|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Сущность демократии. Исторические типы демократииВозник термин в античности и обозначал ≪власть народа≫ (от греч. demos — ≪народ≫ и kratos— ≪класть≫). Различные авторы акцентируют внимание на отдельных составляющих демократии, например на власти большинства, на ее ограничении и контроле над ней, на гарантированности основных правах граждан, на правовой социальной государственности, наконец, на разделении властей, всеобщих выборах, гласности, конкуренции различных мнений и позиций, плюрализме, равенстве, соучастии и т.д. Соответственно демократия интерпретируется в нескольких смыслах. Во-первых, расширительно, как общественная система, основанная на добровольности всех форм жизнедеятельности индивида. Во-вторых, более узко, как форма государства, при которой все граждане обладают равными правами на власть(в отличие от монархии, где власть принадлежит одному лицу или аристократии, где управления осуществляется группой лиц). В-третьих, демократия понимается как идеальная модель общественного устройства, как определенное мировоззрение, основанное на ценностях свободы, равноправия, правчеловека. В этом значении термин ≪демократия≫ трактуется как социальное движение, как тип политической ориентации, воплощенный в программах определенных партий. Можно выделить три этапа в осмыслении демократии: Античная традиция в понимании демократии — этическая. Она берет свое начало с Геродота (V b. д о н. э.). Согласно ей демократия рассматривалась как политическое устройство —прямое правление граждан в небольших полисах (в отличие от правления монарха или аристократов). Она опиралась на человеческие добродетели (стремление к достижению общего блага, совместное человеческое существование, взаимоуважение). При этом демократия носила цензовый характер (ценз гражданства, оседлости, имущественный), а решения принимались большинством граждан, которые были равны и свободны. Уже в античности демократия была признана ≪худшей формой≫ правления. Ибо низкий уровень культуры граждан греческих полисов-государств позволял правителям манипулировать подобным ≪народовластием≫, вследствие чего режимы демократии были недолговечны и переходили в охлократию (власть толпы), а те в свою очередь порождали тиранию. Глядя на это, Аристотель не проводил различий между демократией и охлократией и отрицательно относился к первой. Такая оценка демократии повлияла на дальнейшую ее судьбу: демократия воспринималась негативно и была вытеснена из политического обихода вплоть до XVIII в. Классическая концепция демократии — правовая — развивается в период складывания национальных государств, которые по территории превосходят маленькие полисы, а социальные отношения характеризуются конфликтом интересов аристократии и третьего сословия. Новый этап в развитии концепции демократии начинается с Великой Французской революции (1789 г.) Тогда демократия стала рассматриваться как направление общественной мысли, которое формирует Цели социально-политического движения, отвергающего монархию и элитарность. Становление правовой концепции демократии связано с потребностью обоснования нового характера отношений между правителями и подданными, вызванного появлением институтов гражданского общества, а также требований автономии и социального Равенства индивидов. Первоначальный смысл прямой демократии трансформировался, приспосабливаясь к новым потребностям жизни- Демократия приобрела характер представительного правления, избираемого состоятельными гражданами. Однако негативное отношение к демократии не было преодолено даже в XVIII в. Это объясняется тем, что идеальная модель демократии как повседневного и непосредственного участия в управлении всех граждан в больших политических образованиях, подобных национальным государствам (а не маленьким городам-полисам), практически невозможна. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |