АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Однообразие, “круговращение” жизни

Читайте также:
  1. I. Страхование жизни.
  2. VI раздел. Создание представлений о здоровом образе жизни
  3. VIII. Определение размера страховой выплаты при причинении вреда жизни и здоровью потерпевших
  4. XVI. ЦЕННОСТИ И ИХ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
  5. А) Аутентичность - полное осознание настоящего момента, выбор способа жизни в данный момент, принятие ответственности за свой выбор
  6. Анамнез жизни - Anamnesis vitae.
  7. Анкета «Книга в моей жизни»
  8. Божий рецепт для жизни и здоровья
  9. БУДУЩЕЕ – ВЫ СТРЕМИТЕСЬ ВЕРНУТЬ К ЖИЗНИ ОСТАНКИ ПРОШЛЫХ ЗАСЛУГ И ЗАСТАВИТЬ ИХ РАБОТАТЬ НА БЛАГО НАСТОЯЩЕГО. В НЕКОТОРЫХ СЛУЧАЯХ ЭТО МОЖЕТ ПОМОЧЬ.
  10. Быть живым в собственной жизни
  11. В основных сферах общественной жизни
  12. В УПРЯЖКЕ ЖИЗНИ

 

Прежде всего, среди причин, превращающих земную жизнь человека в суету сует, указывается ее однообразие, постоянное повторение одного и того же, “круговращение” (“однозвучный жизни шум”). Обратимся вновь к Екклесиасту. “Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем?” – спрашивает он. И приходит к выводу, что труды эти бесплодны, ибо ничего не меняют “под солнцем”. Все на земле остается как было, все повторяется: “Род проходит, и род приходит, а земля пребывает вовек. Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит. Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои. Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь … Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем” (Еккл. 1. 3-7, 9).

Русский философ Е.Н. Трубецкой, написавший очень интересную книгу по проблеме смысла жизни человека, прямо заявляет, что “с тех пор, как человек начал размышлять о жизни, - жизнь бессмысленная всегда представлялась ему в виде замкнутого в себе порочного круга. Это – стремление, не достигающее цели, а потому роковым образом возвращающееся к исходной точке и без конца повторяющееся” (Смысл жизни. Антология. М., 1994, с. 266). Он напоминает при этом, что самые жестокие и страшные наказания у древних греков сводились как раз к непрестанному повторению одних и тех же мучительных действий. Вращается на огненном колесе Иксион; вкатывает на вершину горы громадный камень, тут же срывающийся вниз, Сизиф; льют, льют и льют воду из кувшинов в бездонную бочку Данаиды; поднимаются, убегая от голодного Тантала, отягченные плодами ветви, чтобы вновь опуститься и манить, утекает и вновь приближается, почти касаясь его иссохших губ, вода. Напрасные, бесконечные усилия, бесцельный, непрерывный труд, бессмысленное бытие… Подобные образы мук, адских мук, указывает Е.Н. Трубецкой, можно найти и у христианских авторов. В качестве примера он указывает на одно из “видений” шведского мистика Э. Сведенборга: находящийся в аду Ж. Кальвин вечно пишет книгу о предопределении. Каждый написанный им лист этой книги проваливается в бездну, поэтому Кальвин обречен все начинать вновь. И так без конца. “В аду, - утверждает Евгений Трубецкой, - вечное повторение, не достигающая конца и цели работа: поэтому даже самое разрушение там – призрачно и принимает форму дурной бесконечности, безысходного магического круга” (указ. соч., с. 267).

Здесь можно было бы привести множество весьма красочных образцов укорененности такого ада (“ада круговращения”) в самой природной и социальной действительности. Трудно спорить также и с тем, что непрестанное повторение одного и того же ввергает человека в скуку, убеждает его в бессмысленности бытия. Весьма показательные рассуждения на этот счет мы находим в дискуссии Ивана Карамазова с пригрезившимся ему чертом. Когда черт рассказывает Ивану об адских муках, то начинает оперировать гигантскими расстояниями и временами (“квадриллион километров”, “биллион лет”. Иван, пытаясь указать на абсурдность разглагольствований черта, говорит о неосуществимости таких непредставимо огромных величин. Тогда черт отвечает ему: “Да ведь ты думаешь все про теперешнюю землю. Да ведь теперешняя земля, может, сама биллион раз повторялась; ну, отживала, леденела, трескалась, рассыпалась, разлагалась на составные начала, опять вода, яже бе над твердию, потом опять комета, опять солнце, опять из солнца земля – ведь это развитие, может, уже бесконечно раз повторяется, и все в одном и том же виде, до черточки. Скучища неприличнейшая …” (Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. М., 1997, с. 659).

И, все-таки, следует иметь в виду, что “вечное возвращение” далеко не для всех является символом скуки и бессмысленности. Так, например, можно, подобно Ф. Ницше, видеть смысл жизни человека в том, что он своей деятельностью воссоздает, возрождает, возвращает свою собственную жизнь со всеми ее победами и поражениями. В вечном круговращении можно усмотреть даже нечто успокоительное и утешительное. Действительно, оно гарантирует возвращение всего: весны, молодости, радостей. Можно в духе мифа о вечном возвращении, характерного для традиционного общества, усмотреть смысл жизни человека в его стремлении быть таким, какими были те “архетипические существа”, действия которых он непрерывно повторяет. И все же, все же… Человек, живущий в “зацикленном” космосе, слишком уж похож на Сизифа, осужденного на вечное повторение одного и того же деяния. Впрочем, А. Камю утверждал, что даже Сизифа “следует представлять себе счастливым”. Возможно, он прав. По крайней мере, нечто героическое в Сизифе, несомненно, присутствует. Тем не менее, следует признать правоту Е.Н. Трубецкого, подчеркивающего, что жизнь человека, являющаяся бесконечно повторяющимся звеном мира вечного возвращения, оскорбительно похожа на нескончаемое вращение белки в колесе. Отличие этого человека от белки состоит только в том, что он обладает умом, способным сознавать свое унижение, и сердцем, способным страдать и мучиться…

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 | 199 | 200 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)