может быть, чтобы старик сошел с ума над этой книгой. Он вероятно читал какую-нибудь другую, ибо эту я читал и убеж- ден, что она совсем глупа; я давно порвал её на части и из бумаги сделал петушка – вышли хорошие». Да! и учёный и неуч, и злой и добрый, и старый и молодой – все читают ту же самую Божественную книгу Бытия. В тексте са- мой книги нет никакой разницы; разно лишь то впечатление, кото- рое она производит на каждого; разна лишь та польза, которую вы- носит каждый из прочтений книги. Так точно дал и Б о г одну и ту же жизнь всем существам, от мала до велика. Все трудятся над изучением её, вся вселенная, по каждый понимает её по-своему. Эта жизнь видоизменяется лишь в формах, но не в сущности её. Формы видоизменяются сообразно того применения, какое каждый делает из книги. Учёный старик получил её, напечатанную на тонкой бумаге, в изящной обертке, чтобы ему было легче всегда носить её при себе; другие, находя- щие возможным расставаться с ней, получили её на грубой бумаге, в толстом переплете; школьники – на пергаменте, а злонамерен- ный неуч получил книгу, отпечатанную на листах из котельного железа, чтобы в самом деле не вздумал он сделать из неё петушков. Но слова книги жизни у всех одинаковы, все изучают решительно одно и то же, всем даны одни и те же средства и обстановка: все материи вселенной от самой грубой до самой лёгкой имеют три 150
состояния: твёрдое, жидкое и газообразное, все чувствуют под но- гами почву, все пользуются воздухом и водой; везде есть царство органическое и неорганическое: камни, животные и растения; все духовно-разумные существа имеют тела материальные, в которых живут на своей планете, поучаются добру и совершенствуются: все имеют жилища, постоянное место своего пребывания, для уединения, молитвы и размышлений. Одним словом, не обстановка жизни, не строй её отличает высших существ от низших, но их мировоззрения, их собственное совершенство, их внутренние взгляды на жизнь и их любовь к Б о г у и всего сотворённого И м. Самая же жизнь дана всем одина- ковая и все, изучив ту же самую жизнь, должны быть готовы наследовать обитель О т ц а их Небесного, ожидающего их, и зову- щего их к С е б е. Седьмое сходство мы замечаем в порядке хода развития су- ществ. Все духовно-разумные существа достигают своего совер- шенства постепенно и мало-помалу. Все должны сперва очи- ститься от своего зла, все должны приобретать одно за другим свои добрые качества; все должны сперва укорениться в них и за- тем уже развивать их в себе до самых высших степеней, до самого Богоподобия. Поэтому и на каждой солнечной системе есть и пла- неты, соответствующие всем степеням развития существ: есть пла- неты испытаний, планеты искуплений грехов, возрождение добра и блаженные планеты для развития добра. Каждое существо начи- нает с самых низких планет и должно пройти весь этот длинный ряд постепенных улучшений жизней. На нашей солнечной системе вновь призванные к жизни ду- ховно-разумные существа начинают предназначенный им ряд жизней – с жизни на Венере, затем живут на нашей Земле; после чего живут последовательно на Марсе, на Юпитере, на Сатурне, на Уране – и под конец уже на Нептуне. Перед тем, чтобы жить на какой-нибудь планете в её матери- альном теле, каждое духовное разумное существо живёт некото- рое время в невесомых астральных сферах, окружающих каждую из этих весомых планет. Как мы уже сказали выше, каждая материальная планета окру- жена второй материальной сферой, состоящей из материи, более 151
разрежённой, чем сама планета. Эта вторая сфера имеет множе- ство нам невидимых больших и малых планет, окружающих мате- риальную планету и каждое из них имеет свои особенности жизни, отвечающие духовному и нравственному состоянию существ, оби- тающих на них. В этих сферах живут существа, которые готовятся вступить в жизнь на самой планете; они изучают издали условия их жизни и выбирают тот род жизни, который кажется им наиболее подходя- щим их умственному и нравственному состоянию. На этих же сфе- рах живут существа, умершие на самой планете. Они сводят свои счеты с прожитой ими жизнью до нового предопределения Бога и отчасти доканчивают на ней то, чего не успели по своей оплошно- сти окончить вовремя жизни их на планете. Более подробно об этом будет сказано ниже. 152
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.046 сек.) |