|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
БУДУЩЕЕ ЗАВИСИТ ОТ НАС
Братья и сестры! Больше всего служители зла, устроители апокалиптического царства зверя, лукаво называемого ими «новым веком» и «новым мировым порядком», боятся нашего сплочения, нашего единения. Вот почему нам нужен царь! Царь, монарх олицетворяет собой единство народа, он – отец большой народной семьи. Академик Ф. Я. Шипунов, выдающийся русский ученый и мыслитель[19], в одном из своих докладов в 1989 г. отмечал: «Монархия – это чудо природы, чудо духа, чудо нравственности, это самая совершенная социальная и общественная форма правления. Она есть верховная власть, как верховенство народной веры и духа. Давайте вдумаемся с вами вот в какой факт. Если отец погибает, что остается от семьи? Семья, теряя своего отца, распадается. Каждый народ только тогда живет радостной жизнью, если он имеет отца своего Отечества. А что такое Отец Отечества? Он не только следит за историческими традициями, но и является провиденциальным символом, то есть это тот наш соотечественник, которому вверена судьба нашего народа, кто видит больше, чем отдельные люди. Он видит и знает, куда должен двигаться народ и как взаимодействовать ему с другими народами. Монарх стремился передать свое государство и его хозяйство наследнику в улучшенном состоянии. Хотя в истории и бывали случаи, когда этого не происходило, но в принципе движение являлось именно таковым. Поэтому монархическая государственность, олицетворяемая отцом Отечества, если мы собираемся выжить, должна быть восстановлена… Сейчас Западная Европа сильно консолидируется… Идет объединение всех западноевропейских сил. То есть создается сверхгосударственное образование. Чтобы ему противостоять, – мы ведь живем в реальном мире, – нам нужно возродить идею славянского объединения. Почаще собираться, объединять ресурсы, обмениваться идеями, восстановить нашу соборность» [20]. «Лишь православное государство, – пишет М. В. Назаров, – относится к человеку как к бессмертному существу, созданному для жизни вечной, – этим (а не только преходящими земными мерками) определяются верные критерии как полномочий и законов государства, так и прав и обязанностей гражданина. Православное государство не подлаживается к греховному состоянию человечества (в чем суть демократии), а исходит из "образа и подобия Божия" в человеке. Такое государство призвано обеспечить человеку максимально благоприятные условия полноценного развития – как существа и материального, и духовного, исходя из конечной цели человеческой жизни и смысла истории: достижения Царствия Божия» (из книги «Вождю Третьего Рима»). Тяжелое положение, в котором находится сегодня наша Родина, не будем рассматривать как необратимое и роковое. Это, казалось бы, тупиковое положение может послужить лучшим предлогом к настоящему Возрождению. К такому Возрождению, которое полагает свой центр тяжести не в политических и социальных проектах, но в человеческой личности. Истина Православной Церкви о высочайшем достоинстве человеческой личности и призвании человека к духовному единению должна свидетельствоваться не из эфира, но из сердец православных. Это свидетельство не должно относиться только к воспоминаниям о прошлом, но, прежде всего, к живой деятельности в настоящем. И в первую очередь это свидетельство должно дать православное монашество, но также и вся полнота Церкви. Основой успеха этого свидетельства является непосредственная связь христианина с Личностью Божией, то есть богообщение. «Я есмь лоза, – говорит Христос, – а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5). Подлинное богообщение ищется человеком не иначе, как чрез личную молитву к Богу Личному. «Соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» (1 Кор. 6, 17). «Знаешь, что такое погружаться [в молитву]? – спросил однажды старец Паисий Святогорец своего собеседника. – Затихший в объятиях матери малыш не говорит ничего. Он уже находится в единении, общении с ней». Старец Ефрем Катунакский давал приходящим к нему верующим следующий совет о том, как стяжать живое богообщение: «Полчаса из всех суток посвяти занятию молитвой. Когда только сможешь, но лучше ночью. Проговаривай ее, не имея в руках четок, умилостивительно, просительно, с плачем: "Господи, Иисусе Христе, помилуй мя". Потрудись так, и увидишь, какой это принесет плод. Из получаса молитва превратится в час. И в этот час будь внимателен: либо зазвонит телефон, либо "вот это я должен сделать прямо сейчас", либо придет к тебе сон или ужалит какая-нибудь хула. Отбрось все. Выключи телефон. Закончи все свои дела и займись молитвой на протяжении получаса, и увидишь, что будет. Посади деревце, и завтра-послезавтра оно принесет плод. Святитель Иоанн Златоуст и святитель Василий начали с этого и стали светильниками вселенной» (из книги монаха Иосифа Ватопедского «Блаженный послушник. Жизнеописание старца Ефрема Катунакского»). Такой же была основа успеха проповеди апостолов. Поэтому Спаситель, по Своем воскресении, сначала спросил апостола Петра: «Любиши ли Мя?», а потом, получив утвердительный ответ, сказал ему: «Паси овцы Моя» (см. Ин. 21, 15-18). Таким образом, деятельность апостолов основывалась, как на краеугольном камне, – на любви к Богу, то есть на живом общении с Ним. В Евангелии Господь говорит нам, что основным признаком последнего времени будет то, что «во многих охладеет любовь» (Мф. 24, 12). Поэтому сегодня, когда мир, действительно, почти полностью и окончательно погрузился в холодную отчужденность, самая привлекательная и глубочайшая сторона в Православии – это его послание о духовном единстве, то есть его «слово о Царстве» (Мф. 13, 19). Ведь, согласно Евангелию, основной отличительной чертой христиан является любовь, которую они имеют друг к другу: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, – говорит Господь, – если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 35). «Будучи преисполненными евангельского учения и пытаясь жить в соответствии с ним, – говорил иеромонах Серафим (Роуз), – мы должны иметь любовь и сострадание к несчастному человечеству наших дней. По-видимому, никогда не было людей столь несчастных, как люди нашего времени, несмотря на все удобства и технические достижения, которыми нас обеспечивает современное общество. Люди страдают, умирают без Бога, а мы можем помочь им обрести Его. Любовь многих действительно охладела в эти дни, но мы-то давайте не будем равнодушны. Пока Христос посылает нам Свою благодать и согревает наши сердца, нам нельзя быть холодными». Отец Серафим (Роуз) в последней проповеди в своей жизни привел слова одного современного румынского священника-исповедника православной веры о том, что значит в действительности быть членом Православной Церкви, истинного Тела Христова: «Вы в Церкви Христовой всегда, когда поднимаете кого-то, или подаете милостыню бедному, или посещаете больного. Вы в Церкви Христовой, когда вы милостивы и терпеливы, когда вы отказываетесь прогневаться на брата своего, даже если он и ранил ваши чувства. Вы в Церкви Христовой, когда вы молитесь: "Господи, прости его". Когда вы честно трудитесь на работе, возвращаясь домой усталым, но улыбающимся, когда вы воздаете за зло любовью – вы в Церкви Христовой. Разве ты не видишь, юный друг, как близко Царствие Христово? Ты Петр, и Бог созидает свою Церковь на тебе. Ты камень Его Церкви, который ничто не может одолеть... Построим же Церковь нашею верою. Церковь, которую не сможет разрушить никакая человеческая сила, Церковь, основа которой Христос... Чувствуй брата своего рядом! Никогда не спрашивай: "Кто это?" – Лучше говори: "Это не чужой, это мой брат. Он – Церковь Христова, так же, как и я"». «Имея в наших сердцах такой призыв, – заключил отец Серафим свою проповедь, – станем же по-настоящему принадлежать Церкви Христовой, Церкви Православной. Внешнего членства недостаточно, внутри нас должен произойти сдвиг, который сделает нас отличными от внешнего мира… Если мы действительно живем православным мировоззрением, наша вера выдержит ожидающие нас удары и послужит источником вдохновения и спасения для тех, кто еще только будет искать Христа даже среди начавшегося уже крушения человечества». Новое обретение и раскрытие христианской истины о всечеловеческой ответственности и всеобщем единстве – это самая большая надежда, которая сегодня остается. Вызов обезличивающей системы апокалиптического зверя может даже послужить лучшим предлогом к выдвижению на первый план и деятельному созиданию общения и единения личностей. В настоящее время центральная богословская проблема – это проблема личности, поскольку именно сейчас человечество с невиданной доселе остротой переживает самую страшную из всех своих трагедий – трагедию окончательного духовного одичания, обезличения, расчеловечения людей, трагедию исчезновения личности. Перед лицом современного мира, задавленного недочеловеческой, дегенеративной «массовой культурой», мертвящим техническим прогрессом и обезличивающими глобализацией и компьютеризацией, Православная Церковь должна громко и отчетливо засвидетельствовать, что никогда не было, нет и не будет ничего более важного, чем личное общение и единение человека с Богом и личное общение и единение людей друг с другом. Именно сейчас всем нам крайне необходимо углубить наше понимание человеческой личности. Мы, православные христиане, должны основательнее уяснить для себя и показать это всему современному человечеству: что есть человек и что есть межличностное общение. «Наш долг, - призывает нас старец Паисий Святогорец, - в эти трудные времена – нести всем прочим народам свет Православия. Так как все мы дети Адама и Евы, все мы по плоти братья. А с православными, естественно, мы братья и по плоти, и по духу». Холодной, звериной стихии нашей эпохи нужно противопоставить «живую жизнь», то есть живое, духовное единение личностей, «единство духа в союзе мира» (Еф. 4, 3). Именно сейчас мы, православные христиане, должны явить всему миру такую же «живую жизнь», какая была у первых христиан, у которых, как говорит нам слово Божие, «было одно сердце и одна душа» (Деян. 4, 32). Невозможно, чтобы истинное единение личностей не действовало как закваска в своей среде. «Если двенадцать человек, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – заквасили всю вселенную, подумай, сколь велика наша собственная злоба, если мы не можем исправить остальных людей, когда нас, христиан, столько, что мы могли бы стать закваской для десятков тысяч обществ» («Беседы на Евангелие от Матфея»). Все перемены в мире к лучшему решаются меньшинством. Если удается создать живое меньшинство подлинно христианское по духу, тогда в мире не может не состояться определенная перемена. И это так и происходит, ибо дух Христианства, а еще точнее, дух православного Христианства и Православной Церкви, предлагает человеку то, что он так мучительно, хоть и не всегда осознанно, пытается найти, – и предлагает в полной мере и совершенной форме. От нас, то есть от тех православных христиан, которые, осознавая себя личностями, противостоят сегодня расчеловечивающей системе зверя и при этом стремятся к личному общению и единению с Богом и друг с другом, стараясь идти по пути раскрытия в себе истинной, богоподобной личности, зависит очень многое, зависят судьбы мира. Духовная связь между нами (если мы сердцем своим приближаемся к Богу) – это таинство, в котором действует Божественная благодать, без содействия которой мы ничего не сможем сделать. Если один из нас своим грехом отчуждается от Бога, то это затрагивает всех, отрицательно сказывается на результатах нашей общей деятельности. И мы должны ясно осознавать эту зависимость и свою великую ответственность. Вот мера нашей личной ответственности: «Самый малый грех каждого человека, - говорит преподобный Силуан Афонский, - влияет на судьбу мира». «Когда я исправлю себя, – учит старец Паисий Святогорец, – то исправится и частичка Церкви, так что мы сможем быть в единомыслии. Святой Дух един. А люди теперь создают много духов. Я этого не могу понять». На великую ответственность каждого из нас, на важность созидания духовного единства русских людей и на необходимость для русского народа, как единого духовного организма, быть носителем стремления к самым высоким идеалам не раз указывал святитель Божий Иоанн (Снычев), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский († 1995). Вот несколько его высказываний об этом: «Никто не знает, сколько еще отпущено нам, чтобы опомниться и исправиться, поэтому каждый, не откладывая, не медля, спроси себя: "Не я ли причина нынешнего позора? Не мой ли грех удерживает Отчизну в бездне падения? Не мое ли нерадение отлагает светлый миг воскресения?"». «Да, злобная сила, жаждущая нашего уничтожения, обладает в современном мире огромной мощью и властью. Да, на службу ей был поставлен многовековой опыт разрушения, дьявольское искусство растления и обмана. Но это не оправдание! Кто не чувствует за собой греха – заблуждается безмерно и пагубно. Виноваты все… Разумение своей нравственной немощи побуждает человека стремиться к исправлению. Когда это стремление к чистоте и святости овладевает целым народом, он становится носителем и хранителем идеи столь высокой, столь сильной, что это неизбежно сказывается на всем мироустройстве. Такова судьба русского народа». «Сегодня нам как никогда важно понять, что все происходящее ныне со страной есть лишь эпизод в этой многовековой битве за Россию как духовный организм, хранящий в своих недрах живительную тайну религиозно осмысленного, просветленного верой жития». «Если хотим выжить – надо вернуться к признанию целей столь высоких, авторитетов столь бесспорных, идеалов столь возвышенных, что они просто не могут быть предметами спора для душевно здравых, нравственно полноценных людей. Таковы святыни веры. Не зря на протяжении веков именно Церковь являлась первой мишенью губителей России… Страшная и непонятная для чужого, холодного, внешнего наблюдателя, Святая Русь охотно раскрывает свои секреты всякому, вопрошающему с любовью и надеждой, приходящему за поддержкой и помощью, наукой и вразумлением. Секрет прост: в основание внешнего величия и силы русский гений положил несокрушимый "камень веры", многовековой опыт духовного единства, заботливо лелеемый Православием, как зеница ока оберегаемый Русской Церковью». «Оглядываясь сегодня на русскую историю, можно уверенно сказать: на всех ее крутых поворотах российские народы делали в конечном счете один и тот же выбор в пользу соборного единства. Верую, что так будет и в этот раз. Глубоко ошибается тот, кто думает, будто сейчас, в пору очередной русской смуты, в дни мнимого торжества сил распада и разделения, Русь изменила свое естество, свой характер, свою веру. Пройдет время – может быть, совсем малое – и подлинный выбор России состоится: она вновь вернется к державной соборности, к духовному и государственному единству». «Оглянемся вокруг: какие еще доказательства нужны нам, чтобы понять, что против России, против русского народа ведется подлая, грязная война, хорошо оплачиваемая, тщательно спланированная, непрерывная и беспощадная. Борьба эта – не на жизнь, а на смерть, ибо по замыслу ее дьявольских вдохновителей уничтожению подлежит страна целиком, народ как таковой – за верность своему историческому призванию и религиозному служению, за то, что через века, исполненные смут, мятежей и войн, он пронес и сохранил святыни религиозной нравственности, сокровенное во Христе понимание Божественного смысла мироздания, твердую веру в конечное торжество добра». «Тяжелую и трудную, но жизненно необходимую работу по возрождению России никто не сделает за нас. Дай нам Бог понять, наконец, всю меру нашей сегодняшней ответственности, всю важность момента, весь ужас катастрофы, ожидающей нас, если мы не найдем в себе сил противостоять яростным порывам зла, терзающим страну. Молюсь об этом крепко и крепко верю – Россия воспрянет ото сна». Старец Паисий Святогорец говорил: «Будет возрождение Православия не только в России, но и по всему миру большой всплеск Православия. Господь даст Свое благоволение, благодать так, как это было в начале, в первые века, когда люди с открытым сердцем шли к Господу. Это продлится три-четыре десятилетия, и потом быстро наступит диктатура антихриста». «Все будущее зависит от нас, – подчеркивал о. Серафим (Роуз) в лекции «Будущее России и конец мира», – если мы возродимся к истинной православной жизни, тогда Святая Русь будет восстановлена; если нет, то тогда Господь может изъять свои обещания. Архиепископ Иоанн [святитель Иоанн /Максимович/. – Авт. ] закончил свой доклад на Соборе [имеется в виду Архиерейский Собор Зарубежья 1938 года. – Авт. ] пророчеством и надеждой, что там наступит истинная Пасха, которая просияет целому миру перед концом всего существующего и перед началом всемирного Царства Божия: "Отряхните сон уныния и лености, сыны России! Воззрите на славу ее страданий и очиститесь, омойтесь от грехов ваших! Укрепитесь в вере православной, чтобы быть достойными обитать в жилище Господнем и вселиться во святую гору Его! Воспряни, воспряни, восстани, Русь, ты, которая из руки Господней выпила чашу ярости Его! Когда окончатся страдания твои, правда твоя пойдет с тобой, и слава Господня будет сопровождать тебя. Приидут народы к свету твоему, и цари – к восходящему над тобой сиянию. Тогда возведи окрест очи твои и виждь: се бо придут к тебе от запада, и севера, и моря, и востока чада твоя, в тебе благословящая Христа во веки!"». Сие и буди, буди! Аминь. Настоящий труд может свободно переиздаваться любым лицом, только при условии невнесения изменений в авторский текст. Священник Андрей Горбунов.
[1] «Философ может не быть пророком…» Интервью М. К. Мамардашвили // «Человек». 1991, № 2. [2] См.: Соловьев В. С. Три речи в память Достоевского // Сочинения в 2-х томах. Т. 2. М., 1988. С. 290-323. Владимир Соловьев справедливо называл Достоевского пророком, даже пророком Божиим. Однако нам нужно иметь в виду, что Соловьев был склонен к толкованию взглядов писателя-пророка в духе собственных идей. Одной из них была идея построения на земле «свободной теократии», вселенской Церкви, которая, по Соловьеву, должна явиться результатом объединения западной (католической) и восточной (православной) христианских церквей в рамках церковно-монархической государственности, как единство духовной и мирской власти первосвященника и царя; особая роль в этом явно утопическом проекте якобы принадлежит Русскому государству. В конце жизни Соловьев разуверился в возможности осуществления «всемирной теократии» и, отказавшись от примирительных между Православием и католичеством попыток, умер крепким православным человеком. [3] О значении повести «Записки из подполья» в творчестве Достоевского Н. Бердяев писал: «Творчество Достоевского распадается на два периода – до "Записок из подполья" и после "Записок из подполья". Между этими двумя периодами с Достоевским произошел духовный переворот, после которого ему открылось что-то новое о человеке. После этого только и начинается настоящий Достоевский, автор "Преступления и наказания", "Идиота", "Бесов", "Подростка", "Братьев Карамазовых"» (из статьи Н. Бердяева «Откровение о человеке в творчестве Достоевского»). [4] «Русский Дом». 2005, № 5. [5] Дронов М. Дейл Карнеги или авва Дорофей? М., 1998. [6] Еп. Никодим. Отечественные подвижники благочестия 18-19-го веков. 1907, февраль. С. 36. [7] См.: О жизни схиархимандрита Виталия. Воспоминания духовных чад. Письма. Поучения. М.: Новоспасский монастырь, 2004. С. 85. [8] Церковь // Настольная книга священнослужителя. Т. 4. Издание Московской Патриархии, 2001. С. 787. [9] Одним из прототипов старца Зосимы был оптинский старец преп. Амвросий, с которым Достоевский встречался во время своего посещения Оптиной пустыни летом 1878 года. Поездка Федора Михайловича (вместе с Владимиром Соловьевым) в этот монастырь, длившаяся семь дней, имела важные последствия для работы над романом «Братья Карамазовы», который стал итогом творческого пути писателя-пророка. [10] См.: Примечания (богословского, философского, исторического и проч. характера) // Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. М., 2000. С. 431-432. [11] Архимандрит Кирилл (Павлов). «Ищите прежде Царствия Небесного». М., 2000. [12] Сикстинская Мадонна Рафаэля – одно из любимых живописных произведений Достоевского. Фотография этой картины висела в его кабинете. [13] «Первый и Последний». 2006, № 1. [14] О важности духовного единения современных христиан старец Паисий говорил часто. «Будьте между собой дружны и согласны, будьте духовно подготовлены и отважны, будьте единым телом и ничего не бойтесь, – призывал старец. – Помогает и Бог. Возделайте духовную любовь, имейте ее такой, какую питает мать к своему ребенку. Пусть отношения между вами будут братскими, пусть живет среди вас жертвенность. А трудные дни мы потихонечку переживем. Мы, монахи, понятно, уходим из мира и оставляем знакомых и родных ради того, чтобы войти в великую семью Адама и Бога. Но миряне должны поддерживать отношения с живущими духовно родственниками и знакомыми. Для того, чтобы помогать друг другу. Если христианин, подвизающийся среди мира, поддерживает связь с людьми духовными, то ему есть на кого опереться. Как бы духовно ты ни жил, добрый круг общения (особенно в наше время) необходим. Связь с людьми духовными очень помогает христианину, потому что эта радость духовного союза пробуждает в нем сильное рвение к духовным подвигам». Каким должно быть сегодня живое братское единение христиан, старец Паисий показывал на таком примере: «Очень сильные братские отношения рождаются в тяжелые годы. На войне мы, солдаты одного полубатальона, два года прожили вместе и были спаяны между собой больше, чем братья, потому что все трудности и опасности переживали вместе. Мы были настолько спаяны, что звали друг друга "брат". Мирские были люди, с мирским образом мыслей, а, тем не менее, один с другим не хотел расставаться. У людей было обычное мирское, в хорошем смысле этого слова, образование, но они имели то, что выше всего – любовь, братство. Недавно скончался один из наших сослуживцев, и остальные однополчане приехали на его похороны со всех концов страны. И сюда несколько дней назад приехал повидаться со мной мой однополчанин. Как же он меня стиснул в своих обьятиях! Я не мог из них вырваться! Сейчас мы воюем с диаволом. Поэтому постарайтесь еще больше сродниться друг с другом, еще больше стать друг другу братьями. Так все вместе мы будем идти по избранному нами пути, вместе подниматься по крутой тропе на сладкую Голгофу». [15] В 1977 году схиархимандрит Серафим (Тяпочкин) из Ракитного говорил: «Захват Сибири Китаем произойдет не военным путем: китайцы, вследствие открытых границ, станут массами переселяться в Сибирь, скупать землю, недвижимость, предприятия, квартиры. Все произойдет так, что в одно утро русские люди, живущие в Сибири, проснутся в Китайском государстве. Запад будет способствовать этому ползучему завоеванию нашей земли и всячески поддерживать военную и экономическую мощь Китая из ненависти к России. Но потом они увидят опасность для себя, когда китайцы попытаются уже военной силой захватить Урал и пойти дальше. Россия выстоит в этой битве, после страданий и полного обнищания она найдет в себе силы воспрянуть. В это время Господь оставит за Россией те земли, которые стали колыбелью русского народа и были основой Великорусского государства. Это территория Великого Московского княжества XVI века с выходами к Черному, Балтийскому и Северным морям. Россия не будет богатой, но все же заставит считаться с собой. И затем сонм новомучеников вымолит новый Союз братских славянских народов, у которых будет единая судьба». [16] Письма Игнатия Брянчанинова, епископа Кавказского и Черноморского, к Антонию Бочкову, игумену Черемецкому. Письмо 11. [17] Из доклада М. В. Назарова «Пути и способы решения "еврейского вопроса": история и современность», прочитанного на научной конференции к 100-летию Союза Русского Народа (28.10.2005, Москва). [18] Фудель С. И. У стен церкви: Материалы и воспоминания // «Надежда». Вып. 2. С. 282-283. [19] См., напр., его книгу «Истина Великой России» (М., 1992). [20] Шипунов Ф. Я. «Для полноценной жизни народа нужны принципы...» Выступление в доме художников в Москве, в марте 1989 г. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.) |