АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

АРИДНО-ДЕНУДАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РЕЛЬЕФА В ПУСТЫНЯХ

Читайте также:
  1. B) Количественная определённость относительной формы стоимости
  2. II Организационные формы антиглобалистского движения.
  3. III. Формы борьбы и эффективность действий антиглобалистов.
  4. IV. Порядок и формы контроля за исполнением государственной функции
  5. А. правительственные реформы середины XVI в.
  6. Адвокатура России в период до судебной реформы 1864 г.
  7. Административная, судебная и военная реформы
  8. Административно-территориальные реформы в Казахстане во второй половине XIX в.
  9. Б-25. Формы концентрации производства
  10. Б-27. Формы концентрации производства
  11. Безналичные формы расчетов

В аридных и семиаридных странах наряду с песчаными пусты­нями широко распространены каменистые и глинистые пустыни. Для них характерны различные дефляционные формы типа уже упо­минавшихся дефляционных останцов. Обломки горных пород, в изо­билии разбросанные на поверхности каменистой пустыни, часто бывают покрыты характерной блестящей коркой — пустынным за­гаром, образование которого связано с капиллярным подтягиванием растворов солей из породы и выпадением солей на ее поверхности.

Глинистые пустыни сложены с поверхности лёссом или лёссо­видными породами- В принципе эти пространства называются пус­тынями лишь из-за недостатка воды. При искусственном орошении, как это показала, в частности, практика освоения подобных пло­щадей в СССР, на лёссовидных породах глинистых пустынь быстро формируются плодородные почвы.

Одной из характерных форм рельефа глинистых пустынь явля­ются такыры — неглубокие замкнутые понижения с ровным, почти горизонтальным днищем, покрытым плотной глинистой коркой и разделенным сетью трещин на полигональные отдельности. Проч­ность этой корки такова, что даже лошадиные подковы не остав­ляют на ней следа.

Самые крупные такыры развиты по периферии предгорных про-лювиальных равнин, но нередко они образуются и независимо от пролювиальных выносов с гор. На поверхности глинистых пустынь многочисленны отрицательные неровности, в которых при редких, но довольно сильных ливнях накапливается и застаивается вода, насыщенная большим количеством взвешенных глинистых частиц. Последующее оседание глинистых частиц и их уплотнение, а затем и растрескивание при высыхании ведет к образованию такыра. Считают, что в формировании такыровой поверхности, отличающейся! исключительно сильным уплотнением верхнего слоя, принимают! участие синезеленые микроскопические водоросли, поселяющиеся! в этих эфемерных водоемах. Такыры могут образоваться и в про-1 цессе эволюции и преобразования солончаков.

Отсутствие сплошного растительного покрова на больших прои странствах глинистых пустынь способствует интенсивному развитию'; эрозионных форм, несмотря на незначительное количество годовых осадков. Образованию эрозионных форм благоприятствует ливне-: вый характер осадков. Местами сеть овражных форм настолько густа, что эрозионные ландшафты приобретают характер типичного! бедленда, или «дурных земель». В формировании пустынного бед-ленда часто одновременно участвуют и эоловые, и эрозионные про­цессы.

Для пустынь довольно характерны такие флювиальные формы, как сухие долины, а также речные долины, не доходящие до моря и заканчивающиеся на суше внутренними дельтами — своеобразными приустьевыми аккумулятивными формами, родственными обычным дельтам. Временные водотоки (многие сухие долины также выра­батываются ими) нередко в низовьях заканчиваются пролювиаль-ными конусами выноса.

Существенная особенность пустынных областей — бессточные впадины — отрицательные формы рельефа, не имеющие выхода для поступающих в них дождевых или талых вод. Они очень различны по размерам: от нескольких десятков метров в поперечнике и не­скольких метров глубины до сотен километров в поперечнике и 200 м глубины.

Крупные бессточные впадины имеют обрывистые борта, на скло­нах нередко наблюдаются террасовидные уступы. Борта впадин изрезаны рытвинами и оврагами, нередки проявления оползневых и обвальных процессов.

Днища бессточных впадин обычно заняты солончаками или со­леными озерами. Они могут быть либо остаточными — реликтами бывшего когда-то водоема, либо связаны с выходами или подтоком подземных соленых вод. Часто впадины, занятые озером в течение влажного сезона, в сухое время года превращаются в солончаки. Некоторые солончаки покрыты сплошным пластом кристаллической соли. Такие пространства можно назвать соляными равнинами. Пласт соли под действием сил кристаллизации разбивается трещи­нами на полигональные отдельности. По мере расширения полиго­нов под влиянием продолжающегося роста кристаллов края поли­гонов сначала загибаются вверх, а затем пластины соли нагромож­даются одна на другую, образуя в конечном счете очень пересечен­ный труднопроходимый микрорельеф — «соляные торосы». Такие формы, в частности, можно видеть на бывшем дне залива Кара-Богаз-Гол (восточное побережье Каспия).

Солончаки — очень характерный элемент ландшафта пустыни-В своем развитии они проходят несколько стадий. Солончак с со­ляным пластом постепенно по мере поступления на его поверхность терригенного материала, приносимого ветром или временными водо­токами, превращается в вязкий мокрый солончак с грязевым илис­тым дном («солёные грязи»), а по мере иссыхания — в так назы­ваемый корковый солончак. От предшествующей стадии корковый солончак отличается тем, что с поверхности на нем за счет цемен­тации терригенного материала солью образуется довольно плотная и крепкая корка. При дальнейшем иссушении поверхности солон­чака корка разрушается и преобразуется в слой, состоящий из сме­си соли и терригенных частиц. Это стадия пухлого солончака. При увеличении количества осадков и обильном поступлении глинистого терригенного материала происходит рассоление солончака и посте­пенное превращение его в такыр. Такие переходы, в частности, на­блюдались авторами в районе Северного Устюрта. Пухлые солон­чаки интенсивно развеваются ветром.

Поскольку стадии развития солончака от влажного к пухлому в зависимости от изменений условий увлажнения могут, по-видимому, неоднократно повторяться, впадины, занятые солончаками, имеют тенденцию постоянно углубляться за счет выноса материала со дна солончака ветром. Эоловый вынос материала из бессточной впадины обусловливает, таким образом, все большее и большее ее углубление. Самая глубокая бессточная впадина в СССР — Карагие (Южный Мангышлак), абсолютная отметка ее дна — минус 132 м. Еще более глубоки впадины Каттара (—134 м) в Ливийской пустыне и Турфанская (—154 м) в Западном Китае.

Бессточные впадины, по-видимому, имеют комплексное про­исхождение. Наряду с деятельностью ветра в их образовании важную роль играют структурно-геологические (нередко они закладываются в сводах антиклиналей, или в грабенах) и благо­приятные литологические условия (способствующие карстовым или суффозионным процессам)- На формирующихся крутых бортах бессточных впадин закладываются эрозионные формы. Развиваются при соответствующем литологическом строении оползневые или обвальные процессы. Образующийся материал измельчается и пер­манентно выносится ветром. На плато Устюрт каждой крупной бес­сточной впадине соответствует массив рыхлых или полузакреп­ленных эоловых песков, расположенный с той стороны впадины, куда направлены господствующие ветры.

Впадины, занятые такырами, также обладают тенденцией к пе­реуглублению. Образующаяся после дождя на поверхности такыра глинистая корка разрушается по мере ссыхания. Крупинки глины и пыль подхватываются ветром и выносятся за пределы такыра. С дефляцией глинистых корок связано образование глиняных дюн, наблюдаемых в аридных прибрежных районах Мексики, или том-моков — холмиков из глинистой пыли, нередко встречающихся по соседству с такырами в западной Туркмении. По всей вероятности, такое же происхождение имеет толща, слагающая бэровские буг­ры — своеобразные грядовые формы рельефа, обычно вытянутые в направлении господствующих ветров и широко распространенные в южной части Северокаспийской низменности, а также в западной Туркмении.

Для аридных стран с присущими им особенностями проявления денудационных процессов очень характерен также ландшафт ост-4 ровных, или останцовых, гор и денудационных равнин. Островные горы, в особенности если они связаны с изменениями диалогиче­ского состава горных пород, могут формироваться и вне аридной зоны (например, в условиях тропического карста), но типичны они для пустынь. В Советском Союзе в аридных областях нередки пла­стовые денудационные равнины, рельеф которых осложнен столово-останцовыми возвышенностями — островными горами с плоскими вершинами и крутыми обрывистыми склонами. Такие плосковер­шинные останцы в Средней Азии называют турткулями, а обры­вистые склоны останцов и пластовых равнин — чинками. Ярким примером аридно-денудационных пластовых равнин является пла­то Устюрт, со всех сторон окруженное обрывистыми чинками, кото­рые сопровождаются останцовыми островными горами (см- рис. 48). Многочисленные островные горы — останцы более высоких, ныне почти полностью уничтоженных денудационных уровней возвыша­ются и над поверхностью плато. Островные горы широко представ­лены в аридной зоне Африканского континента, в пустынях Даль­него Запада США и Мексики.

Весьма вероятно, что на первых порах обособления останцовых гор главную роль играет эрозия временных водотоков, но затем в расширении возникших понижений и дальнейшем обособлении останцов важнейшее значение приобретает дефляция. На это ука­зывает слабое развитие осыпного, или пролювиального, шлейфа у подножий чинков и резкий переход от поверхности нижнего де­нудационного уровня к склонам островных гор или вышележащей денудационной поверхности. Как правило, денудационная равнина и возвышающиеся над ней островные горы не обнаруживают раз­личий в петрографическом составе слагающих их пород. По мере отступания чинков перед ними формируются педименты (см. гл. 13), которые, постепенно расширяясь, сливаются в сплошную денуда­ционную равнину — педиплен.

ГЛАВА 19. БЕРЕГОВЫЕ МОРСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ФОРМЫ


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)