|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Политическое лидерство. Типология политических лидеровИнститут лидерства возник давно. Его появление было вызвано потребностью у сложно организованных систем в сбалансированном развитии. Жизнедеятельность систем, основанных на взаимодействии разнородных, часто противоположных, — экономических, социальных, политических, духовных интересов и их носителей (групп, индивидов, организаций), требует руководящего начала..3 В задачи лидеров входят выработка согласованных целей развития,, распределение функций и ролей среди участников социальных взаимодействий, упорядочение поведения отдельных элементов системы в целях повышения эффективности функционирования общества в целом. Функции лидеров в конкретном обществе зависят от степени зрелости его экономической, политической, культурной сфер, от уровня культуры населения, от характера (типа) политического режима и, наконец,от индивидуальных качеств самого лидера. Современное гражданское общество с высокой степенью разделения социальных и политических ролей и функций заметно сокращает возможности доступа к лидирущим позициям политикам-непрофессионалам, что нередко происходит в традиционных и переходных обществах. Среди общезначимых функций лидеров, выделим следующие:1) интегративную — объединение и согласование различных гр;интересов на основе базовых ценностей и идеалов, признанных всем обществом;2) ориентационную — выработка политического курса, отражающего тенденции прогресса и потребности групп населения;3) инструментальную: определение способов и методов решенияпоставленных перед обществом задач;4) мобилизационную', инициирование необходимых измененийс помощью создания развитых стимулов для населения;5) коммуникативную: обеспечение устойчивых форм политической самоорганизации на основе тесных контактов с общественностью, различными организациями, группами и слоями; 6) функцию гаранта справедливости, законности и порядка от произвола бюрократии, беззакония, нарушения прав и свобод личности. Лидерство—явление многогранное и многозначное. Контекст использования понятия ≪лидерство≫ достаточно широк—от характеристики доминирования определенной особи в животной среде до проявления руководящих начал в жизни сообщества людей. Однако дляприродной среды использование данного понятия достаточно условно. Вожак стаи является физически более сильной особью, и на его поведение ориентируются другие особи в процессе своего выживания. Общественное лидерство является социальной функцией, обусловленной способностью человека сознательно ставить общезначимые цели и определять способы их достижения в рамках создаваемых для этого политических институгов. Конкретные формы и способы осуществления лидерства зависят от культурной зрелости общества, Уровня автономии различных групп интересов, осознания потребностив коллективных действиях для поддержания прогресса социальной системы в целом.Понять феномен лидерства и его эволюцию можно, проанализировав его составляющие: 1) характер лидера; 2) его политические Убеждения; 3) мотивацию политической деятельности; 4) свойства его сторонников и всех взаимодействующих с ним политических субъектов; 5) конкретно-историческую ситуацию прихода лидера к власти; 6) технологию осуществления лидерства. Целостная и многогранная картина проявления лидерства складывается по мере эволюции общества, усложнения социальных взаимосвязей, актуализирующих Конкретные функции лидера. Классическая политическая философия проблему лидерства рассматривала в контексте поиска идеального порядка. В примитивных обществах, где интересы автономной личности еще не осознаны, не выражены и существуют как интересы нерасчлененного ≪целого* (рода, племени), функции лидера проявляются слабо и сводятся в основном к обеспечению физического выживания общинников. Сами лидеры предстают в образе героев, наделенных особыми физически ми качествами и нравственными достоинствами. Так, Платон изображал лидера как человека, имеющего прирожденную склонность к знанию, отличающегося решительным неприятием лжи, любовью к истине. По его представлениям, лидеру присуши скромность, благородство, справедливость, великодушие, духовное совершенство. Таким лидером является, по мнению Платона, прирожденный философ. Право философов на политическое господство он обосновывал тем, что они ≪созерцают нечто стройное и вечно тождественное, не творящее несправедливости и от нее не страдающее, полное порядка и смысла≫. То, что лидеры находя в мире идеального бытия, они вносят ≪в частный общественный быт людей≫, делая человеческие нравы угодными Богу. Лидеры в понимании Платона выступают подлинными творцами истории: ≪Достаточно появиться одному такому лицу, имеющему в своем подчинении государство, и человек этот совершит все то, чему теперь не верят≫. Плутарх в ≪Параллельных жизнеописаниях≫ продолжил платоновскую традицию изображения идеального образа лидера. Он показал блестящую плеяду греков и римлян, обладающих высокими моральными нормами и принципами. Этико-мифологическая традиция в анализе политического лидерства сохранила свое влияние и в Средневековье, привнеся в нее идею богоизбранности лидеров, в отличие oт простых смертных. Доктрина эффективного лидерства Н. Макиавелли Теория лидерства итальянского мыслителя Я. Макиавелли построена на учете четырех положений (переменных): 1) власть лидера коренится в поддержке его сторонников; 2) подчиненные должна знать, что они могут ожидать от своего лидера, и понимать, что он *; ожидает от них; 3) лидер должен обладать водей к выживанию; 4) правитель — всегда образец мудрости и справедливости для своих сторонников. Н. Макиавелли перенес проблему политического лидерства из области воображаемого и должного в плоскость реальной жизни. В работах ≪Государь≫ и ≪Размышления о первой декаде Тита Ливия» он определил природу, функции и технологию лидерства. Н. Макиавелли вычленил содержание лидерства исходя из наблюденийза реальным поведением правителя и его взаимоотношенийс подданными. В основе лидерства, по Н. Макиавелли, лежит ориентацияна власть, обладание которой сопряжено с получением богатстваи привилегий. Свойство стремиться к власти не зависит от личныхдостоинств или недостатков. Оно действует наподобие объективногозакона, не зависящего от воли и сознания людей. Успех в продвижениик вершинам власти обусловлен не столько интенсивностьюориентации на власть, сколько наличными средствами. Правитель,желающий добиться успеха в своих начинаниях, должен сообразовыватьсвои действия с законами необходимости (судьбы) и с образомповедения подчиненных. Сила бывает на его стороне тогда, когда онучитывает психологию людей, знает особенности их образа мыслей,нравственные принципы, достоинства и недостатки.В основе поведения людей, по Н. Макиавелли, лежат два мотива— страх и любовь. Их и должен использовать правитель. При осуществлениивласти лучше сочетать оба мотива. Однако в реальной жизни это почти недостижимо, и для личной выгоды правителя лучше держать подданных в страхе. Но надо поступать так, чтобы страх не перерос в ненависть, иначе лидера могут свергнуть возмущенные подданные. Для того чтобы этого не произошло, лидер не должен посягать на имущественные и личные права граждан. Кроме страха и любви поведением людей правит честолюбие. Оно присуще каждому человеку. Лидеру важно знать, кто именно болеечестолюбив и потому опаснее для него как правителя: желающий сохранить то, что имеет, или стремящийся приобрести то, чего у него нет. Состоятельными людьми двигает страх потерять то, что они накопили, а бедные Жаждут приобретения того, что есть у богатых. Оба мотива к власти, за которыми нередко скрывается обыкновенная страсть к разрушению, одинаково порочны. И богатые, имеющие в своем распоряжении рычаги власти, и бедные, стремящиеся завоевать эту власть, в принципе ведут себя одинаково. Аморализм не зависит от социального происхождения, он продиктован самим участием в борьбе за власть.Технология стабильного лидерства, по Н. Макиавелли, состоит в Умелом сочетании средств поощрения и наказания. Люди мстят, как правило, за легкие обиды и оскорбления. Сильное давление лишает их возможности мстить. Лидер, стремящийся к абсолютной власти, должен держать подданных в таком страхе, чтобы отнять всякую Надежду на сопротивление. Благодеяния и добрые дела правильнее Расточать по капле, чтобы подчиненные имели достаточно времени их достойной оценки. Поощрения должны цениться только тогда, Когда они выполняют свое предназначение. Наградами и повышениями по службе дорожат в том случае, если они редки и раздаются ≪малыми дозами≫. Напротив, негативные стимулы, наказание лучще применять сразу и в ≪больших дозах≫. Единовременная жестокость переносится с меньшим раздражением, нежели растянутая во времени. Основывая теорию лидерства на взаимоотношениях ≪правитель-подданные≫, Н. Макиавелли и выводил характер лидера из данного взаимодействия. Мудрый лидер соединяет в себе качествальва (силу и честность) и качества лисицы (мистификацию и искусное ритворство). Следовательно, он обладает как прирожденными, таки приобретенными качествами. От природы человеку дано меньше, нежели он получает, живя в обществе. Прямодушен, хитер или талантлив он бывает по рождению, но честолюбие, жадность, тщеславие, трусость формируются в процессе социализации индивида. Стимулом к активной деятельности является неудовлетворенность. Дело в том, что люди всякий раз желают большего, но не всегда могут этого добиться. Разрыв между желаемым и действительным порождает опасное напряжение, способное надломить человека, сделать его жадным, завистливым и коварным, поскольку желание получить превышает наши силы, а возможностей всегда недостает. В результа-те появляется недовольство тем, чем человек уже владеет. Подобное состояние Н. Макиавелли назвал неудовлетворенностью. Именно она способствует превращению желаемого в действительное. Однако неудовлетворенность может проявляться в зависти и напористости. По Н. Макиавелли, зависть порождает врагов, а напористость при- обретает сторонников. Выступая блестящим знатоком человеческом психологии, он поражает неожиданно точными сравнениями и патрясает своими откровениями: ≪Я полагаю все-таки, что лучше быть напористым, чем осмотрительным, потому что судьба —женщина, чтобы одержать над ней верх, нужно ее бить и толкать. В таких с л у ч а в ях она чаще уступает победу, чем когда проявляют к ней холодность И, как женщина, она склонна дружить с молодыми потому, что они не столь осмотрительны, более пылки и смелее властвуют над нею≫-в Роль лидера в обществе обусловлена функциями, которые он прИзван выполнять. Среди важнейших функций Н. Макиавелли выделил; обеспечение общественного порядка и стабильности в обществе, итеграцию разнородных интересов и групп; мобилизацию населения на решение общезначимых целей.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |