|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Легитимность власти. Типы легитимностиТермин ≪легитимность≫ не имеет строго юридического содержания и Не Фиксируется в конституциях. Легитимность представляет психологическую характеристику власти и противостоит чистой легальности, которая не может объяснить подчинение граждан законам. Оно проистекает из убеждения, что власть в стране наделена правом принимать решения, которые ее граждане должны выполнять. Подобное объяснение вытекает из теории легитимности М. Вебера, который включал в нее два положения: во-первых, признание власти правителей; во-вторых, обязанности управляемых подчиняться ей.Принцип легитимности власти обеспечивает добровольное согласие граждан подчиняться ее решениям и правомочность применения властью принуждения. Является важнейшим признаком демократической власти, признания ее правомерности как гражданами, так и мировым сообществом, что в свою очередь возможно тогда, когда власть опирается на ценности, традиции, предпочтения и устремления большинства общества. Вот почему даже авторитарные режимы стремятся обеспечить себе некоторые признаки легитимности (например, выборность, народное представительство и др.). Теория идеальных типов легитимности М. Вебера Типы легитимности:традиционный, харизматический, рационально-легальный. М огуг дополнять друг друга. традиционный (власть вождей, королей). Традиционная легитимность основывалась на глубокой вере в священный характер традиции и легитимность тех, кто пришел к власти благодаря этой традиции. Сама же власть опиралась на традиции общества подчиняться монарху и на принуждение. Традиционный тип легитимности сохранился до настоящего времени, хотя заметно трансформировался. Так, традиционная легитимность королевской власти является реальностью для ряда стран: Непала, Саудовской Аравии, Омана, Иордании, Кувейта и некоторых других. Второй тип легитимности, по М. Веберу — харизматический. Харизма в переводе с греческого означает ≪божественный дар, благодать≫. Очевидно,что термин ≪харизм≫ олицетворяет персонализацию власти в рукахкого-то в переходных и нестабильных обществах. Харизматическое господство, по М. Веберу характеризуется абсолютной легитимностью, поскольку власть в лице лидера наделяется выдающимися, а подчас и сверхъестественными качествами, как и созданный им политический порядок. В результате образ лидера совпадает с чаяниями населения, что и делает его приказы и решения непререкаемыми и выполняемыми беспрекословно. К носителям подлинной харизматической власти М. Вебер относил Моисея, Давида, Магомета, Будду. 3.Легально-рациональный тип легитимности власти основан на вере в справедливость формальных правил и процедур (например, формирования власти на свободных выборах, верховенство закона, законопослушности граждан и т.д.), в легальность пришедших к власти,их право управлять, в необходимость выполнения их предписаний. При этом властным предписаниям государства граждане следуют не потому, что в случае их нарушения им грозят неблагоприятные последствия (санкции), а потому, что существует представление об обязательном праве. Веберовский идеальный тип рациональной легитимности в полном объеме распространяется на развитые плюралистические демократии. Если говорить о соотношении легитимности режима и его эффективности (способности функционировать), то обычно в краткосрочной перспективе обе стороны способны заменить друг друга, в долгосрочной—плохое функционирование снижает потенциал легитимности. Кроме того, по источникам поддержки режима Д. Истон выделяет три типа легитимности: а) идеологическую, когда население выражает моральную убежденность в справедливости существующего порядка; б) структурную (приверженность населения нормам и процедурам, с помощью которых принимаются решения в обществе); в) персональную (связанную с верой в личные качества политического лидера). Для того чтобы не быть заложником в политической борьбе различных сил за власть, отличать непопулярность правительства от его нелегитимности, важно знать признаки проявления нелегитимности власти. Наиболее существенными признаками потери легитимности демократически сформированных режимов являются, во-первых, рост в них степени принуждения, ограничения прав и свобод личности; во-вторых, запрещение политических партий и движений; в-третьих, падение легитимности режимов может быть связано с растущей коррумпированностью всех институтов власти, их сращиванием с криминальным миром.в-четвертых, наиболее существенный показатель делегитимации режима—его низкая экономическая эффективность.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.002 сек.) |