АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

III. ИНДИВИДУАЛИЗМ КАК ВАЖНЕЙШИЙ БАЗОВЫЙ КОМПОНЕНТ АМЕРИКАНИЗМА

Читайте также:
  1. A8 (базовый уровень, время – 2 мин)
  2. A8 (базовый уровень, время – 3 мин)
  3. B1 (базовый уровень, время – 1 мин)
  4. А1 (базовый уровень, время – 1 мин)
  5. А9 (базовый уровень, время – 2 мин)
  6. Анализ объекта проектирования. Описание компонента РЭС
  7. Аналізуючи ці компоненти можемо зазначити, що імідж людини має свою зовнішню та внутрішню складові.
  8. Базовый доступ BRI (Basic Rate Interface)
  9. Базовый порт ввода/вывода
  10. Базовый профессиональный уровень
  11. Базовый уровень

Формирование идеи американской нации и национального самосознания самым тесным образом связано со становлением так называемого феномена американизма, составляющего их структурную основу. Американизм представляет собой весьма сложный комплекс различных, порой, казалось бы, несовместимых друг с другом компонентов. Американизм — это вера американца в прогресс и в то же время такая же преданность американским общественно-политическим институтам; вера в творческие силы человека и в то же время убежденность в нежелательности попыток изменения людьми установившихся общественно-политических институтов; вера в исключительность путей общественно-исторического развития Америки, порождающая порой крайний национализм, и в то же время вера в провиденциальную миссию Америки указывать путь развития всему человечеству; приверженность идеалам равенства и в то же время чуть ли не обожествление мистеров-миллиардов; приверженность идеалам индивидуальной свободы, индивидуализм и в то же время конформизм; высокий интеллектуализм и проявляющийся в крайних и грубых формах анти-интелектуализм и т. д.

На эту противоречивость американского национального сознания обращали внимание многие наблюдатели прошлого и современности. Так, К.Маркс и Ф.Энгельс говорили о парадоксальном сочетании в Соединенных Штатах прогрессивного с реакционным, нового с обветшало-старым. Энгельс, в частности, выделял истинно американский парадокс, при котором «самые современные тенденции облекаются в самый средневековый наряд» 1. «...Это именно и любопытно в Америке,— писал. Энгельс в 1889 г. К.Шмидту,—что наряду с самым новым и самым революционным там преспокойно продолжает прозябать самое допотопное и устаревшее»2 А в 1895 г., возвращаясь к этой мысли, он писал Зорге: «Америка — самая молодая и в то же время самая старая страна в мире... Все, что здесь (в Англии.— К. Г.) отжило свой век, может просуществовать в Америке еще одно—два поколения»3.

А. де Токвиль подчеркивал наличие в американском характере наряду с индивидуализмом и идеализмом конформизма и грубого материализма. Позже исследователи подметили, что наряду с идеей равенства, законопослушностью и морализмом составной частью американской традиции являются расовая дискриминация, коррупция и насилие. Они обратили внимание на «моральный дуализм» американцев, который выражается в страстном стремлении к частному материальному процветанию при одновременной предрасположенности к периодическому моральному обновлению общества и религиозному энтузиазму.

Известный социолог Р. Линд, пытаясь сформулировать основную ценностную систему Америки, обнаружил, что каждый из ее общепринятых элементов имеет свою антитезу. Например, безоговорочно веруя в принципы индивидуализма и отвергая ограничения, налагаемые на отдельного индивида, как атрибуты антиамериканизма, американцы на практике часто прибегают к коллективным действиям. Проповедуя философию личного материального успеха, они одновременно настаивают на том, что личностные качества важнее материального успеха. Рассматривая семью как основу национальной жизни, они на практике считают бизнес основополагающим американским институтом4 По словам историка М.Кэммэна, в США — «незаконопослушные законодатели», «аморальные моралисты», «конформирующиеся нонконформисты», «воинствующие пацифисты», «консервативный либерализм», «прагматический идеализм», «эмоциональный рационализм», «божественный материализм» и т. д.5

В зависимости от социально-экономического положения, места той или иной социально-классовой группы в системе производственных отношений и общественно-политической системы те или иные базовые элементы американизма у них проявляются по-разному и в разных сочетаниях. Например, идеализм, или вернее морализм, у либеральной интеллигенции материализуется в гуманистических, но в абстрактных концепциях индивидуальной

политической и академической свободы, в то время как у праворадикальных группировок этот же идеализм и морализм проявляется в резкой нетерпимости к инакомыслящим, к «чужим», в утопических проектах «восстановления» общества в соответствии со своими убеждениями, рассматриваемыми в качестве истины в последней инстанции. Если у правых патриотизм перерождается в крайний национализм и шовинистические концепции подчинения Америке других народов, в требования проверки «благонадежности и лояльности» и т.д., то у либеральной интеллигенции он выражается в стремлениях поднять престиж своей страны в глазах остального мира как прибежища свободы и демократии и т. д.

Каждый из компонентов в отдельности и все они в совокупности сыграли определяющую роль в формировании идеи американской нации и национального самосознания. Среди них первое место, пожалуй, принадлежит идее индивидуальной свободы и индивидуализму.

Апофеоз пограничного жителя, изображаемого в виде одинокого и смелого борца против дикой природы, пробивающего дорогу вперед, решительного приверженца свободы и демократических ценностей, «героев» калифорнийской, невадской и клондайкской «золотых лихорадок», бедняка, который благодаря собственному труду и упорству становится миллионером и т. д., оказывал реально ощутимое воздействие на формирование сознания, социальных установок и общемировоззренческих позиций американцев, на процесс их самоидентификации. Даже критики отдельных сторон общественно-политической системы США, начиная от новоанглийских трансценденталистов и романтиков до сторонников Г.Джорджа, выступавших за введение единого налога на землю для решения государством проблем, стоящих перед обществом, и сторонников Э.Беллами, выдвигавших утопические проекты создания общества на основе так называемой политики «национализации» экономики, аргументировали свои взгляды в терминах индивидуализма. Сила воздействия индивидуализма была настолько велика, что с наступлением эпохи монополистического и государственно монополистического капитализма, когда основные положения индивидуализма по сути дела были подорваны, ни один буржуазный политический деятель, ни одна буржуазная политическая партия и ни одно реформистское движение не выступали в принципе против самой этой идеи.

Как правило, при анализе истоков американского национального сознания большое внимание уделяется идеям пуританских переселенцев, которые в 1620 г., прибыв в Северную Америку, основали колонию Массачусетского залива, и особенно их руководителей Дж.Уинтропа, Р.Мезера, Дж.Коттона и их приверженцев

Провозгласив принцип единоверия внутри своей общины, пуританские руководители стали рассматривать свою церковь как единственно верную, и любая идея терпимости, как правило, предавалась анафеме. Признавая Библию единственным законом божьим, они отождествляли политику компромисса и терпимости с неверием в бога. Поэтому религиозный плюрализм, который действительно был характерен для ранней Америки, нельзя, как это часто делается, отождествлять с религиозной терпимостью. Этот плюрализм носил в основном географический характер и часто уживался с нетерпимостью в рамках отдельных общин. Пуритане были убеждены в том, что существует лишь один единственно верный — их — путь в религии, и, соответственно, в мирской жизни, что любой другой путь не просто ошибочен, а суть греховное отклонение от истинно божественного пути и сатанинское заблуждение. Пуританизм, броунизм, квакерство и другие протестантские течения, обосновавшиеся в Америке в XVII в., по сути дела представляли собой религиозные секты с характерным сектантским идеалом. Дух солидарности и чувство сопричастности внутри секты постоянно поддерживались посредством унификации поведения и образа мышления всех его членов и противопоставлением его всему остальному миру. Настаивая на своей исключительности, сектанты ведут строго фиксированный, «чистый» образ жизни. Сектантский идеал носит аскетический характер не столько потому, что аскетизм ведет к спасению (как это было, например, в средневековом аскетизме), сколько потому, что он является внешним признаком отличия от всего остального, погрязшего в грехах мира. Поэтому совершенно естественно, что преследование в вопросах религии и морали превращается в долг, когда отклонение от принятых норм становится угрозой целостности общины.

Большое значение для сплочения общин первых поколений колонистов имело то, что в тех экстраординарных условиях, в которых они оказались, интересы сохранения стабильности и жизнеспособности отдельных общин уже сами по себе требовали тесного сотрудничества между всеми их членами, что можно было достичь при полном подчинении всех членов той или иной общины единому общественному идеалу, единым нормам и стандартам поведения.

Общества и социальные группы, находящиеся в процессе достижения самосознания и самоопределения,— именно таковыми были общины и поселения первых поколений североамериканских колонистов — испытывают особенно сильную психологическую потребность в установлении и формировании нормативного образа данного общества или группы. Причем процесс формирования такого образа и в более широком плане социализации и групповой самоидентификации «легче всего проходит в наиболее однородных по своим экономическим, социальным, культурным характеристикам макро-группах, наименее дифференцированных на существенно различающиеся подгруппы и в наименьшей степени "перекрещивающиеся" с другими группами»6. Здесь идентификация с конкретной, «своей» группой приобретает для индивида особую значимость в ориентировке в окружающей социальной действительности и утверждении своего статуса. Неофициальные, неформальные средства контроля над процессом социализации индивида обладают значительной эффективностью, поскольку отклонение от общепринятых норм и ценностей фактически ставит его вне существующих общественных отношений. Более того, отклонение «посторонних» элементов, рассматриваемых как противостоящие, противоположные, чуждые, враждебные, в таких условиях становится наиболее удобным и простым путем создания характерологического образа общности и успешной социализации ее членов.

У колонистов первых поколений значительную роль в стандартизации, унификации и сведении к общему знаменателю общественного сознания, норм морали и поведения, по крайней мере в рамках отдельных общин, играли также меры политического и юридически-правового принуждения по пресечению и искоренению инакомыслия. Инакомыслящие изгонялись из общин или подвергались тюремному заключению. Поэтому неудивительно, что с самого начала американской общественно-политической системе был присущ феномен «аутсайдеров».

Определяющую роль в сплочении сект колониального периода играли социально-экономические факторы. Экономическая система пуританской общины, равно как и многих других протестантских сект XVIII в., зиждилась на тезисе об экономической стабильности как главной предпосылке свободы и жизнеспособности общества. Исходя из этого, она гарантировала всем членам общества материальные блага, необходимые для поддержания общепринятого минимального стандарта жизни. Более того, смысл пуританской доктрины призвания заключался в том, что каждый человек призван на свое место самим богом в интересах общего блага.

В целом, пуританизм содержал в себе как регрессивные, так и прогрессивные элементы, и преобладание тех или иных из них зависело от социально-экономического положения и идейно-политических, мировоззренческих позиций их носителей. Английский историк Р. Тони справедливо констатировал, что в пуританизме присутствовал, с одной стороны, консервативный и традиционный элемент, а с другой — элемент революционный; «коллективизм», который налагал железную дисциплину на людей, и индивидуализм, который отвергал все общественные установления; трезвый разум и религиозный фанатизм7. Пуританская этика включала житейскую мораль — респектабельность, бережливость, самоограничение, половое воздержание и т. д. и трудовую этику успеха — аскетизм, преданность профессии и призванию. В то же время она ставила во главу угла стандартизацию общественной нравственности и мировоззрения всех членов общества. Поощряя самопожертвование во имя достижения цели, пуританизм носил «инструменталистский» характер. В лучших своих проявлениях он служил обоснованию изобретательности, активности, устремленности в будущее. В худших же своих проявлениях он оправдывал догматизм и религиозный фанатизм.

В определенной степени известный немецкий социолог М.Вебер был прав, утверждая, что так называемая идея призвания, составляющая основу пуританской этики, служила в качестве субъективной предпосылки развития индивидуалистического и предпринимательского характера. Отцы — основатели протестантизма М.Лютер и Ж.Кальвин, давая духовное обоснование идее призвания, рассматривали повседневный труд человека как выражение божественного предначертания выполнять определенные обязанности в мирской жизни. Причем, ценность всякого труда измерялась не его местом в иерархии занятий, а прилежанием и успехом. «Труды монахов и священников,— считали Лютер и Кальвин,— как бы священны и ревностны они ни были, в глазах бога нисколько не отличаются от трудов крестьянина, работающего в поле, ИЛИ женщины, выполняющей свои обязанности по ведению домашнего хозяйства»8. Такой идеал предполагал равную ценность каждого индивида в социальной структуре, придавая одновременно божественную санкцию мирскому труду вообще. В то же время идея призвания поощряла мирской аскетизм, стойкость и практический успех в мирской жизни. «Тот, кто ищет мира и радости во Христе,— проповедовал, например, Дж. Уинтроп,— не должен стремиться к уходу от мира сего и свободе от искушений, ибо он должен знать, что жизнь, в наибольшей степени подверженная испытаниям и страданиям, является наиболее приятной и наверняка самой надежной»9. Очевидно, что трактуемая подобным образом идея призвания могла содействовать формировав нию таких буржуазных черт, как индивидуализм, бережливость, упорный труд и т. д.

В первые десятилетия истории колониальной Америки в целом произошло организационное оформление социально-экономических, юридически-правовых, политических и религиозных структур отдельных колоний. Для колоний и даже отдельных социальных групп были характерны ярко выраженное стремление к самоопределению, самоутверждению, желание отгородиться, отмежеваться от других, не допустить в свою среду «чужаков», носителей идей, противоречащих их собственному мировоззрению. Это стремление сопровождалось попытками со стороны правящих кругов колоний консервировать, «закрыть» установленные ими самими общественно-политические формы и исповедовавшиеся ими религиозные и идеологические доктрины.

Однако пуританский идеал с самого начала был обречен на неудачу, поскольку принципы неограниченной теократии встречали самое действенное сопротивление со стороны широких слоев колониального населения.

С усилением в тот период социально-экономическим процессов более или менее установившаяся стабильность социальной системы колоний подрывалась углублением разрыва между богатыми и бедными, ростом числа пауперов и их безземельных сыновей, которые оказывались вне существующей экономической и производственной системы и поэтому были вынуждены уходить с родных мест в поисках средств существования. Открывшиеся материальные возможности поощряли детей отделяться от родителей и создавать собственные независимые семьи, что в конечном счете нарушило профессиональную и локальную преемственность традиционной семьи. С постепенным освоением и открытием новых «свободных» земель для части колонистов появлялись большие возможности участвовать в земельных спекуляциях, а с расширением связей между отдельными поселениями, колониями и другими государствами — в торговле ремесленными и промышленными товарами.

Эти изменения, приведшие к значительному расширению возможностей осуществления интересов отдельного индивида, росту численности и мобильности населения, расширению коммерческого обмена, вовлечению в рыночные отношения, способствовали ориентации людей не на простое обеспечение средств существования, а на приобретательство. В рыночной экономике материальное благосостояние людей непосредственно зависело от их успеха в продаже товаров, в том числе земли и труда, а не от раз и навсегда фиксированных социальных норм. Принимая чисто экономическую основу мотиваций трудовой деятельности, колонисты позднего периода значительно отошли от прежних, более узких социальных оценок этой деятельности. Постепенно формировался идеал экономического человека, который открыто провозглашал принцип, согласно которому «жить в обществе — значит участвовать в рыночных отношениях и добиваться материальной выгоды».

Такой подход резко контрастировал с традиционным отношением к экономической жизни, которое предписывало взаимность и перераспределение материальных благ в рамках общины. В отличие от прежнего взгляда, рассматривавшего конкуренцию в смысле приобретения одним человеком за счет другого как нарушение традиционной социальной этики, теперь отдельный индивид признавался в качестве самостоятельной экономической единицы, а его подчинение коммунальным интересам отодвигалось на второй план. Принцип утилитаризма пришел на смену традиционному взгляду о том, что «общественная польза является мерой оправдания деятельности отдельного индивида». Идея моральной автономии экономической жизни четко проявилась в аргументах в защиту свободной торговли как самого эффективного средства служения общественному благу, отождествляемого с экономическим ростом. В основе такого подхода лежало моральное безразличие, базировавшееся в свою очередь на трактовке человека как своекорыстного, эгоистического существа.

Подверглась коренной ревизии концепция собственности, которая из института сохранения и защиты традиционных ценностей общины превратилась в средство «возвеличения» индивида. В глазах жителей колоний собственность стала неотчуждаемым естественным правом человека, которой он обязан своим существованием. Потеряв собственность, человек теряет и свободу, и поэтому справедлива лишь та форма власти, которая в наибольшей степени обеспечивает безопасность собственности отдельного индивида. Центральным институтом экономической системы становится рынок, а ее главными принципами — индивидуализм, свободная конкуренция и свободное предпринимательство.

Таким образом, идеологи молодой американской буржуазии сформулировали новую социально-политическим доктрину, которая отождествляла общественный интерес, рассматриваемый главным образом в экономических терминах, с материальным процветанием. В трактовке ценностей трудолюбия, бережливости и трезвости ударение было перенесено с религиозных на мирские и с социальных на экономические аспекты деятельности человека.

В результате произошли глубокие изменения в оценке отдельного индивида и его места в обществе. Такая экономическая система привела уже в процессе своего становления в действие многие индивидуальные и социальные рычаги, расширившие возможности отдельного человека и позволившие ему сделать гигантский шаг в покорении сил природы. Она содействовала утверждений самостоятельности и независимости индивида, изобретательности его ума, изворотливости, упорству в достижении цели и в то же время формированию грубого практицизма и расчетливости, духа авантюризма.

Сущность подобного революционного подхода наиболее отчетливо выражена в доктрине естественных прав человека на Жизнь, свободу, собственность, в более или менее законченной форме сформулированной идеологами европейского Просвещения. Согласно этой доктрине, человек — независимый индивид постольку, поскольку самостоятельно, без ограничений и без помощи извне реализует эти права. Кроме того, бог наделил человека разумом, призванным руководить его действиями в отношении других людей и общества в целом, поэтому предполагалось, что каждый индивид лучше, чем кто-либо другой, знает, что для него хорошо и что плохо. Следовательно, наилучшей формой самореализации отдельного, индивида является предоставление ему как можно большей степени свободы для осуществления диктуемых его разумом действий. Свобода представляет собой состояние, характеризующееся отсутствием внешних ограничений на реализацию сознательных действий человека и его способностей. Эта посылка «естественным путем» побуждает человека стремиться к приобретению собственности. Разум и собственность как психологическая и материальная потребности синтезируются в виде интереса. Человек рассматривается как морально и социально изолированная единица, или социальный атом, преследующий свои собственные интересы.

Война за независимость привела к экономической дислокации одних и росту экономических возможностей других. Уничтожив многие ограничения колониального периода па производство американских товаров и на американскую торговлю, а также интенсифицировав спекуляцию западными, землями, победа в войне за независимость открыла для американской буржуазии новые возможности обогащения. Причем, добившись экономической свободы от британской меркантилистской системы, молодая буржуазия США еще в течение нескольких десятилетий после достижения независимости от Великобритании вынуждена была опираться на поддержку государства и осуществлявшиеся им принципы меркантилизма.

Первый министр финансов США А. Гамильтон фактически следовал европейской меркантилистской традиции, которая отводила государству позитивную роль в решении экономических вопросов. По мнению Гамильтона, государство следовало использовать в качестве оружия реализации общественного идеала Америки и прежде всего экономического развития, передавая капиталы тем, кто наиболее способен использовать их для интенсификации производственных мощностей страны. Ярко выраженный меркантилистский характер носил знаменитый доклад Гамильтона о промышленности, который на много лет определил развитие экономики страны. Гамильтон, в частности, предлагал строить за счет федерального правительства дороги и каналы, предоставить правительственные субсидии развивающейся промышленности. «Американская система», выдвинутая в 20х годах XIX в. вигами во главе с видным политическим деятелем консервативной ориентации Г. Клеем, предполагала своего рода органическую концепцию национальной экономики. Как пишет X.Кон, «с самого начала Соединенные Штаты в отличие от Европы тех лет, главное внимание уделяли внутреннему улучшению, промышленному развитию и другим материальным факторам. Предполагалось, что именно таким путем различные штаты и секции должны были прийти к осознанию своей независимости и участия в продвижении общего предприятия и благосостояния»10. Защита американской индустрии рассматривалась не только в качестве эквивалента военной защиты национальных границ, но также и как средство гармонизации разных конфликтующих социальных и экономических интересов. Более того, Америка стала одной из первых, стран, разработавших теорию и практику современного экономического национализма, несмотря на то, что эта теория противоречила господствующим в период ее формирования либеральным умонастроениям. Зачинателями принципа экономического протекционизма, который получил название «Американская система», были А. Гамильтон, Г. Клей и М. Кэри.

Приверженцы «Американской системы» вплоть до 40-х годов XIX в. продолжали смотреть на правительство как на конструктивную силу в экономике. Так, консервативный деятель Д. Уэбстер в 1840 г. упрекал демократов за их враждебность к программе «внутренних улучшений» за счет федерального правительства, указывая при этом на пример Пруссии и Саксонии, правительства которых, по его словам, осуществляли активную экономическую деятельность в интересах всего народа. Годом позже «Американское обозрение» утверждало, что «вигская партия всегда отличалась признанием за правительством благодетельной и протекционистской роли» 11.

Более того, как установлено рядом американских буржуазных исследователей, в ранний период экономикам США характеризовалась наличием большой степени правительственного вмешательства и даже государственного инвестирования в экономику.

В период президентства Т. Джефферсона при содействии министра финансов А. Галлатина были предприняты меры по поддержке федеральным правительством компаний, занимавшихся строительством дорог и других транспортных сооружений. Банк США имел своей главной целью поддержку федеральным правительством экономического развития страны. Протекционистские тарифы, вводившиеся федеральным правительством, были направлены на поощрение развития промышленности США. Строительство Камберлендской дороги, идущей от Камберленда (штат Мэриленд) в штат Иллинойс, финансировалось средствами, отпущенными из федерального бюджета в 1811 г. «Одно время,— пишет Б. Селигмен,— сумма, вложенная только в строительство каналов и железных дорог, составляла свыше 108 млн долл.»12. Федеральное правительство предоставляло железнодорожным компаниям огромные массивы земельных участков. В общей сложности за период с 1850 по 1872 гг. федеральное правительство и правительства 9 штатов предоставили 70 железнодорожным компаниям около 183 млн. акров земли, что приблизительно равно территории Великобритании, Бельгии и Испании, вместе взятых.

Особенно широко правительственное вмешательство в экономику использовалось на уровне штатов и местных властей. Вмешательство штатов в экономическую жизнь приняло различные формы: регулирование, регламентация, финансовая поддержка в виде правительственных дотаций для поощрения промышленности и лотерей, предоставление различного рода привилегий, доходящих иногда до монополии. Немаловажное значение во многих штатах имели прямые правительственные инвестиции в различные компании, деятельность которых считалась особо важной для экономического развития.

Однако в условиях бурного экономического развития и стремительной экспансии на бескрайние просторы неосвоенных земель Запада после завоевания независимости страны, в атмосфере спекулятивного бума земельными участками, эйфорического воздействия «золотых лихорадок» в Калифорнии, Неваде, а потом и на Аляске, открытия новых источников обогащения, таких, как нефть, уголь и т. д., американское массовое сознание как бы не «заметило» этого факта. Для него более созвучными, более притягательными оказались лозунги руководителей джефферсоновского и джексоновского движений о безграничных возможностях Америки и «простого человека», о мудрости и компетентности «простого человека», способного самым наилучшим образом позаботиться о своей жизни и сделать все собственными силами.

Во многом идеализируя аграрный образ жизни, приверженцы джефферсоновского и джексоновского движений смотрели на Запад, богатый «свободными» неосвоенными землями, как на источник и оплот демократии и героизировали «пограничного» жителя, наделяя его всеми атрибутами «естественного демократа», приверженца свободы и закоренелого индивидуалиста. Противники же джефферсоновской и джексоновской демократии отождествляли жителей «границы» с якобинцами, незаконопослушными анархистами, опять же способствуя формированю образа западного фермера — демократа и индивидуалиста. При этом сами «пограничные» жители были склонны смотреть на Америку и самих себя сквозь призму романтических рассказов, небылиц, пасторальных стихов и т. д. Их идеал ассоциировался с сельской жизнью, противопоставляемой коррумпированной, как они полагали, городской жизни с ее исключительной приверженностью экономическому интересу.

Утвердившись в общественной мысли, индивидуализм стал восприниматься широкими слоями населения в качестве главного и даже единственного принципа американского общества. Индивидуалистический идеал приобрел самодовлеющую значимость, его стали рассматривать не просто как один из многих элементов системы ценностей и принципов функционирования буржуазного общества, а как главную цель всякого разумного общества вообще. Самостоятельность и опора на свои собственные силы, индивидуализм и свободная конкуренция были подняты до уровня стандарта образа жизни значительной части американского народа.

Одним из важнейших продуктов идеи индивидуализма и в то же время факторов, способствовавших ее формированию и кристаллизации, является склонность американцев к герое-почитанию, которая порой приобретает крайние формы. Уже в колониальный период американские писатели стремились выработать концепцию типичного американского героя, которого можно было бы противопоставить культурным героям Европы. Увеличение в конце XVIII — начале XIX в. числа произведений, посвященных героям «границы», свидетельствовало о растущем осознании психологической, социальной и политической потребности в таком герое, в котором воплотились бы надежды, устремления, постепенно формирующийся национальный дух и т.д., а также те черты и качества, которые были необходимы для успешного ведения войн, торговли и дипломатических дел с индейцами, преодоления повседневных невзгод в условиях дикой природы, морального оправдания завоевания индейских земель и т.д.

Впервые основные черты такого героя были сформулированы Дж.Филсоном в «Приключениях полковника Дэниэла Буна» (1784г.). Тип и мифический образ одинокого и бесстрашного охотника в дремучих лесах Запада Буна, созданный Филсоном, стал архетипным героем американской «границы», который под разными именами многократно появлялся в литературе, народном творчестве и фольклоре последующих поколений. В этом образе персонифицировались ценности, убеждения и жизненный опыт колонистов. Филсон сумел соединить вместе все сколько-нибудь значительные концепции и представления о «границе» таким образом, чтобы читатели могли верить в реальность созданного им образа. Он представил Буна как воплощение характерного типа «пограничных» жителей Америки. Одновременно в образе Буна нашло отражение стремление американских поселенцев к политической демократии и их романтическая вера в идею самовыражения отдельного индивида как конечной цели свободы.

Более полную и подробную разработку образ Буна получил в книгах Т.Флинта «Индейские войны Запада» (1828 г.) и «Биографические мемуары Дэниэла Буна» (1833). Через многочисленные произведения Ф. Купера, Г.Мелвилла и многих менее известных представителей американского романтизма образ Буна под самыми различными именами доходил до широкой публики.

Широко популярными у американцев стали образ фольклорного героя Поля Баняна, шутника-эксцентрика, «полковника» Дэвида Крокета, и особенно образ американского ковбоя. Например, в многочисленной литературе ковбоя рисуют как смелого, энергичного волевого человека, сделавшего самого себя — как чистого воплощения истинного американского характера.

В действительности же тяжелая трудовая жизнь типичного ковбоя имела мало общего со сверхромантизированным образом ковбоя — героя многочисленных приключенческих романов, кинофильмов-вестернов, комиксов. Будучи по сути дела мигрирующим рабочим без семьи и собственного дома, он работал долгие часы, ему часто грозила опасность со стороны буйствующего стада или диких зверей. Во время длительных перегонов скота он был обречен на монотонное одинокое существование, а по прибытии на пункт назначения предавался пьянству и карточной игре. Следует отметить, что «классический» ковбой играл более или менее заметную роль лишь в период так называемых «открытых» пастбищ, продолжавшийся примерно в течение одного поколения. С отпадением потребности в длинных перегонах скота в конце 80х годов XIX в. и становлением современных форм разведения скота в «закрытых» ранчо отпала также потребность в услугах «классического» ковбоя. Он постепенно превратился в ординарного скотинка, в обязанности которого входили кормление и охрана скота и его сортировка для отправки на рынок. Элеонора Маркс и Эдуард Эвелинг, специально интересовавшиеся жизнью ковбоев во время своего визита в США в 1886 г., констатировали, что ковбой по сути является представителем «неимущего, но производящего... класса», эксплуатируемого капиталистами, и в этом отношении ничем не отличается от рабочего текстильной фабрики Англии или Америки. Тем не менее образ ковбоя — героя Запада после его фактического исчезновения пышным цветом расцвел в литературе, детских играх, а позже — в кино и телевизионных шоу.

В последние годы ковбои снова входят в моду. В настоящее время в США насчитывается около 6 тыс. ковбоев родео, которые могут состязаться на шестистах официальных соревнованиях. Создана Ассоциация ковбоев профессионалов. Некоторые наблюдатели считают, что в ближайшие годы родео станет одним из самых популярных зрелищ американцев, побив даже бейсбол. Однако предприимчивые дельцы превращают родео в бизнес, в зрелищное предприятие. Как и в других, превратившихся в профессиональные, видах спорта, в родео появились команды спортсменов, которые формируются под надзором финансовых тузов. Таких команд уже шесть, по четырнадцать игроков.

Список литературных героев при всем разнообразии художественных вкусов американцев непременно включал Кожаного Чулка, дядю Тома, Гека Финна, Джо Марча и др., каждый из которых символизировал реальные или идеальные качества американского характера. Так, в детской литературе положительный образ мальчика включал такие черты, как высокое чувство собственного достоинства и чести, храбрость и умение постоять за себя, способность к риску, справедливость, честность, презрение к трусости, малодушию и сплетням. Он обладал весьма живым воображением, жил в мире, населенном индейцами, ковбоями, пиратами и контрабандистами. Был, честен по отношению к друзьям, прост и демократичен, вступая в дружбу с бедными, в богатстве чувствовал себя неуютно, упорно работал. На него рано взвалилась ответственность за своих младших братьев и сестер. Все эти черты нашли законченное выражение в героях многочисленных мещанских романов писателя конца XIX в. X.Оджера.

Страсть американцев к спорту и людям с атлетическим сложением также объясняется чрезмерной склонностью к героепочитанию. Характерно, что уже в 20-е годы «пионерская» идеология, осуждающая всякое безделье, ушла в прошлое. Теперь огромные толпы собираются смотреть игру в футбол, хоккей, бейсбол, теннис, гольф и т. д. Известные спортсмены вроде «Бэби» Рута в бейсболе, Бобби Джонсона в гольфе, У.Тилдена в теннисе, Реда Грейнджа или Олби Бута в футболе представляют характерные примеры такого героепочитания. В «век джаза» героизированные легенды создавались вокруг имен С. Фитцджеральда, Э.Хемингуэя и других писателей.

В наши дни на основе приверженности американцев героепочитанию сформировалась целая «система звезд», которая, как писал известный американский социолог Р. Миллс, «доведена до того, что человек, умеющий точнее и искуснее, чем другие, забрасывать маленький белый шарик в ряд ямок, вырытых в земле, получает тем самым возможность попасть на прием к президенту Соединенных Штатов». Характерно, что «вопрос о том, чем именно выделяется данный человек, не имеет значения; раз он победил всех в конкурентной борьбе, его прославляют. И затем вступает в действие другая особенность, присущая «системе звезд», все звезды из разных сфер тянутся к новой звезде, и она в свою очередь тянется к ним. Счастливчик, чемпион — это, следовательно, тот, кто свободно обращается с другими чемпионами; и все вместе они населяют мир знаменитостей» 13.

Наряду с индивидуализмом ключевое место в американском национальном сознании занимает тесно взаимосвязанная с первым и в значительной мере вытекающая из него установка на успех или так называемая «Американская мечта».

«Американская мечта» представляет собой сложный комплекс разнородных идей, понятий, идеалов, стереотипов и т.д., характеризуемый крайней аморфностью и неопределенностью. Но один центральный элемент непременно присутствует во всех вариациях «американской мечты» — это установка на успех, согласно которой Америка представляет собой открытое общество, где каждый человек, независимо от происхождения и социального статуса в соответствии о определенными нормами, но опираясь исключительно на свои собственные усилия и энергию, способен добиться высокого положения в обществе. В основе этой идеи лежит индивидуализм, и хронологически ее идейное оформление в основном совпадает формированием индивидуалистической идеологии. Однако идея успеха вовсе не сводится к этой последней, поскольку он, как мы ниже увидим, включает также ряд других важных компонентов.

Хотя идея успеха в основных чертах была сформулирована в 40—50е годы XIX в., своими корнями она восходит к умонастроениям первых поколений колонистов.

Северная Америка колониального периода представляла собой край почти безграничных размеров и ресурсов. Для многих европейцев, находившихся под гнетом феодального господства, испытывавших вечную нужду и лишения, Америка представлялась чуть ли не «обетованной землей», сулившей материальное процветание и свободу. На границе поселений колонистов находились обширные необжитые земли, на которые стекались люди из различных государств Европы и районов самой Америки, представители различных социальных слоев и прослоек. Политический деятель колониального периода Г. Кревекер не без оснований писал в своих знаменитых «Письмах американского фермера»: «В Америку, в этот огромный приют для бедных, разными путями и в силу разных причин собрались обездоленные со всей Европы... У добрых двух третей из них не было родины. Разве может какой-либо несчастный скиталец, который трудится и умирает с голода... назвать Англию или другое королевство своей родиной?... Только здесь они становятся людьми... В прошлом единственной гражданской ведомостью, в которой им приходилось фигурировать, был список неимущих — здесь же они стали полноправными гражданами... Теперь их родина —это страна, которая дает им землю, хлеб и защиту!»14

С первых дней основания североамериканских колоний с помощью так называемой «поощрительной» или рекламной литературы в массовое сознание как самих американских колонистов, так и многих европейцев усиленно внедрялись умонастроения о неограниченных возможностях, которые открывала перед ними Америка. Большое количество памфлетов и трактатов «поощрительно» пропагандистского характера было написано проповедниками и должностными лицами колоний, заинтересованными в росте иммиграции. В этой литературе наряду с описанием действительно богатой девственной природы Северной Америки в фантастически преувеличенной форме изображались ее блага и преимущества. Здесь часто встречаются фантастические рассказы и небылицы о том, как жизнь на новом континенте облагораживает людей, как больные выздоравливают; старые становятся молодыми, молодые — энергичными, бесплодные женщины рожают детей и т. д. «Агитаторы за новые земли» или проще говоря вербовщики новых переселенцев в Америку на Европейском континенте, широко используя доводы, заимствованные из «поощрительной» литературы, стремились убедить потенциальных переселенцев в том, что Америка изобилует «дарами природы, добывание которых не требует никакого труда, что в горах много золота и серебра, а колодцы и родники наполнены молоком и медом; что любой иммигрант, отправляющийся туда в качестве слуги, станет богачом; девушка служанка превратится в грациозную леди; крестьянин станет дворянином» 15.

При всей фантастичности такие рассуждения не могли не производить глубокого впечатления на лондонского безработного, потерявшего надежду найти хоть какую-нибудь работу, крестьянина, лишившегося своего клочка земли, подмастерья, задавленного вечной нуждой, или же просто людей, ищущих легкую жизнь. Их не могли не убедить доводы, приводимые, например, в книге Дж.Олсопа «Особенности провинции Мэриленд», опубликованной в 1666 г. в Лондоне. Живописно излагая условия жизни в Мэриленде, автор убеждал своих читателей в том, что, если у них нет денег на оплату дороги, они «могут, заплатив за это четырьмя годами своей никчемной свободы, приехать сюда и жить припеваючи. А что такое четыре года наемной службы в сравнении с тем, что человек, заставляя предков гордиться своею силою, обеспечивает себе будущее до конца дней своих,— и все это ценою лишь небольших ограничений, да и то на короткое время»? 16

Важная роль рекламной литературы в привлечении иммигрантов отводилась и в XIX в. С сокращением иммиграции из Северной Европы и ростом потребности в рабочей силе в бурно развивающейся промышленности США агенты, нанятые американскими компаниями, от дельными штатами и территориями, рыскали по внутренней Европе, обещая работу и высокие заработки в Новом Свете, предлагая европейцам поменять «неблагодарный тяжкий труд в Старом Свете на свободу и независимость в Новом Свете».

Все это, несомненно, укрепляло представления об Америке как стране неограниченных возможностей. Американцам легко было убедиться в том, что их национальный гений выражается прежде всего в экономическом прогрессе, поскольку они видели этот прогресс воочию перед своими глазами с самого начала.

В XVIIXVIII вв. и особенно в XIX в. люди были свидетелями огромных изменений, происходящих буквально на их глазах. Для них, пишет Г. С. Коммейджер, прогресс был не просто абстрактной философией, а фактом повседневного опыта. Они видели, как дикая природа превращалась в возделанные фермы, мелкие деревенские поселения в большие города, неуклонно росло население и экономическая мощь страны.

Так, в течение менее чем 75 лет 13 первоначальных колоний, составивших США, расширились в 20 раз. В Англии XIX в. большая часть городов, таких, как Лондон, Бирмингем и Манчестер, росла с беспрецедентной быстротой, но их рост не шел ни в какое сравнение с темпами роста многих американских городов, которые становились метрополиями уже до того, как географы успевали нанести их на карты. Население Иллинойса, например, более чем учетверилось в период с 1810 по 1820 г., утроилось в течение следующего десятилетия, еще раз утроилось с 1830 по 1840 гг. Чикаго, который в 1860 г. насчитывал немногим более 100 тыс. человек, к 1890 г. перешагнул уже миллионную отметку. Таких впечатляющих темпов роста своего города чикагцы смогли достигнуть в течение всего лишь одного поколения. То же самое можно сказать и о многих других городах.

На протяжении XIX—XX вв. Америка характеризовалась значительно более быстрыми, чем во многих странах Европы, темпами экономического развития и индустриализации, что не могло не способствовать выработке веры в бесконечный прогресс и беспредельные возможности, открытые как перед страной в целом, так и перед населяющими ее людьми.

Как верно отметил М.Вебер, идеалом экономической системы капитализма является «кредитоспособный "честный" человек». Для пего характерно «сознание» обязанности каждого человека умножить свой капитал, что становится самоцелью, вопросом долга. «Это уже не житейский прием, а своеобразная "этика", нарушение которой рассматривалось не только как неразумность, но и как своего рода нарушение долга. Это уже не деловитость, здесь ее присутствует немало, а целый этос. Он требует от человека преданности "делу", призвания, заключающегося в добывании все новых и новых денег, ибо именно такая преданность связана теснейшим образом с победой в борьбе за экономическое существование»17.

Индивидуалистическая система морально-этических ценностей и установок буржуазного общества предполагает практически утилитарный подход к окружающей и природной среде и социальной действительности, составляющий основу буржуазной философии приобретательства. Поэтому естественно, что дух приобретательства и утилитаризма стал составной частью буржуазного индивидуализма в процессе его формирования и утверждения. «Не трать понапрасну ни время, ни деньги, а наилучшим способом используй и то и другое. Без прилежания и бережливости не добьешься ничего, а с ними —всего». Или же: «Помни, что время — деньги. Тот, кто может заработать своим трудом десять шиллингов в день и полдня гуляет или сидит без дела, даже если ему и удастся истратить всего шесть пенсов на развлечение и безделье, не должен думать, что он истратил только эти деньги; он истратил или, вернее, выбросил, кроме того, еще пять шиллингов». В таких и множестве подобных максимах «Альманаха бедного Ричарда», который в 50—60х годах XVIII в. расходился по 10 тыс. экземпляров в год, его автор Б. Франклин прославлял упорный труд, трезвость, бережливость и самосовершенствование, что находило живейший отклик у жителей колоний. Эти «добродетели» как раз и послужили той основой, на которой в дальнейшем пышным цветом расцвело утилитарное мировоззрение. Любопытно, что в одном памфлете, появившемся еще в 1719 г., предшественник современного американского буржуа утверждал: «Пахарь, выращивающий хлеб, человечеству полезнее художника, рисующего для ублажения глаз. Плотник, умеющий строить хороший дом для защиты нас от непогоды, полезнее странного Карвера (художник.—К.Г.), который использует свое искусство, чтобы доставить удовольствие воображению» 18.

На утилитарную, приобретательскую направленность мышления американцев, их крайнюю приверженность предпринимательскому духу обращали внимание многие иностранные наблюдатели, посетившие США в XVIII— XIX вв. Французский генерал Ф. Божур, побывавший в США в 1810 г., писал, что «американец никогда не упускает возможность обогащаться» и для него «выгода является предметом всех забот и мерой всех действий». Американский исследователь Дж. Месик, проанализировав впечатления английских путешественников по Америке в период после окончания войны за независимость до президентства Джексона, приходит к выводу, что уже тогда «американцы имели репутацию людей любящих и приобретающих деньги». Это качество, по словам исследователя, в глазах иностранных путешественников стало «интегральной частью американского характера». В данном отношении характерно высказывание знаменитого американского изобретателя Т.Эдисона. «Я не ученый,— говорил он,— я изобретатель. Фарадей (англичанин, который открыл принцип электромагнитной индукции, сделавший возможным изобретения Эдисона.— К. Г.) был ученым. Он работал не из-за денег... Говорят, он не имел для этого времени. Но я делаю это. Я мерю все по размеру серебряного доллара. Если что-нибудь не подходит под этот стандарт, то я знаю, что это ничего не стоит» 19.

В последние десятилетия XIX в. дух предпринимательства достиг апофеоза в философии социал-дарвинизма, которая в глазах бизнесменов отождествлялась с законом природы, обеспечивающим успех способному и трудолюбивому человеку в обществе. Крайний индивидуализм, возведенный социал-дарвинистами в ранг неизменного естественного закона, уже сам по себе предполагал, доведенные до крайностей утилитаризм и приобретательство. Однако законченное философское обоснование эти качества буржуазного сознания получили в прагматизме, который даже истину отождествлял с полезностью, выгодностью, окупаемостью. Прагматизм соответствовал американскому кредо деловитости, равно как и рузвельтовский призыв к «деятельной жизни», он стимулировал их скорее действовать, нежели мыслить.

Такая черта американцев достигла своего апогея к 20м годам XX в., когда президент К. Кулидж пустил в оборот свое знаменитое изречение: «Дело Америки — это бизнес». В тот период наблюдавшийся временами оборонительный тон дебатов в защиту американских буржуазных ценностей уступил дорогу открытому насаждению принципов и идеалов бизнеса. Более того, бизнесмены превратились в признанных лидеров нации. Хвалебные биографии бизнесменов стали популярным и прибыльным литературным жанром.

Даже юристы, призванные, казалось бы, стоять на страже законности и справедливости, превратили свою профессию в прибыльный бизнес. Неудивительно, что в эпоху, когда Иисуса Христа восславляли как величайшего бизнесмена всех времен, даже у юристов слова «купля», «продажа», «услуги» заняли доминирующее положение.

Утилитарно-прагматический подход у американского буржуа преобладает в оценке не только таких преимущественно «практических» сфер жизни, как материальное производство, политика, право и т.д., но также и религии, культуры, искусства. Америка, как правило, считается одной из самых религиозных стран в мире. Здесь подавляющее большинство населения составляют приверженцы той или иной из многочисленных церковных деноминаций. Однако религиозность американцев обоснованно подвергается сомнению, поскольку она в действительности лишена истинной преданности религиозной вере. В данном плане обращает на себя внимание прежде всего своеобразная дихотомия, характерная для американского религиозного феномена. На это указывал не кто иной, как один из самых влиятельных религиозных деятелей и теоретиков XX в. Р.Нибур. «Мы,— писал он,— являемся одновременно самым религиозным и самым секулярным народом в мире». Объясняя этот парадокс, он продолжал: «Возможно, наша религиозность объясняется существованием у нас религии в двух формах: одна осуждает евангелие процветания, успеха и достижения рая на земле, другая же претендует па обеспечение религиозных инструментов для достижения этих целей»20. По словам историка Ф. Макдональда, «странная система социальных ценностей» привела к тому, что американцы преклонялись перед «всемогущим долларом», при этом всячески подчеркивали свое подозрительное отношение к коммерческому предпринимательству21. И наконец, провозглашая тезис «Дело Америки — это бизнес», президент К.Кулидж тем не менее утверждал, что «главным идеалом американского народа является идеализм», что «Америка — это нация идеалистов».

И, действительно, нельзя не отметить, что существует немало американцев, которые, достигнув определенного уровня достатка или вершин экономического могущества, продолжают «делать деньги» или стремятся к приобретению все новых богатств и достижению новых вершин не ради самих денег или богатств, а для поиска путей и форм самовыражения. Как писал профессор Бирмингемского университета Р.Хогарт, «американцы действительно любят всякие новые предметы, продукты, приборы и машины. Но любовь американца к вещам — это любовь трансцендентального порядка, а не корыстолюбие или скупость. Они любят вещи, потому что видят в них романтику, некий гимн Америке, ее природным богатствам, ее энергии, ее уменью приводить все в движение. Любовь к вещам и способность раздавать их направо и на, лево — это те черты характера, которые сами американцы ценят в себе».

Карнеги, Рокфеллеры, Морганы и другие американские магнаты были настоящими «баронами грабителями». Но в то же время нельзя упускать из виду то, что фонды Карнеги и Рокфеллера, да и другие фонды внесли немалый вклад в развитие и усовершенствование здравоохранения, высшего образования, науки, библиотечного дела и т.д. Благотворительность стала одним из важных атрибутов общественной жизни Америки. «В джунглях американской демократии,— писал В. Нильсен, комментируя этот феномен, нет более стандартного, странного и невероятного явления, чем частные фонды — аристократические институты, существующие за счет привилегий и поблажек "равноправного" общества; совокупность частного богатства, которое вопреки инстинкту, присущему "бережливому" человеку, направляется на общественные цели».

Характерно, что уже в колониальный период в Новой Англии купцы были самыми уважаемыми людьми в обществе. В то же время верующие с одобрением воспринимали предупреждения священников о том, что жадность, погоня за материальными богатствами и одержимость выгодой портят и развращают человека. Люди, постояно вовлеченные в процесс купли и продажи, кредита, обмена и торговли, тем не менее время от времени выражали свое негодование относительно аморальности корыстной экономической деятельности. Своеобразное раздвоение между религиозным морализмом и приверженностью духу материальной выгоды стала отличительной особенностью американского характера. Именно таким раздвоением объясняется тот факт, что в условиях всеобщей безудержной погони за земными благами американцы зачастую впадали в не менее безудержный религиозный морализм и осуждение корыстного интереса.

Утилитарный подход свойствен американскому сознанию и в отношении искусства и образования. Он требует, чтобы культура и образование служили какой-либо полезной цели, и, если они мешают ему в более важном деле достижения материального успеха, то он их отвергает. Л.Райт не без оснований объясняет распространенный в американских колониях в XVII в. протест против театральных представлений не только предрассудками чисто морального характера, но и укоренившейся среди колонистов убежденностью в том, что «сценические постановки отдают фривольностью и являются бесцельной тратой драгоценного времени» Если судить по содержанию книг, ввозимых в колонии в XVII—XVIII вв., то выбор колонистов, как указывает Райт, «был вполне утилитарен, и просто развлекательная литература редко попадала на полки их библиотек... Приверженность к „полезным" книгам была равно характерна для виргинских плантаторов и для пуритан Новой Англии»22. Особенной популярностью в колониальный период как на севере, так и на юге пользовались книги религиозного и нравоучительного характера.

В XIX в., как, впрочем, и в колониальный период, наиболее читаемыми в Америке были школьные учебники. Именно их авторы во многом определяли выбор политических, социальных, экономических, культурных, моральных и других ценностных ориентаций. В них любое знание оценивалось прежде всего с точки зрения его полезности. Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что слово «знание» очень часто сопровождается словом «полезное». Одобрялись лишь те знания, которые могут помочь в достижении материального успеха или же способствовать формированию черт характера, ассоциируемых с «человеком, сделавшим самого себя» (трудолюбие, бережливость, трезвость и т. д.).

В XIX и начале XX вв. в системе образования широкой популярностью пользовались теории, делавшие упор на подготовку к жизни. Функции колледжа, если судить по школьным учебникам XIX в., состояли в том, чтобы воспитывать людей, готовых защищать общепринятые ценности, а не анализировать их критически. Эта концепция высшего образования, как справедливо констатирует историк Р.Элсон, имела далеко идущие последствия для принципа академической свободы. Поскольку первостепенная задача преподавателя состоит в том, чтобы подготовить студента в духе господствующих в американском обществе ценностей, то американское общество должно постоянно беспокоиться о том, какие убеждения имеют преподаватели колледжей.

В целом отношение американцев к высшему образованию характеризуется крайней противоречивостью. Нигде на Западе число колледжей не росло такими быстрыми темпами как в Америке, и ни один народ так не стремится к дипломам и научным степеням, как американцы, однако нигде к интеллектуалам не относятся так пренебрежительно, как в Америке. Характерно, что в одной лишь Америке профессор является объектом юмора и изображается длинноволосым и рассеянным чудаком. При всем том в глазах американца образование — в некотором роде религия, и как от любой другой религии, он требует, чтобы оно было практичным и приносило дивиденды. Главный недостаток колледжей и университетов, с его точки зрения, состоял в том, что они откладывают вступление молодого человека в деловую жизнь, учат вещам, которые могут оказаться совершенно бесполезными в деловой жизни. Среди определенных кругов американцев и по сей день бытует предубеждение против колледжей и университетов из-за того, что они прививают студентам «дурные привычки»: стремление зарабатывать на жизнь головой, а не практически полезным трудом.

Утилитаризм, практичность, прагматизм, отождествление прогресса главным образом с материальным ростом в сочетании с изобретательностью и смекалистостью американского ума в значительной степени способствовали преимущественному развитию в США технического образования и прикладных отраслей знания. В процессе становления у американского буржуа выработался своего рода потребительский подход к науке, побуждавший определить степень ее пользы, говоря словами Эдисона, «по размеру серебряного доллара».

В суровых условиях дикой глуши пограничья поселенец был вынужден приобретать самые различные профессиональные навыки — от пахаря до плотника и строителя. Он становился в некотором роде «специалистом» одновременно во многих областях, что, естественно, поощряло в нем, с одной стороны, уверенность в своих силах и, с другой — склонность к экспериментированию, опробованию различных сфер деятельности. И в наше время рядовой американец в поисках успеха часто меняет занятия и место жительства. Склонность к эксперименту глубоко коренится в американском характере. Следует отметить, что сама Америка в некотором роде была величайшим экспериментом, который имел место с каждой новой волной иммигрантов.

Стремительное развитие научно-технических знаний во второй половине XIX в. и особенно в первые десятилетия XX в., их быстрое и оперативное внедрение во все отрасли хозяйства позволили американскому народу за сравнительно короткий исторический период достичь беспрецедентных успехов в экономическом развитии страны и освоении бескрайних просторов Североамериканского континента.

Уже на рубеже двух веков американцы, опираясь на огромные научно-технические достижения, внесли существенный вклад в организацию производства, рационализацию производственных и трудовых процессов. Но в то же время такой энтузиазм в отношении научно-технического знания способствовал выработке у них своеобразного технического сознания, которое склонно приписывать чудодейственную силу научно-техническим знаниям, способность решать все проблемы, возникающие перед обществом. Такое сознание стало материальной силой, оказывающей влияние на социальные установки значительных слоев американского народа. Особенно широкий размах и глубину техническое сознание в США приняло после второй мировой войны в условиях научно технической революции. Более того, оно стало одним из важнейших элементов американского буржуазного сознания.

Все сказанное отнюдь не значит, что общественные и гуманитарные науки в США были вообще в загоне. Достаточно, например, упомянуть кафедры истории, социологии, психологии, права и т. д. в таких крупных научных центрах страны, как Гарвардский, Йельский, Джонса Гопкинса, Джорджтаунский, Калифорнийский, Висконсинский, Колумбийский и многие другие университеты и научно-исследовательские институты, чтобы убедиться в широте и размахе интереса американского народа к проблемам обществознания. Однако и здесь львиная доля исследований носила прикладной и эмпирический характер. Например, для американской социологии с самого начала ее возникновения была характерна озабоченность «социальными проблемами» и поиск путей и средств их решения. Важной особенностью американской социологии, по справедливому замечанию западногерманского социолога Р.Дарендорфа, является явная или скрытая «социальная инженерия». В США в отличие от Европы «социология» и «социальная политика» не выступают в качестве самостоятельных университетских дисциплин. В целом американские социологи склонны ориентироваться на политику усовершенствований предприятий и тюрем, городов и школ, госпиталей и трущоб и т.д. В данном отношении характерен и тот факт, что в США в XX в. социология и социальная психология получили сильнейший импульс именно в силу возросшего к ним интереса со стороны бизнеса и правительственных организаций, поставивших эти научные дисциплины на службу сугубо практическим задачам.

Одним из важнейших продуктов и в то же время стимуляторов идеи успеха являются так называемая литература и фольклор успеха. Многие элементы идеи успеха в религиозном облачении встречаются уже в дидактических работах пуритан XVII в., которые предназначались в качестве руководства к жизни. В них давались советы как добиться материального успеха, с учетом более широкого спектра ценностей. «Альманахи бедного Ричарда» Б. Франклина но сути дела представляют собой более или менее разработанные руководства к жизни для буржуа. Так, уже в XVIII в. афоризм Франклина «время—деньги» стал в некотором роде жизненным кредо американского буржуа. Расцвет литературы «успеха» относится к XIX в. Совершенным типом «человека, сделавшего самого себя», был упомянутый охотник Дэниэль Бун в изображении писателя первой половины XIX в. Т.Флинта; он вырос хозяином своей собственной судьбы.

В «литературе успеха» мы встречаемся с довольно стереотипной ситуацией. Бедность, как правило, изображается с большой симпатией и считается достоинством. В детской «литературе успеха» 30—40х годов XIX в. типичной фигурой становится «плохой» банкир или собственник завода, третирующий главного героя, а еще чаще — «испорченный» и несимпатичный сынок богача. Положительный герой, как правило, в результате прилежания и упорного труда достигает высокого социального и экономического положения.

То, чему учат детей в школах, служит показателем господствующий в данном обществе системы моральных ценностей. В учебниках, как правило, подтверждались

моральные истины, проповедуемые в церкви и общественно-политической литературе. Все, что изображали в своих работах историки Дж.Бэнкрофт и Дж. Фиске, находило еще более упрощенное выражение в учебниках по истории, написанных П. Парли и У. Макгаффи. «Хрестоматии» Макгаффи проповедовали трудолюбие, бережливость, послушание родителям, уважение к старшим, трезвость и т. д. Они пропагандировали банальные истины вроде: «Кто желает процветать, тот должен встать в пять, а тот кто преуспел, может спать до семи» и т. д.

Излюбленным героем европейской художественной литературы XIX в. был честолюбивый молодой человек из низших слоев общества, который покидает деревню или маленький провинциальный городок и приезжает в столицу в поисках счастливого будущего. В Америке же энергичные и честолюбивые молодые люди из беднейших групп населения Востока устремляются на Запад и, добившись успеха своим трудом, из бедняков превращаются в богачей. По мере индустриализации и исчезновения «границы» многие американские писатели стали искать героические образы и источник традиционных ценностей индивидуализма и преданности обществу опять-таки на Западе. Это проявилось, в частности в бурном процветании на рубеже двух веков популярной «западной» литературы. Но тем не менее в художественных произведениях все чаще литературный герой обращает свои взоры в поисках интересной и полнокровной жизни к большим промышленным городам Востока, а позже к городам других районов страны. Уже в 50х годах XIX в. распространенными героями популярной художественной литературы становятся разносчик газет и чистильщик обуви. В последующие десятилетия целый поток романов и рассказов О. Оптика, С. С. Робинс, М. Лесли, Э. Келлога и многих других был посвящен феномену восхождения из низов вверх — к богатству и славе. Эту проблему в последней трети XIX в. развивали А. Д. Эванс, Э. П. Роу, Ч.Шелдон, Дж.С.Портер, Г.Б.Райт, О.С.Марден, Э.Хаббард и многие другие. В частности, книга Хаббарда «Послание к Гарсиа» сделала его идолом бизнесменов. Всех этих авторов превзошел X.Олджер, в трудах которого, как пишет социолог К.Линн, мифология «успеха» нашла «свое классическое выражение». В многочисленных произведениях Олджер изобразил героя, в котором синтезировались наиболее популярные концепции американского общества XIXв. вера в величие и непогреши мость «простого» человека (под ним подразумевался мелкий буржуа), восславление отдельного индивида и индивидуальных действий, отождествление погони за деньгами и материальным успехом со стремлением к счастью, успеха в бизнесе — с духовным благородством и т.д.

Вслед за Олджером авторы многочисленных романов, повестей, рассказов, публицистических памфлетов утверждали, что бедность в начале жизненного пути является не препятствием, а, наоборот, благоприятной предпосылкой, якобы помогающей формировать характер, ориентированный на достижение успеха. Преимущество бедности, утверждал промышленный магнат Э.Карнеги в 1891 г., состоит в том, что она дает стимул молодым людям стать богатыми. Эта установка на успех стала составной частью национального сознания. В различных одеяниях она вошла во все идеологические течения американской буржуазии и идеологию реформистских движений — от популизма в конце XIX в. до различных вариантов современного либерализма и консерватизма.

Нельзя сказать, что олджеризм в американской художественной литературе пользовался абсолютной монополией. Выдающиеся представители американской художественной культуры, такие, как Э. По, Г. Мелвилл, Н.Хоторн и др., оставили нам в своих произведениях яркие картины того, как бурно развивающийся свободно-предпринимательский капитализм XIX в., обогащая одних, бросал на дно жизни неизмеримо большее число других. Эта тема получила дальнейшее развитие с проникновением в американскую литературу в последней четверти ХIХ в.— начале XXв. натурализма и критического реализма. В 20х годах в своих книгах «По ту сторону рая», «Прекрасное и обреченное», «Великий Гэтсби», «Ночь нежна» и «Последний магнат» С. Фитцджеральд обнажил патологию поколения, которое американская писательница Г. Стайн назвала «потерянным». Тема Фитцджеральда, Дос Нассоса и многих писателей того периода — «большие деньги». Они с большим мастерством описали, как денежные стандарты, определяя жизнь этого поколения и привычки, привели в конечном счете к его краху.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.02 сек.)