АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Эпоха возникновения философии

Читайте также:
  1. II. СТАНОВЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ В СТРАНАХ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
  2. II. Формальная логика как первая система методов философии.
  3. XI. ПРОБЛЕМА БЫТИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ
  4. Античная философия. Классический период греческой философии (V – IV вв. до н.э.). Сократ, Платон и Аристотель.
  5. Антропологический принцип философии Л.Фейербаха
  6. В русле античной философии.
  7. В) полиморфизмом, полихромностью, спонтанностью возникновения
  8. Введение в предмет философии
  9. Введение в предмет философии
  10. Введение в предмет философии
  11. Введение в предмет философии
  12. Введение в предмет философии

 

Вернемся к характеристике эпохи возникновения философии. При этом будем иметь в виду наличие двух типов эпох в истории духовной культуры, кратко описанных в предшествующем разделе. Как уже было сказано, мы связываем становление философского мировоззрения с одной из самых величественных и значимых для последующей истории человечества эпохой. Эту эпоху вслед за выдающимся немецким философом Карлом Ясперсом (1883-1969) мы будем называть “осевой” эпохой или “осевым” временем. “Эту ось мировой истории, - писал К. Ясперс, - следует отнести, по-видимому, ко времени около 500 лет до н.э., к тому духовному процессу, который шел между 800 и 200 гг. до н.э. Тогда произошел самый резкий поворот в истории. Появился человек такого типа, какой сохранился и по сей день. Это время мы вкратце будем называть осевым временем” (Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991, с. 32).

Эту эпоху пережили, по Ясперсу, практически одновременно три центра цивилизации: древний Китай, древняя Индия и Запад (Израиль и древняя Греция). Глубинной сутью тогдашних духовных процессов было, по мнению Ясперса, формирование “философской веры”. Она имела различные формы, но все они разрывали ткань мифологического миросозерцания, господствовавшего в эпоху “доосевых” культур. Именно возникновение философской веры, считает Ясперс, послужило основой возникновения единого человечества, ибо позволило осуществиться коммуникации различных культур и рождения единой, универсальной, общей истории человечества. “Тем, что свершилось тогда, что было создано и продумано в это время, - утверждает Ясперс, - человечество живет вплоть до сего дня” (указ. соч., с. 38).

Можно принимать или не принимать ясперсово учение о философской вере, однако революционный и судьбоносный характер осевой эпохи сомнений не вызывает. Обобщенно характеризуя эту эпоху, следует сказать, что именно тогда духовная элита названных древних народов изобрела принципиально новые, сравнительно с мифологическим, типы мировоззрения: религиозное и философское.

Почему это произошло именно тогда? – Это очень сложный вопрос. Если абстрагироваться от многих деталей и тонкостей, то можно указать следующие существенные особенности указанной эпохи, способствовавшие возникновению философии. 1. Становление исторического образа жизни. Здесь следует иметь в виду, что не любой социальный процесс является историей в строгом смысле этого слова. Вступление в историю предполагает формирование основ исторического сознания у субъектов социального процесса. Другими словами, эти субъекты, как минимум, должны отличать прошлое от настоящего и, соответственно, настоящее от будущего. Это, в свою очередь, предполагает заметный уровень инновационности социального процесса (см. об этом также в главе 29). 2. Становление личностного образа жизни и личностных форм сознания. Как уже отмечалось, мифологическое сознание не предполагает личностного образа жизни и личностных форм сознания. Субъектом мифологического мировоззрения (его создателем и носителем) является первобытная община, архаический коллектив. Философия создается и развивается как форма личностного мировоззрения. Неслучайно ведь нам известны имена первых философов (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор…). 3. Становление феномена свободы. Возникновение и существование философии невозможно без обладания некоторыми людьми определенным объемом свободы, в частности, - духовной свободы. Закономерно, что в классическом виде философия сложилась именно в древней Греции, где достаточно распространенным был демократический образ жизни, где граждане полиса (города-государства) должны были уметь формулировать свою позицию по тем или иным вопросам (политическим, экономическим и т.д.) и аргументированно отстаивать эту позицию на народном собрании. 4. Значительные достижения в социально-экономической жизни. Имеются в виду, в частности, формирование полисного образа жизни, установление законодательства, значительный рост производительных сил, расцвет ремесел и искусств, активизация товарно-денежных отношений. 5. Формирование первых наук. Становление философии происходило в неразрывном единстве со становлением первых наук (математики, астрономии, медицины, языкознания). Философия и наука едины в своем стремлении рационально познавать мир, в стремлении обосновывать и доказывать выдвигаемые ими идеи. Зарождающаяся наука, несомненно, способствовала переходу «от мифа к логосу». Далеко не случайно, что создатели науки и творцы философии – это одни и те же люди. Так, например, считается, что первое научное (геометрическое) доказательство дал основоположник древнегреческой философии Фалес Милетский. Хорошо известно, какое внимание уделяли математике Пифагор и его ученики. Основополагающий вклад в становление логики и теории доказательств внесли Парменид и Зенон Элейский и т.д.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 | 199 | 200 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)