|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Хозяйство кочевников Казахстана в V - начале XIII вв. 6 страницаКасым поддерживал дружеские отношения с ханом Могулистана Султан Саидом.Могульский хан предлагал Касым-хану организовать совместный поход на Ташкент в конце лета этого же года, однако Касым уклонился от предложения, сославшись на необходимость «подумать о зимовках, так как [сбор] и построение войска в это время неосуществимы». Касым-хан утвердил свое господство над обширными степными пространствами казахской территории. Уход Султан Сайда в 1514 г. в Восточный Туркестан обусловил укрепление власти казахского хана в Семиречье. На западе под его власть откочевали группы из родов и племен переживавшей кризис Ногайской Орды. Границы ханства расширились до бассейна р. Яик. На юге владения Касым-хана дохо-дилидоСырдарьи, включая Сайрамский вилайет. На севере и северо-востоке владения Касыма простирались далеко за Улутау и оз. Балхаш. Впервые после монгольского завоевания территории Казахстана были объединены в одном государстве почти все казахские роды и племена, в том числе и Семиречья. Число подданных хана Касыма современники (Мухаммад Хайдар-мирза) определяли миллионом человек. При нем узнали о казахском государстве и в западных странах. Начались посольские контакты Казахского ханства с Московским государством. Крымский хан в переписке с турецкими властями высказывал беспокойство по поводу расширения владений казахов в западном направлении. В 20-х гг., после смерти Касыма, междоусобицы султанов-джучи-дов на время ослабили Казахское ханство. В междоусобной борьбе погиб преемник Касыма Мамаш-хан. К неблагоприятным факторам жизни ханства относится сложившийся против казахов союз узбекских и могульских правителей. Были потеряны присырдарьинские города. Туркестанский вилайет оказался в подчинении Шайбанида Убайдаллах-султана. Казахский хан Тахир (1523—1533) потерпел неудачу в борьбе с Ногайской Ордой, безуспешно пытался отвоевать сырдарьинские города. Распри заставили Тахира бежать в Семиречье, где в союзе с киргизами он отражал попытки могульского хана Султана Сайда восстановить свою власть в этом районе. При хане Буйдаше, брате Тахира, казахи были разбиты в 1537 г. могульским ханом Абд ар-Рашидом. По другим известиям он погиб в битве с узбеками под Сайрамом в 1559 г. Вместе с ним погибли еще 20 казахских султанов. Кадыргали Джалаири отметил, что узбеков в этой битве возглавлял Дервиш-хан, сын шайбанидского правителя Туркестана и Ташкента Барака (Нау-руз-Ахмед-хана). Практически до конца XVI в. присырдарьинские города Сыгнак, Сауран, Отрар, Туркестан (так стал называться с XVI в. город Ясы) и другие входили в состав государства Шайбацидов Маве-раннахра. Казахское ханство было ограничено в этот период с юга по линии низовий Сырдарьи и Каратау. Основными направлениями политической активности ханов казахов второй трети XVI в. были юго-восток, где в союзе с киргизами они воевали с могулами и ойратами, а также запад и север, где казахи вступили в сложные взаимоотношения с ногайцами, башкирами, татарами. Успешными вначале были действия в этих направлениях видного казахского хана Хакк-Назара (1538—1580). Он боролся против ойратов и могульского' хана Абд ар-Рашида, отстояв на время казахские земли на востоке и юге Семиречья. Для противостояния враждебным действиям сибирского хана Кучума Хакк-Назар установил союзные отношения с узбекским ханом Абдаллахом. Хакк-Назар-хан пытался восстановить право казахов на земли, составлявшие огромную территорию Казахского ханства при его отце Касыме. Но в условиях тяжелой внешнеполитической обстановки задача эта в целом стала невыполнимой. В его время к границам казахских степей приблизилось Русское государство после завоева ния Казанского, Астраханского, затем Сибирского \;»н(.ч в. В казанские степи хлынули ногайцы, башкиры, сибирские титары, на ci>j))-дарье появились каракалпаки. В Семиречье, тем временем, земли занимали,тесня казахов Старшего жуза,ойраты (джунгары). В какой-то период казахские власти контролировали лишь территории к югу от Улутау, на Сарысу, в Северном Приаральс, Каратау, в Западном Семиречье, примерно в пределах, показанных в..Книге Большому Чертежу».^раницы ханства менялись, таким образом, не только в зависимости от военных и дипломатических способностей, побед или поражений ханов, но, в основном, от внешнеполитических обстоятельств. В то же время часть казахов оставалась в местах своего обитания и попадала в подчинение соседних государств и правителеи. Казахи, проживавшие на территории Туркестана, подчинялись узбекскому хану Бараку, его сыну Баба-султану. Особенно часто переходило под власть других правителей кочевое скотоводческое население степных пространств, например, казахские роды кочевали на территории Сибирского ханства. Перемежались кочевья казахов и ойратов на землях Восточного Казахстана и Джунгарии в зависимости от военных успехов предводителей тех или других народов. А под власть Хакк-Назара на Эмбу, к Аральскому морю, на Сырдарью переходила часть ногайцев, растворившихся затем в казахском Младшем жузе. Процесс включения в состав Казахского государства западных земель, входивших после распада Золотой Орды в состав Ногайской Орды, был сложным и длительным. В середине XVI в. на Эмбе освободилась от Ногайской Орды, находившейся в состоянии упадка и разброда, и фактически была самостоятельной до начала XVII в. Алтаульская Орда14. Хакк-Назар-хану удалось взять под свой контроль земли от Сырдарьи, Приаралья до Эмбы и по левобережью Яика, приняв под свою власть часть ногайских улусов. В намерениях его было продвинуться и далее на запад15. Однако на западных, как и северных границах Казахского ханства препятствием для их расширения стало Русское государство. В Южном Казахстане Хакк-Назар-хан попытался раздвинуть замкнутый круг своих владений, не имевших выхода к торгово-ремесленным и земледельческим центрам. Оказав поддержку Шайбаниду Абдаллаху в его борьбе с мятежным Баба-султаном, он получил от шайбанидского хана обещание на право владения несколькими городами в Туркестанском вилайете. Баба-султан тоже искал помощи у казахского хана и тоже обещал отдать в суюргал «вилайеты Ясы и Сауран», но сам же убил прибывших к нему на переговоры казахских султанов, в том числе двух сыновей Хакк-Назара. Вскоре погиб и сам Хакк-Назар. Ханом казахов стал Шигай (1580—1582), потомок хана Джаныбека. Он со своими сыновьями также оказал поддержку узбекскому хану в борьбе с Баба-султаном, в частности участвовал в знаменитом походе Абдаллаха 1582 г. через Туркестан, где последний осаждал крепости Сайрам, Сауран, Туркестан. На обратном пути Баба-султан был убит казахским султаном Таваккулом (Тевеккелсм), сыном Ши-гая. Сырдарьинские города сдались Абдаллах-хану, где он поставил своих наместников. Казахским же правителям в награду за помощь достались пожалования не здесь, а в Средней Азии. Нужны были другие пути для закрепления в регионе сырдарьинских городов, а значит, усиления ханства. В 1586 г. Таваккул захватил ряд городов в Туркестане, пытался взять Ташкент. В период с 1586 до 1594 г. ему пришлось утверждать свое право на ханствование в длительной борьбе с другими казахскими султанами, сыновьями Хакк-Назара. Наладив отношения с Москвой, в которых он видел возможность военного союза для борьбы с узбекским ханом, Таваккул-хан в 1598 г. предпринял новый поход в Среднюю Азию, в одном из сражений разбил войско Абдаллаха, вернулся в Туркестан. В этом же году, используя мирную обстановку на северо-западных границах своего государства и междоусобицу Шайбанидов в Средней Азии, замену этой династии новой династией Аштарханидов, он успешно завершает длительную борьбу за сырдарьинские города. Предприняв новый поход в Среднюю Азию, Таваккул-хан занял города Ахси, Андижан, Ташкент, но в одной из битв был тяжело ранен и умер в том же году в Ташкенте. По договору нового казахского хана Есима (1598—1628), сына Шигай-хана, с представителем Аштарханидов в состав Казахского ханства вошли Туркестан с его городами, а также Ташкент с вилайетом, и на некоторое время Фергана. Но на Ташкент распространялся суверенитет Аштарханидов (упоминание имени хана этой династии в хутбе и на монетах, чеканенных в Ташкенте, отправка ему части собранных в вилайете налогов и др.). Казахские правители нарушали эти условия договора, что вызвало длительную борьбу в начале XVII в. между казахскими и узбекскими ханами. Так окончилась длительная борьба казахских ханов за оседло-земледельческие районы Южного Казахстана, города на Средней Сырдарье. С этого времени в состав казахского государства окончательно вошел этот регион и на двести лет Ташкент. Длительные войны на территории присырдарьинских городов вели к разорению местного населения, упадку городского хозяйства, разрушению ирригационной системы, сокращению земледелия. Военные действия, грабительские набеги противников нарушали торговлю и отрицательно сказывались на экономическом положении в степных скотоводческих районах. С вхождением Южного Казахстана как развитого хозяйственно-культурного региона в состав единого государства предоставилась возможность преодолеть эти негативные явления. Укрепление Казахского ханства в XVII в. В XVII в. внутриполитическая жизнь в Казахстане не отличалась стабильностью. Казахское ханство все более распадалось на части, усиливались феодальные распри. Различные группы кочевой знати соперничали между собой. На юге фактически утвердились два хана. Преемник Таваккула хан Есим сделал своей столицей город Туркестан. В Ташкенте объявил себя независимым ханом Турсун-Мухаммад, сын султана Джалима (родословная его неизвестна). Постепенно в каждом из трех жузов появились самостоятельные ханы. Осложнилось внешнее положение Казахского ханства, на всех его рубежах, особенно на южных и восточных. Бухарский хан Имамкули пытался отобрать Ташкент, поддерживал сепаратизм отдельных султанов. В 1612 г., в ответ на набеги казахских войск на окрестности Бухары, Имамкули-хан предпринял поход на казахские земли, прошел Туркестан «до крайних пределов Ашпары и Каратау», разграбив несколько городов и селений. В Ташкенте он поставил наместником своего сына, который был вскоре свергнут и убит. В ответ Имамкули устроил кровавую резню в городе. В своих притязаниях на Ташкент он пользовался враждой двух казахских ханов. В 1627 г. Турсун-Мухам-мад был убит Есим-ханом. Есим умер годом позже. Бухарские войска вновь заняли Ташкент. Однако наследнику Есим-хана, его сыну Джангиру удалось убедить бухарского правителя в необходимости военного союза для отражения общей опасности с востока — нашествия ойратов. С образованием в 1635 г. Джунгарского ханства возросла опасность захвата ойратами казахских земель в Прииртышье и Семиречье. Теснимые Цинскойимперией, в поисках пастбищ и выхода к торгово-ремесленным центрам юга Казахстана и Средней Азии, они не ослабляли давления на казахские земли. Уже в 20-х гг. XVII в. большие массы ойратов кочевали по Оми, Тоболу, Ишиму, Иртышу. На Или и Таласе ойраты располагались на зимовки. Казахи были потеснены в южном и западном направлении, где пришли в столкновение с обитавшими на своих землях узбеками, каракалпаками, ногайцами, башкирами. В 1644 г. хан Джангир, который выступил совместно с самаркандским войском во главе с Жалантос-батыром, разбил один из джунгарских отрядов. В 80-х гг. XVII в. джунгарская армия под командованием хунтайджи Галдана вторглась в Семиречье и Южный Казахстан. Были разгромлены несколько казахских улусов, захвачено девять городов; среди них источники называют Сайрам, Манкент, Карасман, Шымкент, Ташкент и др. Жители Сайрама оказали достойное сопротивление; был убит оставленный Галданом наместник, что вызвало повторное вторжение ойратской армии в Южный Казахстан. Сайрам был взят и разрушен; часть его жителей была уведена в Джунгарию и Восточный Туркестан. Укрепление Казахского ханства в период правления хана Тауке (1680—1718), союз казахов с киргизами и каракалпаками ослабили на время натиск джунгар на казахские земли. Во время их нападения в 1680 г. на Южный Казахстан только город Туркестан не был разграблен джунгарами, так как в нем находился с войсками хан Тауке. Джунгарские погромы были одной из существенных причин постепенного угасания жизни городов на юге Казахстана. Набеги джунгар перерезали важные торговые пути, наносили большой ущерб хозяйству мирного населения. Тяжелая экономическая и политическая обстановка в Казахстане была обусловлена непрекращающимися усобицами, нестабильными отношениями с правителями Средней Азии. Состояние раздробленности и ослабление Казахского ханства сказывалось на целостности не только государственной, подвластной ханам, территории, но и этнической. Раздоры соперничавших за власть и подданных, за пастбищные земли и города ханов, султанов, группировок аристократии племен замедляли темпы общественно-культурного развития, мешали созданию условий для упрочения государственности на территории Казахстана, для эффективной защиты с ее помощью коренных земель народа. ХануТауке удалось несколько нормализовать политическую ситуацию в распадавшемся ханстве. Он предпринял ряд мер для поднятия авторитета ханской власти, преодоления сепаратизма знати, консолидации народа. При нем был составлен свод норм обычного права «Жеты-Жаргы», определивший основные принципы правопорядка и государственного устройства. Он искал пути союза и мирных отношений с соседними государствами. Но относительное спокойствие продолжалось недолго. Набеги джунгар на казахские земли происходили в 1710/11, в 171 Зи1718 годах. В 1724/25 гг. джунгары разгромили города Туркестан и Ташкент, а 1723 год — год «Великого бедствия» разметал часть казахов далеко за пределы их этнической территории. Многие бежали в Среднюю Азию, что не могло не обострить отношений с местным населением; другие откочевали на запад, на Эмбу, до Яика, Ори и Уя, потеснив из их окрестностей ногайцев, башкир, волжских калмыков, да и своих же сородичей, казахов Младшего жуза. Каждый из упомянутых народов пытался отстоять свои земли, невольно принимая на себя давление мигрантов, в свою очередь, пострадавших от более сильного противника. Все большему давлению, экономическому и политическому, подвергались казахские племена и роды Среднего жуза со стороны русских властей, утвердившихся в Южной Сибири, на территории Прииртышья, на землях Алтая. Массовые потери скота и пастбищ привели к значительному обострению хозяйственного кризиса в Старшем и Среднем жузах. Сокращение подвластной территории и числа подданных ослабляли позиции ханов, усиливались вражда и раздоры. В трудной экономической и политической обстановке встал вопрос о принятии российского подданства. Дальнейшие этапы политической, экономической и этнокультурной истории казахов связаны со временем колонизации Россией казахских земель. Лекция 15. Социально- экономическое положение в казахском обществе в ΧVΙ-ΧVΙΙ вв. План: 1. Традиционное хозяйство казахов. 2. Развитие земледелия, ирргационная система. Роль охоты. 3. Социальный состав городов и демографическое положение. Социальная структура общества. Характеристика социальных групп «Ақ сүйек» и «Қара сүйек». 4. Дискуссия о сущности и характере феодальных отношений в казахском обществе и форме собственности на землю и скот. 1. Основной отраслью хозяйства продолжало оставаться полукочевое скотоводство, особенностью которого было содержание скота в течение года на подножном корму. Кроме того, в районах Южного Казахстана, на берегах рек Сырдарья, Шу, Талас, Арыс было широко распространено оседлое скотоводство. Казахи разводили главным образом лошадей, овец и верблюдов, в оседлых хозяйствах - крупный рогатый скот и коз. Казахские лошади были в основном двух пород. Табунные лошади с длинным и широким туловищем и относительно короткими ногами обладали высокой способностью к нажировке и зимней пастьбе. Эта порода близка к современной казахской лошади типа “жабы”. Кроме того, в степи разводили породистых скаковых лошадей. Распространенным видом домашнего скота были верблюды. В период XV-XIX вв. казахи разводили одногорбых верблюдов “нар туйе”, но большее предпочтение отдавали двугорбым. При кочевом и полукочевом хозяйстве верблюды круглый год оставались под открытым небом. Лишь иногда в холодное время их обшивали войлочными попонами или строили для них специальные укрытия. Казахи выращивали как крупных курдючных овец, так и более мелкие, тонкорунные породы. Кроме того, существовали породы крупного рогатого скота, приспособленные к пастбищному содержанию даже в зимнее время. В соответствии с природно-климатическими зонами исторически сложились и сезонные пастбища. Все пастбища делились на зимние - кыстау, весенние - коктеу, осенние - кузеу и летние - жайлау. Для зимних пастбищ избирались камышовые берега озер, долины рек, горные ущелья, южные склоны сопок, невысокие горы, опушки леса или небольшие равнинные участки бугристых песчаных пустынь. Под весенние пастбища отводились земли, раньше освобождавшиеся от снежного покрова. Кузеу часто совпадали с коктеу и располагались недалеко от зимовок. Жайлау отличались богатым травостоем, прохладным климатом, пресной водой и отсутствием комаров и слепней. Для обеспечения скота водой выкапывались неглубокие, как правило, широкие колодцы, и вода из них черпалась при помощи кожаной бадьи-кауги. Глубокие колодцы были распространены в засушливых районах и набирать воду из них было настолько сложно и трудоемко, что использовали для этого верблюдов или быков. На Мангыстау и Устюрте выкапывались глубокие каменные колодцы. Зимняя пастьба скота, так называемая тебеневка, производилась в определенной последовательности. Вначале на пастбище выгоняли лошадей, которые копытами разрыхляли снег и поедали лучшую траву, затем на том же месте выпасали коров и верблюдов, и только после этого - овец. Особенно ценились территории, удобные для выпаса овец и крупного рогатого скота - кара мал жер. Эти земли приберегались на самое трудное время. Страшным бедствием для скотоводов был массовый падеж скота - жут. Причиной жута могли быть неблагоприятные природные условия - засушливое лето, степные пожары, морозные зимы с внезапными оттепелями и дождями. В подобных ситуациях скот не мог добывать корм из-под ледяного покрова. Во время многодневных буранов он погибал, попадая в соленые озера “сор”, не замерзающие даже в сильные морозы. В особо трудные зимы казахи использовали “курек ашу” -способ очистки пастбищ с помощью лопат и других инструментов, бревен, привязанных арканами к лошадям. Первые дни откочевки на жайлау являлись праздником. Перед выездом с зимовки устраивался “наурыздама”. Остановка на весенних пастбищах - трудньй и ответственный момент в жизни скотовода, так как совпадал с окотом скота, стрижкой верблюдов, уход за молодняком требовал большого труда. В начале лета аулы прибывали на жайляу. Здесь доили кобыл, проводили кастрацию ягнят, стрижку овец, изготовление кошм и заготовку молочных продуктов. В сентябре-октябре казахи отправлялись в обратный путь и в ноябре достигали куздеу, а в декабре - к,ыстау. На осенних пастбищах проводили убой скота на зиму - согым. Темп движения на летние пастбища был медленным, обратно на зимовки - более быстрым. Такой порядок кочевания повторялся ежегодно, пастбища и кочевые пути были строго разграничены между общинами. 2. Орошаемое земледелие. Немаловажное значение в хозяйственной жизни казахов придавалось земледелию. Особое распространение оно получило в южных районах Казахстана, округах Отрара, Туркестана, Саурана, Сыгнака, Созака. Земледелием занимались казахи Западного Казахстана и Сарыарки. В Казахстане развивалось главным образом поливное земледелие - нерегулярное и регулярное. Для посевов при нерегулярном орошении казахи использовали участки речных долин, обильно заливаемые паводковыми водами. Такой тип земледелия существовал в долинах Сырдарьи, Или, Шу, Таласа, Торгая и Ыргыза. В Прибалхашье заливаемые в половодье низины между барханами ограждали, закрывая сток воды. Собранная таким образом вода стояла все лето, а зимой замерзала. Весной этот участок распахивался. Посевы на усыхающих днищах озер - кольтабан, засевались в низовьях Таласа. Лиманное орошение было распространено по всей территории Казахстана, хотя занимало довольно скромное место. Небольшие участки речных долин, заливаемые весной паводковыми водами, ограждали валами и использовали задержанную воду для орошения. Переходной формой от нерегулярного, лиманного к регулярному, арычному орошению была система устройства водосбросов весенней воды. Выбранное место ограждали плотиной - “бегет”, и вода из водохранилища спускалась на поля по мере надобности. Наибольшее значение в казахском земледелии имело регулярное орошение с помощью систем арыков, по которым вода самотеком поступала на поля. Крупные системы были очень редки, так как в Казахстане мало полноводных крупных рек. Казахи искусно использовали мелкие источники орошения - ручьи, степные речки, ключи, озера. Нередко на мелких источниках ставились плотины, образовывающие искусственные водохранилища - тоспа или айдын. Помимо обычной самотечной системы орошения казахи местами использовали особые системы. По левому берегу Сырдарьи существовало бассейновое орошение: воду на поле вели из 2-3 искусственных озер, соединенных между собой протоками. У южных склонов Каратау было распространено керизное орошение, когда большие глубокие колодцы соединялись подземными водосборными каналами. Наряду с самотечной системой практиковалось орошение с помощью водоподъемных устройств. Одно из древних и примитивных сооружений для подъема воды - ручные черпаки “атпа”, состоящие из треножника и черпака с длинной рукоятью. Им забирали воду и заливали арык, ведущий в поле. Наиболее распространенным водоподъемным устройством был шыгыр - деревянное колесо до 5 и более метров в диаметре, по ободу которого с определенным наклоном прикреплялись ведра. Специальная система передач соединяла колесо с рычагом, приводившимся в движение волами или верблюдами, шыгыры поднимали воду из степных рек с глубоким руслом. Вода из ведер выливалась в наклонный желоб, который соединялся с арыком или водохранилищем. При подъеме на большую высоту, ставились ярусами два и даже три шыгыра. На казахских пашнях практиковалось в основном три способа полива: напуском (редко), затоплением и по бороздам. Орошение напуском, при котором поле заливалось струёй воды из источника (арыка или просто ручья), требовало обилия воды и было нерациональным. Значительно шире было распространено затопление. Поле разбивалось на небольшие участки - атыз, разделение валами. Сначала водой заливали один участок и только после основательного орошения его, вода пускалась на следующий участок. В Жетысу преобладал полив бороздами. Борозды проводили на участке плугом или сохой в направлении, перпендикулярном уклону местности. При поливе нижние концы борозд запруживались, и вода, постепенно заполняя их, просачивалась в почву. К началу XIX в. орошаемые земли стали сокращаться, что было вызвано природными (усыхание степей) и политическими (колониальная политика России) причинами. И все же земледелие было довольно распространено не только на юге Казахстана, но и в центральных районах, на Жеме, Торгае, Ыргызе, в северных и восточных регионах Казахстана, играя все же в хозяйстве казахов второстепенную, вспомогательную роль. Сельскохозяйственные культуры. Казахи-земледельцы возделывали разные зерновые и технические культуры - пшеницу, просо, рожь, ячмень, овес, рис, джугару, хлопок, коноплю и т.д. Из зерновых культур за редким исключением сеяли только яровые. Использовалось несколько сортов пшеницы (бидай). Наиболее распространенными, особенно на юго-востоке Казахстана, были так называемые “местные” сорта. Это “ак бидай” -белая пшеница, “Кызыл бидай” - красная пшеница (последняя отличалась длинным стеблем, зеленоватой верхушкой колоса, длинным и тонким зерном). Известны были также сорта “кара сулы” - черноколоска с мелким темно-бурым зерном (малоценный сорт, шедший нередко на корм лошадям); “лизелик” - сорт с коротким вегетационным периодом выращивали в горных районах и на севере Казахстана, “тиецп бидай” - сорт с трудно обмолачиваемым колосом, “лючин бидай” - пшеница с белой остью, легко обмолачивалась, давала белую муку. “Кызыл бидай” была как озимой, так и яровой, “ак. бидай”-только яровой. Просо (тары) обладало в суровых климатических условиях Казахстана при экстенсивном земледелии рядом достоинств. Прежде всего, это крайне неприхотливая культура. Она давала и на поливе и на богаре устойчивые и высокие урожаи. Для посева использовались “ак тары” - белое просо, “Кызыл тары”- красное просо и “шокдй” - наиболее ранний и высокоурожайный сорт. Кроме того, были известны торгайские сорта проса - “ак, бикеш”, “Коныр шолак”, “конак”. Самое скороспелое из них - “конак” вызревало за 40 дней, “акбикеш” - за 60, “коныр шолак,” - за 90 дней. Торгайское просо, по свидетельству специалистов, отличалось особой полнотой и чистым цветом зерна. Наряду с пшеницей и просом казахи высевали овес - “сулы” и ячмень - “арпа”. Выращивали также рожь - “кара бидай”, рис -”шалы” и бахчевые культуры - арбузы и дыни. Взаимодействие кочевого скотоводства и оседлого земледелия. Домашняя промышленность и промыслы. Города и поселения. Торговля и денежное обращение. В XV—XVII вв. у казахов степных районов в качестве преобладающей сохранялась исторически сложившаяся, соответствовавшая природно-климатическим условиям зоны сухих степей и полупустынь отрасль хозяйства — кочевое и полукочевое скотоводство. Основными видами скота были овцы, лошади, верблюды. Крупный рогатый скот разводился в небольшом количестве, главным образом в местах оседлости. Закрепились ранее сложившиеся маршруты и годичные циклы кочевания со сменой сезонных пастбищ (коктеу, джайляу, куздеу, кстау). При этом каждый род, который мог состоять из десятков, а нередко и более сотни аулов, традиционно кочевал в пределах определенной географической зоны. Протяженность кочевий была от 200—300 км на юге и в Семиречье до 800—1000 км в меридиональном направлении в степных районах. Выбор места кочевий, конечно, зависел не только от традиций и хозяйственных нужд, но и от политических условий в ханстве. Экстенсивное кочевое скотоводство требовало обширных пастбищных угодий, и их постоянная нехватка вызывала войны и распри с соседями. Скотоводство чрезвычайно зависело от природных условий. Заготовка кормов не производилась, зимой скот находился на подножном корму. Ибн Рузбихан, например, отмечая ценность сырдарьинских земель для кочевников, писал, что все окрестности Сей-хуна покрыты «камышом, богаты кормами для скота и топливом». В суровые зимы нередко происходил массовый падеж скота, кочевники-скотоводы разорялись, многие переходили к оседлости. Хотя и медленно, сами формы ведения кочевого скотоводства и его продуктивность улучшались; в благоприятные годы (как со стороны погоды, так и со стороны политических условий жизни населения) интенсивно росло поголовье скота. Сохранялись и постоянно совершенствовались отработанные веками навыки ведения животноводческого хозяйства. Жилище казахов, юрта, а также хозяйственный инвентарь были хорошо приспособлены для кочевания и обработки животноводческой продукции. Кочевое скотоводческое хозяйство во многом обеспечивало жизнь казахской семьи. Онодавало казахам продукты питания, материалы для одежды и обуви, устройства и убранства юрты, транспортные средства для перекочевок. Конь был незаменим в военных походах и сражениях. Кочевники-скотоводызанималисьдомашними промыслами, главным образом, по переработке животноводческого сырья. Изготовляли войлок, ковры, одежду, обувь, кожаную посуду, сбрую и т. д. Хотя хозяйство казахов оставалось в основном натуральным, но оно давало и излишек продукции для обмена на товары и продукты, произведенные городскими жителями и земледельцами. На рынки городов Туркестана — Сыгнака, Саурана, Ясы и др.— кочевники-скотоводы пригоняли скот, доставляли кожи, шерсть, изделия из них, а также холодное оружие, изделия из дерева, главным образом из березы, в частности арбы, тахты и посуду; продавали пушнину, меховые шубы и шапки19. В обмен скотоводы получали в городах Туркестана разнообразные товары: хлопчатобумажные и шелковые ткани, изделия гончарного производства и металлического, готовые изделия из тканей и кожи — халаты, шали, головные уборы, обувь, детали конского убранства, а также разную домашнюю утварь, оружие, украшения из драгоценных металлов, зеркала и многое другое. В торговле участвовали и казахи: «Их (казахов) купцы постоянно посещали и посещают страны ислама, равно и купцы этих стран ездят к ним»20. Самым твердым, постоянным и массовым у кочевников был спрос на зерно — пшеницу, просо, ячмень, на другие продукты земледелия и садоводства и особенно на ткани (карбас). Казахи знали оседлое и полуоседлое земледелие и городскую культуру, особенно в южных и юго-восточных районах Казахстана. Постоянная связь кочевого хозяйства населения степных районов и районов оседлого земледелия и городского хозяйства была неотъемлемой чертой экономической жизни казахского общества. Оседло-земледельческое население городов и оазисов Туркестана, смешанное в этническом отношении, находилось в постоянном хозяйственно-культурном взаимодействии со скотоводческим населением степи. В свою очередь, и непосредственно кочевниками в местах зимовок создавались очаги земледелия, оседлые и полуоседлые поселения, при этом земледелием занимались по большей части лишившиеся скота и возможности кочевать бедняки-жатаки. Оседание казахов-кочевников происходило в зоне присырдарьин-ских оазисов и в западной части Семиречья более интенсивно, чем в каких-либо других местах государства. Процесс оседания казахов в XVI в. на этой территории был зафиксирован в документальных материалах (жалованных грамотах). Кочевавшие прежде аймаки (род, племя), по одной из таких грамот, подразделяются на «живущих [постоянно] в селениях (дихнишин), [полуоседло] в кишлаках (киш-лакнишин) и кочующих (сахранишин)». Упомянуты также кочевые племена (илатийа)21. В городах часто жили ханы со своим двором и войском, особенно после вхождения территории Туркестана в состав Казахского ханства. Контроль над городами позволял создать в целом на казахской территории более прочную экономическую систему, базировавшуюся на двух взаимодополняющих хозяйственных укладах — кочевом скотоводческом и оседло-земледельческом, городском. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |