|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Практика конкретного вида деятельности. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА зародилась в рамках конкретных видов деятельности, выступив в качестве нормативного начала в поведении специалистовПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА зародилась в рамках конкретных видов деятельности, выступив в качестве нормативного начала в поведении специалистов. На основе тех вариантов личностных проявлений, которые профессиональное сознание трудовой группы признало наиболее предпочтительными для данной деятельности, профессиональная этика создает стандарты профессионального поведения, оформляемые в виде специфических документов – клятв, уставов, кодексов. Потребность в таких стандартах для разных видов деятельности различна, поэтому формирование профессиональной этики идет неравномерно и на протяжении длительного исторического периода автономно от общей этики. Фактически только в последнее столетие профессиональная этика осознала свои глубинные связи с общей этикой и стала развиваться как ее часть, расширив свой предмет и круг задач таким образом, что внимание исследователей сосредоточилось и на разработке теоретических аспектов профессиональной морали. ЖУРНАЛИСТСКАЯ ЭТИКА – это не юридически фиксируемые, но принятые в журналистской среде и поддерживаемые силой общественного мнения моральные предписания. Этические нормы в сфере журналист-аудитория устанавливают необходимость знания аудитории, ее интересов, честность с аудиторией. Журналист – источник информации. Это обязывает его соблюдать меру, быть тактичным с людьми, с которыми он вступает в контакт
8. диалектика объективного и субъективного… ... Главн. признак власти как одного из механизмов управления заключается в ее назначении, в ее праве принимать решения, касающиеся общества в целом, отдельных его групп или граждан, и приводить эти решения в жизнь с помощью весьма широкой системы средств. / Журналистика таких решений не принимает и в строгом, терминологическом смысле слова властью не является. Однако это отнюдь не мешает ей быть влиятельной силой, причем настолько влиятельной, что по отношению к ней вполне правомерна метафора «четвертая власть». Суть в том, что как вид деятельности Ж-ка занимает особое место в социуме, имеет особое назначение. С одной стороны, она включена в отношения упр-я в обществе: ее место — между властью в трех ее проявлениях (субъект упр-я) и народом (объект упр-я). Она инф-ет о властных решениях, способствует их распро-ю и разъяснению, обнародует реакцию масс на них, а также требования народа к власти и т. д. Иначе говоря, выступает в функции средства управления. / Но, с другой стороны, она, помимо отношений управления, включена непосредственно в отношения обществ. сознания и общественного бытия, т. е. выступает как самостоятельное звено в механизмах саморегуляции общества. И в этой своей роли она призвана выполнять особые обязанности, а именно: — давать членам общества адекватную инф-ю о действ-ти, обо всех ее существенных изменениях — как на очевидном уровне (события), так и на неочевидном, постигаемом усилиями мысли (проблемы), причем независимо от того, хотят этого или не хотят институты власти; — служить ареной свободного обмена мнениями среди граждан, позволяя самоопределиться обществ.мнению, — подчас вопреки желанию власти это мнение направленно формировать; — насыщать массовые информ-е потоки общества материалами, несущими самые разные варианты знаний, норм и ценностей, создавая возможности для их конкуренции и стимулируя нрав., духовные искания людей, благодаря чему достигается развитие массового сознания общества и в то же время сохраняется необход. уровень его преемственности, общезначимости. ..двух противоречив тенденций в ж-ке: тенденции к сопряженности с властью и тенденции к независимости от нее. Борьба между ними неизбежна и выступает в качестве движущ противоречия ж-и, имеющего мн-во проявлений и определяющего смену ее состояний. Подобно всякому противоречию, оно проходит разные стадии, поэтому на разных ист. этапах Ж-а выглядит по - разному. То в офици.своем проявлении она превращается в спеленутый по рукам и ногам придаток власти, как это бывает, к примеру, в тот. государствах, и тогда неизбежно возникает второй, неофициц, подпольный ее слой, претендующий на честное посредничество в отношениях между бытием и сознанием об-ва. То она превращается в бешеного пса, кидающегося на властные структуры, и тогда институты власти задыхаются без информационной поддержки прессы, а общество теряет надежду на согласованность практических действий, на избавление от хаоса. Но бывают периоды гармоничного сосуществования тенденций, и, конечно же, они совпадают с периодами гармонизации обществ. Отношений.Создавая прецеденты для будущих времен — времен научной организации взаимодействия власти и ж-и, такие периоды тем не менее (по крайней мере, на данной стадии общественного развития) не могут предотвр нового обострения противоречия, и мы в очередной раз убеждаемся в этом сегодня. Разрешаясь то в пользу одной тенденции, то в пользу другой..
9. Профессиональная ответственность журналиста. Профессіональная ответственность - реально сущ-ая зависимость между результатом проф. деятельности и последствиями, которые он может иметь для об-ва. Всякая профессиональная деятельность ориентирована на удовлетворение тех или иных общественных потребностей,стремится чтобы ее результат устраивал общ-во. Профессиональная деятельность творч. хар-ра, обречена на непредсказуемость последствий от ее результата. Риск. Риск, представляя собой особый тип принятия решений в процессе деятельности, является неизбежностью во всех случаях, когда мы имеем дело с творчеством. Степень допустимости риска может меняться в зависимости от объективной необходимости деятельности в данный конкретный момент и значимости ее мотивов. Конкретные источники неопределенности – факторы риска: противоречивость общественных явлений, относительность процесса познания человеком окружающей действительности, невозможность однозначных оценок происходящего из-за различий в системах ценностей и социально-психологических установках людей, в их интересах, намерениях, стереотипах поведения; ограниченность временных, материальных, физических и психических ресурсов субъекта деятельности в момент принятия и осуществления решений. Опасность неправомерного риска. Личность, будучи персонально носителем профессиональной ответственности, выступает в качестве гаранта добросовестного выполнения профессионального долга и минимизации отрицательных последствий своей деятельности. Чем выше рискованность деятельности, тем выше профессиональная ответственность ее субъекта. «Социальная ответственность журналиста требует, чтобы во всех обстоятельствах он действовал в соответствии со своим нравственным сознанием» (межд. принципы). Проявления проф. ответств. Жур-та зависят не только от его «морального согласия» быть ответственным - высокий уровень гражданской зрелости, профессионализма, чтобы заблаговременно определять, чем жизнь может.
10.Нормы профессиональной морали как гуманистические критерии журналистской деятельности. Роль журналистской практики в процессе создания новых норм. -7 Норма – исходная точка проф. морали. Нормы – это выработанные в опыте профессии представления, подталкивающие к таким вариантам поведения в ходе деятельности, которые позволяют в конкретных условиях с наибольшей вероятностью достигать оптимальных отношений и добиваться хорошего результата. 1. «Нормы журналист-аудитория»: защищать свободу прессы; уважать право людей знать правду, уважать право людей на участие в самоопределении общественного мнения, уважать моральные ценности и культурные стандарты аудитории, укреплять доверие людей к средствам массовой информации. 2. Нормы «журналист – источник информации». Три типа источников: 1. Документ – продукт чьей- то деятельностипо переработке первичной информации. 2. Предметно- вещественная среда – обладает способностью нести на себе естественные отпечатки контактов с людьми, событиями. 3. Человек -в американской среде «живой источник». Нормы:1. при работе с источниками использовать для получения информации исключительно законные, достойные действия; 2. уважать право физических и юридических лиц на отказ от предоставления информации, если её предоставление не является обязанностью, предусмотренной законом, не позволять себе бестактности, шантажа. 3. указывать в материалах источник информации во всех случаях, кроме того, когда есть основания сохранить в тайне; 4. хранить профессиональную тайну относительно источника информации, если есть основания для его анонимности; 5. Соблюдать оговоренную при получении информации конфедециальность. 3. Журналист – герой: 1. Заботиться о непредвзятости своих публикаций, избирая в качестве будущих персонажей лиц, отношения с которыми не могут быть признаны корыстными и противоречащими общественному благу или пристрастными. 2. Уважать как личность человека, ставшего объектом профессионального журналистского внимания, проявляя в ходе общения с ними корректность, такт и выдержку. 3. Уважать право человека на неприкосновенность частной жизни, кроме тех случаев, если человек является публичной персоной и его частная жизнь вызывает несомненный интерес общественный. 4. Быть верным реальности, не искажать в материале жизнь героя. 5. Воздерживаться в материале от любых пренебрежительных замечаний или намёков, способных унизить героя: ироническое обыгрывание его фамилии, имени, деталей внешности; раса, религия, болезни и т.д. 4. Журналист - авторы: 1. Строить отношения с авторами на основе взаимного уважения, ориентируясь на добровольность сотрудничества, терпеливо добиваясь взаимопонимания и обязательности, избегая «заавторства». 2. Ценить самобытность автора, при редактировании материала стремиться сохранить его авторское своеобразие, как в мыслях, так и лексико-стилистические решения. 3. Согласовывать с автором все изменения в его произведении, вплоть до стилистических поправок. 4. Самым тщательным образом аргументировать автору отказ в публикации его произведения, когда это неизбежно. 5. Беречь свою профессиональную репутацию. 5 Журналист – коллеги: 1. Поддерживать профессиональную солидарность, уважать общность интересов и целей журналистского содружества. 2. Заботиться о престиже профессии, не допуская действий, подлежащих уголовной ответственности и наносящих ущерб авторитету журналистики: не принимать подарков и т.д., избегать отступлений от требований права и предписаний морали в личной жизни. 3. Незамедлительно приходить на помощь коллегам, оказавшимся в трудных обстоятельствах, попавших в беду. 4. Уважать нормативы служебных отношений, принятые редакционным коллективом. 5. Заботиться о поддержании в редакционном коллективе достойного нравственного климата. 6. Уважать авторские права своих коллег и отстаивать свои авторские права. 7. Уважать право коллеги на мотивированный отказ от выполнения задания. 6. Журналист- власть: 1. Проявлять уважение к власти2. Оказывать информационную поддержку властным структурам в выполнении их функций.3. Отстаивать право журналистики на независимость от власти. 4. Отстаивать право общественности на доступ к информации о деятельности властных структур. 5. Разоблачать злоупотребления и проступки лиц, работающих во властных структурах общественного и частного сектора. 6. Опровергать фактами заявления представителей властных структур и утверждения политиков, не соответствующие действительности. 7. Заботиться о точности и доказательности критики властных структур в публикациях. Нормы(по Ворошилову): 1. Обязательные – запрет плагиата2. Допустимые – требование проверять сведения менее категорично.3. Дискуссионные - нет единого мнения, например, о допустимости совмещения нескольких профессий или о пользовании диктофона скрыто от собеседника. Так, личная встреча с героем публикации обязательна лишь тогда, когда предполагается дать его поведению негативную оценку, в остальных случаях встреча лишь желательна. 2. Профессионально-этические проблемы “пограничных” с журналистикой профессий, которые исследуются в медиа-пространстве.-8 Асноўныя праблемы мед. этыкі: захаванне ўрачэбнай тайны; эўтаназія; трансплантацыя органаў; змена полу; “прабірачныя” дзеці, сурагатныя маці; новыя лекавыя сродкі і спосабы лячэння; суіцыд: ці называць імёны самазабойцаў і асоб, якія рабілі спробу самагубства? Маральны кантэкст навукова-тэхнічнага прагрэсу: экалогія; кланіраванне; генетычна мадыфікаваныя (трансгенныя) прадукты харчавання. Сацыялагічныя даследаванні і апытанні ў журналістыцы: праблемы аб’ектыўнасці і дакладнасці; маніпуліраванне грамадскай думкай (Гвішыяні: «Каков анкет — таков ответ»); кодэкс этыкі сацыёлага: за і супраць. Прававая праблематыка ў СМІ: А) асвятленне судовых разбіральніцтваў і крымінальных спраў: ці называць імёны падазраваемых у здзяйсненні правапарушэнняў, імёны злачынцаў, ахвяр злачынстваў? ці варта дэтальна апісваць механізм злачынстваў? Б) смяротнае пакаранне: за і супраць. 11. Аксиологич проблемы ж-ки. Масс-медиа стали одним из компонентов психосоциальной среды обитания человечества, они претендуют, и не без основания, на роль очень мощного фактора формирования мировоззрения личности и ценностной ориентации общества. Им принадлежит лидерство в области идеологического воздействия на общество и личность. Они стали трансляторами культурных достижений и, бесспорно, активно влияют на принятие, либо отрицание обществом тех или иных ценностей культуры. Но средства массовой информации и сами принимают участие в формировании этих ценностей, причем эти процессы часто остаются бесконтрольными и мало изученными. -угроза подмены подлинных социальных и духовных ценностей синтетическими, полностью зависящими от мировоззренческих установок создателей теле- и радиопрограмм, авторов публикаций в прессе, от чего предостерегает в своей концепции «мозаичной культуры» - происходит разделение, размежевание культурных ценностей в зависимости от социальной потребности определенного класса, слоя, группы. Аксиология изучает цель в неразрывной связи со средствами ее достижения. Проблема соотношения цели и средств - одна из основных аксиологических проблем. Существуют, как известно, положительные и отрицательные ценности. Положительные ценности - идеалы, следовательно, они и являются целями общества. СМИ не только зеркало, но и прекрасный инструмент влияния на общество, создания новых ценностей и ориентации. Широкое приобщение средствами массовой информации миллионов людей к экономич., соц, полит, эстетич, мор и др ценностям накладывает отпечаток на всю ценностную ориентацию общества, а, след-о, определяет пути развития культуры. Эффективная, творческая деятельность в современных условиях уже немыслима без СМИ, поскольку вне их невозможны ни согласованность действий масс, ни формирование единых идеологических и мировоззренческих установок. Иными словами, средства массовой информации являются не только результатом грандиозного скачка в развитии технических способов передачи инф-и и трансляции культурных ценностей, но и феноменом культуры, отвечающим на определенный социально-исторический запрос эпохи. Этот феномен в высшей степени сложен и мозаичен, потому что в его производстве принимают участие наука, культура, эстетика, этика. Область его отображения - вся наша дейст-ть. И сегодня уже судьбы мира - культурные, экономические, политические, социальные - неотделимы от СМИ, поскольку они обеспечивают приобщение личности к экономическим, культурным, политическим, социальным ценностям. Ведь в современном обществе весьма эффективно функционирует социальная машина манипуляции общественным сознанием, представляющая собою набор технологий господства, одним из существенных элементов которых являются СМИ. Негативные аксиологические функции СМИ, особенно электронных масс-медиа, проявляются в том, что они занимают командные высоты в массовой культуре, используют манипулятивную семантику и риторику, технологии разрушения сознания и конструирование специфической, реальности, внедряя в сознание индивида и социальных групп виртуальную реальность, которой ничего не соответствует в объективной социальной действительности. -формирование у него безволия и безответственности. отсутствие четких представлений о причинно-следственных связях, в том числе по отношению к результатам собственной деятельности». В результате происходит формирование относительной безответственности, безотчетности и раскованности как мышления, так и действий, - своего рода инфантилизма у индивида, что представляет опасность для других индивидов и общества как целого -является потеря чувства реальности окружающего мира, потери ориентации в сложных реалиях современного общества. Т.о.современные масс-медиа становятся одним из самых мощных видов информационного оружия, которое использует для выполнения своих негативных аксиологичексих функций значительный потенциал вербальных средств (печатного слова и др.) и невербальных средств. Для негативного аксиологического воздействия современных СМИ на сознание человека используется и такое классическое и по сей день мощнейшее из разрешенных оружие информационных технологий, как нейролингвистическое программирование. Оно не только основано именно на невербальном воздействии, в том числе и формально вербальных средств, но и ориентировано на влияние, в том числе при помощи слов непосредственно на подсознание, на чувства - на первую сигнальную систему. Нейролингвистическое программирование игнорирует вторую сигнальную систему и связанную с ней логику, поэтому его влияние в значительно меньшей степени поддается осознанному самоконтролю человека. Поэтому оно значительно сильнее и непосредственнее влияет на поведение и представления индивида. Современные масс-медиа заставляют человека и социальные группы все время действовать в условиях крайне агрессивной информационной среды. Для последней обычно характерны: 1)постоянный излишек ненужной, заведомо избыточной информации - так называемый «белый шум», при помощи которого издавна скрывают конкретную информацию; 2)систематическое отсутствие адекватного реальности структурирования информации, поступающей к пользователю; 3)наличие и хаотическое, непредсказуемое развитие и взаимодействие значительного числа разнообразных «информационных фантомов», которые сконструированы специалистами в области high - hume для тех или иных целей и многие из которых не отличимы от реальных событий и факторов (классическим примером такого «информационного фантома» служит, по данным некоторых источников, «снежный человек»); 4)постоянное наличие значительного числа принципиально непознаваемых в данных условиях и данными наблюдателями явлений (например, части тех же самых «информационных фантомов»), способствующих формированию у большинства наблюдателей интеллектуальной пассивности. Еще одним из негативных аксиологических факторов влияния современных масс-медиа является то, что применяемые ими технологии, в том числе и технологии high - hume, значительно ограничивают результативность использования логического анализа различных явлений социальной жизни Не менее существенным негативным аксиологическим последствием влияния современных СМИ на сознание человека, которое остро ощущает свою неадекватность и недостаточность для восприятия окружающего реального мира, является формирование и распространение различного рода фобий. Последние представляют собою безотчетные, неподконтрольные сознанию страхи, произвольным образом концентрирующиеся на различного рода случайных предметах и явления
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |