АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Специфика восприятия некоторых явлений и объектов

Читайте также:
  1. Агнозии (нарушения восприятия)
  2. Анализ окружения объектов недвижимости
  3. Анимация объектов презентации
  4. Б. Особенности восприятия младших школьников
  5. Билет 21. Специфика становления цивилизации в Восточной Европе.
  6. Бурые и красные водоросли, общая характеристика, морфология, основы физиологии, специфика жизненных циклов, систематика, роль в биосфере и в жизни человека.
  7. Бухгалтерский учет объектов интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов предприятия
  8. В некоторых монархических государствах употребляется тер-
  9. В некоторых странах, например в США, президента заменяет вице-
  10. В чем заключается специфика ухода за детьми различного возраста в связи с анатомо-физиологическими особенностями органов пищеварения?
  11. В чем заключается специфика ухода за детьми различного возраста в связи с анатомо-физиологическими особенностями органов системы мочеобразования и мочевыведения?
  12. В чем заключается специфика ухода за детьми различного возраста в связи с анатомо-физиологическими особенностями сердечно-сосудистой системы?

Восприятие объемности вещей. Для восприятия объема предмета большое значение имеет бинокулярное зрение. При бинокулярном зрении на сетчатке получаются два различных изображения предме­та: в правом глазу больше отражается правая сторона предмета, а в левом — левая. В сознании человека эти два изображения сливаются в одно, что и создает впечатление объемности предмета.

Восприятие удаленности и глубины объектов. Восприятие рас­стояния (удаленности и глубины) связано с глазомерной функцией. Удаленность и глубина определяются путем конвергенции — сведе­ния зрительных осей глаз на фиксируемом объекте, если расстояние до него не превышает 6 м, и путем аккомодации, т. е. рефлекторного изменения кривизны хрусталика глаза с помощью прикрепленных к нему глазных мышц, если расстояние до объекта превышает 6 м. Ак­комодация ведет к изменению преломляющей силы хрусталика и к изменению на сетчатке проекции воспринимаемого объекта.

Особое место занимает глазомер во время туристических походов и ориентировании людей на местности. Некоторые внешние условия несколько искажают восприятие пространства. Так, в туман и при дымке предметы на горизонте кажутся дальше, чем при хорошей ви­димости, приближающей их. Ярко освещенные предметы и костры кажутся ближе, так же как предметы, окрашенные в белый, желтый и красный цвет. Если солнце впереди какого-то предмета, расстояние до него кажется меньшим, чем когда солнце сзади. Дом на фоне неба кажется ближе, чем на фоне леса или горы. Расстояние до предметов, расположенных на холмистой местности, удлиняется, а расположен-


ных на ровном месте как бы сокращается. Поэтому противополож­ный берег реки или озера всегда кажется ближе, чем он есть. Об этом надо все время напоминать ребятам перед плаванием, чтобы они не переоценивали свои силы, принимая решение доплыть до противо­положного берега.

В то же время восприятие глубины связано с переоценкой истин­ного расстояния, т. е. дно и поверхность реки, озера, бассейна кажут­ся более далекими, чем это есть в действительности. Поэтому при нырянии возникает опасная для жизни ситуация, так как можно уда­риться головой о дно.

Восприятие местоположения объекта — разновидность простран­ственного восприятия. С его помощью учащийся узнает, где находятся в пространстве другие объекты по отношению к нему самому. На­правление, в котором мы видим объект, определяется местом его изо­бражения на сетчатке глаза и положением нашего тела по отношению к окружающим предметам. Обычно для человека характерно верти­кальное положение по отношению к горизонтальной плоскости зем­ли. Оно и становится исходным для определения того, в каком на­правлении находится воспринимаемый объект.

Восприятие направления, в котором находятся объекты, возмож­но и на слух. С помощью звуков направление объекта определяется при бинауральном слушании, т. е. по разнице во времени поступле­ния сигналов с правого и левого уха в симметричные центры слуха. Например, если объект находится справа, то звук в левое ухо будет приходить несколько позже, чем в правое. Возможно определение направления по звуку не только в горизонтальном, но и в вертикаль­ном направлении (вверху или внизу находится объект).

Восприятие движения связано с отражением в сознании челове­ка изменения во времени и пространстве положения объектов и са­мого наблюдателя. Движение внешних объектов фиксируется уже периферией сетчатки, в результате чего осуществляется рефлектор­ный поворот глаз и изображение объекта помещается в центральное поле зрения, где он различается и опознается.

С помощью зрения человек получает сведения о перемещении объ­ектов двумя путями: непосредственным восприятием перемещающего­ся объекта и на основе умозаключения, вытекающего из сопоставления положений объекта в двух последовательных временных интервалах. Последнее имеет место при очень малой скорости движения объекта (например, минутной и часовой стрелок).


160 Часть первая. Обшая психология


Глава 9. Восприятие 161


 


Непосредственное восприятие движения объекта происходит как при фиксированном взгляде, когда изображение объекта перемеща­ется по сетчатке глаза, так и с помощью прослеживающих движений глаз за перемещающимся объектом. Перемещение образа объекта по сетчатке становится сигналом движения объекта только в том слу­чае, если человек не движется сам и не двигает головой и глазами. Поэтому перемещение изображения на сетчатке глаза при прибли­жении человека к неподвижному объекту дает восприятие неподвиж­ного, а не движущегося объекта.

Восприятие движения собственного тела связано с мышечно-дви-гательными (проприорецептивными), вестибулярными и тактильными ощущениями. Рецепторы, находящиеся в суставных сумках и связ­ках, сообщают нам о положении и перемещении частей тела в про­странстве. Ощущения о вращениях, поворотах, наклонах, ускорени­ях и замедлениях движения тела человек получает с вестибулярного аппарата, с его полукружных каналов и отолитового аппарата. Так­тильные ощущения сигнализируют о достижении человеком опреде­ленных объектов, на которые были направлены его движения, а так­же о перемещении тела по поверхности.

Восприятие времени, т. е. отражение в сознании объективной дли­тельности, скорости и последовательности явлений действительности, ведется, вероятно, комплексам анализаторов, улавливающих ритми­ческие изменения в организме биохимических и физиологических процессов. Большое значение имеет также опыт, приобретаемый че­ловеком в течение жизни.

Оценка временных интервалов человеком субъективна и зависит от его эмоционального состояния, информационной загруженности сознания и т. д. Если человек возбужден или занят интересным де­лом, ему кажется, что время летит быстро; если информационная за­груженность небольшая или однообразная, ему кажется, что время идет медленно. Это хорошо описал в стихотворной форме С. Я. Мар­шак:

Мы знаем: время растяжимо. Оно зависит от того, Какого рода содержимым Вы наполняете его. Бывают у него застои, А иногда оно течет Непогруженное, пустое, Часов и дней напрасный счет.


Пусть равномерны промежутки, Что разделяют наши сутки, Но, положив их на весы, Находим долгие минутки И очень краткие часы.

Субъективная оценка времени очень наглядно проявляется у спор­тивных болельщиков: если их команда выигрывает и они боятся, что соперник может сравнять счет, оставшееся до конца игры время ка­жется им большим. Если же команда проигрывает, тогда то же самое время им кажется небольшим, так как они боятся, что их команда не успеет сравнять счет. Поэтому прав был В. Шекспир, который писал, что с одним время идет шагом, с другим бежит, с третьим скачет, а с четвертым стоит, не двигаясь с места.

Организация эффективного восприятия учебного материала на уроке

Для эффективного усвоения учебного материала необходима орга­низация восприятия, в противном случае оно осуществляется сти­хийно и каждый ученик воспринимает прежде всего то, что его лич­но интересует, имеет для него какое-то значение. Существенные же детали, которые следует воспринять и запомнить в первую очередь, могут остаться без внимания. Поэтому учитель может сетовать на «бестолковость» учеников, хотя обвинять-то он должен в первую оче­редь себя за то, что не создал у учащихся установку на восприятие.

Организация восприятия на уроках во многом повторяет приемы организации внимания, поскольку без его привлечения восприятие учебного материала невозможно. В то же время следует использо­вать ряд дополнительных мер для обеспечения эффективности вос­приятия.

Предъявление оптимального объема информации. Слишком боль­шой объем информации рассеивает внимание учащегося, создает на­пряженность из-за того, что пропускная способность анализаторов и отделов мозга, перерабатывающих информацию, ограничена. Уча­щиеся будут спешить воспринять всю информацию, а это приведет к торопливости, к нечеткому восприятию, к плохому осмысливанию и запоминанию материала. Учащимся необходимо некоторое время, чтобы подготовиться к восприятию слов учителя (своеобразный ла­тентный период логического восприятия). Первые слова объяснения


6 Зак. 425


162 Часть первая. Обшая психология


Глава 9. Восприятие 163


 


учителем нового материала, если не приняты специальные меры к привлечению внимания учащихся, часто оказываются сказанными впустую: когда эти слова произносились, учащиеся еще только «го­товили» свое внимание.

С другой стороны, и малый объем информации снизит эффектив­ность восприятия из-за быстро падающего интереса учащихся к та­кой деятельности (к этому же, кстати, приводит и излишнее словесное «разжевывание»). Кроме того, при недостатке сведений возникает ис­каженное восприятие, так как учащиеся начинают домысливать уви­денное и услышанное.

Учет индивидуальных особенностей восприятия. Помимо индиви­дуального опыта, мотивов, направленности личности на восприятие влияют и психологические особенности личности учащихся, например соотношение первой и второй сигнальных систем (по И. П. Павлову). В связи с этим выделяют четыре типа восприятия: аналитический, син­тетический, аналитико-синтетический и эмоциональный.

Аналитический тип восприятия характеризуется стремлением уча­щихся выделить и проанализировать прежде всего детали, частности. Они скрупулезно вникают во все подробности даже тогда, когда это не требуется. Преувеличенно внимательно относясь к деталям, такие учащиеся нередко затрудняются понять основной смысл разучивае­мого материала. С такими учащимися на начальных этапах овладе­ния материалом нужно проводить дополнительную работу, подчер­кивая главные детали и отбрасывая второстепенные.

Синтетический тип восприятия характеризуется склонностью уча­щегося к обобщенному отражению явлений и к определению основ­ного смысла воспринимаемого. Учащиеся этого типа не любят вда­ваться в детали, главное для них — составить общее представление о наблюдаемом объекте или явлении. Поэтому они не очень вникают в объяснение учителя.

Аналитико-синтетический тип восприятия обнаруживает в рав­ной мере стремление к анализу и синтезу. Он встречается чаще дру­гих и является наиболее эффективным для восприятия учебного ма­териала.

Эмоциональный тип восприятия характеризуется выражением пре­жде всего своих переживаний по поводу воспринимаемого, а не схва­тыванием сущности даваемого учебного материала. Предметное от­ражение увиденного и услышанного ученики подменяют излишним вниманием к своим переживаниям, поэтому восприятие и наблюдение у таких учащихся неорганизованное, неполное. Эти учащиеся требуют


к себе особого внимания учителя. Для них особенно необходимы по­вторные объяснения: первая (эмоциональная) реакция у учащихся при повторах исчезает, и они начинают обращать внимание на суще­ственные моменты.

Контрольные вопросы

1. В чем различие между ощущением и восприятием?

2. Какие существуют виды восприятия?

3. Какие вы знаете свойства восприятия?

4. Чем обусловлены ошибки восприятия?

5. Какое различие между абсолютной и дифференциальной чувст­вительностью?

6. Назовите способы, повышающие эффективность восприятия учеб­ного материала учащимися на уроке.,

7. Что такое наблюдение? Каковы его этапы?

8. Назовите типы восприятия у учащихся.


Глава 1 0. Мышление 165


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)