|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Глава I. Версии этнической принадлежности и характеристика варягов
«Повесть временных лет» упоминает пятнадцать восточнославянских племенных союзов: дулебы, бужане, уличи, тиверцы, древляне, поляне, северяне, волыняне, хорваты, радимичи, вятичи, дреговичи, полочане, кривичи ильменские словене. Почти все эти племена обрели свои названия в ходе переселения и «Повесть временных лет» не сообщает о больших войнах между славянами, хотя столкновения случались. Каждое племя жило «своим княжением», имело свою «столицу». В «столицах» проходили встречи предводителей родов-старейшин. Они разрешали споры возникающие между родами: из-за земли, краж, кровной мести и т.д. Тогда славяне не имели писаных законов. Старейшины опирались на традиции, которые постепенно сложились в обычное право, т.е. неписанный закон. Этот закон действовал и в первые года, века существования Древнерусского государства. Летописи называли его Закон Русский. Кроме старейшин в города приходили ополченцы (все мужчины племени, способные носить оружие) и занимавшиеся только военным делом дружинники вождей, которых называли мужи. Они выбирали боевых вождей – князей, сообща решали важнейшие для племени вопросы. Резиденция князя так же располагалась в столице. Как видим племенные союзы управлялись достаточно разумно и рационально. Зачем племенам искать помощи в управлении, да тем более у северных народов, которые не были более цивилизованными, чем славяне. Попытаемся ответить на этот вопрос. Северные народы в Европе называли «норманны» а на Руси «варяги». Что такое «варяги»? К какому племени они принадлежат? Это один из спорных вопросов, представляемых древней истории России. После вековых споров сложилось три мнения об этом предмете.
1. Версия первая. Варяги были скандинавского происхождения и дали название Руси славянским странам. Самым важным доказательством этого положения служит множество скандинавских имен, встречаемых в списке варяжских князей, правивших Русью. Император Константин Порфирородный различает в Руси собственно русских и славян. Описывая днепровские пороги, он приводит русское и славянское название каждого из них. Кроме того почти все русские наименования объясняются скандинавскими корнями. Монтиранд, говоря о русских, выражается так: «Graeci vocant Russos… nos vero normanos». Сант-Бертинские летописи рассказывают, что император Феофил рекомендовал Людовику Простодушному русских послов, но что последний видя в них норманнских лазутчиков, заключил их в тюрьму. Наконец первые русские законы – Русская правда Ярослава – представляет поразительное сходство со скандинавскими. Сторонники этого мнения полагают первоначальное отечество русских и шведов, где указывают местность Рослог, и на ассоциации гребцов, называемых Рослоген; ещё ныне финское население называет шведов Руци.
2. Версия вторая. Варяги – славяне; они пришли со славянских берегов Балтийского моря, или из скандинавской области, в которой славяне основали колонию. Слово Русь не шведское: оно в глубокой древности применялось к приднепровской стране. Выражение прийти из Руси или идти в Русь часто встречается в древних документах, и Русь в этом случае означает Киевскую область. Арабские писатели называют русскими многочисленную, по их мнению, нацию, какую очевидно могли быть не скандинавы, а славянские аборигены.
3. Версия третья. Варяги не были нацией, но представляли воинственную шайку, в состав которой входили изгнанные из отечества искатели приключений, как славяне, так и скандинавы. Сторонники этого мнения опираются на существование частных и весьма древних торговых и политических отношений между славянами и скандинавами. Начальниками упомянутых шаек были обыкновенно варяги, но часть соучастников принадлежала к славянскому племени. Это гипотеза, ослабляя в варягах участие норманнского элемента, объясняет, почему водворение этих искателей приключений очень мало повлияло на славян, живших у Ильменя и Днепра, и почему новые пришельцы быстро поглощались завоеванную массой, так что внук Рюрика – Святослав носит уже славянское имя, а правнук Владимир остался в памяти народа типом истинного славянского князя. Были ли варяги чистыми скандинавами или смешались со славянскими искателями приключений, во всяком случае, не подлежит сомнению, что в них преобладал скандинавский элемент, и мы, наверняка не ошибемся, приравнивая их к морским королям-норманнам или викингам. Господин Самоквясов открыл около Чернигова Чёрную могилу с костями и оружием неизвестного князя, который жил в X веке и, вероятно, был варягом. Кольчуга, остроконечный шлем совершенно напоминают вооружения норманнских воинов. Варяги, подобно норманнам, удивляли южные народы своей безрассудностью и отвагой, огромным ростом. «Они были высоки, как пальмы», - говорили арабы. Отважные мореходы, чудесные пехотинцы, варяги глубоко презирали кочующие народы Южной России – венгров, хазар, печенегов, которые умели биться не иначе чем на бегу. Русские, по словам Льва Дьякона, видевшего их в битве, сражались плотной массой и представляли род медной стены, которая была усеяна копьями и блестела от щитов и в которой слышались сдержанные клики, ропот, напоминавший шум моря. Огромный щит закрывал их почти до земли, и когда они обращали тыл, то закидывали эти щиты на спину и делались неуязвимыми. Они, как и норманны, не помнили себя в пылу битвы; никогда не сдавались, потерпев поражение. Отчаявшись в победе, они сами себе распарывали животы, в том убеждении, что павший под ударами врага осужден служить ему в загробной жизни. Греки издавна ценили храбрость этих героев. Под именем руссов или варягов они составлялись собственную гвардию императора и играли роль во всех византийских армиях. В походе на Крит в 902 году участвовало семьсот русских, в Ломбардской экспедиции в 925г – четыреста пятьдесят; в Греческом походе 949г – пятьсот восемьдесят четыре человека. Русские варяги охотно нанимались в дружины к иноземным нациям – Новгороду и Византии. Эта черта опять напоминает французских норманнов, которых греческие императоры также выставляли в своих войсках, сражаясь с сарацинами Италии. Сражаясь за других, они делали иногда завоевания и для себя. Так датчане покорили Англию, норманны – Нейстрию, потомки Танкреда – Неаполь и Сицилию; также, наверняка, действовали и товарищи Рюрика в России. Будучи малочисленными, они быстро сливались с покоренными нациями. В варяжских шайках были как славяне, так и скандинавы, но в шайках норманнов, грабивших французские селения, были и много галло-римлян, отступников от христианства, очень жестоких. Варяги невероятно скоро потеряли свою религию, язык, обычаи. Они удержали только свое военное превосходство – привычку повиноваться избранному или наследственному главе. Они внесли в славянскую анархию тот элемент военной дисциплинированной силы, без которой немыслимо государство. Внезапное призвание славянами варяжских князей может показаться странным: можно бы подумать, что летописец хотел скрыть грубый факт завоевания, измыслив, будто славяне добровольно отдались под власть варягов Рюрика, как галлы под власть франков Хлодвига. В действительности завоевания не было: доказательством этого служит то, что городская организация осталась неприкосновенной; что вече по-прежнему рассуждало независимо от князя, а местная рать сражалась рядом с княжеской дружиною. Законы Ярослава, определяющие вину за убийство, не различают между славянином и варягом, тогда как меровингские законы указывают громадную разницу между галло-римляном и франком. Князь ведал преимущественно защитой страны, правосудием и взиманием дани; право на последнее было как бы вознаграждением за службу. Уже в 859 году варяги положили дань на славян у озера Ильмень, кривичей, чудь, мерю. Туземцы изгнали их; но заведя вновь распри между собой, опять призвали варягов в 862 году.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |