|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Раздел 8. Испанская культура ХХ векаТема 12. Основные события испанской истории I половины ХХ века. Политическая система Реставрации. Испано-американская война 1898 г. Причины «катастрофы 1898 года». Политический кризис. «Поколение 1898 года» и его роль в развитии общественной мысли и культуры Испании. Испания в годы I мировой войны и революционного подъёма. Причины сохранения нейтралитета. Послевоенный экономический кризис. Крушение политической системы Реставрации. Диктатура Примо де Ривера (1923-1930) Гражданская война 1936-1939 гг. Тема 13. «Поколение 1898 года» и модернизм в испанской культуре. Модернизм как тип мировидения и эстетика. Особенности интерпретации мира и человека мыслителями «поколения 1898 года». «Человек из плоти и крови» в художественном наследии М. де Унамуно. Герой, сюжет, проблемная и философская направленность романа «Авель Санчес» (1917). Драматическое и поэтическое творчество Ф.Гарсии Лорки (1898-1936) и традиция «поколения 1898 года». Темы смерти и судьбы в его ранней лирике. Сб. «Цыганские романсеро» (1928) – темы и мотивы. Сюрреализм в испанской живописи и кинематографе I половины ХХ века. Параноико-критический метод С.Дали. Разнообразие творческой манеры художника. Л.Бунюэля. Архитектура I половины ХХ века. Творчество А.Гауди (1852-1926). Дом Бальо (1906), Собор Святого Семейства – стилевое и конструктивное решения объектов. «ПОКОЛЕ́НИЕ 98-ГО ГОДА», принятое в испанской историографии обозначение группы испанских интеллигентов — писателей, мыслителей, публицистов и общественных деятелей — консолидировавшейся в ситуации общенационального кризиса, охватившего Испанию после поражения в испано-американской войне 1898.Потеря последней заокеанской колонии – Кубы, а затем и ряда колониальных владений в Африке означала конец четырехсотлетней Империи, в которой «никогда не заходило солнце», превращение Испании во второразрядную полуевропейскую страну. Осознание этого факта стало мощным стимулом для развития национального самосознания и расцвета испанской литературы и искусства, переживших в первые три десятилетия 20 века свой второй Золотой век. Очертания «поколения 98 года» в плане его персонального состава достаточно размыты: представители «поколения…» лишь на самом начальном этапе его оформления предпринимали групповые акции (чествование М. Х. де Ларры) и выступали с совместными заявлениями. Первичное ядро «поколения…» составили литераторы М. де Унамуно, Р. М. дель Валье Инклан, П. Бароха, Х. Мартинес Руис (Асорин), Р. де Маэсту, Х. Бенавенте. К «поколению» также относят поэтов А. и М. Мачадо, Х. Р. Хименеса, прозаика Р. Переса де Айялу, философа Х. Ортегу-и-Гасета, ученых Р. Альтамиру-и-Кревеа, А. Кастро, художников Х. Г. Солану, И. Сулоагу и Ж. Миро, поэта и критика Э. Д"Орса-и-Ровиру. Наряду с национальной самокритикой «поколение 1898 года» стремилось выработать новую стратегию развития страны, опираясь на все живое, сохранившееся в недрах разлагающейся испанской государственности: таковым – в глазах «поколения… – оставались испанский народ с его самобытной культурой, испанский язык в его классическом – кастильском — варианте и испанское классическое искусство и литература. Будущее Испании отдельные представители «поколения» представляли по-разному в диапазоне от лозунга М. де Унамуно «европеизироваться или погибнуть» до доктрины «испанидад» (национальной самобытности, «испанскости») Р. де Маэсту, легшей в основу идеологии фаланги. Всем им присуще стремление ставить и решать проблемы не только общенационального, но и общечеловеческого значения (исконный трагизм человеческого существования, деперсонализация человека в новоевропейской культуре и дегуманизация современного искусства, «донкихотизм» как поведенческий модус и др.). «Поколение 98 года» – это и своего рода литературное течение, представителей которого объединяло не единство стиля или художественных принципов, а общность мироощущения и сходство проблематики (все были «больны» Испанией). Как таковое оно находилось в особых отношениях с испаноязычным поэтическим «модернизмом» (сами понятия «поколение 98 года» и «модернизм» лежат в разных, хотя и пересекающихся плоскостях, – идеологической и эстетической). Принципы «модернистской» эстетики адекватнее всего реализовались в области поэзии и эссеистической прозы (.ранняя лирика Х. Р. Хименеса, ранняя проза Р. М. дель Валье Инклана). Вместе с тем, «модернизм» отвергали М. де Унамуно, П. Бароха, от него, в конечном счете, отошел и Х. Р. Хименес. Отсутствие у «поколения 98 года» общего художественного языка как объединяющего фактора компенсируется присущей всем его представителям установкой на поиск принципиально новых по отношению к литературе 19 столетия форм художественной выразительности. Часто это обновление происходило на базе возрождения «забытого старого» — плутовского романа, барочного фантастического гротеска, романа и новеллы «сервантесовского типа», романса, коплы, традиций народного площадного театра. В прозе М. де Унамуно, П. Барохи, Асорина, Р. М. дель Валье Инклана, Р. Переса де Айялы на смену «жизнеподобному» реализму и социально-психологическому роману приходят философский и авантюрно-философский роман (границы между литературой и философией в деятельности «поколения…» во многом стерты), новелла-притча, эссе, синтетические музыкально-словесные формы («сонаты» Р. М. дель Валье Инклана). В испанской поэзии начала 20 столетия романтическую риторику вытесняют дополняющие друг друга музыкальность и символистская недосказанность, импрессионистская эстетика запечатленного мгновения и «поэзия мысли», живописность и суггестивность. В театре на смену бытовой драме и буржуазной комедии приходят «драмы сознания» М. де Унамуно, экспрессионистский гротеск Р. М. дель Валье Инклана. Мигель де Унамуно-и-Хуго (1864-1936) – испанский философ, писатель, общественный деятель, крупнейшая фигура «поколения 98 года». Унамуно предвосхитил в своих романах многие художественные изобретения европейского искусства. Он полагал, что «возвышает, облагораживает, укрепляет и одухотворяет народы отнюдь не суеверное сохранение старых традиций, но укрепление новых, на основе старых или любых других». Унамуно сочетал в своей эстетической практике самые разнообразные традиции. Творчество Унамуно, временные рамки которого приходятся на период конца XIX – первой трети XX в., соответствует всем основным параметрам, свойственным художественному сознанию ХХ в., характеризующемуся прежде всего ослаблением религиозной составляющей, истощением сил для сопротивления сомнениям и неверию, отрицанием, тотальным нигилизмом. Унамуно можно было бы назвать предтечей экзистенциально разорванного осознания абсурдности бытия.. Считается, что проза Унамуно отмечена приметами сильного влияния Л. Н. Толстого, Ф.М.Достоевского.
Тема 14. Основные события испанской истории II половины ХХ века. Роль Испании в современном мире. Испания в период франкизма. Своеобразие испанского тоталитаризма (не нарушал первичной социальной основы жизни, верность традициям, ориентация на семью, церковь, государство). Экономическая политика франкизма. Автаркия. Внешняя политика франкизма в период второй мировой войны. Международная изоляция франкистской Испании. Кризис франкистского режима, его причины. Реставрация монархии. Демократические процессы в Испании. Современная «мода» на Испанию. Тема 15 Постмодернизм в испанской художественной культуре: литература, кинематограф. Постмодернизм как тип мировидения и эстетика. Концепция человека, концепция истории в постмодернизме. Основные концепты постмодернистского сознания: синтез, эпистемологическая неуверенность, интертекстуальность, цитатность и др. Испанская драматургия 1960-70-х гг. Творчество Вальехо Антонио Буэро (1916-2000). Драма о Веласкесе «Менины» (1960): сюжет, герой и конфликт. Романное творчество А.Переса-Реверте (род.1951). Роман «Клуб Дюма, или тень Ришелье (1993): жанровое своеобразие (исторический роман, детектив), реализация идеи интертекстуальности в романе. Кинематографическое творчество П.Альмодовара (род.1949): жанры, темы, постмодернистская проблематика.
Художественные произведения, рекомендуемые к прочтению в рамках изучения курса «История культуры страны первого изучаемого языка»:
1) Сервантес М. де С. Дон Кихот (I ч. гл.: 1, 3, 6, 8, 17, 19, 26, 30-31; II ч.- последняя глава) 2) Тирсо де Молина Севильский обольститель, или Каменный гость 3) Гонгора-и-Арготе Л.де Поэзия (сб. Поэзия испанского барокко. СПб. Наука, 2006) 4) Кальдерон П. Жизнь есть сон 5) Унамуно М.де Авель Санчес 6) Гарсия Лорка Ф. Поэзия. Поэма о канте хондо. 7) БуэроВальехо А. Менины (Сон разума) 8) Перес Реверте А. Клуб Дюма, или Тень Ришелье Философские, культурологические, литературоведческие работы, рекомендуемые к изучению в рамках курса «История культуры страны основного изучаемого языка»: 1) Ортега-и-Гассет Х. Размышления о Дон Кихоте. Воля к барокко. Дегуманизация искусства. Введение в Веласкесу. Гойя и народное. Этюды об Испании. 2) Унамуно М. де Жизнь дон Кихота и Санчо. Трагическое чувство жизни у времён и народов. 3) Гарсия Лорка Ф. Поэтический образ дона Луиса де Гонгоры // Гарсия Лорка Ф. Самая печальная радость. Художественная публицистика. М.: Прогресс, 1987. 4) Перес-Реверте А. Живым не возьмете. М., 2006.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |