|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Семиотическая концепция Морриса: связь знака с поведением и интерпретацией. Трёхчастная модель Ч.У. МоррисаПродолжателем идей Ч.С. Пирса считается американский философ, логик и семиотик Чарльз Уильям Моррис, который первым представил системное изложение семиотики в ХХ веке. Согласно Ч. Моррису, процесс, в котором нечто функционирует как знак, может быть назван семиозисом. Этот процесс в традиции, восходящей к грекам, должен рассматриваться как включающий “три (или 4) фактора: то, что выступает как знак; то, на что указывает знак; воздействие, в силу которого соответствующая вещь оказывается для интерпретатора знаком”. Он определил, из каких частей должен состоять семиозис, из каких частей должен состоять знак и из каких областей должна состоять теория семиотики: «Процесс, в котором нечто фигурирует как знак, можно назвать семиозисом. Этот процесс в традиции, восходящей к грекам, обычно рассматривался как включающий три (или четыре) фактора: то, что выступает как знак; то, на что указывает (refers to...) знак; воздействие, в силу которого соответствующая вещь оказывается для интерпретатора знаком. Эти три компонента семиозиса могут быть названы соответственно знаковым средством (или знаконосителем - sign vehicle), десигнатом (designatum) и интерпретантой (interpretant), а в качестве четвертого фактора может быть введен интерпретатор (interpreter). То, на что указывает знак, было названо “десигнатом”. Знак воспринимается “интерпретатором”, поскольку он передает некую информацию, являясь “заместителем” ее и обладая особой “интерпретантой” для ее характеристики. Объясняя два последних термина, Ч. Моррис указывает на их связь с истолкованием знаков Аристотелем и пишет: “интерпретатор – это разум; интерпретанта – мысль или понятие; эти мысли или понятия общи всем людям и возникают из постижения разумом объектов и их свойств”. Ученый развивает и уточняет термин “интерпретанта”, введенный Ч.С. Пирсом, трактуя его как “навык организма реагировать под влиянием знакового средства на отсутствующие объекты, существенные для непосредственной проблемной ситуации, как если они были налицо” и связывает его с человеком. Таким образом, основатели семиотики определяли язык как важнейшее средство коммуникации, как общественное явление (социальный феномен) и системно-структурное, знаковое образование. Разъясняя понятие знака, Ч. Моррис сводит основные термины семиотики следующим образом: семиозис (или знаковый процесс), рассматриваемый как пятичленное отношение - знак, интерпретатор, интерпретанта, значение (означивание, сигнификация) и контекст, в котором встречается знак. Ученый указывает на то, что знаки, обозначающие один и тот же объект, не обязательно передают при своем использовании одно и то же значение: если в интерпретанте отражается значение знака, а последнее может меняться, у знака может появляться несколько интепретант. В интерпретанте знака должны найти свое отражение возможные истолкования его в системе языка, включая и прагматический эффект знака, но, конечно, не довольствуясь только им. Восприятие знака и его воздействие на говорящего предопределяется, прежде всего, структурой знания или опыта, мнения или оценки, которая составляет его семантику и которая объективируется с помощью тела знака. Значение знака может быть понято и по частям, и по модели, т.е. опираясь на некоторые “подсказки”. Моррис связал знаки с поведением и интерпретацией. Знак является стимулом, который вызывает готовность к ответу. Человек как интерпретатор воспринимает знак в качестве стимула к действию. В связи с этим знак имеет три свойства: 1) указательность – знак направляет субъекта к каким-то объектам, указывает на что-то; 2) оценочность – знак ориентирует на качества объекта, давая возможность человеку оценить их; 3) предписательность – знак направляет на объект определённым образом, предписывая способы действий по отношению к указанному объекту. Одна из самых важных систем знаков – это язык. Простые лингвистические знаки (эскрипторы) могут быть указательными, оценочными, предписывающими.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |