АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Формы групповой арт-терапии

Читайте также:
  1. B) Количественная определённость относительной формы стоимости
  2. B) относительной стабилизацией спортивной формы
  3. D) Этап ранних стартов или развитию собственно спортивной формы, этап непосредственной подготовки к главному старту
  4. D) Этап ранних стартов или развитию собственно спортивной формы, этап непосредственной подготовки к главному старту
  5. F12 - для перехода между окнами формы и кода программы.
  6. I. Рондо и его исторические формы.
  7. II Организационные формы антиглобалистского движения.
  8. II.4.1. Судебные реформы
  9. III. Формы борьбы и эффективность действий антиглобалистов.
  10. III.2.6. Формы работы палат Федерального Собрания Российской Федерации.
  11. IV. Порядок и формы контроля за исполнением государственной функции
  12. V.4 Формы обеспечения возвратности банковских ссуд.
  Студийная открытая группа Аналитическая закрытая группа   Тематически ориентированная группа  
Понятие   Слово «открытая» в названии этой группы обозначает отсутствие постоянного состава, на любом этапе могут присоединяться новые участники. «Студийной» эта группа называется потому, что условия ее работы чем-то напоминают художественную студию.   Ориентирована в основном на работу с неосознаваемыми психическими процессами ее участников. Слово «закрытая» в названии означает, что на протяжении всего времени состав группы остается постоянным.   Предполагает большую степень структурированности, которая достигается, главным образом, за счет использования тем, затрагивающих общие интересы и проблемы участников. В большинстве случаев являются полуоткрытыми: некоторые участники на определенном этапе могут покидать группу, в любой момент она может пополняться новыми членами. Арт-терапевт как правило, работает с ассистентом.  
Сфера применения   Чаще всего в стационарах с длительным пребыванием пациентов, например в психиатрических или туберкулезных больницах, в специализированных интернатах и школах-интернатах, в дневных социальных центрах и реабилитационных учреждениях.   Работа с пациентами, имеющими пограничные психические расстройства (или расстройства невротического уровня), либо с лицами, не имеющими каких-либо клинических нарушений, но испытывающими определенные психологические или социальные проблемы. Аналитические группы могут использоваться в работе с семьями, различными малыми сообществами людей, объединенными по какому-либо признаку (расовому, этническому, половому, возрастному и т. д.), в работе с правонарушителями. в ряде случаев с лицами, проходящими лечение от алкогольной или наркотической зависимости, и другими категориями клиентов. Существует также определенный опыт использования аналитических групп в работе с психиатрическими пациентами.     Существуют различные причины предпочтения в ряде случаев тематически ориентированных групп. М. Либманн, например, называет ситуации, когда: • люди испытывают явные затруднения и растерянность, особенно в начале работы; • люди, не имеющие опыта арт-терапевтической работы, ориентируются, главным образом, на свои впечатления от школьных уроков рисования; • люди чувствуют себя слишком напряженно в группе; • имеется временные ограничения для арт-терапевтической работы (а в силу короткого срока пребывания больного в стационаре, небольшой продолжительности курса арт-терапии или реабилитационной программы и т. д.), заставляющие более четко формулировать задачи и темы работы, отражающие специфические проблемы группы: • необходимо сплотить группу; • нужно предоставить группе выбор, для того чтобы настроить ее на решение тех или иных проблем и задач работы: • требуется активизировать взаимодействие между участниками группы: • надо вывести людей из погружения в свои проблемы и побудить к более активной совместной работе.  
Основные требования к оборудованию кабинета Занятия с открытой студийной группой проводятся в кабинетах-студиях. Перед началом работы арт-терапевт объясняет общие цели и характер предполагаемой деятельности, правила поведения в студии. Так, например, он может сказать, что посещение студии не приведет к созданию «высокохудожественных» произведений, но что каждый участник может, используя любые материалы по своему выбору, нарисовать или создать из них все, что захочет. Пациентов просят не мешать друг другу разговорами и комментариями в ходе работы. В то же время им предоставляется возможность общаться друг с другом в специально отведенном месте (за столиком с чаем или кофе или в креслах в стороне от рабочих столов). возможности студийной открытой группы в целом ограничены. Они сводятся, главным образом, к определенному положительному эффекту, достигаемому благодаря тому, что изобразительный процесс обладает отвлекающим, седативным, активизирующим или катарсическим действием. Важную роль играют контакт пациента со своим бессознательным и, в какой-то мере, положительная оценка результатов изобразительной деятельности со стороны окружающих, повышающая самооценку клиента. Такие действенные факторы, как психотерапевтическое взаимодействие пациента с арт-терапевтом и его активная интеракция со своей изобразительной продукцией, здесь практически не участвуют. Действие других факторов, связанных с групповым характером работы, также минимально.   На протяжении всего хода сессии арт-терапевт внимательно наблюдает за реакциями и поведением участников и их работой, в частности за характером используемых материалов, особенностями создаваемых образов и т.д. Он комментирует динамику происходящих изменений как в атмосфере группы в целом, так и в характере переживаний и поведении ее участников. Работа аналитической группы предполагает создание определенных условий. Важная роль отводится формированию надежных «границ», обеспечивающих «безопасное пространство» для групповой работы. Некоторыми факторами создания такого пространства является закрытый характер группы с постоянным составом участников. Четкая регламентация периодичности и продолжительности сессий с обязательным их посещением (неявка отдельных участников на ту или иную сессию может быть особым предметом для анализа), достаточно четкое формулирование основных целей и задач работы (насколько это возможно при низкой структурированности группы). Помещение для работы аналитической группы имеет, как правило, две зоны; «грязную», предназначенную для изобразительной работы, и «чистую» — для обсуждений. Необходим больший выбор посадочных (рабочих) мест, различающихся по определенным признакам. Необходимо обеспечить свободный доступ участников к различным материалам и средствам работы, к воде. Помещения отвечает требованиям кабинета для групповой работы и содержание занятий тематически ориентированной группы определяютсярядом факторов. Так, при работе с группой, состоящей из лиц с недоразвитием интеллекта, основная цель занятия может сводиться к оценке и тренировке их познавательных возможностей и умений; при работе с группой, состоящей из пожилых людей, целью занятия может быть проработка особых проблем — одиночества и беспомощности; при работе со смешанной группой детей и взрослых — налаживание коммуникации и достижение лучшего взаимопонимания между участниками и т. д.  
Особенности взаимодействия арт-терапевта с клиентами, клиентов между собой Студийная группа предполагает использование недирективного подхода, предоставляющего максимум свободы каждому участнику и уважение его индивидуальных особенностей. Необходимо учитывать, что для некоторых пациентов может представлять интерес даже простое пребывание в атмосфере студии и молчаливое «соучастие» в работе других. Каждый работает в своем темпе. вербальный контакт в процессе работы минимален. Студийная группа предполагает обратную связь, — главным образом, через экспозицию работ в помещении студии и их краткое обсуждение, контакт между отдельными участниками и индивидуальное общение с арт-терапевтом.   Ход сессии не имеет какой-либо жесткой регламентации, и хотя арт-терапевт наблюдает за ним и время от времени комментирует его, многообразие возможностей этой формы групповой работы делает ее малопредсказуемой и спонтанной. Они имеют возможность самостоятельно контролировать свои действия и отчасти ход групповой работы, самостоятельно решая, в какой форме и когда в нее включиться. Им предоставляется неограниченная свобода поведения. Они не только активно реагируют на работы своих товарищей во время их создания, но и включаются в групповое обсуждение во время дискуссии. является комплексным видом работы, сочетающей в себе как изобразительную деятельность клиентов, так и вербальную коммуникацию. Вербальный компонент может варьировать в широком диапазоне: от спонтанных высказываний, комментирующих изобразительный процесс, до групповой дискуссии. Групповые аналитические сессии весьма динамичны и включают в себя на разных стадияхглубокое погружение участников в самостоятельную работу и коллективное обсуждение.   Арт-терапевт должен объяснить основные правила поведения в ходе сессий, иногда он может согласовать эти правила с группой. В частности, он просит не опаздывать и посещать все сессии, проявлять взаимное уважение, воздерживаться от разговоров и замечаний, которые могут помешать другим. Он указывает на ответственность участников за то, что будет происходить во время сессий: за чувства и поступки, выбор тем и их раскрытие в изобразительной работе, уборку помещений после завершения сессии и т. д. Арт-терапевт объясняет основной характер арт-терапевтической работы, ее цели и задачи. В частности, он может подчеркнуть, что арт-терапия не связана с созданием «произведений искусства» и использованием каких-либо изобразительных эталонов, что наибольшее значение имеет искренность в выражении переживаний, индивидуальный стиль самовыражения, что участники могут вести себя совершенно естественно и делать из любых материалов все, что им захочется в соответствии с выбранной темой. Выбор темы может осуществляться различным образом и определяться характером группы. В некоторых случаях тема выбирается или предлагается самими участниками группы. Этому может предшествовать небольшая дискуссия, позволяющая выяснить наиболее актуальные и близкие большинству участников проблемы. Некоторые темы могут быть продолжением или «развитием» предыдущих занятий. Иногда можно дать сформулировать участникам некую тему, отражающую основную проблему или потребность, проявившуюся в уже выполненных работах. Большинство тем предполагает индивидуальную деятельность, однако немало и таких, которые могут быть предназначены для парной или коллективной работы.
Сроки работы и частота встреч     Занятия в открытых студийных группах проводятся от одного до нескольких раз в неделю. Продолжительность сессий варьирует в среднем от полутора до двух с половиной часов. Во многих случаях, в особенности в стационарах длительного пребывания и специальных интернатах, пациенты могут проводить в студии любое время. Продолжительность работы в открытой студи и подгруппе определяется разными факторами: интересом пациентов, сроком пребывания в стационаре и т. д. Работы, как правило, хранятся в личных папках. Тем самым защищается право каждого пациента на внутренний мир и формируется (при участии и других факторов) безопасное «психотерапевтическое пространство»     Работа аналитической группы предполагает проведение регулярных сессий продолжительностью два-три часа (иногда больше), в большинстве случаев еженедельно или один раз в две недели. Группа может встречаться в течение того или иного периода времени, который определяется задачами работы и внешними факторами. Так, срок работы группы может быть связан с достижением определенного лечебно-коррекционного эффекта или проработкой комплекса проблем (характерного, например, для ситуации в семье, представителей определенного малого сообщества и т.д.). Таким образом, можно говорить об уместности использования понятия терминации для обозначения окончания работы аналитической группы.     Как правило, тематически ориентированная группа работает непродолжительное время, нацеливаясь на определенные аспекты опыта ее участников и решение вполне конкретных задач. Тематически ориентированные группы работают в течение меньшего промежутка времени, чем, например, аналитические. Нередко они организовываются даже как группы однократных встреч, на которых прорабатывается те или иные проблемы участников. Иногда они представляют «группы выходного дня», работающие один или два дня по многу часов. В большинстве случаев тематически ориентированные группы имеют определенную периодичность сессий (от одной в две недели до нескольких в неделю). Продолжительность сессий примерно такая же, как в работе аналитических групп (в среднем полтора-два часа).
  Струк тура       Не структурирована 4 основных этапа работы группы 1. отличается пассивностью участников, которые ориентируются на лидера (арт-терапевта), склонны идентифицировать себя с ролью ведомого и проецировать свои неосознаваемые качества на лидера и других участников. Изобразительная продукция выполняет защитную функцию, что проявляется, в частности, в потребности участников в высокой оценке своих работ со стороны лидера и в их стремлении использовать изобразительные клише. Важная роль на этом этапе принадлежит лидеру, который, дистанцируясь от «соучастия» в «играх» и демонстрируя свою особую функцию и позицию в группе, символизирует для участников «ролевую модель», — тем самым он стимулирует их самостоятельность. 2.характеризуется снижением проекций и повышением тревожности и психического дискомфорта участников. Может проявляться враждебность отдельных клиентов друг к другу так же, как и симпатия и идеализация в результате усиления переносов. Могут наблюдаться импульсивные реакции, агрессивные выпады против лидера и даже попытки отдельных участников покинуть группу. В целом самооценка участников группы понижается, имеет место тенденция к отрицанию ими своих творческих возможностей. 3. происходит расширение экспрессивного диапазона участников. Они становятся готовы к аутентичному выражению самых разнообразных чувств, которые постепенно ими осознаются. Параллельно с этим взаимоотношения между участниками приобретают более глубокий и комплексный характер. Идет исследование проекций и переносов, их соответствия реальным «Я» клиентов. Преодолеваются регрессивные тенденции и потребность в зависимости от лидера и отдельных участников. Формируется определенная «культура» группы, способствующая продуктивной работе, происходит идентификация участников с общей целью групповой деятельности. 4. нередко характеризуется усилением тревожности, регрессивных и защитных тенденций участников группы. Могут иметь место депрессивные переживания или, напротив, эйфория. Клиенты, стремясь преодолеть страх расставания, формируют пары. Многие испытывают потребность вновь обратиться к ранее выполненным ими или их товарищами работам, пытаются завершить или изменить рисунки определенным образом. Происходит постепенная интернализация опыта групповой работы, позволяющая интегрировать его различные аспекты и достичь высокой степени психологической автономности, необходимой для терминации.   Каждая сессия состоит из 3 этапов: • введение и «разогрев» (занимает примерно от 10 до 25% времени сессии); • изобразительная работа — «исполнение» темы (от 30 до 40% общего времени сессии); • обсуждение и завершение сессии (от 35 до 40% общего времени сессии). Введение и «разогрев» предполагают знакомство и подготовку участников к работе, создание атмосферы доверия и безопасности. Последующий «разогрев» представляет собой разные виды физической активности и способы «настройки» на изобразительную работу. В нем могут использоваться некоторые упражнения из арсенала «групп встреч», упражнения на релаксацию (особенно если последующая изобразительная деятельность предполагает интроспективный характер и связана с активизацией фантазии или исследованием собственных чувств и воспоминаний), а также некоторые несложные изобразительные приемы. Этап изобразительной работы предполагает выбор темы и ее последующую разработку с помощью изобразительных приемов. После выбора темы участники приступают к ее «раскрытию» и «разработке» с помощью изобразительных средств. «Раскрытие» и «разработка» темы с помощью изобразительных средств происходит, как правило, молча. Преждевременные оценки работ друг друга нежелательны, поскольку могут смутить автора, вывести его из состояния погружения в творческий процесс и помешать искреннему выражению чувств. В то же время некоторые темы могут предполагать ту или иную степень вербальной коммуникации и физического взаимодействия между участниками. Следует учитывать разную скорость их работы. Те, кто уже завершил свой труд, могут, не мешая другим, внимательно рассмотреть свое «произведение», попить чаю или отдохнуть в «чистой» зоне. Этап обсуждения и завершение сессии. Обсуждение обычно происходит в «чистой» зоне арт-терапевтического кабинета. Оно представляет собой рассказ участников о своей изобразительной работе или комментарии к ней. Пациенты не просто описывают нарисованное, но стараются раскрыть свои чувства, ассоциации, мысли, связанные с изобразительным продуктом и его содержанием. Иногда автор может лишь показать свою работу или ограничиться всего несколькими словами. В других случаях участники могут сопроводить свой рисунок (или иной «продукт» — скульптуру, трехмерную композицию и т. д.) описанием в форме рассказа или стихотворения. Существует несколько вариантов обсуждения. В одних случаях каждому предоставляется возможность высказаться, в других — внимание фокусируется на одной или нескольких работах. Иногда на обсуждение выносится и ход групповой работы: каждый делится своими ощущениями и мыслями относительно того, что происходило во время данной сессии или их серии, каковы его впечатления от общей атмосферы в группе, характера вербальной и невербальной коммуникации, роли ведущего (арт-терапевта) и разных участников, ихотношения к теме и т. д. Целесообразно устраивать ретроспективные обсуждения (например, при регулярных занятиях один раз в одну или две недели) с показом и комментариями серии работ того или иного участника, выполненных за определенный период времени. Это может стимулировать группу к выбору очередной темы, а автора — к глубокому осмыслению своего опыта. При рассказе участника о своей работе другие, как правило, воздерживаются от комментариев и оценок, но могут задавать автору вопросы. Иногда, при общем согласии группы, участники переходят к более подробному обсуждению работ друг друга с высказыванием собственных впечатлений, чувств, мыслей. Этот этап сессии может быть дополнен комментариями и оценками арт-терапевта, касающимися хода работы, ее результатов, поведения отдельных участников и т. д. Как правило, он избегает делать какие-либо аналитические заключения — это может лишь усилить зависимость от него участников группы и подавить их самостоятельность. Подобные заключения, может быть и уместные в диагностических целях, не отвечают основному характеру арт-терапевтической работы, которая предполагает активный «диалог» авторов со своими «произведениями». Этому «диалогу» способствуют различные приемы, которые использует арт-терапевт, в том числе на этапе обсуждения. Он может задавать автору вопросы, направленные на уточнение содержания работы, его переживаний и мыслей. Нередко используется юнгианская техника «амплификации», направленная на выявление ассоциативных связей между работами участников и различными событиями их жизни, мифологическими, эстетическими, религиозными представлениями и т. д. Арт-терапевт может использовать технику «гештальта», побуждая участников говорить об отдельных элементах их произведений от первого лица, озвучивать диалоги между этими элементами, а затем составить высказывание от «лица» всего произведения в целом. Завершение сессии может представлять собой краткое резюме, отражающее ее основные результаты. Арт-терапевт может суммировать общий итог сессии, подчеркнув те или иные ее положительные стороны, и поблагодарить участников за их работу. При более продолжительных сессиях каждый участник может кратко сказать о том, что он «получил» от работы и что ему больше всего понравилось или не понравилось. Иногда используется некий заключительный «ритуал» или упражнение, призванное обозначить окончание сессии и возвратить участников в реальную жизнь. Этому же служит и самостоятельная уборка помещения участниками группы.  

 


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)