|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
СЦЕНИЧЕСКОЕ ВНИМАНИЕТренировку способности действовать на сцене мы начинаем с изучения одного из элементов внутреннего сценического самочувствия — внимания^ (Внимание — психический процесс, при котором из нескольких одновременных впечатлений одно воспринимается особенно ясно.) Умение сосредоточить свое внимание связано с органической деятельностью наших органов чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса), способностью мыслить и действовать. Упражнения помогают студентам понять, что на сцене надо мыслить, действовать и чувствовать таким же образом, как в реальной жизни. Так же как в жизни, внимание актера сосредоточивается на каком-нибудь предмете, слове, звуке, мысли, человеке, действии и т. п. Этот предмет или явление, «воспринимаемое особенно ясно», называется «объектом» внимания. Актер каждую минуту своего пребывания на сцене должен иметь объект внимания, но только не в зрительном зале, а именно на сцене. Если актер по-настоящему внимательно и серьезно совершает на сцене какое-либо Стр. 39 действие, например рассматривает найденный кошелек, зритель будет с интересом следить за этим действием. Как только актер будет показывать, что совершает действие, а в это время его истинное внимание будет занято тем, какое впечатление он производит, зритель сразу почувствует фальшь и интерес его резко упадет. Таким образом, необходимо научиться с помощью систематических упражнений удерживать свое органическое, а не показное внимание на сценических объектах. В жизни тот или иной объект сам привлекает наше внимание; а на сцене мы сами вызываем в себе внимание к объекту и своей волей это внимание удерживаем. Нужно научиться так увлекаться сценическим объектом, делать его настолько интересным для себя, чтобы происходящее в зрительном зале стало третьестепенным, а то и совсем неважным. Упражнения отучают студентов от оглядки на зрительный зал, а в момент большой сосредоточенности внимания дают возможность почти совсем забыть о зрителе, подобно тому как увлеченные игрой шахматисты не замечают того, что делается вокруг. Каждый вызванный в первый раз на сцену испытывает волнение в той или иной форме. Мы вызываем на сцену несколько человек, Стр. 40 предупреждаем их, что ничего не надо «играть», никого не надо изображать, а надо вести себя так, как они вели бы себя в жизни. Своим тоном и обращением мы стараемся показать, что в этом моменте нет ничего торжественного — это дело очень простое и обыкновенное. Мы просим их сесть поудобнее, некоторое время нарочно не обращаем на них внимания, чтобы дать им успокоиться и привыкнуть к обстановке сцены,— словом, стараемся, чтобы переход на сцену не нарушил нормального человеческого самочувствия. Затем мы предлагаем послушать и запомнить те звуки, которые прозвучали в комнате в течение определенного времени. По существу, в этом упражнении участвуют и те, кто на сцене, и те, кто в зрительном зале. Один из студентов рассказывает, какие звуки он услышал (например, скрипнул стул, упала тетрадь, кто-то вздохнул, закашлял, постучал карандашом, переменил позу, что-то сказал и т. п.). Остальные дополняют этот рассказ. В этом и подобных упражнениях мы следим за тем, чтобы студенты слушали по-настоящему, а не делали вид, что слушают. Часто бывает, что все внимание студента поглощено поисками позы слушающего человека, а те звуки, которые он должен был услышать, ускользают от него. В таких случаях мы предлагаем студенту последить за собой в те моменты, когда он слушает в жизни, и Стр. 41 обратить внимание на то, как мало энергии он на это затрачивает. Другая группа студентов слушает звуки, которые доносятся с улицы, и рассказывает о том, что услышали. Затем они слушают, что делается в коридоре, на верхнем этаже и т. д. Если слушаем звуки улицы, то надо определить, какая прошла машина — грузовая или легковая, и т. п. В других упражнениях мы просим нескольких человек сесть на сцене спиной к зрительному залу. Сидян}ие в зале по заданию педагога начинают говорить между собой на разные темы. Находящиеся на сцене рассказывают о том, что они услышали. Другую группу мы просим подготовиться к лекции, раскрыть свои чемоданы, портфели, достать тетради, переставить стулья и т. п. Сидящие на сцене подробно перечисляют, какие они услышали звуки и разговоры. Продолжая упражнения, мы приглашаем на сцену двух студентов. Каждому из них дается какой-нибудь предмет (портсигар, коробка спичек, пудреница, часы, ключи и т. п.). Студенту предлагается рассмотреть этот предмет до мельчайших подробностей и дается на это неограниченное время. Затем предмет передается партнеру (другому студенту, участвующему в этом упражнении). Партнер держит его так, чтобы тот, кто Стр. 42 рассматривал, не видел предмета. Первый студент подробнейшим образом рассказывает о назначении предмета, его форме, цвете и тех особенностях, которые он в нем заметил. Кроме того, мы просим его поделиться своими соображениями о характере владельца предмета. Второй студент его проверяет и указывает на то, чего не заметил первый. Затем второй передает первому свой предмет и рассказывает о нем. Первый его проверяет и дополняет. Такие упражнения проделывают все студенты, каждый со своим предметом. Далее мы предлагаем осмотреть, что надо отремонтировать на стенах, потолке, полу, дверях, окнах, мебели комнаты. Осмотрев, студенты рассказывают об этом, не глядя на объекты. Товарищи их проверяют, ибо сначала, по большей части, рассказ не соответствует истинному положению вещей, и только проделав ряд упражнений, студенты начинают верно описывать виденное. Цель этих упражнений добиться того, что К. С. Станиславский называет «...учиться на сцене смотреть и видеть, слушать и слышать»1. Для того чтобы помочь учащимся сосредоточить свое внимание на объекте, мы создаем атмосферу соревнования, подзадориваем каждого к тому, 1 К. С. Станиславский, Собр. соч., т. 2, стр.10,. Стр.43 Чтобы Он услышал и запомнил как мбжно больше звуков, шумов, разговоров или увидел как можно больше подробностей в рассматриваемых предметах. Тем, кому это меньше удается, мы предлагаем снова проделать упражнение. Продолжая занятия, мы, например, даем задание рассмотреть и послушать две пары часов, с тем чтобы студент рассказал о разнице в их внешнем виде, ходе и, если знает товарищей, угадал, кому эти часы принадлежат. Даем рассмотреть монету, затем смешиваем ее с несколькими такими же и предлагаем найти ту монету, которую он рассматривал. Другие его проверяют. Некоторые упражнения придумываются в зависимости от того, кто и что находится в помещении для занятий. Например, очень быстро, в несколько секунд, сосчитать, сколько брюнетов и блондинов в комнате, сколько предметов квадратной формы и сколько круглой, сколько портфелей, сумочек, книг, тетрадей, кто не брит, не причесан, и т. п. В упражнениях другого типа; похожих на игры, можно поставить стулья по кругу, числом на один меньше, чем студентов, участвующих в упражнении. Один из студентов читает вслух статью в газете, остальные гуляют внутри круга из стульев. Когда студент прочитает заранее условленное понятие, соответствующее «большому» или - Стр. 44 «маленькому», например «великий», «грандиозный», «Незначительный» и т. п., все быстро занимают места на стульях. Кто не успел сесть — выбывает из игры. Затем один стул убирается, и упражнение продолжается, пока не останется один, наиболее внимательный и быстро соображающий студент. Читать газетную статью надо, не выделяя условленного слова. То же можно проделать, проигрывая разные мелодии. В упражнениях на осязание надо не смотреть па предмет, а целиком -сосредоточить свое внимание на осязании. Например, определить на ощупь разницу между двумя материалами, портфелями, ручками, платками и т. п. Можно положить в карман или в сумочку несколько монет, с тем чтобы на ощупь сосчитать общую сумму. Сосчитать пульс у товарища. Завязать плотно глаза одному из студентов, подвести его к сидящему товарищу, с тем чтобы он, осязая прическу и лицо, определил, кто перед ним. В упражнениях на обоняние мы предлагаем определить, чем пахнет в комнате, понюхать и ощутить запах портфеля, сумочки, платка, пудреницы и т. п. Понюхать разные папиросы и определить разницу в их запахе. Вспомнить вкус сладкого, соленого, горького, терпкого, кислого, приторного и т. п. Так как в условиях урока не всегда возможно есть или пить, то студенты, как Стр. 45 и актеры на сцене, если им приходится передавать вкус еды, как, например, Хлестакову в «Ревизоре», когда он ест говядину, похожую на топор, по большей части делают это по памяти вкусовых ощущений. (Нельзя же актеру, играющему Хлестакова, дать такую настоящую котлету, которую невозможно прожевать!) Тренировка деятельности органов чувств имеет большое значение для дальнейшего, поэтому надо хорошо проработать упражнения, убирая излишнюю старательность или вялость и всячески приближая самочувствие студентов к жизненному. Дальнейшие упражнения мы посвящаем развитию простейшей наблюдательности. Один из студентов садится на сцену, другой берет какой-нибудь предмет, закрывает его рукой и, подойдя к сидящему, на счет «раз, два три» показывает атот предмет и снова закрывает его. Сидящий на сцене рассказывает, что он успел заметить за это короткое время. Например, одной из студенток на счет «раз, два, три» показали связку ключей. Она увидела, что в связке восемь ключей. Один — большой от квартиры, три ключа от маленьких висячих замков, остальные от ящиков. Так оно и оказалось. Вот еще ряд упражнений. На столе несколько предметов (часы, ручка, портсигар, бумажник, книга и т. п.). Студент входит, десять секунд Стр. 46 осматривает стол, затем отворачивается. Другой студент меняет расположение предметов и предлагает первому снова расставить все так, как было. Несколько студентов сидят на стульях в какой-нибудь мизансцене; входит студент, проделывающий упражнение, пять секунд смотрит на мизансцену и уходит. Сидящие меняют позы, места, кто-нибудь уносит один стул. Студент должен вернуть все в прежнюю мизансцену. Из спичек составляется сложная геометрическая фигура, ее показывают одному из занимающихся. Затем смешивают спички. Надо восстановить геометрическую фигуру. Участвующий в упражнении садится спиной к зрительному залу, определяет, кто прошел по залу: мужчина или женщина, а иногда, зная походку товарища, узнает, кто именно прошел. На стол кладут несколько предметов и покрывают их скатертью. Надо определить на ощупь, через скатерть, какие это предметы. Для того чтобы показать студентам, как часто в жизни они не замечают самых простых вещей, мы предлагаем рассмотреть предмет, им хорошо знакомый, например свой ботинок, портфель, сумочку и т. п., и рассказать о тех изменениях, которых они в них раньше не замечали. Опыт показывает, что этих изменений бывает больше, чем их владельцы предполагали. Стр 47 В домашних заданиях мы предлагаем обратить внимание на то, какие изменения произошли на тех улицах, по которым они ежедневно ходят. Предлагаем пойти в ту часть города, где они давно не были, с тем чтобы понаблюдать, какие там выстроены новые здания, заасфальтированы улицы, посажены деревья и т. п. Можно сесть на бульваре и понаблюдать за проходящими людьми, с тем чтобы потом рассказать, что интересного удалось в них заметить. Понаблюдать, как мать утешает плачущего ребенка, как сидит влюбленная пара, как юноша нетерпеливо ждет опаздывающую на свидание девушку, как идут люди с работы, как опаздывают, в театр, как ссорятся и мирятся, и многое, многое другое, что происходит на бульваре. Рассказать, что вы заметили, когда ехали из дома на урок. «Артист должен уметь наблюдать и впитывать «как губка»,— писал В. Н. Давыдов. Такие упражнения — начало глубокого и увлекательного изучения жизни, которое должно быть важной частью творческого метода актера при создании художественного образа. Углубленная работа над ролью впереди, а пока можно продолжать упражнения, помогающие удерживать внимание на объекте в течение более продолжительного времени, т. е. увлекаться объектом. Стр.48 Несмотря на то что последующие упражнения сами по себе не трудны, они почти никогда не удаются с первого раза. Необходимо добиться четкого их выполнения. Групповое упражнение «Пишущая машинка». а) Поставить группу полукругом. Раздать буквы алфавита (в небольшой группе каждый может получить две или три буквы). Затем, проверив, хорошо ли знают студенты, у кого какие буквы, преподаватель произносит какую-нибудь фразу, например: «Белеет парус одинокий». Сначала произносится одно слово «белеет». Преподаватель хлопает в ладоши. Ему отвечает хлопком буква«б», хлопок преподавателя — хлопок буквы «е».Те студенты, у которых буквы л, е, е, т, хлопают по очереди, отвечая на каждый хлопок преподавателя. В конце слова хлопает вся группа. Так —вся фраза. б) То же упражнение без хлопков преподавателя. Участники сами передают фразу хлопками. Эти упражнения не получаются, если хоть один участник невнимателен. Тут-то и выявляются отстающие. «Арифмометр» (1). Участвуют 15 человек (14 в кругу, один ведущий). Десять человек — цифры от 0 до 9. Четыре человека знаки: плюс, минус, умножение, деление. Ведущий называет: 5 + 9 = Стр. 49 По хлопку ведущего «5» делает шаг вперед, «плюс» хлопает в ладоши, «9» делает шаг вперед. Все делают два хлопка — знак равенства, «1» и «4» делают два шага вперед, что обозначает результат «14». Все хлопают три раза (конец). «Арифмометр» (2). Участвуют 7 человек (1-й— единицы, 2-й — десятки, 3-й — сотни, 4-й — тысячи, 5-й — десятки тысяч, 6-й — сотни тысяч, 7-й — ведущий). Ведущий называет какое-нибудь число, например 125 102. Затем хлопает. «Сотня тысяч» делает поклон, «десяток тысяч» два раза поворачивается, «тысяча» пять раз поднимает руки, «сотня» делает одно приседание, «десяток» неподвижен, «единица» два раз топает ногой. Затем хлопают все. «Отстающие движения». Поставить студентов в два ряда друг против друга. Первый проделывает несколько четких гимнастических движений. Второй, наблюдая за первым, повторяет его движения с отставанием на одно. Третий, наблюдающий за вторым, повторяет движение второго с отставанием на одно, и так — вся группа. Упражнение может идти под музыку, начиная с медленного ритма, ускоряющегося к концу. «Зеркало». Два участника становятся друг против друга. Один как бы смотрится в зеркало, другой является «отражением» и повторяет все движения первого. Это упражнение имеет ту Стр. 50 особенность, чти «зеркало» проделывает движения левой рукой в ответ на движение правой руки смотрящегося (как в настоящем зеркале). В этом упражнении важна одновременность, поэтому первый должен начинать движения медленно, чтобы «зеркало» вовремя улавливало каждое движение. У «зеркала» движения должны точно совпадать с движениями смотрящегося. Можно делать перед зеркалом гимнастику, причесываться, пудриться, протирать стекло, завязывать галстук, бриться и т. п. Затем участники меняются местами. (Можно поставить пустую раму и делать упражнение через раму.) «Тень». Студент ходит по комнате, за ним идет другой, повторяя его движения и стараясь уловить их ритм;.останавливается, когда остановился ведущий, ^начинает вместе с ним движения и т. д. Затем «тень» становится ведущим, а ведущий «тенью». «Проводник». Создать в комнате или на сцене препятствия из стульев, столов и т. п. «Проводник» ведет группу через препятствия. Остальные идут гуськом за «проводником» и повторяют его движения. «Режиссер и актер». «Режиссер» проделывает какое-нибудь действие. Например, осторожно подходит к двери и слушает. «Актер» наблюдает за ним из зрительного зала, стараясь точно запомнить Стр.51 Дальнейшие упражнения на внимание Направлены на тренировку способности мыслить в условиях сцены. Для этого мы предлагаем студенту: 1) прочесть на сцене статью в газете и рассказать ее содержание; 2) разрываем газету (письмо, напечатанную страницу) в клочки, мешаем и предлагаем студен 3) даем ему читать что-нибудь, сидя на сцене, в то время как остальные шумят, поют, громко 4) в таких же условиях предлагаем умножить и разделить довольно крупные числа; 5) сочинить четверостишие или эпиграмму; 6) составить программу концерта по заявке для радио; вспомнить 10 произведений Пушкина, Лермонтова, Толстого или любого другого известного писателя. Заканчиваем раздел упражнениями на внутреннее внимание. Человек бывает самим собой только тогда, когда он один у себя дома или на природе. Стоит кому-нибудь прийти, как человек подпадает под Стр. 54 власть условностей и выработанной жизнью манеры поведения. На сцене при собранности внимания и мышечной свободе, когда студент действует один, может возникнуть в упражнении то состояние, которое называется «публичным одиночеством». При таком состоянии, забыв о том, что на него смотрит зритель, студент может представить себе, что он один у себя дома или на природе, и соответственно вести себя: сидя на сцене вспомнить подробно свой сегодняшний день с утра; вспомнить, что еще предстоит сделать сегодня; вспомнить о какой-либо обиде; вспомнить о приятном случае в жизни; подумать о летнем отдыхе и т. д. Вот что пишет К. С. Станиславский о домашних упражнениях на внутреннее внимание: «Ложась спать и потушив свет, приучите себя ежедневно мысленно просматривать всю жизнь каждого прошедшего дня, стараясь при этом детализировать свои воспоминания до последнего предела, то есть: если вы думаете об обеде или об утреннем чае, то старайтесь вспомнить и увидеть не только кушанья, которые вы ели, но и посуду, на которой подавались блюда, и общую ее расстановку на столе. Вспоминайте и мысли, и внутренние чувствования, вызванные обеденным разговором, и вкус съеденного. В другие разы Стр. 55 вспоминайте не ближайший день, а более отдаленные моменты жизни. Еще детальнее просматривайте мысленно квартиры, комнаты, места, где вам приходилось когда-то жить и гулять, причем, вспоминая отдельные вещи, мысленно пользуйтесь ими. Это возвратит вас к когда-то хорошо знакомой последовательности действий и к линии дня былой жизни. Их тоже детально проверяйте своим внутренним вниманием. Старайтесь как можно ярче вспомнить своих близких, живых или умерших. Во всей этой работе отведена большая роль вниманию, которое получает новые поводы для упражнения»1. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.) |