|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Справедливость как категория этики, ее реализация в политической и управленческой деятельностиКатегория справедливость – весьма широкое понятие, употребляемое в социально-политическом, юридическом и моральном значении. В истории этики первым мыслителем, создавшим концепцию справедливости, был Платон. В работе «Государство», он определил справедливость как середину между крайностями. Первая известная форма справедливости – правило талиона. Оно отражает связь справедливости и равенства, фиксируя отношения взаимного воздаяния (кровная месть, жизнь за жизнь, око за око). Понятие справедливость возникло еще в первобытном обществе из наивных представлений человека о естественном равенстве всех людей. Представляло собой уравнительную справедливость. Далее, в результате социальной дифференциации, формируется распределительная справедливость (распределение благ согласно сословной, кастовой, классовой и иной принадлежности). Параллельно возникает и социальная несправедливость, что приводит людей к отстаиванию своих интересов. С возникновением государства законы, право закрепляют сложившиеся в обществе положения и претендуют на выражение справедливости. Они вступают в конфликт с традициями общества, определяющими прежнее понимание справедливости. Место талиона заменяет нравственно-правовое сознание: возникает запрет на индивидуальную месть; провозглашается «золотое правило нравственности». Правовое равенство включало: - равенство социальных обязанностей; - равенство прав; - справедливое наказание за преступление против человека и общества; - неприкосновенность частной собственности; - формальное равенство возможностей. В современном обществе справедливость является: - характеристикой человеческих отношений, равные права всех людей закреплены законом и зафиксированы во Всеобщей декларации прав человека; - принципом, регулирующим взаимоотношения людей, распределения социальных ценностей, включает уравнительный и воздающий элементы; - уравнительный принцип реализуется в равенстве, являющимся важнейшим условием жизни человека и развития его личности; - воздающий – в распределении благ, наказании за преступление; - социально-правовые установления государства выражают преимущественно интересы правящих групп, которые не всегда совпадают с нравственными представлениями о справедливости. Принцип справедливости можно выразить требованиями: - не вреди другому человеку; - уважай достоинство другого человека; - не нарушай прав человека. Эти правила конкретизированы в правилах общения между людьми. Справедливость требует от человека исполнения своих обязанностей обусловленных: - конституцией и законами; - всеобщими нравственными представлениями; - обязательствами, принимаемыми при заключении договора. Таким образом, в современной этике, справедливым является все то, что определяется мерой соответствия поведения требованиям морали. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |