АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Геостратегическая политика Китая

Читайте также:
  1. V1: Ассортиментная и ценовая политика
  2. VII. ИДЕОЛОГИЯ АMEPИКАНИЗМА И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
  3. Автоматическая фискальная политика базируется на ...
  4. Автоматическая фискальная политика. Встроенные стабилизаторы
  5. Аграрная политика современного государства. Защита прав сельскохозяйственного производителя в Украине.
  6. Агрессивная политика кабинета Танака.
  7. Адаптационная и антиинфляционная политика по борьбе с инфляцией.
  8. Анализ ситуации на рынке труда. Государственная политика занятости, стратегия и приоритеты
  9. Антиинфляционная политика
  10. Антиинфляционная политика в Республике Беларусь
  11. Антиинфляционная политика государства
  12. Антиинфляционная политика государства

Возвышение Китая до статуса мировой державы наиболее от­четливо наблюдалось в последнее десятилетие XX в. Выход страны на первые роли в мировой геополитике изменил всю геометрию международных отношений. Усиление Китая не затронуло так ни одну страну мира, как Россию. Поднебес-ная, или «Срединное цар­ство», превратилась в важнейший фактор, способный повлиять на геополитическое положение России в мире и на ситуацию внутри ее. В ближайшие 10-15 лет в силу объективных причин это влия­ние возрастет еще больше, что во многом объясняется специфиче­скими условиями развития Китая.

 

 

2.1. История российско-китайских отношений

История первых отношений между народами России и Китая (согласно летописям) начинается с XIII в., а межгосударствен­ных - с первой половины XVII в. Русские служивые и промышленные люди в XVII в. основали много-численные поселения по течению среднего Амура. К югу от Амура за Хин-ганским хребтом находились вотчинные владения маньчжурских импера-торов. По­сле завоевания Китая в середине XVII в. маньчжурами и установ­ления династии Цин пекинское правительство стремилось вытес­нить из При-амурья русских поселенцев, уничтожить важный в стратегическом отноше-нии Албазинский острог. Кроме того, пра­вители Китая предполагали предот-вратить переход в русское под­данство многочисленных племен, кочевавших или живших оседло в Приамурье.

Россия была объективно заинтересована в налаживании торго­вых связей, установлении дипломатических отношений с Цинской империей. Поэтому она старалась воздерживаться от столкновении с маньчжурами и выступала за урегулирование дипломатическим путем вопросов о границе.

Для решения этих и других отношений между Россией и Кита­ем царское правительство в начале 1686 г. отправило на Амур по­сольство, наделенное широкими полномочиями («великое и пол­номочное посольство»), во главе с Ф.А. Головиным. Желая избежать судьбы предыдущих русских посольств, часто терпевших неудачи из-за отказа русских представителей выполнять различные обряды, принятые для послов при цинском дворе, граф Головин

предложил провести переговоры на русско-китайской границе. Цинские правители затягивали началопереговоров, действуя с помощью военных угроз, пытаясь занять крепость Албазин. Эти попытки не увенчались успе-хом, и 12 августа 1689 г. близ Нерчин­ска переговоры закончились подписа-нием Нерчинского русско-ки­тайского договора.

Это был первый случай, когда Китай вступал вофициальные равноправ-ные переговоры с европейской державой. Переговоры велись не только под давлением 15-тысячной армии богдыхана, поддерживаемой артиллерией и речной флотилией, фактически осадившей Нерчинск, но и под пристальным контролем иезуи­тов - испанца Перейро и француза Жербильона, состоявших на службе у Цинов. Они принималиактивное участие в переговорах и выступалипротив соглашения с Россией. Но благодаря искусст­ву русских дип-ломатов, мужеству сопровождавших посольство стрельцов переговоры завершились заключением мирного Нер­чинского договора, который в равной степени был необходим и России, и Китаю.

Договор состоял из семи статей. В первых двух - Россия согла­шалась на территориальные уступки на Амуре, русский город Ал­базин должен быть срыт. Особое значение имела пятая статья до­говора, по которой подданным обеих сторон разрешалась взаимная торговля: всем людям с проезжими гра-мотами «разрешалось и покупать и продавать, что им надобно». Кроме того, Нерчинский договор у становил порядок разрешения возможных пограничных столкновений между двумя странами, способствовал развитию мирных взаимоотношений.

За 170 лет после подписания Нерчинского договора русские землепро-ходцы освоили северный берег Амура, побережье Охот­ского моря и Татар-ского пролива. На этих землях были возведены военные городки иукрепления. Англичане проявили пристальный интерес к низовьям Амура. Генерал-губер-натор Восточной Сибири Н.Н. Муравьев-Амурский убедил китайских пред-ставителей в необходимости размежевания по Амуру. Пекинское правитель-ство, видя выгод от левобережья Амура, а также понимая, что собствен-ными силами Китай не сможет защитить Приамурье от английской экспансии, пошло на соглашение с Россией.

По Айгунскому договору, подписанному 16 мая 1858 г., левый берег Амура от впадения внего реки Аргун и до устья признавался собственно-стью России, а Уссурийский край от впадения реки Уссури в Амур и до мо-ря оставался в общем владении «впредь до определения границ между двумя государствами». По сути, договор 1858г. возвращал России территорию, от-данную Китаю по Нерчинскому договору. Плавание по рекам Амуру, Сунга-ри, Уссури разрешалось только судам России и Китая. Подтверждалась соответствующая статья Нерчинского договора о взаимной торговле поддан-ных обоих государств.

В 1858 г. был подписан Тяньцзиньский договор, а в 1860 г. - допол­нительный Пекинский договор, которые подтвердили Айгунский договор.

2.2. Социально-экономическое развитие современного Китая

Специфические условия развития Китая можно свести к несколь­ким группам факторов:

ограниченность природных ресурсов, огромный людской по­тенциал и низкая стоимость рабочей силы;

планомерное государственное регулирование инвестиций и раз­вития экономической сферы жизни общества - фактор, до сих пор не оцененный по достоинству в России;

планирование освоения высоких технологий, динамично рас­тущего экспортного потенциала;

самый крупный в Евразии рынок;

ускоренное наращивание военной мощи;

все большее негативное воздействие на глобальную экологиче­скую обстановку и т.д.

В связи с высокими темпами экономического развития (около 10% прироста ВВП в год начиная с 1980-х гг.) КНР все острее ощу­щает дефицит ряда важнейших природных ископаемых: угля, же­лезной и медной руды, сырья для получения алюминия, удобрений и т.д. Китай вынужден импорти-ровать железную руду, лом черных и цветных удобрения и т.п.

Сельское население Китая на конец XX в. составило около 800 млн. человек. Приблизительно 700 млн. из них существуют за счет обработки земель и животноводства. Но чем занять еще 100 млн? Дефицит земельных угодий ограничивает рост занятости в деревне. Поэтому около 10 млн. чело век ежегодно мигрирует в город в поис­ках работы. В городах существует официальная (3%) и скрытая (15-20% общей численности рабочих и служа-щих) безработица. Если в ближайшие годы динамика миграции вгорода не уменьшится, то они не смогут «переварить» такую массу новоселов.

Решение проблемы пекинские власти видят в определенной степени в рамках «Большого Китая», т.е. в экономической и геополитической интег-рации на базе стран, входящих в Азиатско-Тихоокеанский регион.

Условия жизни и деятельности населения КНР заставляют Пе­кин закры-вать глаза наполитические и идеологические противо­речия, существующие между Китаем и Тайванем,Китаем и Гон­конгом (после присоединения к КНР в 1997г. - Сянганом) и другими странами АТР. Интеграция Китая со странами-соседями на юге возможна путем привлечения иностранного капитала. За последние 10 лет КНР с помощью этих средств получила воз­можность облегчить или решитьряд социальных иэкономических проблем, а после образования «Большого Китая» она станет самым крупным экономи-ческим полюсом.

Для Великой Державы Востока повышение цен на нефть на мировом рынке означает угрозу осуществления грандиозных эко­номических планов по превращению страны государство номер один. Недавно состоявшийся очередной XVII съезд Коммунисти­ческой партии Китая поставил перед многомиллионным народом две новые стратегические задачи.

Во-первых, решено начать реализацию экономической концеп­ции «научного развития», суть которой вотходе от модели роста экономики, осно-ванной на массовом экспорте дешевых товаров. Огромные финансовые сред-ства, накопленные за последние годы, будут инвестироваться государством в разработку и внедрение в производствовысокотехнологичных товаров.

Во-вторых, КПК решила создать общество «социальной гармо­нии». Комплекс социально-экономических мер нацелен, видимо, на защиту страны от попыток извне дестабилизировать ситуацию в обществе. Объем валового внутреннего продукта (ВВП) надушу населения намечено увеличить с 856 долл. в 2000г. до 3500 долл. В 2020г., что позволит добиться качественно нового уровня покупа­тельной способности большинства китайских семей. Возникнет средний класс, который придаст большую социальную стабиль­ность стране с населением более 1300 млн. человек. Для китайцев,занятых в сельском хозяйстве (а таковых свыше 900 млн.), будет введена пенсионная система. Усилится государственная поддержка малого бизнеса.

Китайская экономика продолжает тем временем демонстрировать уди-вительные для такой огромной страны темпы роста. По итогам 2007 года рост ВВП превысил 11%. В частности, производ­ство стали выросло на 14% и составило 480 млн. т, добыча железной руды - на 15,5%. Объем золото-валютных запасов китайского го­сударства - 1434 млрд. долл. США. Личные сбережения китайских граждан уже превышают 2 трлн. долл., и население все активнее участвует в операциях на бирже. Некоторые эксперты не без оснований говорят о фондовой лихорадке, охватившей страну. За прошед-шие два гола рынок акций вырос в 6 раз (так, спрос на акции нефтяной компании PetroChina превысил предложение в 50(!) раз).

СПРАВКА

Компания PetroChina в ноябре 2007г. стала вдвое дороже амери­канского нефтяного гиганта ExxonMobil, капитализация которого – 487млрд. долл. (саудовская нефтяная госкомпания Saudi Aramco оценивается в 781 млрд.). Правда, скачок котировок PetroChina произо­шел на внутреннем фондовом рынке, куда пускают только местных инвесторов. На параллельном рынке в Гонконге (для иностранных бизнесменов) капитализация PetroChina - 424 млрд. долл.

Ахиллесова пята Китая - сильная зависимость от импорта энерго- ресурсов (страна - второй в мире после США потребитель нефти). Рост мировых цен на нефть и последующие события на внутреннем топливном рынке КНР наглядно показали, что эконо­мика нарождающейся на наших глазах новой сверхдержавы пока весьма уязвима от колебаний нефтяных цен на мировом рынке.

В начале ноября 2007 г. появились сообщения ведущих мировых ин-формационных агентств о поразившем Китай топливном кри­зисе. На авто-заправочных станциях стали нормировать продажу горючего. Сообщалось, что на заправке дело дошло до рукопри­кладства уставших ждать топливо водителей. Нехватка горючего была вызвана высокой разницей между внут-ренними розничными ценами на горючее, которые фиксирует государство, и стоимостью нефти на мировом рынке. В связи с ростом цен на «черное золото» нефтеперерабатывающие заводы стали работать себе в убыток. (PetroChina потеряла в октябре 2007 г. 200 долл. с каждой проданной тонны дизельного топлива) и поэтому сократили производство бензина и дизель-ного топлива, стремясь уменьшить финансовые потери. Литр дизельного топлива в Китае стоил в конце октября 2007 г. около 0,64 долл. США (в Великобритании - 2 долл.).

В сложившейся ситуации китайским властям пришлось разре­шить под-нять цены на бензин на 10%, но это, как полагают анали­тики, полумера. Госу-дарство, однако, опасается полностью отпус­кать цены натопливо из-за высо-кой вероятности резкого скачка инфляции, которая и так очень беспокоит власти, - ведь она не­избежно отражается на настроениях населения (инфля-ция достиг­ла в сентябре 2007 г. 6,2%, что более чем в 2 раза превышает целе­вой уровень Народного банка Китая в 3%", а в августе уровень ин­фляции был еще выше - 6,5%).

Некоторые эксперты считают, что экономика Китая «перегре­та» и сей-час главным приоритетом надо видеть борьбу с несораз­мерными инвести-циями, которые подталкивают инфляцию. Речь идет о новых мерах по усиле-нию макроэкономического контроля исдерживанию роста кредитования. Специалисты указывают на то, что, чем выше котировки акций на рынке, тем больше пре­дупреждений о «пузыре». Управляющий одной из гонконг-ских инвестиционных компаний Марк Фабер (он одним из первых заявил о надвигающемся азиатском финансовом кризисе 1997 г.) считал, что «пузырь» на китайском фондовом рынке мог лопнуть еще до Олимпийских игр в августе 2008 г. Тревожным сигналом длякитайской экономики можно рас-сматривать и решение од­ного из богатейших людей США и опытнейшего игрока на фон­довом рынке Уоррена Баффетта продать акции PetroChina (в 2003 г. он вложил в них 488 млн. долл. и спустя четыре года продал за 3,5 млрд.).

Еще одна проблема китайской экономики - стремительное падение кур-са доллара. За евро уже дают почти полтора «зеленого», который является во всем мире основной резервной валютой. Ки­тайское государство, обладая ги-гантскими золотовалютными за­пасами, не может не видеть, что буквально каждый день его дол­ларовые накопления обесцениваются. По имеющимся данным, Китай хранит в долларах 65-70% своих валютных резервов. Офи­циальные представители КНР уже сделалинесколько заявлений относительно возможного снижения доли долларовых государственных сбережений.

Заместитель директора Народного банка Китая Сюй Цзянь приз-нал, что «доллар теряет статус мировой валюты», а зампред постоян-ного комитета Всекитайского собрания народных представителей Чэн Сывей сказал, что его стране необходимо сбаланси­ровать валютные резервы, с тем чтобы сильные валюты, такие как евро, компенсировали слабые валюты, такие как доллар.

Кстати, нефть на мировом рынке дорожает не только из-за аме­риканских военных угроз Ирану, намерения Турции «навести по­рядок» на курдском се-вере Ирака и биржевых спекуляций фьючер­сами. Цена на «черное золото» растет и из-за ослабления амери­канской валюты. Ведь нефтяные контракты принято по-прежнему заключать в долларах США.

Подливают масла в огонь тревожные прогнозы развития ситу­ации на мировом рынке нефти. Международное энергетическое агентство (МЭА) 7 ноября 2007 г.в своем ежемесячном прогнозе развития мировой энерге-тики предупредило, что к2030 г. спрос на энергоносители может возрасти почти на 50% по сравнению с те­кущими уровнями (с 84 млн. баррелей нефти в день в 2006 г. до 116 млн. баррелей), причем 45% «вклада» в повышение спроса вне­сут Индия и Китай (будут импортировать в 2030 г. более 19 млн. баррелей в день, т.е. порядка 950 млн. т. в год).

Американские аналитики считают, что пик добычи нефти в мире будет уже вскоре пройден, а где-то начиная с 2020г.надо ожидать начала спада добычи нефти. Уже к концу этого десятилетия, по ряду прогнозов, баррель неф-ти превысит уровень 150 долл.

Китайской экономике это сулит очень большие проблемы уже в бли-жайшем будущем. Ключевым становится обеспечение на ближайшие два десятилетия стабильных источников импорта уг­леводородного сырья и безопасных маршрутов его транспортиров­ки. Конечно, китайцы уделяют так-же все больше внимания внед­рению энергосберегающих технологий, привле-чению внутренних ресурсов, повышению доли возобновляемых источников энергии и даже частичной замене нефти углем.

СПРАВКА

К 2050 г. удельный вес новых и возобновляемых энергоисточников в общей структуре энергопотребления Китая должен возрасти до 50%. По сло-вам председателя Центра стратегических исследовании в области энергетики Китайского института международных ис­следований Ся Ишаня, такие цели предполагается заложить в разрабатываемую в Китае «концепцию о всемерном развитии возобновляемых энергоносителей». На повестке дня, кроме того, стратегия замены нефти углем. Китайские провинции Шаньси, Шеньси, Внутренняя Монголия, а также Нинся-Хуэйский и Синьцзян-Уйгурский автономные районы располагают богатейшими в мире запасами угля. В этих регионах уже строятся мощности мирового уровня для производства хими-ческой продукции на основе угля. Монополист в угольной промышленности Китая - государственная корпорация «Шэнь-хуа» сооружает первую в мире технологическую линию по производству сжиженного топлива из угля. Сдача в эксплуатацию этого производства запланирована на 2008 г. «Шэнь-хуа» реа-лизует и проект по производству полипропилена на основе углехимии.

 

Но кардинально это не решит проблемы китайской экономики, которой нанынешнем уровне технологического развития вырвать­ся из «нефтя-ного капкана» будет очень сложно. К тому же увели­чение потребления угля вызывает протесты международных эко­логических организаций. По прогнозу МЭА, Китай уже в текущем году опередит США по объемам выбросов пар-никовых газов - на 3 года раньше, чем ожидалось в прогнозе агентства в2006 г. Основ­ная причина роста выбросов парниковых газов состоит именно в чрезмерном использовании угля в электроэнергетике.

В первой половине 2007 г. ввоз в Китай нефтии нефтепродуктов достиг рекордного уровня - 99,6 млн. т. (из них нефтепродуктов - 18,1 млн. т.). За счет импортной нефти азиатская сверхдержава в 2030 г. будет удовлетворять 75% своего спроса на «черное золото», соперничая за него на мировом рынке с США истранами Евросо­юза.

Большие надежды в Пекине возлагают в условиях роста между­народной «энергетической напряженности» на богатые нефтью Иран и Венесуэлу (по-мимо постсоветских республик СНГ). В этом году Иран стал крупнейшим по-ставщиком нефти в Китай, обойдя Анголу (Саудовская Аравия - третья по размерам нефтяного экс­порта вПоднебесную). Но над Ираном дамокловым мечом висит угроза американского военного удара, который наверняка будет сопровождаться военно-морской блокадой.Поэтому основная надежда ки-тайской экономики - Венесуэла.

В поисках новых источников нефти Китай неизбежно столк­нется с интересами США и Евросоюза, что в условиях растущего дисбаланса между спросом и предложениемчревато серьезными международными потрясениями.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)