|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Ж и з н ь н а з е м л е
Первое время после своего перехода на Землю, человек живёт в астральных сферах земли, в астральном теле, соответствующем степени материальности этой сферы, которая уже несравненно бо- лее разрежена, чем сфера Венеры. Здесь он знакомится с земной жизнью во всех её деталях и под руководством духов-покровителей готовится вступить в неё. Те- перь уж он сам выбирает тот род жизненных испытаний, который кажется ему наиболее полезным для его исправления: дух-покро- витель только советует и направляет его выбор. Вместе с тем дух-покровитель уже налагает на него некоторые обязанности по надзору за какою-либо частью вселенной. Он по- ручает ему попечение над какими-нибудь животными, рыбами, птицами или насекомыми, или поручает ему направлять какие- либо явления природы, или надзирать и направлять явления рас- тительного царства, или что-либо в этом роде, на что человек этот окажется наиболее способным. Никто не должен отказываться по мере сил своих исполнять Божественные предначертания, участ- вовать в общем движении мирового прогресса и трудиться под ру- ководством и назиданием духов-покровителей. Отдохнув от предыдущей трудной жизни на Венере, освоив- шись с жизнью на земле и избрав себе род жизненных земных ис- пытаний, человек родится на земле в грубо материальном теле с решительным и самым чистосердечным намерением добрыми де- лами этой жизни покрыть все грехи и злодеяния, произведенные им на Венере и тем искупить всё зло, внесённое им в мир. Таким образом, мы все, жители земли, начинаем жить на ней при весьма усложненных обстоятельствах. Ведь жизнь на Венере вызвала в нас и указала нам все дурные наши качества, все пороки, 159
все грехи и ничего не исправила. На Венере мы приобрели дурные и греховные привычки и навыки, от которых мы обещали Б о г у отвыкнуть и исправиться на Земле, или иными словами, мы пали на Венере и взошли в земную жизнь запятнанными, загрязнен- ными с обязательством смыть с себя всю эту грязь нашею земною жизнью и покрыть её нашими добрыми делами. Это обстоятель- ство чрезвычайно усложняет нашу земную жизнь. Мы были бы несравненно менее связаны на ней, если бы над нами не тяготело бы это так сказать проклятие Господне, в котором мы сами пря- мые виновники, а потому и прямые ответчики. При этом условии мы лишены всякого права спрашивать себя, – почему я страдаю на Земле, когда я ничего дурного не сделал. Мы все уже принесли так много горя С о з д а т е л ю Своему, посеяли уже так много зла и между ближними и в видимом мире, прежде чем вступить в зем- ную жизнь, что должны покорно нести свой крест на Земле, сми- ренно повиноваться Воле Б о ж ие й, усиленно стараться над своим самоулучшением и достойно переживать все испытания, представ- ляемые нам жизнью на Земле. Земля есть планета искупления грехов. А потому главная цель жизни на земле состоит в том: 1) чтобы отделаться от греховного навыка, который мы получили, живши на Венере и вообще отстать и отвыкнуть от зла; 2) чтобы привыкнуть к добру и начать его раз- вивать в себе, и в 3) чтобы добрыми делами, произведенными на Земле покрыть и искупить всё зло, внесённое нами во внешний мир, в себя и в окружающих нас существ, со всеми его последстви- ями. Вникнув в основной смысл цели земной жизни, всякий пой- мёт, что земля ещё не есть планета счастья и блаженства, но есть планета трудной и усиленной работы над переделкой себя и всего своего внутреннего человека. Не развитие добра, не укоренение в нём, не практика его в самых обширных размерах есть цель жизни на земле – это будет цель жизни на следующей за землей планете – на Марсе. Там будет человек жить в добре, практиковать добро в самых обширных размерах, укореняться в нём и пожинать отрад- ные плоды добра. Кто на земле познал добро и зло, кто отвык от зла и начинает привыкать к добру, кто своими добрыми делами, делаемыми хотя 160
бы по принуждению себя, а не по влечению сердца, покрыл вне- сённое им зло в мир, тот может считать свою земную задачу жизни оконченной и удостоиться от Б о г а своей смерти на Земле для по- лучения возможности жить и блаженствовать на Марсе. Задача земной жизни необыкновенно трудна. Мы встречаем много людей, делающих иногда массу добра и почти никакого зла. Эти люди думают, что, делая это добро, они исполняют правильно всю свою земную задачу и удивляются, отчего это добро не удо- влетворяет их, проходить бесследно для них жизни и не только не приносит им счастья и отрады, но они наравне с неделающими добра также хворают, страдают, терпят неудачи и переживают все другие испытания земной жизни. Они невольно себя спрашивают: отчего и зачем я страдаю? Кажется, говорят они, больше меня ни- кто добра не делает, не помню я-то же, чтобы я сделал хотя кому- нибудь зло, что же может ещё требоваться от меня? На это ответ прямой: очень многого – понимания и исполне- ния главной задачи земной жизни, которая далеко не исчерпыва- ется одной практикой добра. Пусть эти люди обратят внимание на нижеследующие пробелы их жизни: 1) В них зло не искоренено. Пока человек не искоренит в себе зла, он не может считать задачу своей земной жизни выполненной. Оценить зло, находящееся в человеке, может только сам человек. Люди могут видеть только злые поступки других людей, т.е. одни только видимые проявления злой души. Всё же потаенное зло, находящееся в душе каждого человека, может не проявляться че- рез его поступки, ибо человек может воздерживаться от них. Узнать находящееся в себе количество зла может человек по тем злым мыслям, которые постоянно роятся и возникают в его душе. Человек, конечно, не ответствен за свои мысли, и они не могут быть поставлены ему в вину, если он только не прилагает их к делу и не поступает по указаниям своих злых мыслей. Тем не менее злые мысли показывают человеку, что душа его ещё порочна и за- ключает в себе ещё зло, от которого ему необходимо отделаться. Отделаться от зла, тяготящегося в душе, может только человек че- рез свою молитву и единение с Б о г о м, которое совершается не иначе, как через таинства. Только Б о г может покрыть зло доб- 161
рыми делами, даруя душе новые благодатные силы. Поэтому че- ловек, не прибегающий к помощи Б о г а, своими собственными слабыми силами никогда не искоренит в себе зла, а следовательно и не выполнить с достоинством этой части задачи земной жизни. 2) Спросим себя, всё ли то добро, что делает человек, может идти ему на пользу и на спасение? Весьма естественно, что чело- век делает добро, ведь он носитель в себе Самого Б о г а и Ег о бла- годатных даров? Надо удивляться тем людям, которые не делают добра и совсем заглушили в себе искру Б о ж ию. Человек в тече- ние всей своей жизни должен постоянно оглядываться и спраши- вать себя: всё ли я сделал то добро, которое я мог сделать и то, которое предопределено Б о г о м на мою долю? Всякий должен твёрдо помнить, что не результаты доброй жизни будут постав- лены Б о г о м в заслугу человеку земли, не самые добрые дела, не количество рассеянных денег на бедных или на постройку храмов, но количество внутреннего благочестивого чувства покорности, смирения, участия к ближнему, любви и милосердия, которые воз- буждали человека в то время, когда благодать Б о ж ия влекла его к исполнению его долга. Если же человек будет разбирать своё добро с этой точки зрения, вникнет во внутренние стремления своей души, в чистоту своих чувств и намерений, и обдумает, всё ли добро он сделал, которое он должен был сделать, то и увидит, что многого он не сделал, многое им забыто, и всегда останется собой недоволен, ибо всегда можно было выказать большую дели- катность в подании помощи, большее смирение, большую любовь к ближнему и большую покорность к Божественным предначерта- ниям, чем те, которые оживляли сердце грешного и порочного че- ловека. Поэтому, обдумывая добросовестно свои даже добрые дела, нам приходится всегда с полным убеждением и с полным прискорбием, исходящим из самой глубины нашей души, сказать: я раб негодный, ибо сделал только то, что должен был сделать, да и знает лишь один Бо г, всё ли я сделал, что надлежало мне сде- лать, а потому не поставит ли Он мне в вину того, чего и не доде- лал. 3) Было бы страшной и непозволительной гордостью думать, что человек своими ничтожнейшими добрыми делами может по- 162
крыть всё то зло, которое он внес в мир со всеми его последстви- ями. Например, учитель, внушающий своим ученикам атеистиче- ское и материалистическое мировоззрение. Представьте только себе, как много зла сеет он в мир, научая людей смолоду безверию, которое должно неминуемо отразиться на всей последующей жизни не только их, но и всего их потомства. Может ли когда-ни- будь этот учитель возвратить своими собственными добрыми де- лами ту массу зла и противления Б о г у, которую он принес тыся- чам народу. Была бы чрезвычайная гордость думать, что может он когда-нибудь одними своими силами искупить свои грехи; сто, двести праведных жизней не искупили бы того вреда, который внесен в мир одной жизнью этого учителя. Но Х р и с т о с искупил мир. Он принял на С е б я грехи мира и покрывает грехи людей той массой добра, которое внес в мир С в о и м посещением его и С в о е ю крестною смертью. Но Х р и с т о с искупил грехи не всех людей, но лишь тех, кто просит Его о том, кто самым добросовестным образом напрягает сам все свои силы на покрытие своих грехов своими маловажными добрыми делами, со смирением сознает, что это ему невозможно, а потому горячо просит Б о г а помочь ему. Он всеми своими си- лами приближается к Б о г у, соединяется с Н и м через благодатно дарованные Х р и с т о м Спасителем мира таинства, исповедует веру, исполняет закон Божий, всей душой сознает своё бессилие, кается Б о г у в своих грехах и с полной уверенностью в благость Г о с п о д а с покорностью ожидает решения своей участи, с пол- ной верой в слова Х р и с т а: «что верующий на суд не идёт». И действительно Х р и с т о с покрывает С в о и м и добрыми делами грехи таких людей, через что искупает их. Чем сила веры в благо- датное спасение больше, тем и сила искупления больше: чистое, истинное, всей душой и всем существом выраженное перед Б о - гом желание помощи с твёрдым и непреложным намерением больше не грешить, смывает с человека всю грязь, все грехи и де- лает его искупленным и очищенным. Разительный примерь подобного искупления мы видим в раз- бойнике, страдавшем на кресте одновременно с Ии с у с о м Х р и с т о м. Представим себе чистую, чуткую и отзывчивую к добру и правде душу; скажем, пожалуй, святую, которая с самого 163
рождения на Земле жила в лагере разбойников. Человек этот, живя на земле без памяти своего прошлого, никогда в жизни не слыхал ни одного слова о Б о г е, ни о правде; самая грязная и развратная жизнь окружала его с самых пеленок; убивать и грабить стало его привычкой ещё в то время, когда характер его не установился и в этой обстановке прожил он всю свою жизнь. Как человек умный, энергичный и ловкий он превзошел в своих злодеяниях и в искус- стве убивать всех своих товарищей, м скоро был назначен атама- ном их. Он постоянно чувствовал внутренний голос, останавлива- ющий его, но не имея понятия о добре и о зле, он не понимал этого голоса. Он сколько ни думал и ни соображал, никак не мог сопо- ставить обычной своей жизни с внутренними требованиями души своей, но иная жизнь, кроме жизни разбойников, не была ему из- вестна, ибо как разбойник, он был вполне, отчужден от общества и от всякой добродетельной жизни. Вдруг, бывши уже на кресте, он увидал добро и истину в святости Х р и с т а, и перед ним от- крылась вся картина его злодеяний и весь ужас его поведения. Он сразу понял всё и истину и добро и..... Б о г а. Униженный, пора- женный своим открытием и осенением светом истины Х р и с т о - во й, он и тут даже не отчаялся, не пал духом, но с полной верой в милость Б о ж ь ю обратился за своим прощением к Х р и с т у, ис- кра Божия, дремавшая в нём, разгорелась в пламя любви и веры во всемогущество Б о ж ие, и он изрек своё раскаяние. Это раскаяние не могло не быть чисто, искренне и не могло не исходить из самой глубины возмущенной своими злодеяниями души. По С в о е й не- изреченной благости не мог Х р и с т о с не простить его. Он не мог не взять на С е б я всей массы злодеяний этого разбойника и не по- крыть их С в о и м и добрыми делами, ибо грешить этот разбойник более не в состоянии и даже при другой более лёгкой жизненной обстановке на земле он был бы праведен и чист. Таким образом один миг чистого, истинного покаяния может излечить целую по- рочную жизнь и спасти уже почти совсем погибшую душу. Тем более действительна вера и покаяние в людях, не удрученных столь сильными грехами, как разбойник, но надо иметь веру в Б о г а, надо иметь смиренное и покорное Ему сердце. Итак, глубоко ошибаются те люди, которые думают своими собственными силами, без помощи Б о ж ие й, в силу своих хотя 164
бы совершенно праведных дел, правильно выполнить свою задачу земной жизни. Ошибаются и те, которые желают одной молитвой без добрых дел угодить Б о г у. Они забывают, что они начали жизнь на земле под страшным обетом, данным ими Б о г у и, не выполнив этого обета и не снявши с себя этого страшного прокля- тия, они не могут правильно следовать по пути своего самоулуч- шения и будут терять только попусту время на земле, а следова- тельно, приближаться ко злу. Что ещё чрезвычайно приближает человека ко злу – это непра- вильное применение любви. Любовь есть наивысший дар Божий, имеющий возможность наиболее возвышать душу и наиболее при- ближать человека к Богу. И этот же самый дар Божий, неправильно примененный к жизни, порождает эгоизм и гордость, т.е. наивыс- ший грех, ведущий человека прямо к погибели. Любовь, доводящая человека до Бога, есть любовь Бога и лю- бовь ближнего. Эта любовь тесно связывает человека всеми его желаниями и стремлениями с Богом и имеет своё начало в Боге. Черпая в Нём свои силы, она от Бога, как от центра, распространя- ется во все стороны и переносится на всё, что связано с Ним лю- бовью и верой, поэтому деятельность её обширна, велика и всесто- роння. Кончается она на самом человеке, ибо он, распространив свою любовь на Бога, на ближних и на всё сотворённое Богом, меньше всего думает о себе самом. Эта Божественная любовь лю- бит добро для самого добра и всех тех, кто делает добро, без раз- бора личности; она любить решительно всё, что приносит пользу людям и всё, что назидает их, в каком бы виде это добро, эта польза или это назидание ни проявлялись бы; она любит церковь, отече- ство, уважает порядки страны, любит общество и каждую отдель- ную личность и от души, уповая на помощь Божью, желает всем блага и успеха. Это в высшей степени тёплое чувство согревает душу и сердце, даёт отраду, покой и больше всех остальных даров Божьих позволяет познать Бога и Его премудрость; ибо Бог и есть именно эта самая любовь. Тот же самый дар Божий, но в другом применении его, ведёт человека прямо к погибели. Эта любовь, которая начинается не с Бога и кончается собой; но, наоборот, та, которая начинается с себя и кончается Богом – это и есть любовь себя и любовь мира, 165
или привязанность к его заботам. Эта любовь вся сосредоточена на себе самом, и от себя, как от центра, распространяется на всё, что чем-нибудь соединено с самим человеком и по мере того, как личный расчёт или интерес для человека уменьшается, уменьша- ется и любовь; вне этого интереса нет любви; всё остальное для его сердца чуждо и враждебно, как бы это ни было свято, чисто, умно или возвышенно. Этот эгоизм и эта гордость любит больше всего себя; очень горячо и нежно любить своих детей, своих вну- ков и родственников, потому что в них он любить себя и своё; он любит всех, кто ему льстит, кто его восхваляет и почитает; он лю- бить также церковь, свою родину и общество, но лишь в той мере, на сколько они ему полезны, он любит их как лакеев или как слуг, которые обязаны ему служить, он любить их как средство достиг- нуть своих честолюбивых замыслов, как средство составления своей карьеры, своей славы, своей власти и чуть дело идёт дальше, в его сердце проявляется гадливое чувство заставляющее его ска- зать себе: «какое мне до этого дело? пропади они пропадом». Он любит и отдельных личностей, ко всем ласков и любезен, ибо ещё не знает, кто ему пригодится и не может ли он извлечь из него пользу; одним словом, он любит, чтобы ему служили и ни за что не станет ни в чём служить ближнему, ибо он всегда чувствует своё превосходство и пренебрежение или презрение к другим. Эта любовь исключает всякое понятие о вере; людям они аб- солютно не верят; если они, по-видимому, и верят в Бога, то их вера не есть тёплое успокаивающее душу чувство, заставляющее их уповать на Милость Его, но есть неопределённый страх ответ- ственности перед чем-то сильнейшим, что может вредить им и принести ущерб. Они, так сказать, не верят в Нег о, но опасаются Его. Надеяться могут они только на свои собственные силы, и всё, что идёт им наперекор, то порождает в них ненависть, злость, за- висть, пренебрежение, они делаются желчны, мстительны. лживы, хитры, криводушны и даже жестоки к людям. Не даром говорят, что гордость есть мать всех пороков; и иначе это и быть не может, ибо она есть следствие извращения высшего дара Божья, а следо- вательно, и должна вести к наибольшему растлению души и тела и к высшей степени ответственности за поступки. Затем ещё большая и весьма распространенная ошибка людей 166
заключается в том, что они мало верят в благость Б о г а и в Ег о премудрый закон, что они поступают не так, как повелевает закон, но каждый своеобразно ищет себе земного счастья и не находя его, желает сорвать с земной жизни все те удовольствия и те развлече- ния и вообще те земные блага и преимущества перед другими, ко- торые только в его силе. Они говорят: «теперь наслажусь жизнью, она же так хороша. Сорву с неё всё, что может она мне дать, а по- том, когда умру, узнаю для чего мне была дана жизнь и какая была её задача». Не похожи ли эти несчастные люди на школьников, ко- торые ничему не учатся в школе, ругают учителей и издеваются над ними говоря: «когда кончу школу, всё узнаю, ибо все кончив- шие школу всё знают». Этот вполне неправильный и эгоистический взгляд на сущ- ность жизни; это равнодушие к познанию закона Божия, Самого Б о г а и главной цели и назначения жизни на земле – порождает весьма неправильные отношения людей в своей планете, к другим людям и к самим себе. Неестественно поставленный жизненный вопрос усложняет жизнь, запутывает её и придаёт ей совершенно фальшивый строй, который не может тяжело не отразиться на са- мых же людях. И действительно, жизнь на земле во многих отно- шениях так трудна, что для большинства она положительно невы- носима. Если те, которые имеют возможность вырывать у жизни свои удовольствия, временные развлечения, мнимые радости и разные преимущества и считают себя отчасти удовлетворёнными, – то они не должны забывать, что они выезжают на плечах других людей, которых они делают несчастными. Никто на земле не мо- жет иметь счастье, не отнимая его у других и не делая их несчаст- ными. Вообще говоря, несчастия и бедствия суть неотъемлемые принадлежности земли. Человек земли, вообще говоря, есть насто- ящий мученик, ибо на земле пороки царствуют в полной их силе; добродетель не ценится, но угнетается и осмеивается, честность есть редкая подать, всегда влекущая за собою нищету, привязан- ности в конечном результате влекут к сожалениям и слезам; наши идеалы и возвышенные стремления ведут к разочарованиям; всюду обман, измены, интриги и эксплуатация друг друга. Вся земля переполнена болезнями и разного рода недугами, которые 167
все суть следствия нравственной испорченности людей, их нерв- ности, их злости, зависти, алчности, желания быть тем, чем они в сущности не суть: желанием обладать тем, чем в сущности нико- гда обладать не могут. Если бы люди больше веровали в Б о г а, исполняли бы Его предвечный закон, знали главный смысл жизни на земле, живя по указанию святого Евангелия, считали бы своих ближних братьями и были бы слугами их – то жизнь на земле не была бы больше ме- стом мучения, в каковое её превратили люди – но была бы плане- той с весьма лёгкими условиями жизни. Почти все мучения и бед- ствия на земле происходят от самих людей, от неправильного взгляда на жизнь и от неправильно поставленного жизненного во- проса. Одним словом, не Б о г создал на земле столь трудные усло- вия жизни, но сам человек усложнил и утяжелил себе свою жизнь. Представьте себе жизнь на земле при других условиях и поду- майте, на сколько она облегчилась бы, если бы: 1) Не было бы на земле лжи и обмана. Если бы все относились честно к своим обязанностям, к своему делу, к ближнему и самому себе. Если бы каждый владел только тем, что ему неотъемлемо принадлежит, и с уважением смотрел бы на чужое имущество, ра- дуясь чужому успеху и благополучию. 2) Если бы люди помогали бы ближним, хотя бы только в тех случаях, когда эта помощь не приносит им самим ущерба. Если бы не существовало слова интрига, подкоп, клевета и зависть. 3) Если бы все рабочие относились добросовестно к своему труду и не было бы лени, безделья и тунеядства на земле, а все хозяева не обманывали бы их расчетом. 4) Если бы все фабриканты, заводчики, домовладельцы и, во- обще, все производители оставляли бы себе только то количество денег, которое им действительно нужно на прожитие, а на осталь- ную сумму, неправильно взимаемую ими ныне с потребителей, по- низили бы цену своих произведений. Если бы деньги не залежива- лись бы на руках. 5) Если бы все купцы и торговцы делали то же самое. 6) Если бы почва Земли, все произрастания на ней и все под- земные богатства принадлежали бы не тем, кто их раньше занял и 168
не имея возможности пользоваться и обрабатывать их – лежат на них, как собака на сене – но фактически составляли бы общее до- стояние. При этом порядке вещей – всякий, кто имеет возможность на обработку почвы и, вообще, естественных даров Божиих, дан- ных всем людям – положить свой личный труд, свои личные ста- рания, уменье и искусство, извлекал бы из них несравненно больше пользы, чем теперь и давал бы миру более дешёвые произ- ведения. Кроме того, этот порядок свободного пользования есте- ственными дарами земли исключал бы возможность умирать с го- лоду каждому желающему трудиться. 7) Если бы всё, что сделано или сооружено на общественный счет, давало бы право одинакового и безвозмездного пользования всем, без всяких привилегий. Например, если бы наши железные дороги, почты, телеграфы, телефоны, школы и т.п., составляя об- щее достояние, в действительности перевозили бы всех даром, учили бы всех даром и т.д., то можно себе представить, насколько облегчилась бы жизнь на земле. 8) Если бы не было надобности держать войско и воевать, если бы не было государства, стран, народностей и, вообще, не было бы вражды и ненависти между людьми, то можно себе представит, насколько поднялся бы общий уровень богатства стран. 9) Если не было бы сословий, прав и привилегий и люди цени- лись бы по действительным их личным заслугам и по принесённой им человечеству пользы. Если бы эта оценка могла быть произве- дена правильно без предвзятых идей и без лицеприятия. 10) Если не было бы податей, налогов и обязательных повин- ностей, взимаемых одинаково с богатых и бедных – но богатые от- давали бы в общее пользование добросовестно всё то, что требу- ется до общественных нужд. 11) Если бы не было роскоши. Если бы люди не только не хва- стались тем, что имеют возможность приобретать совершенно не- нужные для своей жизни вещи, такие, каких у других нет, но сове- стились бы публично свидетельствовать, что, мол, я или мои роди- тели имели возможность обобрать, а потому действительно и обо- брали больше народа, чем другие; пустили больших по миру и, во- обще, натворили больше бед людям, чем другие. 12) Если не было бы обжорства, объедения, пьянства, кутежей, 169
оргий, разврата, поглощающих целые состояния и всецело напол- няющих жизнь миллионов людей. Если не было бы праздности, безделья, убивания времени за бесполезными и бесцельными заня- тиями, не приносящими никому ни пользы, ни удовольствия, ни развлечения. Если бы общественная жизнь велась бы более нор- мально, проще и не усложнялась бы никому ненужными услови- ями, обычаями и традициями – то всем дышалось бы свободней и у всех было бы больше времени на что-либо полезное, живое и ве- дущее человека прямо к основной цели своего существования. 13) Если бы все отдавали бы хотя один хлам, ненужное им имущество, имеющееся у них в доме и хозяйстве, все старые пла- тья и тряпы, разводящие у них только пыль, моль и бактерии, в общественное достояние на бедных, то могли бы значительно со- кратить нищету. 14) Если бы наука не развращала бы народа и с самых молодых лет не внушала бы людям атеистических принципов, но изгнала бы из среды своей все научные положения, явно противоречащие закону, данному Самим Б о г о м. 15) Если бы все имеющие большие против других: богатства, ум, таланты, выдающиеся способности, власть или сообразитель- ность, – направляли бы свою деятельность не исключительно эго- истично на своё личное обогащение, но брали бы себе только то, сколько им следует, а остальное оставляли бы людям. 16) Если бы люди, вообще говоря, передвинули бы грань своих обязанностей. В настоящее время всякий поступок счита- ется честным, если не ведёт после себя опасение попасть на ска- мью подсудимых уголовного суда и всякий ведёт смело до этого предела свои личные расчёты и замыслы. Но людям жилось бы несравненно лучше, если бы эта грань добросовестно отодвину- лась бы до Евангельских истин и всякий боялся бы преступить за- кон любви и милосердия, всякий был бы слугою ближнего, то, ко- нечно, скоро настало бы то время, когда жизнь на земле стала бы настоящим для нас раем, и мы быстрыми шагами подвигались бы к Божественной правде. Сравните, какая могла бы быть жизнь на земле при выполне- нии всех вышеизложенных условий и какая она, в действительно- 170
сти, в настоящее время и придёте к совершенно определённому за- ключению, что не Б о г виновник наших мучений на земле, наших бед и всех тех страданий, которые мы видим кругом себя. Мы мо- жем винить только себя и жалеть, что мы не лучше и что мы мало стремимся и добиваемся быть лучше, ибо не заботимся даже и узнать об основной причине наших бед и мучений, чтобы испра- вить участь как свою, так и грядущих за нами поколений, которые все будут страдать по нашей вине и по вине предшествующих по- колений. Из всех планет солнечной системы самое существенное для дальнейшей судьбы человека составляют испытания Земли; ибо на ней он безусловно должен отделяться от зла. На последующих пла- нетах человек будет развивать в себе добродетели, укореняться в них и доводить их до высших степеней. Развитие это может идти скоро или тихо, это зависит уже от старания самого человека; но не имея внутри себя и зачатков зла, его падение мало возможно. Мы же, жители Земли, заключаем в себе ещё преизрядное количе- ство зла, и пока это зло в нас ещё существует, пока мы не отдела- лись от всех порочных привычек, мы не можем перейти в лучший мир или на планету Марс, ибо мы ещё не обеспечили себя от паде- ния. Мы сами не могли бы поручиться за себя, что завтра же наша злая воля не возьмет верх над нашим добром, что мы не примкнем к лагерю злых духов и не будем порабощены ими. И тогда пропа- дут без всякой для нас пользы все мучения наши, все страдания и все добрые намерения, которые, может быть, мы выказали в жизни. Как много людей Земли погибает таким образом. Они сеяли, может быть, и добро в жизни; они не делали видимого зла никому ровно, но не обращали внимания на то, что в тайниках их душ дре- мало до поры до времени очень много гордости, тщеславия и дру- гих пороков. Эта самая гордость, может быть, и заставляла их де- лать добро. Они были уверены в силу своих добродетелей и убеж- дены, что без всякой посторонней помощи сами их добрые дела будут свидетельствовать за них. При подобном их поведении ни Бо г, ни их Ангел-Хранитель не могли помогать им. Они были бес- сильны, а злая сила сумеет воспользоваться вовремя всеми сокры- тыми пороками и завладеть человеком. 171
Ни на одной планете Б о г не окружает людей таким тщатель- ным попечением, как на Земле, ибо Б о г предвидит возможность падения каждого. Ни на одной планете не рождался Х р и с т о с в грубом материальном теле, не жил человеком, не искупил грехи всех, ищущих Его Святой помощи, и не побеждал самого денницу и всю его злую силу. Всё это ясно показывает, что в этом есть су- щественная необходимость, что жить на Земле без помощи Б о г а, без постоянной защиты своего Ангела-Хранителя, без искупитель- ной жертвы Х р и с т а С п а с и т е л я нет никакой возможности и что человек Земли, желающий обходиться без помощи Божией, должен погибнуть на веки и стать жертвой своего легкомыслен- ного отношения к прямой задаче своего бытия. Жизнь на Земле весьма непродолжительна. Б о г о м положен- ный предел жизни есть в среднем 100 лет. В этот срок должен каж- дый суметь исполнить и окончить с достоинством свою земную жизнь. Одной жизни вполне достаточно, чтобы, с Божьей помо- щью, отделаться от зла и умолить Б о г а покрыть грехи добрыми делами. Многие оканчивают свою задачу жизни и ранее полного срока и как только вся задача их жизни окончена, Г о с п о д ь при- нимает их к себе и тем прекращает их земные мучения. Никто не должен страдать более того, чем это ему полезно и необходимо. Но как много людей умирает до срока, не окончив своей зем- ной задачи. Неправильною и естественною жизнью своею они ис- портили своё тело, измождили его, извратили, оно стало слабо, бо- лезненно и, наконец, совсем стало отказываться жить. Жизнь этих людей оканчивается не потому, что душа окончила свои жизнен- ные испытания, но потому, что тело стало негодно и отказалось жить; а душа на полпути своих испытаний возвращается в астраль- ные сферы земли и принуждена преждевременно начать жить на них. Таинство смерти для всех людей независимо от того, как они окончили свои жизненные испытания, есть важный и торжествен- ный акт в жизни. Нового пришельца с земли встречают ангелы и все умершие люди, с которыми он сталкивался во всех жизнях, и он сразу принужден вспомнить все свои дела, все хорошие и худые отношения к людям. Его невольно берет ужас при виде своих ху- дых дел и худых отношений, и он утешается, если видит, что за 172
ним числятся и добрые дела. Злая сила также участвует при встрече и горе тому человеку, который ещё при жизни дал ей власть приблизиться к себе. Она отталкивает Ангела-Хранителя, и он прямой и самый ревностный помощник человека, принужден стоять поодаль и скорбеть, видя, как злая сила досаждает, ругает, насмехается над ним и хочет завладеть им. В эти минуты безобраз- ный и страшный вид чёрных демонов, в которых человек не верил при жизни и которых воочию видит первый раз, всегда непомерно устрашает его. Ужасна смерть для всех, кто не приготовил себя к ней при жизни на земле, и зато необыкновенно отрадна и приятна для всех, кто ожидал её, как избавление от земных страданий, го- товился к ней и ещё на земле жил с Б о г о м и с Ангелом-Храни- телем. Эти люди испытывают немедленно по переходе за гробь блаженное и райское настроение души, которое уже более не по- кидает их. Расставшись со своим грубо материальным телом, новый при- шлец в загробное царство остаётся в том самом астральном теле, которое служило основой его грубой земной материи. Оно и со- стояло из тех же элементов, из которых состоит вся астральная сфера планеты Земли. В этом теле будет он жить всё время пока, будет находиться на сферах Земли и не выполнить той задачи, ко- торая положена Б о г о м для этих сфер. Задача жизни на этой сфере есть познание и оценка своих зем- ных деяний. В разговорном языке мы говорим: человек является на суд Божий. Это почти так, но Б о г – идеал любви и милосердия – никого не судит, никого не заставляет страдать и мучиться. Он жалеет, бережет и печется о каждом больше, чем мы бережём и любим сами себя. В сущности, задача земной сферной жизни со- стоит в том, чтобы человек сам познал все ошибки и все грехи своей жизни на Земле, сам оценил всю свою жизнь и сам перед Престолом Всевышнего изрек свой правильный приговор. Г о с - п о д ь Б о г благословляет только то, к чему приговаривает себя сам человек. В этой оценке себя помогает человеку один только Ангел-Хра- нитель и никто больше. Он неотступно находится около человека во всё время его загробного существования и всеми силами стара- ется как можно скорее заставить человека узнать себя и свои дела. 173
Для этой цели Ангел-Хранитель водит человека по земле, по тем местам, где человек жил, делал добро и зло. Он напоминает ему все его поступки, указывает на добро, что делал человек и ему всегда необыкновенно утешительно видеть, что и добрые дела у него есть; показывает ему всё зло, что он сделал и все следствия, которые произвело его зло. Злая сила также сопровождает их, при их посещении Земли и напоминает о каждом злом деянии, о каж- дом торжестве своём над человеком; издевается над ним и смеется над теми уловками и ухищрениями, какими удалось им подловить человека и ввести его в соблазн и грех. Эти напоминовения и насмешки злой силы о грехах, вид своих грехов и укоры собствен- ной совести, всё это вместе взятое действует крайне удручающе и мучительно на человека. Перед ним восстаёт вся картина его греха и всех его преступлений и в эти минуты великим облегчением слу- жит для него то обстоятельство, если на земле он привык мо- литься, привык призывать Б о г а в помощь, то и теперь он имеет возможность получить облегчение через молитву и призыв Б о г а на помощь. Молитва и возношение к Б о г у в эти тягостные для человека минуты составляют его спасение и облегчают все его страдания. Люди, не привыкшие молиться на земле, оставаясь в эти ми- нуты одни беспомощными, часто до неимоверности истязаются злой силой, их приставаниями, их насмешками и их неотступным требованием следовать за ними в ад, где они сулят блаженство и покой. Человек, чувствуя себя действительно виновным, готов ре- шиться на всё, лишь бы избавиться от этих мучений. Не умея мо- литься и не зная Б о г а, они готовы впасть в отчаяние, ожесто- читься и восстать на Б о г а, но Ангел-Хранитель не допускает его до этого, он и отстраняет злую силу насколько может и уводит че- ловека. Кроме того, Ангел-Хранитель показывает человеку обители рая и жизнь праведных людей; показывает ему жизнь грешных душ и все следствия греха. Водить его даже, если это полезно, и в самый ад, указывая человеку, до чего может довести предел греха и порочности. Показывая ему все самые и разнообразные жизни, которыми пользуются всевозможные духовно-разумные суще- ства, Ангел-Хранитель всегда сопоставляет им жизнь и поступки 174
своего питомца, рассказывая ему, как бы каждый другой на его ме- сте поступил. Таким образом, перед человеком самим восстаёт вся картина его предыдущей жизни, освещенная со всех сторон со всех тех сте- пеней нравственного и духовного развития, какие только до- ступны человеку, и он должен получить возможность правильной оценки себя. Период прохождения человеком этих мытарств чрезвычайно разнообразен. Например, у людей, не удрученных особыми гре- хами, у людей смиренных, покорных воле Бож ие й и безусловно веровавших при жизни в благодать Гос п о д н ю, период мытарств длится иногда только несколько часов. У людей, удрученных боль- шими грехами и преступлениями, не верящих в Б о г а и Ег о бла- гость к людям, ожесточившихся на Б о г а ещё при жизни на Земле и отвергших Его всеблагую помощь – период мытарств может длиться несколько столетий. Нет ни одной планеты на солнечной системе, на которой был бы более разнообразен как переход человека за гроб, как время прохождения мытарств, как самое загробное их состояние, так и те пути, к которым ведёт земная жизнь. И это естественно: на всех остальных планетах живут души почти одинакового развития и одинаковых духовных и нравственных и разумных качеств и спо- собностей; вследствие чего и жизнь их протекает более ровно и однообразно без особенно сильных соблазнов и испытаний. При этом условии одни достигают своего совершенства скорее, другие медленнее, но всё же все идут по одному и тому пути, постоянно приближаясь к Б о г у. Наша земля составляет исключение. На ней есть души всевоз- можных качеств и развитий. На ней жил Сам Б о г Иисус Христос, Апостолы, святые праведники; на ней живали и в настоящее время живут злые духи, закоснелые грешники, существа, возмутившиеся против Б о г а на других планетах и водворенные за наказание на Землю; и между этими крайними состояниями душ мы найдем между людьми всевозможные переходные степени от крайнего добра и святости до крайнего зла и порочности. Это составляет одну из тех причин, отчего на земле жизнь так не ровна и так 175
трудна. Люди земли должны радоваться этому, ибо, зная всю труд- ность земной жизни Господь Б о г окружил её несравненно боль- шим попечением, чем все другие планеты и дал людям большую возможность спасения; поэтому, если человек Земли проживёт свою жизнь не соблазнившись искушениями и не покинет Б о г а, то и Б о г не покинет его и возвеличит его такими милостями С в о и м и, каких не скоро дождутся жители других планет. Вообще говоря, всё состояние человека во время перехода его за гроб зависит от степени духовного и нравственного состояния человека, от силы веры в Б о г а и привычки прибегать к Его по- мощи. Для людей с чистою совестью смерть есть только одна ми- нута приятного сна или забытья без малейшего неприятного ощу- щения. Поэтому человек должен ещё при жизни слушать голос со- вести, приучать тело быть послушным добрым порывам, направ- лять всю свою деятельность так, чтобы хотя отчасти находить удо- вольствие в тех возвышенных духовных радостях, которые напол- няют всё загробное существование. Человек при жизни ещё дол- жен знать и понимать загробную жизнь, она должна быть для него неоспорима, реальна и наглядна и чем лучше он поймёт весь смысл своей смерти, тем и легче она для него состоится, ибо в остальном поможет ему Сам Б о г. Несомненно, что грех всегда остаётся грехом; грешит ли чело- век верующий или неверующий, через это никогда значение греха не уменьшится и никто греха не назовет добродетелью. Поэтому, конечно, блажен тот, у кого нет грехов или у кого грехи покрыты добрыми делами и также тот, кто искупил свои грехи, но Б о г и не поставил задачей жизни планеты искупления высоких практи- ческих применений добра или укоренения в добре, – это составит задачу других высших планет, следующих за землей. На земле человек ещё не гарантирован от падения и на каждом шагу подвергается опасности, ибо не видит той массы подводных камней, но которым пролегает его путь, тех бурь и той борьбы, ко- торая ему предстоит пережить, он слеп и крепко закован в своё грубое тело. Представьте себе жизнь того разбойника, который был распять одновременно со Х р и с т о м, имел ли он хотя какую- нибудь возможность не грешить и не злодействовать? На земле мы живём окружёнными соблазнами, наше тело скоро устаёт в борьбе 176
и отказывается служить нам; мы хвораем, терпим неудачи, а воля наша слаба, характер не установился в добре, а потому побороть наш прежний навык к злу бывает так трудно, что задача нашей жизни делалась бы невыполнимой, если бы не являлась благодат- ная сила Б о ж ия, помогающая человеку. Чуткая, отзывчивая к добру душа, любящая Б о г а и верящая в Ег о милость, не может не знать этого и не чувствовать, что всё спасение в Б о г е. После смерти своей, когда Ангел-Хранитель за- ставляет её проходить длинный ряд её мытарств, она сознает все свои грехи, видит их, скорбит о них, кается в них, просит Б о г а о помощи, и Б о г прощает ей её грехи, её слабости, ошибки, покры- вает их искупительной жертвой Х р и с т а, так как в других усло- виях, при другой обстановке, в лучшей жизни эта душа не грешила бы, так как нет в ней внутренних сокрытых грехов души, пет внут- реннего растления, но есть только ошибки, вызванные организа- цией и трудными условиями жизни. Переход за гроб подобных душ происходит необыкновенно легко, и они всегда счастливы по- кидать свою земную жизнь. Для примера приведем несколько сообщений о подобных пе- реходах, сделанных самими умершими. I собщение, сделанное в 1888 году умершей С.В.Р.-К. своей дочери: «Мир тебе! – только будь тверда. Вообще, привыкай владеть собою. Теперь слушай. Ты меня давно просила описать свою кон- чину, но я не решалась, боясь тебя расстроить. Как ты знаешь, смерть для меня давно была желанной избавительницей от зем- ного горя; но когда наступила она, наконец, то мне всё-таки жалко было расставаться, если не с жизнью, то с вами, т.е. не расста- ваться, а оставлять вас сиротами, ибо одним вам я ещё нужна была; я сознавала это, как во всё продолжение своей болезни, так и в по- следние минуты; но вместе с тем я чувствовала, что лично для меня было лучше перейти сюда. Любить, кого я любила при жизни, я не перестаю и тут, помогать же советами отсюда оказа- лось даже и легче. При жизни на земле польза от моих советов не была большая, а теперь она могла бы быть очень большая. Перейдя сюда я удалилась от всего вашего земного, вижу шире и дальше, и 177
скажу тебе, что польза от моих советов была бы временная, зем- ная, но в тысячу раз лучше человеку, если он всё пройдёт сам». «Не буду рассказывать, как рассталась я с телом; первое, что я почувствовала здесь – это бодрость, после такой немощи, какую я испытала во время болезни; это до того приятно было... Сознавала я себя как при жизни, когда случалось совсем забывать о своём теле. Мы здесь совершенно не думаем о своём существе, иначе, как позабыв о всякой сущности. При жизни я чувствовала: вот у меня рука, вот нога, вот пален, теперь же я и не думаю никогда о том, что я такое и какая у меня форма. Все внутренние чувства, способности, наклонности и знания остались при мне, до внешней же формы мне и дела нет, какая она – я её не чувствую, не вижу ни у себя, ни у других и нисколько не забочусь о ней; да и есть ли она у меня? Я хорошенько не знаю. Первое, что я подумала: где моя маленькая (двухлетняя дочь) Лелюшка? Её повидать мне очень за- хотелось». Вопр. Что же, ты увидела её? Отв. Как же, увидела, сейчас же увидела; но не видя её, ибо не форму её я увидела, но качества, чистоту, непорочность её, всё её внутреннее и ничего наружного. Тело составляет темницу души; душа сокрыта в нём и единственный способ увидать душу, это ана- лиз поступков и слов человека; без деятельного же проявления себя может, быть видно одно только тело, одна лишь внешняя форма человека. Вопр. Сразу ли было удовлетворено твое желание увидать Ле- люшку? Отв. Сразу. Она встретила меня и всё первое время была со мной и много, много их было вокруг меня, все такие же милые крошки, как и моя Лелюшка; они окружили меня и стали увлекать меня за собой и так хорошо было мне идти с ними, такая у них между собой милая болтовня шла, как приветливо обращались они поминутно ко мне и обращали моё внимание то на то, то на другое, и лишнее, конечно, говорить, что предметом их внимания было только всё прекрасное. II сообщение, сделанное знаменитым русским публицистом и редактором одной из самых распространенных газет, издавав- шейся в Москве, М.Н.К., в 1888 году. 178
«Я только что почувствовал приближение смерти, как поже- лал покаяться в грехах своих. Потом, что было – я не знаю, не помню; я помню только, как Кто-то благословил меня; я лежал на постели, и родные плакали кругом меня. Вскоре повторилось то, что однажды уже было со мной, т.е. нечто вроде сильной душев- ной боли и это продолжалось до тех пор, пока я не удостоился при- нятию Св. Таин. Ровно гора с плеч свалилась, мне стало легко и приятно; душа стала переходить за гроб и покинула тело; вижу... оно лежит на постели, потом видел, как его хоронили, люди пла- чут, жалеют, – отрадно душе становилось, когда видел, что хоро- шую память о себе оставил. Долго душа находилась около дома между своими; вижу и небо, вижу всё то, что и у людей делается и теперь вижу совер- шенно ясно, потому что могу являться, где хочу. Переход мой за гроб вообще совершился очень скоро, только тяжёл был. – Бедное отечество моё, как оно будет без меня, я мог бы руководить им и отсюда, да никому охоты нет говорить со мной. Вопр. Долго ли длился ваш переход? Отв. Мощный Б о г совершил его скоро. Он уменьшил страда- ния мои, склоняясь к молитвам ближних. Вопр. Были ли вы в обычном забытье? Отв. Были у меня разные такие ощущения, которые трудно объяснить. Вопр. Были ли они болезненны? Отв. Хотелось ещё пожить. Вопр. Чувствовало эти ощущения ваше тело или душа? Отв. Конечно, душа; она положительно как бы разрывалась пополам, как бы что держало её, а другой кто-то тащил к себе. Вопр. Не можете ли подробнее описать самый момент пере- хода и ту картину, которая представилась вам впервые в загробной жизни? Отв. Сколько длился самый переход я решительно не знаю; знаю только, что он уже кончился тогда, когда моё тело лежало ещё в постели. Самого перехода решительно не поймёте, описать его вам невозможно. При сильной фантазии. впрочем, вы можете 179
получить слабое понятие, если представите себе, что вы из рав- нины попали в торы... карабкаетесь на них, желая достигнуть вер- шины их... Кругом вас целый сонм духов, – одни помогают, другие препятствуют вам и в этом общем смятении узнать знакомых сразу нельзя, а оглядеться некогда и притом же общество слишком мно- гочисленно». III сообщение. «Я не знаю, сколько времени продолжался мой сон, он был не длинен. Я проснулся, не ощущая никаких болей из тех, которыми был одержим при жизни, и я очень тому радовался; я хотел встать и походить; но что-то меня удерживало; это что-то было далеко не неприятно, оно имело какую-то особенную пре- лесть. Я отчасти предался этой бездельности или этой лени, не от- давая себе хорошенько отчёта о своём состоянии; я нисколько не думал, что я умер. Всё окружающее казалось мне сном. Я видел жену и нескольких друзей на коленях и плачущими; я сказал сам себе: они, наверное, думают, что я умер. Я хотел их разубедить в том, но не мог ни пошевелиться, ни выговорить ни одного слова, из чего я заключил, что это не сон. Что меня ещё более убеждало, что это не сон, – это то, что я видел некоторых, давно умерших, личностей, присутствовавшими тут же около меня и других, кото- рые как будто ждали, чтобы я проснулся. «Мало-помалу мысли мои становились более определёнными; свет, который я видел как в тумане, стал яснее, и я начал сознавать, что я не принадлежу больше земле. «Останки мои не были ещё похоронены. Я смотрел на них с какой-то жалостью и поздравлял себя, что я от них уже отделался. Я был очень счастлив, я сознавал себя свободным. Мне дышалось свободно, как человеку, который вышел из зараженной и душной атмосферы; невыразимое чувство счастья наполняло всё моё су- щество, я чрезвычайно радовался встрече тех, которые меня окру- жали; я не удивился видеть их; это казалось мне совершенно есте- ственно, – они производили на меня впечатление, как будто я вижу их после долгого путешествия. Но что меня удивило, – это способ нашего разговора; мы не произносили ни одного слова, а между прочим мы понимали друг друга, наши мысли передавались вза- имно и были друг другу понятны через один взгляд, как будто ка- кая-нибудь невидимая связь образовалась между нами. 180
«Однако, я не совсем освободился ещё от земной жизни. Па- мять моих предсмертных страданий, физических и нравственных, ещё тяготела надо мной, как будто для того, чтобы я лучше мог оценить настоящее своё счастье, и я сам себя спрашивал: неужели я освободился от всего этого? Я, как будто в доказательство, сам себя ощупывал, и когда я вполне убедился, то мне представилось, что огромная, давящая тяжесть свалилась с меня. Я был счастлив и воздал благодарственную молитву Б о г у. Я был, как нищий, ко- торый неожиданно получил несметные богатства; первое время он тоже сомневается в своём счастье и ощущает всю тяжесть нужды. О, если бы люди понимали загробную жизнь, – с какой бы настой- чивостью, с каким бы мужеством стали бы они добиваться её. Что бы ни сделали они при жизни своей, лишь бы обеспечить себе сча- стье, которое Б о г бережет тех из своих детей, которые исполнили Ег о закон. Они понимали бы тогда для каких мелочных удоволь- ствий они часто жертвуют величайшим счастьем и невыразимым блаженством». IV сообщение. «П... был доктором в Москве. Он составил себе громкую репутацию доброго, вполне нравственного человека. Вопр. Потрудитесь сообщить нам, отчего страдали Вы так пе- ред вашей смертью, несмотря на то, что всю жизнь свою вы отли- чались добротой и снисходительностью? Отв. Это была особая милость Всевышнего, через которую Он дал мне возможность больше оценить своё освобождение и сделать в последнее время моей жизни большой шаг к усовершен- ствованию. Вопр. Боялись вы смерти? Отв. Нет; я слишком верил в Благодать Божию, чтобы хотя сколько-нибудь бояться её. Вопр. Было ли болезненно расставания души с телом? Отв. Нет. То, что вы называете последними минутами, жизни, – совершенно не страшно. Я почувствовал какое-то потрясение... и скоро после этого я уже был счастлив, что избавился от своего жалкого остова. Вопр. Что было с вами потом? 181
Отв. Мне было чрезвычайно приятно видеть целую массу дру- зей, пришедших встретить меня; они все приветствовали моё счастливое возвращение. Большинство из них были личности, ко- торым мне удавалось делать добро. Вопр. Какие области составляют ваше местопребывание? Находитесь ли вы на какой-нибудь планете? Отв. Нет, я нахожусь в пространстве между планетами. Но сколько степеней в этой бесконечности, как велика лестница Иа- кова, идущая от земли до неба, т.е. от тех миров, на которых живут и искупают свои грехи души низших развитий, до тех миров, на которых находятся души высших совершенств и высшей чистоты. Я живу в том месте, куда попадают духи, перешедшие очень много испытаний, что равносильно тому, если бы я сказал, применясь к вашему языку, проживших много раз в материальных телах. Вопр. Вы пережили уже много жизней? Отв. Как же могло бы быть иначе? Нет исключений в удиви- тельном и непостижимом порядке, устроенном Самим Б о г о м; награда может быть получена только после победы, одержанной в борьбе; и если награда велика, значит, и борьба стоила этой награды. Но жизнь человека коротка, а эти испытания должны иметь промежутки времени, которые человек проводит у нас в со- стоянии духа. Находясь на очень высокой степени совершенства, я должен был пройти все эти жизни, в течение которых Б о г раз- решил мне иногда выходить победителем из этой борьбы, которую Он назначил на мою долю. Вопр. В чём заключается ваше счастье? Отв. Это очень трудно вам рассказать: моё счастье состоит в ощущении высшего довольства собой. Не думайте, что я чувствую и восторгаюсь силой своих добродетелей, это был бы эгоизм; эго- изм же может быть качеством только низших душ. Моё довольство заключается в любви к Б о г у, в глубоком чувстве признательности и благоговении перед Ег о Бесконечными щедротами; в великом чувстве радости, что я могу сознавать всю прелесть добра и мило- сердия; в восторге от того, что я могу себе сказать: может быть, отчасти и я быль причиной, что некоторые души стали так близко к Престолу Божию, причём невольно отождествляешься с высшим порядком и блаженством и сливаешься с божественными целями. 182
Когда дух настолько чист, что способен понимать цель, к которой клонятся действия духов, стоящих ещё выше его, тогда делаешься твёрдо уверенным, что и сам достигнешь этих неизмеримо высо- ких пределов. В этой бесконечности можно увидать такие невыра- зимо блаженные сферы, переполненные светом Божественного огня, что ослепляют нас, несмотря на то, что мы видим их как бы ещё задернутыми от нас лёгким покрывалом. Но зачем говорю вам это? Можете ли вы понять меня? – Вы думаете, что этот огонь по- хож сколько-нибудь, например, на ваше солнце. О, нисколько, это совершенно недоступный огонь для понимания человека, ваш язык и ваше понимание слишком ничтожны; но знайте, уже – то, что вы можете быть уверены в возможности подняться так высоко, для вас должно составлять великое преимущество». V сообщение. Эмма Л... умерла в девушках в страшных и не- выразимых страданиях, причинённых ей ожогами. После вызова, на соответствующие вопросы, она сообщила нижеследующее: «Огонь земли избавил меня от огня ада; так думала я, испове- дуя католицизм; и если я не смела предвидеть для себя райского блаженства, моя трепещущая душа находила себе утешение, думая о чистилище, – я молилась, страдала и плакала. «Но кто давал мне силы переносить мои страдания? Кто во время длинных бессонных ночей и во время нестерпимо болезнен- ной лихорадки наклонялся к моей кровати мучения? Кто прохла- ждал мои высохшие губы? Это был он, мой Ангел-Хранитель. Бе- лые, окружённые ореолом, крылья его прикрывали меня и нашеп- тывали мне слова надежды и любви. «Полымя, опалившее моё слабое тело, избавило меня от всех моих земных и преходящих привязанностей; вследствие чего моё тело умирало в то время, когда я уже жила другой настоящей жиз- нью. Я не теряла сознания; не было во мне перерыва бытия при переходе моём в этот блаженный мир, я переходила в него веселая и спокойная и была принята тем лучезарным днем, который опу- тывает здесь всех, которые страдали на земле, не покидая надежды на Б о г а. Последние слова мои были: «Мать моя, дорогая мать, ах, как я желала бы, чтобы она сделалась спириткой». «Я отпала от земли, как спелый плод отпадает от своего 183
стебля. Я начинала уже поддаваться заманчивому влиянию эго- изма и тщеславия, так опасному для всех несчастных, которых мо- жет увлечь блестящий успех в свете при их молодости и их кра- соте, я благословляю огонь, избавивший меня от этой опасности, и благословляю мои мучения, как испытания, послужившие моим искуплением. «Подобно лёгкой паутине, несущейся осенью по ветру, парю я теперь, увлекаемая блестящими потоками, и несу на своей голове не бриллиантовую звёздочку ювелирной работы, но звезду из зо- лота Самого Б о г а». VI сообщение. Вопр. Вы больше года до смерти своей страшно страдали от вашей неизлечимой болезни, – как чувствуете вы себя теперь? Отв. «Моё положение в настоящее время невыразимо счаст- ливо, никаких прежних болей я уже, конечно, не чувствую: я со- вершенно перерожден и обновлен. Первые моменты после смерти я никак не мог понять своего перехода за гроб; мы, духи, всегда при этом находимся в таком состоянии, что ясно не понимаем сво- его положения, ото продолжается иногда в течение нескольких дней. Но перед смертью я молил Б о г а, и Он разрешил мне по возможности скорей сообщиться с теми, которых я оставил на земле. Вопр. Через сколько времени к вам возвратилась отчётливость ваших пониманий? Отв. Через восемь часов. Б о г, я вам повторяю, признал меня достойным Своей милости, и я никогда не сумею Ег о отблагода- рить за это. Вопр. Какое впечатление производит на вас ваше тело? Отв. Моё бедное и недужное тело должно возвратиться к со- стоянию пыли; я же остаюсь при добрых воспоминаниях обо всех, которые любили меня при жизни. Этот обезображенный кусок мяса был жилищем моего духа и орудием многолетних испытаний; спасибо тебе, моё тело, за то, что ты очистило мою душу и да будут тысячу раз благословенны те страдания, которые я перенес в тебе. ибо единственно чрез них я заслужил то, чем теперь владею. Вопр. Сохранили ли вы способность мыслить и понимать до 184
последней минуты вашей жизни? Отв. Да, – мой дух сохранил все свои способности; и уже ни- чего не видел, как человек, но всё чувствовал, как дух; вся жизнь моя пронеслась передо мною, и моя последняя молитва была о воз- можности сообщиться с вами. Вопр. Чувствовали ли вы самый момент смерти? И что чув- ствовали вы именно? Отв. Жизнь разбилась, чувства моего духа временно прекра- тились тоже; я чувствовал какую-то пустоту, что-то мне совер- шенно незнакомое, я был увлечен какой-то непонятной мне силой в мире, где всё одно величие и одно блаженство. Я потерял всякую чувствительность, не ощущал более ничего, однако я был преисполнен полнейшего счастья. Вопр. Вы сказали, что жизнь разбилась; сопровождается ли этот момент какими-нибудь неприятностями и болезненными ощущениями? Отв. Конечно, – жизнь – это целый ряд страданий, смерть за- канчивает их; дух чувствует какое-то разрывание и делает нечело- веческие усилия, чтобы скорей избавиться от своей оболочки; всё существо поглощено им до времени полнейшего забытья. Примечание. Это есть частный случай; можно указать на мно- гие другие смерти людей, при которых духи теряют вполне своё сознание и весь переход за гроб совершался для них без малейшего болезненного ощущения. Они ещё при жизни доходили до боль- шой степени дематериализации, так что разъединение души с те- лом происходило без всяких болей. Вопр. Не знаете ли, – для всех ли духов смерть одинаково бо- лезненна, например, не больше ли страданий у материалистов, ко- торые думают, что со смертью всё кончается? Отв. Конечно, – уверенность и спокойствие, с которым умира- ющий встречает смерть, не позволяют ему страдать, – он знает, что его ожидает. Нравственные страдания выше всего; удалите их, и вы значительно облегчите себе бремя смерти. Неверующий упо- добляется преступнику, который видит уже над своей головой за- несённый топор и за этим полнейшая и страшная неизвестность всего будущего. 185
Вопр. Действительно ли есть материалисты настолько закоре- нелые, чтобы в момент смерти оставаться убежденными, что за смертью следует полнейшее уничтожение? Отв. Конечно, – до самой последней минуты многие верят в полнейшее уничтожение, но в самый момент расставания в нём поселяется сомнение и тогда он начинает страшно мучиться, спра- шивая себя о будущей своей судьбе; он начинает желать возврата к жизни, им овладевает ужас, он хватается за что ни попало, но ничего уже больше для него невозможно. Вопр. Вы сказали, что в момент смерти вы перестали видеть, как человек, но все чувствовали, как дух, – как понять это? Отв. Я совершенно точно выразился: смерть тела возвращает душе её обычное ясновидение; глаза перестают видеть, но в то же время дух, зрение которого много лучше, начинает видеть незна- комые страны; правда открывается ему немедленно, и он начинает познавать или невыразимое блаженство, или горе без конца, сооб- разно состоянию своей совести, сохраняющей всегда память всего прошедшего. Вопр. Будьте добры описать нам, если это возможно, все об- стоятельства, которые поразили вас в первое время вашей загроб- ной жизни? Отв. Когда я пришёл в себя, – я был поражен, ибо хорошо не понимал своего состояния. Ясность моих идей возвратилась ко мне несколько позже. Я видел себя окружённым множеством зна- комых и приятелей. Много духов хранителей собралось присут- ствовать при моём возвращении к загробной жизни; они все улы- бались мне, и лица их были оживлены нескончаемым блажен- ством; я мог тут же, без всяких усилий, пронестись по простран- ству. Что представилось в это время моим глазам, не имеет, ко- нечно, названия на вашем языке. Я буду часто навешать вас, чтобы как можно подробно высказывать вам все свои блаженства, не вы- ходя, впрочем, из тех границ, которые положены для этого Самим Б о г о м. Знайте только, что блаженство в том виде, как вы его на земле себе представляете, слишком бесцветно по отношению к действительности. Живите благоразумно, благочестиво, в духе милосердия и любви и этим себе приготовите такое состояние, ка- кое описать ни один из ваших земных поэтов не в силах. 186
Вопр. В каком виде предстали пред вами ваши знакомые, имели они вид людей? Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.057 сек.) |