АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Что же такое роль?

Читайте также:
  1. This (этот, эта, это), that (тот, та, то), such (такой, такая, такое, такие).
  2. А. человеку надо поручить такое задание, которое требовало бы максимума усилий, но не вредило бы здоровью
  3. Брэнд не знает, что такое границы
  4. Выло в ней что то этакое, в этой Либби. Она сидела на диване в полном
  5. Геймплей и все такое.
  6. Глава 23. ЧТО ТАКОЕ СВЯТИЛИЩЕ?
  7. Глава 5. Что такое современность?
  8. Знаете ли Вы что такое донорство костного мозга?
  9. И такое учреждение появилось. Было изобретено государство. 1 страница
  10. И такое учреждение появилось. Было изобретено государство. 2 страница
  11. И такое учреждение появилось. Было изобретено государство. 3 страница
  12. И такое учреждение появилось. Было изобретено государство. 4 страница


Отвечу так: роль есть способ существования Вашей психики.
Другими словами - тело Вашей души. Ее внешность.
То же, что форма для материи: как ни лепи, все будет форма, каким ни
будешь - все будет роль. Ваше Я-ДляДругого.
Реального или воображаемого. Живого, жившего или еще не рожденного...
"Играть роль" - просто иное наименование для общения. Желая или не
желая того, в общении мы принимаем некие роли и предлагаем какие-то роли
другим.
Можно ли определить, систематизировать, подсчитать, сколько ролей и
какие именно вы играете в своей жизни?
Очень трудно. Практически невозможно. Жизненные роли имеют неисчислимое
множество имен и названий.
Они преходящи и Хекучи, как сама жизнь.
Ну, а все-таки?..
Вот актер на сцене. Играет роль Гамлета. А сколько ролей в пьесе играет
сам Гамлет? Сын, Племянник, Возлюбленный, Любящий, Мститель, Мыслитель,
Преследователь, Преследуемый... Шут, Судья, Сумасшедший...
Не для всякой роли найдешь и слово.
Кто же Вы в своей жизни?.. Кто для себя и кто для других?..
Пока не проснулось Ваше самосознание - там, в беспамятной тьме
младенчестве, Вы, не ведая того, уже играли одну роль. Роль Дитяти,
Младенца, Маленького.
Это была самая великая ваша роль, ибо содержала в себе все будущие и
возможные, и сыгранные, и несыгранньге...
Едва только самосознание забрезжило, как Вы занялись интенсивнейшим PAT
- как иначе понять смысл детских игр?.. Вы примеривали то одну роль, то
другую, Вы свободно исследовали свои самочувствия, меж тем как жизнь,
глядя на Вас со снисходительной улыбкой, потихоньку примеривала свое...
...И вот Вы взрослый сознательный человек. Человек Которому Некогда.
Человек Которому Трудно. Человек Которому Бывает Иногда Скучно. Человек
Который Временами Задумывается. И в то же время Вы
Сын своих Родителей,
Родственник Родственников Таких-то,
Работник такого-то предприятия, такой-то организации,
Подчиненный Такого-то, Начальник Такого-то и Такого-то,
Пассажир транспорта,
Покупатель,
Пациент поликлиники такой-то. Врача Такого-то,
Пайщик кооператива такого-то,
Читатель библиотеки такой-то,
Хозяин Собаки такой-то, зарегистрированной там-то.
Но разве это все? Да нет же, конечно! Лишь ничтожная доля. Даже Ваши
формальные роли перечислены далеко не полностью. А сколько еще
неформальных?
Друг Друга Милотакого-то,
Приятель Приятеля Вродетакого-то
Знакомый Знакомого Гдетотакого-то,
Сосед Соседей Околотаких-то,
Читатель Писателя Недотакого-то}
Любитель Супертакой-то Музыки,
Поклонник Артиста Перетакого-то,
Доброжелатель Прекрасного Человека Чудотакого-то,
Недоброжелатель Негодуя Растакого-то.
...Но разве и это все? Нет! Опять только ничтожная доля. Будучи Другом
Милотакого-то, Вы играете роль Эксперта По Особо Важным Делам, Советчика и
Утешителя, но в общении с другим другом, Нетаким-то, принимаете роль
Страдающего, Нуждающегося в-Утешении.
В качестве Соседа Соседей Околотаких-то вынужденно оказываетесь
Свидетелем Семейной Драмы, а иногда и Разнимателем и Вызывателем Милиции.
В качестве Недоброжелателя Негодяя Растакого-то готовы принять роль
Расследователя и Разоблачителя...
Вы едете с семьей отдыхать. Вы пассажир и играете роль Пассажира.
Более, казалось бы, никого. Но вы одновременно:
Отец,
Муж,
Покупатель Пирожков и Газет на остановках Разнотаких-то,
Попутчик Попутчиков Ктоихэнйеткаких-то...


Вряд ли можно найти жизненную ситуацию, где бы не приходилось совмещать
много ролей сразу. Но и внутри одной, казалось бы, вполне однозначной роли
какимто боком оказывается другая, третья, четвертая...
Вам предстоит работать учителем в средней школе.
Роль Учителя ясная, определенная, однозначная. Но посмотрите, сколько
она содержит в себе ролей скрытых, неявных, к какому множеству других
имеет сродство, тяготение:
Есть над чем подумать, не правда ли?.. Подобное поле "тяготений" или
"валентностей" имеет любая роль. Жизненный объем роли, пространство ее
свободы, в котором она незаметно или заметно переходит в другие роли,
которые, в свою очередь, имеют свои пространства, свои поля... Построив
такое поле для любой роли (Родитель, Муж, Жена, Врач, Водитель автобуса,
Официант...), Вы можете проследить дорожки, которыми одна роль переходит в
другую, нащупать flx верхние и нижние границы - любопытная игра, которой
можно заняться и в одиночестве, и с друзьями, и во время PAT. В нашем
примере верхняя граница роли "Учитель" проходит по ролям: "просветитель,
врач, ученый, проповедник". Нижняя - "справочный агент, дрессировщик, шут,
экзекутор"...
Сопоставив такие поля с конкретными людьми, известными вам в таких-то и
таких-то ролях, Вы увидите, что по ним можно строить портреты личностей.
Увидите и то, что человек всегда может быть и больше, и меньше своей роли,
что в каждой роли возможно и творчество, и халтура...
Постройте же подобным образом и поля своих главных жизненных ролей.
Подумайте над тем, в каких пространствах, в каких точках находитесь Вы,
ближе к каким границам и почему? В какие точки желательно переместиться?
(См. Древо Цели и Зебру.) Что этому мешает и что способствует?
Дорогой К.., на этом сегодня прервусь, продолжу при первой возможности.
Рекомендации напоследок: наблюдая за людьми, старайтесь уловить моменты их
переходов из одной жизненной роли в другую. Следите за тем, как человек
меняется, как вживается в новое самоощущение... Это происходит то
мгновенно, то медленно, но всегда, именно в это время, в межролевом
пространстве и приоткрывается то, что можно назвать душой.
То, чему нет границ, то, что никуда никогда не вместится... Эти
метаморфозы можно уловить даже в письме.


Ваш Д. Кет.

Письмо 7.
Человек человеку гипнотизер


(Продолжение)


Дорогой К.!
Вы замечали, что есть люди, общаться с которыми необъяснимо легки? В
первый раз видите, а чувствуете себя так, будто знакомы целую вечность,
расцветаете от одного лишь присутствия... А есть и другие: вроде бы и не
зануда, и хороший человек, но чем-то неудобен, чем-то Вас замораживает,
какое-то отрицательное полечувствуешь себя то ли в чем-то виноватым, то ли
несколько дефективным... Все детство и юность, покуда не овладел техникой
самовнушения, я был страшно, до катастроф чувствителен к таким вот полям,
да и теперь нетнет да и попадешь под какой-нибудь неудобный гипноз...
В каждой жизненной роли, как и в каждой сценической или игровой, от Вас
что-то ожидается, что-то требуется. Что-то предполагается, на что-то
рассчитывается.
Будь Вы муж, автор книги или директор завода, парикмахер или таксист, -
Вас ежедневно прогнозируют. Вы под обстрелом летящих со всех сторон
вопросительных знаков, готовых в любой миг превратиться в восклицательные,
с минусами или с плюсами... Ни ребенок, ни родитель, ни Аллах, ни пророк
его Магомет никуда от этого не денутся.
Внутри Вас-то же самое. Все эти вопросительные знаки пляшут и в Вашем
мозгу, покуда Вы работаете и целуетесь, командуете и подчиняетесь -
пляшут, превращаясь то в восклицательные, то в многоточия, то в уверенные
безнадежные точки. Как надо себя вести?
Как не надо себя вести? Чего от меня ждут, чего хотят и чего не хотят?
Чего я жду сам от себя? - все это летит с ураганной скоростью и все,
конечно, не помещается в узкой, более или менее освещенной полоске
психики, именуемой сознанием, - нет, главная масса там, в подсознании, во
тьм.е или полутьме... Но ведь все в порядке.
обычно же все в порядке?!
В порядке ли?..
Да и нужно ли, чтобы было всегда все в порядке?..
Кто Вы - раб своей роли или ее хозяин? Исполнитель или творец?
Одна моя коллега - врач-проктолог, занимается болезнями прямой кишки.
Специальность крайне нужная и, чего уж там, не слишком приятная с
эстетической точки зрения. Сама коллега как раз на редкость приятная дама.
Уходя домой из гостей, она сердечно благодарит остающихся:
- Спасибо вам всем, дорогие, большое спасибо!
- За что спасибо?..
- За то, что никто из вас не рассказал мне о своем геморрое.
- Как?! Подождите, подождите! Сейчас расскажу! - один раз не выдержал
я. (Пошутил, конечно).
Роль и встречная роль. Ожидания всегда двусторонни. Борьба и согласие,
совпадения и недоразумения...
Принимая какую-либо жизненную роль, человек тем самым предлагает и
некие роли окружающим. Предлагает иногда прямо, называя вещи своими
имена-ми ("И будешь ты царицей мира"), но чаще косвенно. Как?..
Своими жестами, звучанием своего голоса. Своим самочувствием, идущим
прямой трансляцией от подсознания к подсознанию, всем тем, что называют
"контекстом"
или "подтекстом"... Всем своим поведением-предлагает, а то и
навязывает... В сущности, это ничем не отличается от гипноза. Это
взаимовнушения, пронизывающие все общение, всегда и везде.
Есть люди, занимающие жесткую ролевую позицию.
Куда бы ни пришел, всюду командует, всегда и всех поучает... Всегда
всем недоволен... Насмешник... Всегда жалуется, всегда самая несчастная и
обиженная... Всегда молчит и чего-то ждет... С кем бы ни общался -
дурачится, играет шута... Довольно знакомо, не правда ли?
А есть пластичные, гибкие -люди, совершенно разные в зависимости от
того, с кем имеют дело, разные и с одним и тем же человеком в зависимости
от обстоятельств. Но таких меньшинство. Большинство же - пластично-жестко.
То есть разные с разными людьми и одинаковые с одними и теми же. Еще
вопрос, как вы поведете себя с незнакомым вам гражданином Н., но ваше
поведение по отношению к вашей матери или супруге можно предсказать с
довольно большой точностью, в несколько меньшей степени, но тоже в
изрядной - по отношению к начальству или к подчиненным...
Взаимные ролевые позиции склонны к окостенению, к образованию замкнутой
самоподдерживающейся системы. В присутствии родителя даже пожилой человек,
уже сам отец или даже дедушка, становится ребенком - не сознательно,
конечно, а подсознательно, благодаря непроизвольному включению глубинных
пластов психики, в которых накопились весьма живучие залежи детского
самочувствия. Такая ситуация легко может вызвать в человеке внутренний
ролевой конфликт. Нота бене! Человеку давно уже необходимо быть Взрослым,
Значительным, Самостоятельным, но что-то ему мешает, и он сердится на
того, в ком видит источник препятствии, не понимая, что источник этот, поменьшей мере наполовину, заключен в нем самом. Тот, кто желает Другому
добра, должен трижды подумать о роли, в которую загоняет объект своего
доброжелательства одним лишь своим присутствием. Множество тяжких
недоразумении между детьми и родителями, равно как и между супругами,
между друзьями и так далее, происходит из-за таких вот скрытых внутренних
ролевых конфликтов, не ведомых обеим сторонам. Вот горячо любящая супруга
переносит на мужа неистощимый запал присущих ей материнских чувств,
властно заботится, опекает, а он, не в силах противостоять этому напору и
каждый день подсознательно возвращаясь в сладостное младенчество, в то же
время желает играть роль Авторитетного Отца Семейства - не получается. Он
сопротивляется сам себе - и вот ему кажется, что у жены неприятный голос,
вульгарные манеры, недостаточно высокий культурный уровень... Вот жена,
полуневедомо для себя ищущая в муже исполнителя роли Отца, Покровителя,
Патриарха, а/он, подсознательно страшась этой роли, не принимая ее, уходит
в роль Непонятой Творческой Личности...
Вариантов - десятки и сотни...
Что же может помочь выбраться из тупиков?.. Ролевой анализ и ролевой
тренинг - игры, в которых нащупываются иные варианты, иные возможности
подхода друг к другу...
Лучше всего это делать заблаговременно. Скрытое содержание
первоначального периода любого знакомства -взаимная ролевая прикидка,
примеривание ролей, предложения, принятия и отказы. Когда же ролевые
позиции установлены, изменение их требует немалых усилий и чревато
кризисами. Ролевые ожидания могут превратиться в капканы подсознания, в
отрицательный самогипноз.
Подумайте же над тем, каких ролей ожидают от Вас люди из вашего
окружения? Какие роли Вам предлагают, какие навязывают, косвенно или
прямо?.. Конкретно-какую роль Вам предлагает, ждет, ищет, требует,
навязывает Такой-то, Такая-то?..
...Ах вот оно что... Бывший приятель Самтакой-то очень обиделся, что
вместо предложенной им мне роли Сочувствующего, Поддакивателя и
Подтвердителя-ЕгоНезаурядности я принял роль Скептического Критика, и
теперь всеми силами вгоняет меня в роль Ничтожества.
Может быть, он ждет, что я приму роль Раскаявшегося Грешника?..
Симпатичная Люботакая-то требует от меня роли
Интересного-Человека-с-Серьезными-Намерениямии-Подвешенным-Языком, но у
меня получается Неинтересный-с-Проглоченным, да, кажется, она уже этого и
ожидает... А Собака Гавгавтакая-то упорно и яростно видит меня в роли
Жулика, Подлеца и Вр-р-р-ага, и с этим уж ничего не поделаешь... (Пример,
разумеется, облегчен.)
Обратный вопрос:
какие роли Вы сами предлагаете окружающимсвоим поведением, своим
самочувствием, своими ролями, принимаемыми и сознательно, и непроизвольно?
Конкретно - Такому-то, Такой-то, Таким-то?
...Кажется, пора расстаться с маской Весьма Неприступной Серьезной
Особы... Там. в Н-ске, она защищала меня or чрезмерной фамильярности
обитателей, но теперь, в новом коллективе... Я остаюсь чужой, я остаюсь
одна. и эта особа выглядит уже, скорее всего, как Дурас-Претензиями... Вот
и В., с его доброжелательной иронией, занял по отношению ко мне позицию
Предупредительного Джентльмена, он, видите ли, охраняет меня от
посягательств, к непрошенному общению-а ведь это медвежья услуга, это как
раз стена, не дающая мне пробиться к непосредственности... И я сама подала
ему эту роль... Как же содрать с себя эту маску?.. Пока не приросла...
Простите, К., это я еще не выжился из роли своей пациентки, с которой
сегодня просидел два часа, - сработало подсознание.
Трижды и четырежды продумайте в этом духе свои трудные ситуации.
Ролевой самоанализ уже сам по себе принесет Вам немалую пользу. Не
забывайте только, что и в нем, как и во всем прочем. Вы можете впасть в
далеко идущие заблуждения. Наилучший же способ продумать трудную ситуацию
- разыграть ее, и как можно ближе к делу.


Д. Кет.



...Позвольте, Читатель, и мне вставить несколько слов.
В своем дневнике Лев Толстой высказал мысль, что ребенок постоянно,
самым естественным образом находится в том состоянии, которое у взрослых
именуется гипнотическим.
Это тождество: а = а. На это надо было увидеть.
Когда кто-либо увидел что-либо хоть однажды, уже легче, уже могут
увидеть все. Если у вас есть ребенок, Читатель, взгляните на него-и
увидите человека под гипнозом. Вот сейчас он находится под гипнозом своей
игры. Вот - под вашим. Вот под бабушкиным. Под учительским... Когда под
гипнозом сверстников - попробуйка достучись, ему не до вас, приходится
перебивать, применять психическое насилие, еще вопрос - кто кого...
Но куда же это потом девается?.. Это естественное детское состояние -
куда оно пропадает?..
Вот заключение Д. С.: взрослые постоянно, самым естественным образом
находятся в состоянии, которое ребенок, знай он психологию, назвал бы
гипнотическим, не иначе, но взрослые своего взрослого гипноза не
чувствуют, не ощущают, не замечают, как не чувствуют вращения Земли, как
не ощущают своего запаха, как не замечают, что говорят прозой. Наберемся
духу заявить, что и сам Лев Николаевич не только детство, но всю жизнь
провел в беспрерывном гипнозе, и автор этих строк пребывает в нем же,
безвылазно. Взрослые не замечают своей внушаемости, своего взаимо- и
самогипноза. Потому что гипноз взрослых распределен, рассредоточен,
разбрызган. Гипнотизеров вокруг страшно много: жена, теща, начальство,
приятели, телевизор... Называют же взрослые гипнозом только те редкие
случаи, когда в несущем их потоке возникает что-то вроде завихрений,
какие-то противотоки. ("Он только посмотрел на него, а тот хлоп-и заснул!
Вот это да!") Тогда они обнаруживают, что могут куда-то перемещаться под
действием могучих таинственных сил, и удивляются, и боятся, и бесятся... А
на самом деле этот чудесный и страшный гипноз - лишь частный случай
гипноза естественного, растворенного в жизни, лишь сгущенное обнажение
природы общения, подобное чуду, являемому магнитом:
чудо это спрятано в каждой молекуле, оно есть суть, норма, природа
вещей. Ну падает яблоко на землю, ну падает и падает, ну все падают, ну и
что?.. Нужно было быть разгипнотизированным Ньютоном, подпавшим под гипноз
Истины, чтобы это увидеть. А вот когда кусок металла на расстоянии
заставляет подпрыгнуть гвоздик-это уже другое дело! "А у вас это
врожденное?.."
Да, врожденное. Как и у вас. Потому что


ЧЕЛОВЕК ЧЕЛОВЕКУ ГИПНОТИЗЕР
(и сам себе в том числе),


...Но осознать это можно лишь путем перехода из одного гипноза в другой.


Письмо 7.
Еще раз о ролях, играющих человека


(Окончание)
Дорогой К. -!


Практический совет. Если Вы хотите обрести некие недостающие качества -
смелость, силу воли, работоспособность, привлекательность, любовь к людям,
все что угодно, - никогда не внушайте это себе в виде утверждения,
начинающегося с буквы "я" - "я смелый, я привлекательный, я такой-то", -
это глупая ошибка.
Косное, хитрое "я" все время будет ставить Вам палки в колеса. "Я"
должно быть не подлежащим, а дополнением: "Сила входит в меня", "любовь
охватывает меня"...
А еще лучше, если оно совсем забывается: "сила входит...", "любовь
охватывает..."
Когда так - нечто неизмеримо большее и сильнейшее, чем какое-то жалкое
"я", начинает вас творить... И удивительно: как раз это и освобождает
силы, скрытые в "я", и дает свободу самовыражению. Действительно: не "я
охватил гнев", а "гнев охватил меня"... Покуда я этого не усвоил, мои
усилия воздействовать и на других, и на себя самого по большей части
оставались безрезультатными. Когда усвоил - появилось то, что называют
гипнотическими способностями...
Поясняю, в чем дело. На сцене человек играет роль, а в жизни-роль
человека. Впрочем, и на сцене тоже, если по-настоящему. О Станиславском
рассказывали, что в периоды, когда он, готовясь к спектаклю "Горе от ума",
вживался в роль Фамусова, у него резко портился характер (и так-то,
впрочем, не очень легкий) - с ним уже просто нельзя было ни о чем
столковаться.
Кто же кем становился: Станиславский Фамусовым или Фамусов
Станиславским?..
Актер на сцене подчиняет внутреннее внешнемуищет самочувствия для
ролей. Эти самочувствия, однако, влияют и на его жизненные роли, делают
его, надолго или ненадолго, другим человеком.
А человек в жизни -ищет и самочувствия для ролей, и роли для
самочувствий.
При этом часто происходит следующее:
...роль Б-самочувствие (а)-роль В-самочувствие (аб)в - роль Г -...
Вы возвращаетесь с работы, где только что получили изрядную взбучку от
начальства, выговор с занесением в личное тело. Это не оговорка. Ваше тело
и впрямь восприняло выговор, превратив в адреналин, разослало депешей по
всем клеткам: "Всем! Всем! Всем! Очень плохо и. очень страшно!" И вот
подтверждения: в автобусе вас нарочно толкают какие-то молокососы,
какой-то акселерат посмотрел на вас сверху вниз, как на козявку, какая-то
девица - как на бревно... ("Всем! Всем! Всем!
Очень плохо! Очень-очень скверно и страшно!"). И вот в роли
Козявки-(кто Вас, однако, обязывал принимать эту роль? Никто кроме Вас
самих!) Вы возвращаетесь домой и попадаете в обстоятельства, где Вам
надлежит по всем правилам играть роль Любящего Мужа, Вежливого Зятя, Отца
Семейства, а сегодня к тому же еще и роль Радушного Хозяина, Веселого
Хозяина - через полчаса грянут гости. ("Всем! Всем! Всем! - Веселитесь!
Радуйтесь жизни!") "Ты опять не купил колбасы?..
И яиц нет. И хлеба. Я же тебя просила!.." - "Да его разве
допросишься..."
...Самочувствие Г - роль Д - самочувствие X... - "А сама не могла
сходить?! Я вам что, мальчик на побегушках, а?! Я ВАМ КОЗЯВКА?!!!"
Переход в роль Отца Семейства непосредственно из роли Козявки,
несколько затруднен предлагаемыми обстоятельствами, поэтому совершается
через промежуточную роль Бешеного Крокодила. Однако самочувствие X,
возникающее в результате вхождения в эту роль, исполнению роли Веселого
Хозяина отнюдь не способствует.
Оставшуюся часть вечера приходится проводить в роли Бревна...
Как в игре, так и в жизни роль и самочувствие связаны интимной,
двусторонней связью. А именно: роль пробуждает определенное самочувствие.
Самочувствие жерасполагаетк определенной роли.
Вот Вы выходите на трибуну - принимаете, стало быть, роль Оратора,
первые секунды зажаты, скованы, но потом в Вас что-то включается,
зажигается... Или не зажигается?.. А вот что-то рассмешило, а перед тем
сильно поднялось настроение известием о внезапной удаче - и вот на
какой-то момент в компании друзей Вы, сами того от себя не ожидая, приняли
не свойственную Вам роль Души Общества - и с немалым успехом: все в
восторге, все смотрят на Вас с восхищением... А потом вдруг что-то
израсходовалось, погасло...
Трудно сказать, что здесь "первично", а что "вторично". Когда Вы
влюблены и пользуетесь взаимностью, самочувствие и роль сливаются в
сладостном объятии.
Когда охладеваете, инерция роли, уже принятой, может завести очень
далеко, иногда даже в загс.
А не чувствуете ли Вы себя слегка больным при одном лишь виде человека
в белом халате? Дело в том, что этот халат уже сам по себе предлагает Вам
определенную роль. Конечно, и возникшее в результате болезни самочувствие
больного может заставить человека принять и роль Больного, то есть
обратиться к Врачу.
Врач может помочь: дать человеку самочувствие здорового и тем самым
вернуть его в эту роль. Но Врач, случается, и не может помочь, а роль
Здорового все-таки приходится исполнять. С другой стороны, есть множество
болезненных состояний - и среди них прежде всего те, которые называют
неврозами, - при которых одно лишь принятие роли Здорового само по себе может исцелить человека. А роль Больного может усугубить болезнь - роль, в
которую, человек слишком вжился... Отсюда и инстинктивная нелюбовь многих
"ходить по врачам". Не в том дело, что человек не верит в медицину, а в
том, что он интуитивно бережется от роли Больного.
До известной меры (!) - правильная политика. "Хвост"
самочувствия Больного - неприятная вещь, не только мешающая
выздороветь, но и рождающая подчас новые болезни. Поэтому и хороший Врач,
любой специальности, должен уметь ввести человека в роль Здорового раньше
настоящего выздоровления. И это при полном соблюдении всех мер лечения.
Это и есть психологическое искусство.
А почему так мучительно застенчивы, скованы, почему так неувйрены в
себе столь многие молодые и не слишком молодые люди? Да потому, что не
вылезают из роли Оцениваемых, Экзаменуемых, Разглядываемых, Изучаемых!
Потому что с упорством, достойным лучшего применения, исполняют роль
Заинтересованных-вПроизводимом-Впечатлении!
Выход - только в переходе в противоположные роли:
Исследующего, Оценивающего, Лечащего, Творящего.
В роли, где значение впечатления о своей персоне меркнет перед
значительностью самого дела. Вниманию неуверенных! Забудьте про слово "я".
Будьте Режиссерами для Других, будьте Исследователями и Врачами!
(Но знать об этом должны только вы). Тогда ваша застенчивость перейдет
в прекрасную Сдержанность, неуверенность сменится благородным Сомнением.
...Умолкаю до Вашего ответа.


Л. Кет.


Письмо 8.
Гений общения


*[Речь идет не об универсалах, которых нет, а просто о
необычайно способных людях. (Уточнение по просьбе Д. С. - В. Л.).]


Дорогой К,
Ваш интерес к "гениям коммуникабельности" меня радует, это хороший
признак, означающий, что Древо Цели отращивает новые ветви, на которых
вот-вот появятся завязи плодов... Нет, себя к этой категории я не отношу.
У меня профессиональая специализация, поневоле заставившая развить некие
качества, но исходньнГ задатки были скорее отрицательными. Именно это,
кстати, и побудило меня, еще с юности, особо приглядываться к мастерам
общения во всех жанрах, а потом, когда я стал врачом по расстройствам
общения (один из синонимов психотерапевта), мне понадобилось знание и тех,
у кого особо хорошо получается как раз то, что не получается у моих
пациентов. Так как в мой кабинет такие люди попадают не часто,
количественную нехватку пришлось возместить интенсивным качественным
изучением.
Где бы я ни был (а жизнь, случалось, кидала в разные места), я искал
этих гениев. На сегодняшний день в моей "человекотеке" их насчитывается
уже около трехсот.
Что же Вам сказать?.. Выбрать кого-то одного, дать портрет?.. Боюсь,
выйдет слишком длинно и необобщенно. Люди это разные, очень разные...
Лучше, пожалуй, попытаюсь набросать в самых общих чертах главные признаки,
которые их отличают.
Плюс интерес. Огромное любопытство, колоссальная жадность к людям.
Отсюда повышенное внимание, и тонкая наблюдательность, и превосходная
память на все, касающееся Другого. Один такой человек способен завалить
материалом целую писательскую организацию.
С непостижимой легкостью вживается в чужие судьбы, характеры,
обстоятельства, живет жизлью Другого, как своей собственной. Поразительная
человековместимость.
Замечу еще, что количественная степень общительности у них не
обязательно высока. Не будем путать общительность с коммуникабельностью:
общительность - склонность общаться, коммуникабельность - способность
общаться. Люди сверхобщительные, как правило, те, кто компенсирует
недостаток качества общения его количеством. Гений коммуникабельности не
есть самый общительный человек, но самый превосходный в общении.
Минус тревожность. При всей живости и подвижности этот человек на
редкость спокоен. Центры страха как бы недоразвиты: нет не только
излишних, но как будто и вполне оправданных беспокойств, беспечность до
безалаберности. Замечательно, однако, что по крайней мере в 90 случаях из
ста эта беспечность оказывается мудростью: так или иначе, но выясняется,
что беспокоиться и не стоило: либо ничего не случается, либо случившееся
неизбежно... На взгляд же тревожного человека им просто необъяснимо везет.
Сопутствующие качества: открытость восприятия, легкость переключения
внимания, доверчивость, свобода в поведении, некоторый авантюризм.
Душевное спокойствие, как запах роз, привлекает людей.
Плюс обратная связь. Вы еще только взглядываете, а он взглянул уже
трижды и принимает Ваш взгляд как старого знакомого. Вы еще только
протягиваете руку, а он уже знает, каким будет рукопожатие... Важнейшее
свойство. В контакте, в саморегуляции - высокая чувствительность к
изменениям. Реакции быстрые, точные, а напряженности нет. В беседе
улавливает малейшие изменения интонаций, мельчайшие, неосознанные движения
и реагирует так, что собеседник замечает только одно: беседа идет гладко,
приятно... Это то, что старые психиатры называли "синтонностью" -
противоположность аутизма. Способность легко, быстро перестраиваться,
превосходная подвижность психики - свойство врожденное, но и поддающееся
тренировке. Сопутствующие качества: ловкость, тактичность, находчивость,
остроумие, артистизм (см. ниже).
Плюс-минус эгоизм. Почему "плюс-минус"?.. Потому что сплюс обратная
связь". Если эгоист, то умеет, как никто другой, прятать свой эгоизм и
тем, конечно, опасен. Умеет вести себя так, что и сам эгоизм его
привлекателен - есть такие натуры с обаянием эгоизма. Если альтруист, то
безнадрывный и тоже умеющий хорошо прятаться в прозе бытия...
Плюс артистизм. Богатство жестов и интонаций, превосходный рассказчик,
имитатор и мим. Вкус к подробности, к сочной детали. Неистощимый игровой
азарт - азарт не карточного игрока, а ребенка, жаждущего жить разными
жизнями. Поэтому так легко даются всевозможные перевоплощения в жизненных
ролях, поэтому такой разный с разными людьми (плюс - интерес, плюс
обратная связь...). Уровень культурно-эстетического развития может быть
разным, ияогда ужасающе низкий, но чувствительность к ожиданиям других
людей столь высока, пластика поведения столь великолепна, что диссонансы
не замечаются. Эти люди у,меют, не нравясь по частям, нравиться в целом.
Плюс-минус агрессивность. При общем фоне добродушия и благорасположения
(см. плюс симпатия) гений общения не лишен агрессивности, которая
проявляется редко, но метко. Мастер мирных решений и компромиссов, он
способен при крайней необходимости провести и болевой прием - решительно,
мощно, но без садистского избытка. Эта резервная способность образует
столь необходимый в людских отношениях подтекст силы и не менее
привлекательна, чем самое сладкое обаяние. Речь идет, конечно, не о
физической силе. Выглядит это поразному: то как внушительная уверенность
то, как беззлобная шутливость, то как шутливая злобность, то как бережная
повелительность.
Плюс оптимизм. Черта обязательная, но не обязательно лежащая на
поверхности. Оптимизм как убеждение, как жизненная установка, и оптимизм
как состояние, ощущение радости бытия - вещи разные, хотя и
взаимосвязанные. Разное дело и оптимизм внешний и внутренний. Если
помните, в одном из предыдущих писем я упомянул тип повышенно
коммуникабельного "зануды-в-душе". Так вот, этот трагический тип относится
к гению коммуникабельности примерно так, как Сальери к Моцарту. У моцартов
общения оптимизм внутренний, натуральный, оптимизм-состояние,
оптимизм-сияние, живое солнце в груди, которое всех греет и привлекает. Но
так как солнышко понимает, что разным существам оно необходимо в разных
дозах, а для некоторых и опасно солнечным ударом, то всегда знает, когда
спрятаться за тучку. А Сальери оптимизм проповедуют, демонстрируют...
"Так это же врожденное, - скажете Вы. - Одним везет, другим нет".
Правильно, врожденное. Врожденный оптимисткаждый ребенок. Утрачивается
наивность, постигается трагизм жизни - откуда быть оптимизму?... Вот
именно отсюда. С другого конца спирали... Потерянный рай возвращается,
когда ад пройден до глубины глубин. После того как мы покидаем полюс
наивности, оптимизм ждет нас на полюсе мудрости. Многих, увы, так и не
дожидается. До взрослого оптимизма нужно дозреть Ничто не помогает этому
лучше, чем открытость Другому.
Минус предвзятость. Все та же открытость восприятия, незаслоненность.
Отсутствие предрассудков. Совершеннейшая невосприимчивость к каким-либо
посторонним мнениям о человеке, равно как и титулам и званиям,
заграждающим сущность. Разумеется, все эти вывески тонко учитываются в том
значении, которое они имеют для самого человека и окружающих. Но взгляд
проходит сквозь них, к сердцевине. Отсутствуют и предвзятости, создаваемые
собою самим, эти поспешные образы-химеры, которые мы вее лепим из
отрывочных впечатлений о Другом и из своих желаний и опасений. Всегда
помнит, что собственное мнение столь же ненадежно, сколь и чужое, но все
же оно должно быть собственным. (Плюс интерес, плюс обратная связь...)
Плюс предвидение. И в большом, и в малом - результат всего остального.
Поскольку из всякого отдельного общения маэстро извлекает значительно
больше, чем обычный человек, его общин опыт и человекопредсказательная
способность достигают размеров несравненных, порой поражающих воображение.
Один такой гений, в лице обыкновенной учительницы, когда-то предсказал и
мою судьбу, я был тогда совсем маленьким мальчиком... Физиономист,
провидец, телепат-такие люди есть, факт общеизвестен, но тема особая.
Сейчас хочу обратить Ваше внимание лишь на одно: лучше всего и мы с Вами
предвидим то, чем интересуемся бескорыстно.
Плюс симпатия. "Last but not least" - последнее по упоминанию, но не по
значению. Я говорю "симпатия", чтобы не говорить "любовь". Отношение к
людям как к существам, несмотря ни на что заслуживающим симпатии,
характерно для всех гениев общения, даже для тех из них, кого нельзя
упрекнуть в излишнем альтруизме.
Пожалуй, это-их единственная предвзятость. Связь всего со всем
очевидна. Без симпатии не может быть интереса, без интереса неоткуда
взяться симпатии. Излучения доброжелательности возвращаются к ним
отраженным свитом. Добавьте к этому еще и их спокойную, не требующую
доказательств уверенность в том, что симпатии заслуживают они сами (плюс
обратная связь), и Вам станет понятно, почему эти люди почти всегда
оказываются в симпатичном окружении. Они просто заставляют людей быть
симпатичными!
...Что же еще?.. Вы можете спросить, где же я отыскивал этих людей,. Да
я их вовсе и не отыскивал, я только смотрел, а они объявлялись сами. Не
далее как сегодня моя коллекция пополнилась еще одним гением - продавщицей
магазина, куда я обычно захожу после работы купить пачку чая или бутылку
кефира. Потрясающий психотерапевт - очередь плясала и пела, никто не хотел
уходить, куда, делась спешка! Неделю тому назад попался гениальный
таксист, в позапрошлом месяце - гениальный милиционер...
Дорогой К., то, что я здесь набросал - не более чем карандашный эскиз
многоцветного полотна, которое еще предстоит написать исследователям
человеческой природы, если они желают познать не только темные ее стороны.
Лично мне концентрация внимания на благодатных свойствах человеческой
натуры приносит пользу неоценимую: как пчела, собирающая нектар со всех
цветов, я стараюсь у каждого чему-нибудь научиться. У Вас в том числе.
Догадаетесь ли, чему?..


Ваш Д. Кет.


Письмо 9.
Самооценка, или Другой внутри нас


Дорогой К.!


Не догадываетесь, не можете себе представить?.. Ну хорошо, скажу. У Вас
я учусь умению задавать вопросы.
И прежде всего, себе - о самом себе. У Вас это получается лучше, чем у
меня. И причина тому, по диалектике достоинств и недостатков, лежит на
черной полосе Вашей Зебры. Неустойчивая, колеблющаяся самооценка.
Болезненно неустойчивая... Вы не хотите быть, пользуясь Вашими же словами,
ни "самодовольным кретином", ни "пришибленным чудаком". И однако, как сами
же пишете, то и дело впадаете то в одно, то в другое, а меры не
улавливаете. Я тоже не могу поручиться, что уже нашел золотую середку, не
уверен даже, что она всегда необходима. Нужны и крайности, нужна мера
меры...
Позвольте же поделиться с Вами некоторыми сведениями и соображениями о
психологии самооценки. Не буду отделять "чужое" от "своего", Вам это
неинтересно. Первый и главный постулат: уравновешивания самооценки не добиться без понимания или хотя бы рабочего представления - что же это,
собственно, такое. Научиться общаться без этого тоже нельзя.
Прежде всего, самооценка есть у всех, и у всех болезненна, в том числе
и у тех, весьма многих, кто и не слыхивал этого слова. В каком-то виде она
есть, по-видимому, и у высших животных, у обезьян, у собак... Нет ее разве
что у клинических идиотов да у близких к ним по состоянию людей,
находящихся в глубокой алкогольной интоксикации. Еще нет ее, в развитой
форме, у маленьких детей, лет до 5. Но уже и в два-три года, если не
раньше, малыш начинает ощущать зависимость своего настроения и
самочувствия от оценок окружающих, прежде всего взрослых, родителей, потом
сверстников - от оценок, которые, скоро ли, долго ли, становятся его
собственными. "Ты хороший", "ты нехороший", "ты бяка", "ты умница" - все
мы проходим через это, как пассажиры через турникеты метро. "Я хороший".
"Я плохой". "Я самый хороший" - вот и первые самооценки. Они уже
погружены в море общения. Самооценка есть основная человеческая форма
переживания связи с миром. Это мост между "я" и Другим - мост с движением
в обе стороны. Все, что происходит с душой дальше, все наши триумфы и
драмы вырастают на этих первых простых "я хороший" и "я плохой". На Рае и
Аде.
На Прянике и Кнуте.
Основа, как видим, проста и до глупости целесообразна. "Рай" и "Ад"
(центры положительных и отрицательных эмоций) находятся внутри нас, а
Пряник и Кнут (поощрение и наказание, одобрение и неодобрение)
воздействуют извне. Все понятно. Усилия воспитания направлены на то, чтобы
загнать Пряник и Кнут внутрь воспитываемого и тем освободиться от
необходимости воспитания. Покуда человечек мал и незрел, трудно надеяться,
что Пряники и Кнуты сразу войдут внутрь и будут действовать безотказно -
всем известная детская безответственность... Нужны, ничего не поделаешь,
нужны внешние стимулы, и поощрения, и наказания. Многое не воспринимается,
забывается. Похвалили - и ладно, отругали - подумаешь.. До поры до времени
то, как тебя воспринимают, еще не самое главное в жизни. Но уже и помогает
и мешает жить... И все как-то действует, как-то откладывается...
И вот мало-помалу наш Рай и наш Ад оказываются во власти Другого,
живущего внутри нас.
Его зовут Стыд. Его зовут Гордость. Его называют также Застенчивостью и
Заносчивостью, Тщеславием и Кокетством, Самолюбием и Честолюбием. Это
Зависть и это Совесть. Это Мораль, и это Любовь. Я перечислил не все,
далеко не все. Он может, по своему усмотрению, принять имя любого из наших
знакомых. И самое любимое, и самое ненавистное.
Но почему же один Другой? Их так много!..
Да, много. И все же - один.
Где-то на рубеже отрочества и юности, пораньше или попозже... Нет,
нельзя уловить, когда он приходит, этот миг, когда то, как тебя
воспринимают, становится главным. Это уже не просто Пряники и Кнуты. Ты
уже живешь ради того, чтобы для Кого-то быть Кем-то. Ты хочешь нравиться.
Ты не хочешь не нравиться. Ты хочешь радовать и не хочешь, чтобы над тобою
смеялись.
Ты хочешь покорять, внушать трепет и удивление. Ты хочешь быть
уважаемым, быть любимым. Ты хочешь, чтобы о тебе знали, чтобы о тебе
помнили. Ты. хочешь жить не только в себе, но в Другом.
И это главное. Главное. Потому что ты умрешь, а Другой останется..
Это зов пола. Зов любви. Зов родительства. Но не только. Утвердить себя
среди людей. Найти свое место, свое лицо. Отдать себя своему обществу,
своему народу... Но не только своим, нет, не только. В этом зове голос
всего человечества. Голос предков и еще не рожденных потомков, голоса всех
и вся - не все Его слышат, но Он во всех...
Внутренний Другой. Обобщенный, Бесконечный Другой. Он приходит к нам
через самую простую, для всех общую потребность что-то значить для тех,
кто для тебя что-то значит. И даже для тех, кто не значит, казалось бы,
ничего. Это Он заставляет нас искать свое отражение в чьей-то душе. Это Он
сказал Пушкину: "Ты сам свой высший суд".
Спустившись с небес на землю, можно увидеть, как это происходит.
Одна артистка, талантливая и опытная в своем деле, пожаловалась мне на
ужасающую скованность, страх, паническое состояние при исполнении самого
дорогого для нее-песен с о б с т в е нно г о сочинения. Состояние это
мешало, приводило к провалам. Я посоветовал:
"Сочините себе Слушателя. Любящего, Верящего, Обожающего. Любимого,
Обожаемого, Единственного... Дайте ему имя, возраст, характер, представьте
все-все...
Когда будете выступать, берите его с собой. Сажайте где-нибудь в
середине зала. Пойте только для него одного..." Совет был понят и принят к
исполнению. Парализующий страх ушел, осталось волнение, но другое.
Последовал успех у публики - успех, конечно, поднявший самооценку. И сами
песни, и исполнение тоже несколько изменились...
А вот какую психотерапию приходится проводить со множеством молодых
людей обоего пола, с комплексом неполноценности по поводу недостатков
внешности.
У всех одна песня: нельзя жить с такими (ногами, носом, талией,
волосами, прыщами, комплекцией:..).
И всем говорю (разными словами) одно: "Да ведь вы не своими глазами
смотрите!" - "А чьими же?" - "Глазами того, кому вы не нравитесь". - "А
чьими же мне смотреть?" - "Глазами того, кому нравитесь". - "А разве такой
(такая) есть?" - "Конечно". - "Но где же?" - "Внутри вас". - "Но зачем же
мне внутри? Мне нужно снаружи." - "А вы его (ее) выпустите". - "То есть
как?" - "Поверьте, что он (она) сущест"
вует. И она (он) придет". - "Но как же поверить?..." - "Да вот так,
поверьте. Как верите в Новый год. Как верите в свой день рождения. Как
верите в то, что Земля вертится вокруг Солнца, а не наоборот, хотя видите
вы только движение Солнца..."
Добро, однако, если разговор складывается именно так. Довольно часто
слышишь: "Да что за чушь, нет во мне никакого другого! Я сам свой высший
суд!.."
Да и в самом деле: разве можно поверить, что комуто могут понравиться
прыщи, лысина, морщины или кривые ноги?.. Трудновато, прямо скажем. Но
ведь и не о том речь. Не нужно чрезмерного воображения, чтобы представить
себе, что Кому-то ты можешь понравиться, несмотря ни на что, при всех
своих кривизнах и.
прыщиках, только потому, что ты - это ты. Не такая уж фантазия: твоя
мать, твой дедушка, твой ребенок, твоя собака - какое им дело до твоей
-талии и до всего прочего и подобного?.. Ясно, ясно: тот (та), кто тебе
нужен, увы, не твой дедушка и не твоя собака, и не ребенок. (А вот это уж
как сказать.) Он-то (она) оценивает тебя по товарным ста.тям, по качеству
и количеству, по прическе да по одежде, на вкус да на цвет... Допустим -
но почему то же самое делаешь ты? Почему этот рыночный покупатель
поселился в тебе и превратил тебя в обанкротившегося торговца? Что общего
он имеет с человеческим достоинством? И почему бы тебе не поселить внутрь
себя другого Другого, умеющего любить?..
Когда это удается, шансы на встречу с Другим наружным, Другим во плоти,
с тем самым (той самой) значительно возрастают.
Осознать внутреннего Другого. И управлять им, чтобы он управлял тобой.
Это трудно именно потому, что Другой живет в~ собственном "я", органически
слился с ним, как то, что было некогда пищей, становится кожей, мышцами,
нервами. Его не видно, его не слышно, физически он себя проявляет разве
что в слуховых галлюцинациях (тогда, наоборот, приходится доказывать, что
это голос собственного "я", но и этого не докажешь). Внутренний Другой
существует, не физиологически, но духовно. И когда человек разговаривает с
собой, он говорит с Ним.
Самооценка и роль. Научный сотрудник Н. написал работу по
специальности. Опубликовал. Началось обсуждение, критика, похвалы. Чье
мнение о работе наиболее важно для сотрудника Н.? Вполне очевидно: мнение
коллег-специалистов. В той же области, по той же проблеме. Мнение лучших
из специалистов, мнение знатоков.
Пускай и не самых выдающихся, не звезды первой величины академика Б. -
слишком далеко, - но уж никак не мнение профанов. Другое дело, что мнение
профанов иногда кое-что значит в практическом Смысле, но для самооценки Н.
как специалиста мнение это, как говорится, значения не играет, - Научный
сотрудник Н. пришел на дружескую вечеринку, где, к его радости, не
оказалось ни одного коллеги. Весь вечер сотрудник Н. острил и рассказывал
анекдоты. Чье мнение о его интеллекте и обаянии было наиболее, важно для
сотрудника Н.? Мнение всех присутствующих. Но особенно и персонально -
мнение некоей М. Профановой, о которой Н. весь вечер был наилучшего мнения.
Наша самооценка зависит, прежде всего, от оценок тех, в чьих глазах мы
хотим играть некую роль, - от партнеров и зрителей нашего жизненного
спектакля.
С первого взгляда кажется, что перечень этих людей ограничивается
кругом "своих" - тех, с кем мы общаемся повседневно, с кем так или иначе
отождествляемся, с кем поддерживаем отношения: родные, друзья, сослуживцы,
знакомые... Какое мне дело, что подумает обо мне случайный прохожий или
бывший друг Не.таковский, до которого мне нет дела, потому что ему нет до
меня никакого дела?
Все так и, однако, не совсем так. Восхищенный взгляд чужого,
безразличного мужчины иной раз важнее для женщины, чем ласки любимого
мужа. Если вас обругал незнакомец, сумасшедший, которого вы больше никогда
не увидите, вы почему-то расстраиваетесь, в вас что-то неприятно
смещается. Даже если вас просто облаяла чья-то собака...
Волею судьбы и профессии мне приходилось иметь дело и с публикой
уголовного сорта, с теми, в чью психику прочно и необратимо впечатался
закон звериного клана: "люди" - только они, "свои", все же прочие суть
либо средства, либо препятствия к жизнедеятельности.
И что же?.. Даже среди этих потерянных душ, отпетых, я не встретил ни
одного, вполне безразличного к мнению об их персоне представителей
"нелюдей", к коим и сам был относим. Удивительно при этом: насколько все
они нечувствительны к отрицательным оценкам со стороны "фраеров"
(наоборот, гордятся,, вменяют себе в достоинство) - настолько же
чувствительны к положительным, к похвале самой незначительной. Этот факт
отметил еще Макаренко и на него опирался, знал об этом и великий
человеколюбец доктор Гааз, российский тюремный врач, чей призыв СПЕШИТЕ
ДЕЛАТЬ ДОБРО начертан на его забытой могиле.
...Да, - для самооценки важны оценки себе подобных - тех, с кем ты себя
в данный момент отождествляешь, "своей компании". Но еще важнее оценки
тех, с кем ты ищешь подобия, с кем хочешь отождествляться.
Самое сложное и самое важное: этот поиск тождества происходит в
человеке, как правило, бессознательно и может являть вид самых разных
чувств: необъяснимой антипатии, зависти, ревности, отрицания существования
самого предмета своих устремлений... Человек "не верит в гипноз", большой
скептик, через некоторое время выясняется, что он сам считает себя в
некотором смысле гипнотизером. Не верит в медицину, но почему-то раздает
направо и налево врачебные советы. Не признает никаких авторитетов, но так
любит сидеть в президиуме профсоюзного собрания.*.. Самооценка есть оценка
себя глазами значимого Другого, но все-то дело в том, что Другого
незначимого не бывает...
На этом сегодня прервусь, час поздний, и самооценка моя, в связи с
падением тонуса, быстро идет ко дну. Между прочим, тоже немаловажный
фактор... Продолжу, как только выдастся время.
Д. Кет.


Р. S. Пока не забылось. "Скажи мне, кто твой друг, и я тебе скажу, кто
ты" - смысл этого старинного утверждения, казалось бы, вполне ясен и
неоспорим. Но столь же справедливо: "Скажи мне, каков твой враг, и я тебе
скажу, каков ты". Все отрицаемое, все непризнаваемое в себе - и "сверху",
и "снизу" - приписывается Другому.
Если Вы хотите узнать Точную Нижнюю Границу человека, послушайте, что
он говорит о своем злейшем враге.
"От такого слышу", будьте уверены. Но! - не по всему общему! - только
по нижней плоскости. Точная Верхняя Граница совпадает с описанием друга.


Письмо 10.
Организм в организме.
Отметочная психология, или игры, проигранные заранее


Дорогой К.!
Когда я впервые заметил, что человек, которого только что похвалили,
делается на некоторое время нечувствительным к неодобрению - будто слегка
пьянеет и хоть на минуту становится всепрощающим веселым ребенком, готовым
дарить свои игрушки направо и налево, когда я убедился, что есть люди Рая,
всегда такие и безо всяких похвал, будто некий пьяненький гномик в мозгу
беспрерывно повторяет: "Ты самый хороший и все самые хорошие", когда ближе узнал их антиподов - людей Ада, живущих в состоянии недовольства
собой и окружающими почти беспрерывно, почти всегда чувствующих себя
униженными и оттого иногда, ради душевного равновесия, унижающих всех
подряд, - тогда я понял, что у всякого человека есть свой внутренний,
личный, ему одному присущий
режим самооценки - ее ритм, ее образ жизни во времени и пространстве.
Это какой-то организм в организме. Как бы ни шли мои дела, какая бы ни
была погода, почта и прочее, я всегда кажусь себе глубоким ничтожеством по
утрам, в некие обязательные минуты, то ближе к просыпанию, то подальше, к
полудню, Обязательные, неизбежные - минут пятнадцать, минут сорок пять...
Покуда я не осознал, в чем тут дело, эти грустные минуты играли в моей
жизни довольно гнусную роль: ставили подножку всем последующим и
предыдущим, портили целые дни, месяцы... Когда же я, наконец, с изрядным
запозданием разобрался, что это всего-навсего законное время ежесуточного
сна моих райских центров, которым тоже полагается отпуск (а во время
ночного сна они продолжают работать, обеспечивая его приятными
сновидениями), всего лишь отмашка эмоционального маятника (по вечерам я
иногда чувствую себя богом, тоже слегка заблуждаясь), - все встало, более
или менее, на свои места. В эти минуты я просто себе не верю. Стараюсь
ничего от себя не требовать, ничего не требовать от других. Включаю радио,
читаю газету. Пускай себе поспят. Или какая-нибудь физическая работа,
прогулка или гимнастика (очень хороша йоговская поза льва), или
контрастный душ, или расслабление. Если это невозможно (работа, общение),
спускаю все на тормозах, действую безучастно, отстраненно, автоматически.
Хорошо также, если позволяет обстановка, физически побить самого себя -
усиленный самомассаж. Вот и все. (У Вас в течение суток, сдается мне, тоже
возникают такие опасные минуты - предлагаю воспользоваться опытом, с
поправкой на индивидуальность).
В чем же тут дело? Засыпание Рая дает адское состояние, враг не
дремлет, понятно. Нам с Вами еще повезло: есть страдальцы, у которых Рай
засыпает на долгие месяцы, а то и на годы - это уже болезни, депрессии,
которые, в самых тяжких случаях, приходится лечить в клинике. Но почему же
эта биоспячка так искажает самооценку, так влияет на отношение и к себе, и
к другим? Почему у глубоко депрессивных больных падение самооценки иногда
доходит до бреда, будто они виноваты во всех грехах мира? -
Наверное, потому, что самооценка, при всех ее внешних зависимостях,
есть такая же внутренняя функция организма, как пищеварение,
кроветворение, выделение, - функция, столь же "верхняя", сколь и "нижняя".
Наверное, потому, что это и есть человеческий Ад и Рай.
Разная самооценка у сытого и голодного, у пьющего и непьющего, у
выспавшегося и невыспавшегося. Но "режим самооценки" биологическими
колебаниями не исчерпывается.
Отметочная психология. Сумма очков. Человек делает дело. Человек
ремонтирует машины, добывает уголь и нефть, сеет и жнет, повышает
производительность труда. Но одновременно со всем этим человек строит свою
самооценку, добывает свою самооценку, ремонтирует самооценку, повышает,
сеет и пожинает...
Человек получает отметки в школе и в институте. Но разве только в школе
и в институте? На работе и дома.
На улице и на спортивной площадке. В доме отдыха и на пляже... Один из
немногих общедоступных способов отдохнуть от отметок - окунуться в
зрелище, пойти в кино, в театр, на стадион, посидеть у телевизора - тут ты
сам выставляешь отметки, тут ты, кажется, защищен, никто твою самооценку
не трогает. (А если ее и попытается укусить какой-нибудь автор или
режиссер, ты всегда можешь счесть, что это к тебе не относится). Но вот
зрелище окончено. Начинается обмен впечатлениями, обсуждение, споры... И
вот зрители уже вовсю лепят отметки друг другу, опять баталия самооценок.
Спорт, спорт, спорт, сорт, сорт, сорт!.. Отметка-матушка раньше нас
родилась и умрет попозже: она и костюм твой, и талия, и трудовая книжка,
марки и секс, зарплата и мнения - поди отвяжись! Кто изобрел такое
мироустройство, чтобы целые поколения мыслили и чувствовали по
пятибалльной системе?
Друг моего детства, добродушнейший толстяк Мишка, мужественно признавал
свою двойку по части стройности, он соглашался, даже не без гордости, что
он толще всех в мире, кроме... О! Вот это кроме и было его пунктиком.
Упаси бог сказать ему, что он толще Суходрольского, - тут можно было в два
счета схлопотать по уху: да, он, Мишка, самый толстый человек в мире, но
Суходрольский толще его, двойка у Суходрольского!
Главная Двойка обязательно должна быть у кого-то другого, а не у тебя,
ибо, чувствуя себя круглым двоечником, не ощущаешь права на жизнь. Как
минимум не хуже такого-то, как максимум лучше всех! И если официальные,
признанные предметы, такие, как география или высота бюста, не сулят нам
надежд, мы придумыва
ем свои, доморощенные, мы играем 6 пинг-понг, в хобби и в сплетни, мы
не успокаиваемся, пока не находим способа набрать общий проходной балл,
именуемый положительной самооценкой. Неисчислимы способы добора очков,
недостающих для пропуска в Рай. Каждый ищет, но не каждый находит свою
отметочную игру - то благое пространство, где можно получать пятерки, не
ощущая, что их ставят тебе понарошку, и где можно, в крайнем случае,
выставлять их себе самому.
А ведь и в самом деле-кто позаботится о твоей самооценке, кроме тебя
самого? Кто знает, кто догадывается, как ей там, бедной, живется-можется?
Кому до нее дело? То один, то другой норовит вкатить тебе двойку, чтобы
поставить себе пятерку, вот и ты делаешь то же самое... Самоутверждение
отрицанием, самопризнание через непризнание - в эту скучнейшую из азартных
игр играет немалое число жителей нашей планеты.
Самые азартные игроки (и самые скучные люди) те, чья самооценка не
находит себе поддержки в любовнотворческом отношении к миру. Внешне они
всегда имеют вид "знающих себе цену". Люди с ущербной, всегда голодной
самооценкой, узники Ада, вечно жаждущие и не могущие удовлетворить жажду,
подобно больным бешенством, у которых один лишь вид воды вызывает спазм
пересохшей глотки... Дело не только в том, что когда-то в детстве их
переругали или перехвалили, переунизили или перевозвысили, не только в
том, что Ад у них от природы силен, а Рай слабоват. Их трагедия во
внутреннем одиночестве. В закрытости от Другого. В закрытости от Себя.
Присмотритесь к людям. - и Вы увидите, что характер каждого может быть
прочтен как образ жизни самооценки. Вы увидите великое множество тайных
игр, стратегий и тактик, увидите тех, кто набирает очки, вширь, где
попало, и "узких специалистов", ограничивающихся одной, но верной игрой,
проигрыш в которой, однако, смерти подобен. Увидите, как голодные
самооценки протягивают свои щупальца к стихам и автомобилям, к теориям и
бутылкам...
Вот малыш, еще не помышляющий ни о своей "цене", ни о чьей бы то ни
было: шквалы и вихри отметочной психологии уже носятся над ним, но еще не
захватили, не обкатали душу. Вот юноша, чья самооценка сам трепет, сама
неустойчивость. Так боится всех и всяческих унижений, так жадно ищет
самоутверждения, так легко задеть, подцепить... Душа уже прошита
отметками, но нитки еще слабы, лоскуты расползаются... А вот и взрослый,
знающий что почем: его на "слабо" уже не возьмешь, он уже понял, что по
части самооценки наиболее прогрессивен принцип самообслуживания. Есть еще
уязвимые места, есть прорехи-так закроем же их поскорее бронированными
заплатами. Вот пожилой дока, весь в глухом панцире: к нему уже не
пробьешься...
Вот, наконец, и старик-ему, казалось бы, уже не до отметок, что есть то
и есть, скоро и того не будет...
Почему, однако, он так расцветает от малейшего признания его заслуг,
почему так жаден к похвале, так чувствителен к лести? И почему так
страшна, так убийственно страшна запоздалая критика?
Да именно потому, что она запоздалая. Опоздавший врач помогает смерти.
Прерываюсь, дорогой К. В следующем письме надеюсь как-то закруглить
разговор, но не тему. Сегодняшнее резюме: неустойчивая самооценка - вещь
субъективно неприятная, но объективно полезная. Не будь ее, мы бы
недосчитались в своих рядах лучших представителей мыслящего человечества.
Если бы жена Сократа, как о том свидетельствуют биографы, не ругала его
регулярно (по некоторым источникам, даже била, производя тем самым массаж
самооценки), - кто знает, быть может, и не родился бы на свет
непревзойденный до сих пор метод спора, в котором противника побивают
согласием. Как поживает Зебра? Передайте ей от меня привет и наилучшие
пожелания.


Ваш Д. Кет.


Письмо 11.
Самооценка - итог


Дорогой К.!


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.01 сек.)