|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ «ПОГРАНИЧНЫХ» С ЖУРНАЛИСТИКОЙ ПРОФЕССИЙ, КОТОРЫЕ ИССЛЕДУЮТСЯ В МЕДИА-ПРОСТРАНСТВЕВ качестве профессий, обладатели которых испытывают наибольшую отребность в профессионально-нравственной регуляции поведения, обычно рассматриваются профессии врача, педагога, юриста. Для этого есть определенные основания, и состоят они в следующем./Общеизвестно, что способ этих видов деятельности строится на общении, на постоянном взаимодействии с другими людьми, которое обусловлено целями деят-и. Цели же деятельности предполагают (ни много ни мало!) непосредственное вмешательство в жизнь конкретных людей. Как правило, это вмешательство информ, но иногда и физическое (вещественно-энергетическое) – скажем, в случае хирургич-х операций или сеансов мануальной терапии. Отсюда движущее противоречие этих видов деятельности: с одной стороны, их результат (продукт!) витально необходим и потому они изначально престижны, а с другой – осуществлению их всегда сопутствует высокая степень риска, обусловливающая повышенную ответственность професси-ла, причем очевидную. В такой ситуации технологические моменты его деятельности перестают восприниматься как технологические, создавая иллюзию нравственных отношений едва ли не в чистом виде. Между тем они остаются технологией, только технологией особой, поскольку, во-первых, она учитывает высокую степень риска, а во-вторых, отражает не просто закономерности данного рода деятельности, но и закономерности общения как такового. Соответственно форм-ся и проф. мораль: ее «поле влияния» в данном случае намного шире, чем в отраслях, где нрав отношения субъекта деят-ти с потребителем продукта имеют опосредованный характер (скажем, пекарь не общается напрямую с потребителями булочек). Сл-о, функция проф морали в отраслях первого ряда остается той же, что и во втором случае. А вот объем задач, которые приходится ей решать, возрастает, что и дает основание утверждать, будто «проф мораль этих групп представляет собой наиболее содержательную и функционально активную часть проф морали в целом». На таком основании предлагается считать ее предметом изучения особой части науки о проф морали – проф этики в узком смысле, оставив для рассмотрения проф мораль других видов деятельности проф этике в широком смысле. Думается, подобное разделение не целесообразно. Проф мораль в каждой из названных трудовых групп имеет свою специфику, которая порождается спецификой самой деятельности, а потому изучать ее резонно в рамках проф этики конкретного вида деятельности. К тому же понятие «проф этика», по сложившейся в практике и науке языковой традиции, уже употребляется в двух значениях, не совпадающих с предлагаемыми. Первое значение сложилось по аналогии с отношениями морали в целом и общей этики, оно воспроизводит подобные им связи: проф этика понимается как наука о морали. У второго значения интересная и длинная история, на которой стоит остановиться хотя бы кратко. Время появления проф морали, этого специф звена моральных отношений общества, придавшего им системный характер, приходится, как мы видели, на конец средневековья. Тем не менее есть свидетельства сущ-я «предформ» проф морали еще в древние времена. Собственно, это даже не «предформы», а именно зачатки проф морали. Другое дело, что профессий, в которых просматриваются такие зачатки, было мало и среди них в основном те, о которых только что говорилось. Это естественно, потому что данные профессии, во-первых, значатся в списке древнейших и витально необходимых, а во-вторых, связаны с непосредственным общением и повышенной степенью риска./Упомянутых свидетельств не так много, но они впечатляют. Например, медики до сих пор обращаются к таким документам, как знаменитая «Клятва Гиппократа» и несколько менее известная клятва-обещание врачей, проходивших обучение в «школе асклепиадов». Навечно важными останутся слова этого обещания:/ Образ жизни больных я буду по мере моих сил и разумения устраивать к их пользе и буду предохранять их от всякого вреда и порока... Существенно, что тексты клятв перекликаются: за этой перекличкой стоит объективная реальность, которая вызвала их к жизни и отразилась в них. Педагоги и сегодня считают актуальными многие из тех требований к учителю, которые сформулировал, обобщая свой пед опыт, римский философ и оратор Квинтилиан. У него же мы находим и требования к оратору (эта профессия играла в античном мире особую роль: оратор мог быть политиком, судебным деятелем, ученым и педагогом, выступая предтечей соответствующих профессий в позднейшие времена)./Короче говоря, уже в первых своих проявлениях проф мораль обнар интер особенность. С одной стороны, она декларирует свою тесную связь с субъектом деят-и, а с другой – заявляет «претензии» на объективирование и руководство поведением проф-ла с помощью особого рода текстов – клятв, кодексов, уставов и т.п. документов, доступных для знакомства всем членам общества. С одной стороны, проф мораль является элементом способа деятельности, а с другой – «возвышается» над ним, принародно диктуя специалисту, как себя вести. Это не случайность. Вспомним, что назначение проф.морали – согласование интересов проф группы и общества путем регламентации поведения специалиста в процессе труда на основе требований, выработанных проф-ным сознанием группы. Вот она и представляет обществу эти требования, формируя тем самым его взгляд на данный род деятельности, на данную профессию, на ее место в обществ жизни. А поскольку, с легкой руки Аристотеля, в качестве «царицы наук» в основных философских школах Греции и Рима к тому времени утвердилась этика, то своды таких требований стали соотноситься с нею и получили обобщенное название «профессиональная этика»./Т о, первоначально (ист-и) понятие «проф этика» означало «кодексы проф морали», и это значение сохраняется в одной из традиций словоупотребления по сей день. К тому же сейчас для этого появились и вполне законные основания: современная проф этика как наука сосред-ла свое внимание на описании и систематизации сложившихся в трудовых группах профессиональных стандартов («норм профессиональной морали»). Причем она стремится дать им серьезное теор обоснование, уточнить и предъявить результаты своей работы проф-ам в качестве материала, который пригоден для разных целей. Он может служить и базой для разработки новых кодексов, и сводом критериев при оценке уровня проф-но-нрав-ой зрелости отдельных специалистов и коллективов, и инструментом в разрешении конфл ситуаций мор свойства, неизбежно возн. в практике любой трудовой группы./Однако, радуясь достижениям по части нормотворчества в таких областях проф этики, как мед, пед, науч, суд, а в последние два десятка лет – и журналистская, надо четко понимать следующее: у проф этики как науки есть целый ряд задач сугубо теоретич-го свойства. Они связаны с изучением природы проф морали, механизма ее функц-я, взаимодействия с другими структурами морали, с административно-правовыми структурами общества и т.д. Рассмотрение таких проблем пока находится на периферии исслед. интересов, хотя оно тоже может иметь немалое практич. значение. 13.Правовое регулирование в журналистике Республики Беларусь. Для современного человека СМИ являются одним из основных и наиболее референтных источников информации. Они выступают одновременно сферой досуга и бизнеса, средством ориентации в окружающей действительности и поддержании профессиональной квалификации. Вполне естественно, что возрастание роли СМИ в современном обществе приводит к расширению государственного вмешательства в эту сферу человеческой деятельности. Создаются и совершенствуются различные способы воздействия на СМИ, расширяется необходимая нормативная база. 3. Опыт разрешения моральных конфликтов в журналистике. «Рассуждение об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенное для поддержания свободы философии» М. В. Ломоносова.-10 Задолго до превращения журналистики в массовую профессию в её среде возникли нравственные конфликты и, соответственно, накапливался опыт их решения. Этому есть не только косвенные, но и прямые подтверждения. Одно из них – письмо Ломоносова к Л. Эйлеру и его «Рассуждения об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенных для поддержания свободы философии», относящиеся к 1755 году в Амстердамском журнале. Поводом к «Рассуждениям» послужила неверная информация о работе Ломоносова, опубликованная в Лейпцигском научном журнале. В ответ учёный написал специальную диссертацию. В ней он изложил правила, которыми, по его мнению, должны руководствоваться журналисты. Ломоносов их от предостерегает их от злоупотребления свободой суждения, причину которого он усматривает в том, что большая часть пишущих «смотрит на своё авторство как на ремесло и на средство к пропитанию, вместо того, чтобы поставить себе целью строгое и правильное разыскание истины». Круг вопросов, поставленных Ломоносовым достаточно широк: Он призывает журналистов к тщательному рассмотрению того, о чём они берутся писать, осуждает невнимательность, небрежность, поспешность, дух пристрастия и недобросовестность. «Чтобы быть в состоянии произнести приговор искренний и справедливый, нужно освободить свой ум от всякого предубеждения, всякого пристрастия». Он поднимается в своей диссертации до постановки принципиальных вопросов журналисткой этики, к которым он подходит с позиций общечеловеческой нравственности. В диссертации подчёркивается необходимость защищать людей от от несправедливых нападок прессы и не допускать искажения истины, которую она обязана нести читателю. Журналист не должен спешить с осуждением гипотез. Нет ничего позорного, чем красть высказывания, суждения и присваивать их себе. Журналисту позволительно опровергнуть в новых сочинениях то, что заслуживает этого по его мнению. Не должен создавать себе слишком высокого представления о своём превосходстве, о ценности своих суждений. Изгнать всякое предубеждение. Журналист должен взвесить прежде всего свои силы. О том, что инцидент с Лейпцигским журналом вызвал беспокойство в мире читающей публики, говорит возмущённое письмо Эйлера, который немедленно передал работы Ломоносова секретарю Берлинской академии наук Формею для публикации. Правила иногда называют первым кодексом, но это не обосновано т.к. Кодексом становятся только те правила, которые поддерживаются профессиональной корпорацией, а её тогда в России просто не было. 4. Всеобщая декларация прав человека и вопросы профессиональной этики журналиста.-11 Декабря 1948 года. 1. Все люди рождаются свободными и равноправными в своём достоинстве и правах. 2. Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу, на личную неприкосновенность. 3. Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств. 4. Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов. 5. (статья 19) Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ. 5. Причины возникновения и цели первых кодексов профессиональной этики журналиста.-12 Кодексы - выход в создании саморегуляции прессы. Попытка защитить свободу печати и оградить читателя – разработка кодексов. Свобода творчества все чаще стала оборачиваться журналистским произволом – форма проф. поведения в тексте или непосредственном общении, при которой оно не согласуется ни с нормами морали, ни с интересами общества, ни с чем, кроме личного «хочу». 1 Кодекс – 1900 г. в Швеции. 2. «Хартия поведения» 1918г. 3. Каноны журнализма США 1923г. 4. Кодекс норм и этики журналисткой практики (1921) – Джеймс Броун. Судя по содержанию первых кодексов, её составители находились под влиянием концепции «Свободы прессы» или либертальной. Истоки этой теории исходят к идеям Джефферсона, Милля, а содержание может быть сведено к нескольким пунктам: 1. Пресса является общественным и полуобщественным институтом. Цель – информировать читателей, развлекать их, помогать контролировать правительство, пресса – сторожевой пёс демократии. 2. Пресса доступна любому гражданину, и каждый, имеющий достаточно средств может издавать газету. 3. Пресса контролируется самопроизвольным процессом установления истины на «свободном рынке идей». 4. В ней запрещены клевета и непристойности. 5. Пресса – 4 власть в государстве. Она несёт общественность пред обществом и обязана представить общество в целом. В качестве высших ценностей в них обычно провозглашаются свобода слова и право людей на получение правдивой информации. В 20 веке стала произрастать новая теория на базе либертальной «теория социальной ответственности журналиста». Требования, зафиксированные в первых кодексах, обычно не выходят за рамки общечеловеческих норм нравственности и рекомендаций на уровне здравого смысла. Пиши правду, придерживайся фактов даже тогда, когда они тебе неприятны, уважай честь и достоинство личности, её право на частную жизнь; не пиши против совести и не принимай не от кого подачек; исправляй допущенные ошибки; будь честным при сборе и распространении новостей; уважай демократические институты и общепринятые нормы морали – вот краткий перечень основных принципов. Кодексы отличались друг от друга по степени обобщенности требований, предъявляемых журналисту. Одни включали только общие принципы, другие – конкретные рекомендации поведения. Есть различия тем не менее. Большую ценность представляет собой тематический анализ 59 журналистских кодексов, который обнародовал финский учёный ЛАРС БРАУН (1979): 1. Требование соблюдать профессиональную тайну или конфедециальность источника информации. 2. Право людей на свободное выражение мнений и на получение правдивой информации. 3. Положение, ограничивающее вмешательство прессы в личную жизнь граждан (оправдано лишь в общественных интересах) 4. Одно из самых серьёзных нарушений – использование ж. своего общественного положения для личной выгоды. 5. Осуждается плагиат, клевета, оскорбление, иные уголовно наказуемые деяния. 6. Обязательное право на ответ, на исправление ошибки. 7. Нормы, регулирующие поведение журналиста в процессе сбора информации. 8. Заголовок должен строго соответствовать содержанию статей, иначе – дезинформация. 6. Сущность Международных принципов профессиональной этики в журналистике.-13 1983 в Паріже і Праге былі пріняты. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |