АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

История России - неотъемлемая часть всемирной истории. Российская цивилизация между Востоком и Западом

Читайте также:
  1. A) Прямая зависимость между ценой и объемом предложения.
  2. C) Подтвердили присягу на верность России
  3. E) Обратиться за помощью к России
  4. I ЧАСТЬ
  5. I. ПАСПОРТНАЯ ЧАСТЬ
  6. II часть
  7. II. История духа (Geistesgeschichte), образующая канон
  8. II. Национальные интересы России
  9. II. Основная часть
  10. II. Основная часть
  11. II. Практическая часть
  12. III Угол между прямой и плоскостью.

 

В исторической науке нет единого мнения относительно места России в мировой истории. Перед каждым, кто стремится ответить на этот вопрос, соотнести Россию с другими обществами, определить цивилизационную принадлежность нашего отечества, встаёт множество проблем.

 

Основные подходы:

1. Сторонники западнических концепций утверждают, что наша страна развивается так же, как и Запад (Европа), но отстала на этом пути, результатом чего и явилось ее историческое своеобразие. Поэтому России необходимы модернизация и вестернизация (европеизация).

Причины отставания обычно связываются с монголо-татарским игом, отбросившим русские земли назад в экономическом и культурном отношениях и замедлившим дальнейший общественный прогресс. Отмечаются также многочисленные войны, которые вела страна на всем протяжении своей истории, причем большая их часть разворачивалась непосредственно на территории самой России. Современные историки и публицисты - сторонники концепции часто связывают факт отставания с приходом к власти большевиков в октябре 1917 года или же с реформами конца XX века.

Эта точка зрения исходит из хронологической сопоставимости истории России и Европы, но не учитывает определенного сходства российских общественно-политических институтов с восточными - прочность общины, преобладание вертикальных связей над горизонтальными, исключительная роль государства и идеологии (религии) в жизни человека и общества. Тем не менее, данная точка зрения является очень распространенной.

1.1. Согласно теории модернизации, Россия по тем или иным причинам периодически отстает от западных стран, и возникает необходимость в быстром рывке вперед – модернизации, которая может быть более или менее

всесторонней, более или менее успешной.

В истории России выделяют:

- петровскую модернизацию (реформы первой четверти XVIII века),

- александровскую (реформы середины XIX века),

- столыпинскую (реформы начала XX века),

- сталинскую (индустриализация 30-х годов XX века) и

- ельцинскую (реформы конца XX века).

В качестве образца во всех случаях выступает Запад.

2. Есть теория, предлагающая отнести Россию к обществам восточного типа.

Она предполагает, что все попытки перевести страну на западный путь развития (принятие христианства, реформы Петра I и др.) оказались неудачными. После прихода к власти большевиков страна превратилась в типичную восточную деспотию во главе с тираном – партийным вождем. Однако эта точка зрения не учитывает тот факт, что Россию объединяет с западным миром христианство, периоды ее истории сопоставимы с европейскими, а Киевскую Русь и Российскую империю, особенно после реформ середины XIX века, невозможно отождествить с обществом восточного типа.

Кроме того, Советский Союз нельзя рассматривать только как разновидность восточной деспотии, поскольку восточные общественно-политические институты (государственная собственность на средства производства и отсутствие частных собственников, корпоративность, всевластие государственно-партийной номенклатуры во главе с лидером партии и государства, отсутствие диалога власти и общества и т.п.) сосуществовали с западной технико-технологической базой, западной структурой народного хозяйства и занятости населения.

 

3. Не менее влиятельным, чем западничество, является подход, утверждающий самобытность России.

3.1. Первой теорией этого типа можно считать концепцию, созданную в XV веке старцем Филофеем и получившую название «Москва – третий Рим». По мнению ее автора, Россия – это единственное в мире справедливое государство, несущее свет истины – православной религии - другим народам. Уникальность России связана с преемственностью по отношению к исчезнувшему государству – Византии. Идейными наследниками воззрений Филофея стали славянофильство и евразийство.

3.2. Сторонники цивилизационного подхода, разделяющие представления о незападности, самобытности России, видят в ней центр православной цивилизации или выделяют особую российскую цивилизацию.

Концепция православной (восточнохристианской) цивилизации объединяет Россию с Украиной, Беларусью, Сербией, Черногорией, Молдавией, Румынией, Грузией и Арменией по конфессиональному и территориальному принципу.

Достоинства этой точки зрения связаны с тем, что Россия выступает в качестве центра экономического и культурного притяжения для ряда государств и народов и занимает место, соответствующее ее историко-культурным характеристикам и экономическим возможностям в качестве лидера одной из мировых цивилизаций.

Недостатки концепции определяются тем, что чуть менее 20% населения страны не являются носителями сформированного православием менталитета, а исповедуют такие религии как ислам, буддизм и язычество.

3.3. Концепция России как самостоятельной (российской) цивилизации направлена, главным образом, против отнесения нашего отечества к периферии западного мира, поскольку ее сторонники подчеркивают тот очевидный для них факт, что Россия является цивилизационным центром. Концепция подчеркивает целостность и значимость России, но, отождествляя одну из мировых цивилизаций с границами российского государства, эта точка зрения утверждает, что все другие страны и народы входят в иные цивилизации, и Россия ни для кого не является естественным центром притяжения, что не соответствует историческому прошлому страны.

 

Самостоятельная работа:

 

1. Подготовка устного или письменного сообщения «портрет историка».

2. Поиск в ближайшем окружении исторического источника и его анализ.

3. Составление вопросов, задач, при помощи которых можно проверить знания других обучающихся по пройденной теме.

4. Составление схемы пройденного материала.

 

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. История и литература.

2. История и религия.

3. Основные исторические типы цивилизаций.

4. Основные исторические формации в истории человечества.

5. Функции истории.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)