АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Случайность как «внешнее»

Читайте также:
  1. Диалектика категорий, выражающих связи детерминации: причина и следствие; необходимость и случайность; возможность и действительность.
  2. СЛУЧАЙНОСТЬ – СВОБОДА ВЫБОРА БОГА

Обратимся теперь к рассмотрению второй концепции случайности. Она является столь же древней, как и первая. Элементы ее можно обнаружить уже у Демокрита и Аристотеля. Суть этой концепции очень проста. Ее можно разъяснить, прибегнув к помощи понятий «внутреннее» и «внешнее».

Итак, представим себе, что мы изучаем события, происходящие в некоторой выделенной нами системе (атом, организм, группа людей…). В соответствии с обсуждаемой концепцией, эти события естественным образом распадаются на два класса: необходимые и случайные. К необходимым событиям здесь относятся те события, которые вызываются внутренними (для изучаемой системы) причинами. К случайным событиям относятся, соответственно, те события, которые вызываются внешними (для этой системы) причинами.

Разъяснения необходимости и случайности в рамках анализируемого подхода можно также достичь, используя понятия природы или сущности системы. Конкретнее, сторонники данного подхода утверждают: необходимы те процессы, которые вытекают из природы (сущности) изучаемой системы; случайны те происходящие в системе процессы, которые не вытекают из ее природы (сущности).

Например, идет игра в футбол на открытой площадке. В качестве элементов рассматриваемой системы выступают состязающиеся между собой команды, судьи, стадион, мяч… Необходимыми, определяемыми природой системы, детерминируемыми внутренними для нее причинами, процессами и событиями будут перемещения игроков по полю, удары по мячу, свистки и команды судей и т.п., то есть те процессы и события, которые и составляют игру в футбол. Понятно, что на рассматриваемую систему могут воздействовать также внешние по отношению к ней причины (сильный ветер, дождь, угрозы террористов…), которые могут затруднить или даже прервать игру. Последние, то есть процессы, вызываемыми внешними причинами, в соответствии с идеологией обсуждаемой концепции, будут характеризоваться как случайные. В качестве другого примера можно рассмотреть какое-либо садовое растение вместе с комплексом потребных для его нормального жизненного процесса условий (плодородная почва, световой день, температурный режим…). Необходимыми процессами, т.е. соответствующими природе этой системы и вызываемыми внутренними для нее причинами, были бы цветение (весной) и плодоношение (летом) этого растения. Однако рассматриваемая система может подвергнуться воздействию внешних для нее причин (растение может быть, например, повреждено или уничтожено человеком, животным, вредителями). Результаты воздействия внешних причин (нарушения жизненного цикла растения и т.д.) в рамках обсуждаемой концепции должны быть характеризованы как случайные.

Не вызывает сомнения тот факт, что события, вызванные к существованию внешними для рассматриваемой системами причинами, действительно в некоторой степени случайны для нее. Во-первых, они происходят «не всегда и не большей частью», а именно так характеризовал случайное Аристотель. Во-вторых, их невозможно предсказать, если нам известны только внутренние (для данной системы) детерминанты.

Обсуждаемая концепция, таким образом, и проста, и содержательна.

В то же время ей свойственно излишне легкое, на наш взгляд, преобразование случайного в необходимое, что сближает ее с первой, уже рассмотренной, концепцией. Мы имеем в виду преобразование случайного в необходимое посредством «расширения» выделенной для изучения системы, путем перенесения ее границ и превращения в результате этого внешних причин во внутренние причины. Поскольку причины, вызвавшие интересующее нас событие, стали внутренними, постольку событие, которое числилось до «расширения» системы по разряду случайных, стало необходимым. Все более расширяя рассматриваемую систему, можно, как кажется, охватить всю Вселенную. Тогда причины всех событий будут, очевидно, внутренними, а сами события, соответственно, - необходимыми. Путем такого охвата всей Вселенной объективно случайное вновь, как и в рамках первой концепции, будет исключено из сферы объективного существования.

Элементарное размышление, впрочем, показывает, что «охватить всю Вселенную» некой границей можно лишь в том случае, если Вселенная конечна. К тому же, здесь необходимо исключить не только пространственную бесконечность Вселенной («бесконечность вширь»), но и возможную внутреннюю неисчерпаемость каждой реальной системы («бесконечность вглубь»). Иначе говоря, указанным путем можно превратить все случайности в необходимости лишь в том случае, если считать, что универсум адекватно описывается моделью, названной мною миром Лапласа, в которой бесконечность отсечена изначально. Если же не ограничивать себя столь примитивной онтологической моделью и считать, что у универсума кроме уровня бытия конечного как такового, репрезентируемого миром Лапласа, есть и другие уровни бытия, на которых так или иначе «присутствует» бесконечность, то объективную случайность элиминировать не удается. Ибо для любого фрагмента такого универсума будет существовать «внешнее», «иное». Следовательно, на любой фрагмент такого универсума будут воздействовать внешние по отношению к нему причины, а значит, в нем будут осуществляться объективно случайные события. Таким образом, мы вновь приходим к уже знакомому нам выводу: онтологическим основанием существования объективной случайности и в рамках этой концепции является неисчерпаемость, бесконечность универсума.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 | 199 | 200 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)