|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Ф. М. ДостоевскийТАЙНА ЧЕЛОВЕКА Новое Слово России
Священник Андрей Горбунов
ТАЙНА ЧЕЛОВЕКА Новое Слово России
Только воскресшая Святая Русь может явить всему миру истинное единство, озаряя все народы светом Христовым. И это не есть русская национальная гордыня, а возложение русским народом на себя бремени всеобщей, всечеловеческой ответственности, бремени «всемирного боления за всех», по выражению Достоевского. Этот великий русский мыслитель и пророк верил в мессианское назначение России. Он предрек, что именно Россия скажет «новое слово», «слово живой жизни» в грядущем человечестве. Явить современному человечеству настоящего Христа, поставить перед человечеством идеал взаимной любви и единения Лиц Святой Троицы, указать – посредством созидания подлинного, духовного единства – путь, ведущий к этому идеалу – вот высочайшая миссия и одновременно национальная идея русского народа. «Словом живой жизни», которое скажет Россия всему миру, должно стать слово о всечеловеческом единстве и о всемирной ответственности. Иначе говоря, новое Слово России – это ее проповедь всемирного покаяния. Для всего мира Россия должна стать центром духовного возрождения, просвещая все народы светом Христовым. И именно сейчас, когда, как это и было предсказано Спасителем, по причине умножения беззакония, во многих уже охладела любовь (Мф. 24, 12), – именно сейчас должна прозвучать, в последний раз перед концом мира, всемирная проповедь Евангелия – благой вести о духовном единстве – Царстве Божием, в которое призывает всех нас Господь: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Мф. 24, 14).
«Да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» Евангелие от Иоанна.
«И увидел я другого Ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу» Апокалипсис.
«Каждый из нас, несомненно, в ответе за всех и за вся на земле. Это сознание есть венец жизни каждого человека на земле… Путь спасения один – возьми и сделай себя ответственным за все человеческие грехи. Это и в самом деле так, ибо как только ты себя искренне сделаешь ответственным за всех и вся, тотчас же увидишь, что так и есть в самом деле и что ты и являешься ответственным за всех и вся» Ф. М. Достоевский.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Великий русский писатель и мыслитель Федор Михайлович Достоевский был не только одним из высших выразителей духовных ценностей русской цивилизации, но и истинным пророком. Пророком Достоевского считали, например, сербский богослов преподобный Иустин (Попович; † 1979) и американский православный подвижник и духовный писатель иеромонах Серафим (Роуз; † 1982). Так, в своей лекции «Будущее России и конец мира» иеромонах Серафим говорил: «В XIX веке в России были известны многие пророки, среди них даже миряне, как, например, Достоевский». Пророками XIX столетия, по мнению отца Серафима, были также святители Феофан Затворник, Игнатий (Брянчанинов), святой праведный Иоанн Кронштадтский. Многие выдающиеся современники Достоевского называли его пророком. Например, основатель знаменитой Третьяковской галереи П. М. Третьяков в ответ на восторженный отзыв о Достоевскомхудожника И. Н. Крамского писал: «Это был не только апостол, как верно Вы его назвали, это был пророк, это был всему доброму учитель, это была наша общественная совесть». Это очень точная характеристика пророческого служения Достоевского: пророк, учитель и совесть русского народа. Пророк, как известно, это не только предсказатель, провидец, но это, прежде всего, проповедник и учитель народа. Он учит людей правде, направляет их к истине, изрекая слово от Бога и являясь, таким образом, совестью народа, ибо совесть – это глас Божий. Таким и был Достоевский. «Достоевский был не только великий художник, он был также великий мыслитель и великий духовидец», – утверждал Н. Бердяев. Известный критик Ю. И. Селезнев († 1984) в своей книге «В мире Достоевского» писал: «Художественное наследие Достоевского нельзя измерять рамками собственно литературной значимости… Прочитав Достоевского, Европа после некоторого оцепенения поняла, что русская литература это больше, чем литература. "Не будем называть их романами, – писал С. Цвейг о творениях Достоевского, – не будем применять к ним эпическую мерку: они давно уже не литература, а какие-то тайные знаки, пророческие звуки… Достоевский… больше, чем поэт, – э т о – духовное понятие, которое вновь и вновь будет подвергаться истолкованию и осмыслению"… Немецкий писатель Герман Хессе вообще полагал, что "Достоевский… стоит уже по ту сторону искусства", что, будучи великим художником, он был им все-таки "лишь попутно", ибо он прежде всего – пророк, угадавший исторические судьбы человечества… Роман Достоевского, как особое качество, как определенный способ художественной организации человеческого сознания, и был для писателя формой его страстной проповеди мессианского назначения России». Хорошо ли мы сами, русские люди, знаем Достоевского-пророка? К сожалению, в известной мере прав был выдающийся философ ХХ века Мераб Мамардашвили, когда говорил, что «русская культура прошла мимо Достоевского, осталась на его обочине. Это сейчас всеядность наша, выстраивая пантеоны, ставит там якобы почитаемого и прочее и прочее, Достоевского» [1] Всем нам крайне необходимо сейчас прийти к Достоевскому, увидеть настоящего Достоевского, узреть в нем истинного пророка. О чем же предсказывал этот великий русский пророк?
Он говорил о том, что именно России суждено сказать «слово живой жизни в грядущем человечестве». Идея высокого исторического предназначения России, ее призвания сказать миру свое, истинно «новое Слово», Слово, которое духовно возродит мир, была краеугольным камнем, лежащим в основании всех творческих устремлений Достоевского. Говоря словами русского религиозного философа Владимира Сергеевича Соловьева, центральной идеей, которой служил Достоевский во всей своей деятельности, была «христианская идея свободного всечеловеческого единения, всемирного братства во имя Христово. Эту идею проповедовал Достоевский, когда говорил об истинной Церкви, о вселенском православии, в ней же он видел духовную, еще не проявленную сущность Русского народа, всемирно-историческую задачу России, то новое слово, которое Россия должна сказать миру. Хотя уже 18 веков прошло с тех пор, как это слово впервые возвещено Христом, но поистине в наши дни оно является совсем новым словом» [2]. Достоевский верил в мессианское назначение России, считал русский народ богоизбранным, народом-богоносцем, призванным нести свет истины другим народам. «Назначение русского человека, – провозглашал писатель-пророк, – есть бесспорно всеевропейское и всемирное. Стать настоящим русским, стать вполне русским, может быть, и значит только… стать братом всех людей, всечеловеком, если хотите». И это не есть русская национальная гордыня, а возложение русским народом на себя бремени всеобщей, всечеловеческой ответственности, бремени «всемирного боления за всех», по выражению Достоевского.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |