АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава 1: Переход к парадигме процесса

Читайте также:
  1. I. ГЛАВА ПАРНЫХ СТРОФ
  2. II звено эпидемического процесса – механизм передачи возбудителей.
  3. II. Глава о духовной практике
  4. II. М.Хайдеггер: переход от метафизики к экзистенциализму.
  5. II. Принципы процесса
  6. III. Глава о необычных способностях.
  7. IV. Глава об Освобождении.
  8. P-n-переход
  9. VI. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса
  10. VII. По степени завершенности процесса воздействия на объекты защиты
  11. XI. ГЛАВА О СТАРОСТИ
  12. XIV. ГЛАВА О ПРОСВЕТЛЕННОМ

ТАНЕЦ ДРЕВНЕГО

как вселенная решает личные и мировые проблемы

Арнольд Минделл

 

 

Москва, 2013

 

Перевод с английского Александра Киселева,

Научная редакция к. ф. н. Владимира Майкова

 

 

(аннотация)

 

Д-р. Арнольд Минделл, психолог, выпускник Массачусетского технологического института и института К.Г. Юнга в Цюрихе. Он является основоположником процессуально-ориентированной психологии, автором двадцати книг. Д-р Минделл имеет многолетний опыт работы в частной практике, в открытых форумах, а также опыт фасилитирования малых и больших групп в деловых и правительственных организациях.

 

Танец Древнего – представляет собой его авторский метод работы, соединивший в себе психологию, физику и духовность. Он может использоваться для работы с наиболее трудными личными ситуациями и организационными проблемами.

24 главы, 60иллюстраций и 30 специальных упражнений дают полное представление о том, что такое Танец Древнего и как его использовать для того, чтобы помочь себе, выстроить отношения и объединить людей.

 

© 2012, ArnoldMindell

© 2013, Трансперсональный проект

© 2013, Издательство «ПОСТУМ»

Содержание

 

От автора    
Перечень иллюстраций    
Часть 1: ТАНЕЦ ВСЕЛЕННОЙ  
1. Переход к парадигме процесса  
2. Удивление, разнообразие и танец вселенной  
3. Болезнь, обращение времени и параллельные миры  
4. Отношения, атмосфера и кайрос  
  Часть 2: КТО ВЫ? Юнг, Эйнштейн, Пачамама, Далай-лама  
5. Юнг и политика процесса  
6. Дао Стивена Хоукинга  
7.Пачамама и эфир Эйнштейна  
8. Четыре половины жизни и Тибетские бардо  
Часть 3.СИМПТОМЫ, БЕЗУМИЕ или МИРОВОЙ ТАНЕЦ?  
9. Ваш телесный дух в бутылке  
10. Несправедливость, шок и пространство-время  
11. Кто вы с перспективы 10000 лет?  
12. Психическая болезнь или разговор вселенной?  
  Часть 4: ОТНОШЕНИЯ: ЗА ПРЕДЕЛАМИ ВОЙНЫ И МИРА  
13. Танцующая Дакини Наропы  
14. Дао и алхимия отношений  
15. Танцующий Шива в бизнесе  
16. Посредник как медитирующий  
17. Расовые, религиозные и ЛГБТЭ- конфликты  
  Часть 5: ПРОЦЕССУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ЭКОЛОГИЯ  
18. Экология как наука и искусство  
19. Квантовая когерентность в личной жизни и экологии  
20. Как избежать потопа? Когерентность в мифах о сотворении мира  
21. Золотоискатели: Загрязнение, экология, вы и я  
  Часть 6: ЗЕМЛЯ, ДЕНЬГИ и «БОЛЬШАЯ КАРТИНА»  
22. Ваше тело, наша земля  
23. Процессуально-ориентированная экономика: заразительность и общность  
24. Тренинг уличной работы и работы с миром  
  ЗАКЛЮЧЕНИЕ: ЧТО? ЖИЗНЬ – НЕ МОЕ ДЕЛО?  
Приложение 1: Парадигма процессуальной работы  
Приложение 2: Объяснение пространства-времени  
Библиография  
Примечания  

Часть 1 ТАНЕЦ ВСЕЛЕННОЙ

 

Глава 1: Переход к парадигме процесса

«.. когда-нибудь у всего нашего существования появится единый, центральный принцип, который будет столь естественным, что мы будем говорить себе: Разве могло быть иначе? И как мы были глупы все эти годы, чтобы этого не увидеть?»

Джон Уиллер (физик,

создатель концепции черной дыры)

 

Почти каждый человек имеет проблемы со здоровьем, проблемы в личных отношениях с близкими, друзьями, коллегами. А также человечество в целом сталкивается с глобальными проблемами, к примеру - войны и изменение климата. Мы все знаем, что многие из них можно решать независимо от других. Болит голова? Прими аспирин! Но самые сложные, вроде глобального изменения климата, требуют большего, чем просто понижение средней температуры на планете путем использования меньшего количества углерода и выработки меньшего количества углекислого газа. Предпринять что-то для того, чтобы повлиять на сокращение глобального потепления не так легко и просто, так как на этот широкомасштабный процесс влияет не одна причина – то есть, он не вызывается чем-то одним. Разрешение таких глобальных проблем, как изменение климата, связано с нерешенными мировыми экономическими и социальными вопросами, а также с научными фактами. Исходя из своего опыта работы с представителями военных кругов, правительств ряда стран, с сотрудниками международных организаций, а также с открытыми сообществами в крупных городах, я понимаю, что многие личные и глобальные проблемы требуют более, чем одного решения, и более, чем одной дисциплины. Чтобы решать сегодняшние проблемы, нам нужно нечто большее, чем физика или психология, политика или осознание разнообразия, космология или внутренняя работа. Нам нужен универсальный, междисциплинарный подход к решению индивидуальных и глобальных проблем.

Чтобы иметь дело с индивидуальными и мировыми проблемами, нам нужен системный глобальный ум. Помогли бы и появление мировых лидеров более высокого уровня. Но человечеству нужны не только новые лидеры. Каждому из нас нужно учиться урегулировать конфликт внутри себя, у себя дома, на своей работе, и в мире в целом. Это не трудно! Это задача для детского сада. Прежде всего, определите, а затем сформулируйте две (или более) основные конфликтующие точки зрения в данной ситуации. Почти кто угодно может играть в «хороших парней» и в «плохих парней»! Затем способ несколько отстраниться, занять независимую от обеих точек зрения позицию, чтобы вы могли беспристрастно слушать и помогать их сторонникам выражать себя более полно, более глубоко.

Что я сказал? «Отстраниться? Найти некую независимую от обеих точек зрения позицию»? Звучит легко, но почти каждый из нас предпочитает поддержать только одну из сторон. Конечно, прежде всего, важно поддержать «хорошую» (по нашему субъективному мнению) сторону. Это основа поведения в подобной ситуации почти каждого. Однако, в такой манере поведения существует одна проблема. «Хорошие люди» редко помнят, что у так называемых «плохих парней» есть идеи, которые им кажутся «хорошими», которые тоже нуждаются в том, чтобы их выслушали. Следовательно, большинство из нас, даже не осознавая этого, способствуют маленьким ссорам, большим битвам и мировым войнам Как же тогда мы вообще сумеем урегулировать конфликт и примирить враждующие стороны?

 

В этой книге решение продолжающихся сложных личных и глобальных проблем названо «Танцем Древнего». Решение – это не фиксированное состояние. Это процесс или «танец». А кто же такой этот «древний»? Этот самый древний – Вселенная. Но это не только все мироздание. Это также вы и я! Да, это вы в своих глубочайших сновидениях, вы в приближении конца, в видении смерти! Это вы, только пожившие целую 1000 лет. Это вы в расслабленном и открытом состоянии ума. Решение сложных глобальных проблем – это ваша самая беспристрастная мудрость; мудрость тех, кем движет, или танцует, вселенная.

 

Что? Движимый вселенной?

 

Да, точно так же, как землей движет вселенная, вами, мной, каждым человеком, каждой формой жизни и каждой вещью тоже движет вселенная. Это ощущение движения, чувство вселенского поля тяготения или того, что Эйнштейн называл «пространством-временем», испытывают не только астронавты. Все мы все время чувствуем, что нами движет тяготение. Когда вы позволяете тяготению перемещать себя, когда вас движет пространство-время, вами движет вселенная. Когда вы движимы таким образом, вы танцуете «танец древнего», вы находитесь в контакте с пространством, с тонким опытом бытия, движимым тем, что я буду называть «системным умом» – возможно, самым могущественнымумом, который нам доступен.

 

В каждом человеке существует этот «танец древнего». Но чтобы "станцевать" этот танец, нам нужно глубоко погрузиться в наши чувства, в наши движения, в наше воображение. Утверждаю, что это легко. Каждый из васпереживал своего собственного «создателя сновидений» во время сна. В своей книге я расскажу, как этот создатель сновидений появляется также в опыте бытия, движимый тяготением, то есть, пространством-временем Эйнштейна. Наш опыт бытия, движимый «космосом», и наш опыт сновидения похожи, или даже одинаковы. «Танец древнего» – это ваше пространственно-временное сновидение, ваше чувство бытия, движимое пространством, ваша медитация бытия, движимая вселенной.

 

Специалистам по урегулированию конфликтов нужен ум создателя сновидений, этот вселенский или системный ум. Если вы имеете дело с глобальными проблемами, вам нужен системный ум, который работает для всей земли, а не только для одной ее части или стороны. В своей предыдущей книге «Процессуальный ум»viя говорил об этом системном уме с точки зрения чувства бытия, движимого землей. Теперь я буду обобщать силы земли в терминах сил пространства-времени вселенной.

 

Поскольку сновидение пространства-времени находится внутри и вокруг вас (на самом деле, оно окружает всех людей и всю нашу планету и всю вселенную), оно представляет собой психологическое переживание глобального или даже универсального системного ума. Такие физики, как Эйнштейн, надеялись, что наука откроет «ум бога». Повсюду люди ищут единые поля, которые организуют события. Некоторые называют это богом и используют молитву или медитацию, чтобы устанавливать контакт с этим «умом». Я называю разум этого поля, «процессуальный ум», а его силу и проявление - сновидением пространства-времени. Это не какая-то большая тайна. Если вы замечаете свои сновидения, то возможно, задумываетесь: «Что же это такое - этот таинственный ум, дающий мне эти возмутительные сновидения, для того,чтобы убедиться, что в реальности мой ум фиксирует все новое, с чем я встречаюсь в повседневности и чтобы заставить меня идти по жизни тем или иным путем?»

Я уже говорил, что получение доступа к вашему самому беспристрастному «танцу древнего» и разрешению конфликтов не так уж трудно. Ха! Некоторые духовные или психологические традиции говорят, что нам нужно медитировать 10 лет или даже всю жизнь, чтобы найти эту беспристрастную точку зрения. Но это не так. Предложенный мной метод пространственно-временного сновидения, который зависит от нашего опыта, нашего воображения пространств вокруг нас, тяготения и самого пространства-времени, подойдет практически любому. Он дает шанс всем точкам зрения и заставляет всех и вся чувствовать, что они – всего лишь частица вселенной.

Я начал искать этот естественный, объединяющий принцип «системного ума» после окончания МТИ. Сперва, в 1960-х, я отправился в Цюрих, чтобы изучать физику в кампусе E.T.H. Но, к собственному удивлению стал юнгианским аналитиком! Почему? Потому что наука игнорировала чувства и сновидения. А мне очень нравилось восхищение Юнга сновидениями и принципом синхроничности – то есть, связью между физикой и психологией. Я высоко ценил, что он и (нобелевский лауреат) физик Вольфганг Паули пытались соединить психологию и физику. Они тоже искали какой-то вид междисциплинарного системного ума для понимания и разгадки тайны синхроничностиviii. Они искали «системный ум», включающий в себя и психологию, и физику.

 

Еще один нобелевский лауреат, физик Вернер Гейзенберг, много лет назад интуитивно предвидел этот системный ум. Он знал, что на самом деле психология и физика – это одна дисциплина.

«Те же организующие силы, что создали природу во всех ее формах, ответственны и за структуру наших умов»ix.

Я называю эти организующие силы «танцем древнего» или «сновидением пространства-времени". Цель этой книги – находить и использовать эти «организующие силы, что создали природу во всех ее формах», и использовать их в качестве дома для мировых проблем. Нам нужно привнести проблемы нашего мирового «дома» во вселенную, в наше чувство «танца древнего».

 

Психология помогала мне понять эти силы; квантовая физика с ее необъяснимым само-отражением в ее основных уравнениях, помогала мне понять, как осознание могло бы воодушевлять вселенную; а космология с ее «искривленными» пространствами напомнило мне о психологии измененных состояний сознания. Однако физика и психология не одиноки в указании на эти измененные состояния. Пять тысяч лет назад даосы говорили о «Дао, которое не может быть выражено словами». В их представлениях это Дао было сущностью, «матерью» вселенной. Они говорили, что Дао предшествовало небесам и земле:

«До рождения вселенной было нечто бесформенное и совершенное.

Оно безмятежное. Пустое. Одинокое. Неизменное.

Бесконечное. Вечно присутствующее.

Оно является матерью вселенной.

За неимением лучшего имени, я называю его Дао»x

Сновидение пространства-времени – это бесформенная сила, подобная Дао, которая проявляется в "Танце Древнего". К этому танцу лучше всего подходить с помощью перекрывающихся или переплетающихся научных, психологических и духовных дисциплин. Но сегодня наш мир описывается, главным образом, отдельными дисциплинами. Более чем когда либо, мы склонны жить в «раздельных вселенных».Когда психологи работают со сновидениями, они практически не пытаются видеть их выражение в теле или связывать их с чувством тяжести. Медики редко интересуются сновидениями, стоящими за симптомами. Физиков часто учат следовать эмпирическим наблюдениям, а не чувствам. Все конфликтующие стороны видят себя живущими, в каком-то смысле, в отдельных мирах. Иными словами, наше разделение дисциплин, сколь бы чудесными ни были их результаты и достижения, тоже составляет часть дилеммы нашего сегодняшнего мира.

 

Мы нуждаемся в смене парадигмы. Прежние парадигмы, посвященные, главным образом, делениям между внутренним и внешним, психикой и материей, умом и телом, индивидом и группой, общественным и всеобщим и так далее, ориентированы на состояние. Нам нужен процесс, который включает в себя внутреннее и внешнее, ум и тело, психику и материю, плохих парней и хороших людей, и идет внутри каждого из членов этих оппозиций, между ними, и за их пределами. Процесс? Да. Наше осознание изменения, процесса, идет между внутренними переживаниями и «внешними» наблюдениями, касающимися тела, ума, психики, науки и психологии. Лучше всего этот процесс можно определить как наблюдение сигналов. Просто следуйте процессу в терминах того, что вы видите, чувствуете, слышите и… сновидьте. Процесс! Следуйте событиям, следуйте тому, что люди делают, следуйте природе… Следуйте реке.

 

Процессуальная работа – это работа осознания; работа осознания того, как меняются отдельные люди, группы и сама природа – начиная с нас самих. Например, если вы не замечаете свои собственные агрессивные сигналы, то будете считать агрессивным другого человека. Но проработка и детальный анализ полученных вамисигналов покажет, что те, кого вы обсуждаете не просто живут в отдельной вселенной где-то там, снаружи. Они – часть вашего процесса здесь и сейчас. Хорошие парни и плохие парни перекрываются!

Меня возбуждает процессуальная парадигма, которая соединяет психологию, медицины, физику, малые и большие группы, организации, во всемxi. Мне нравятся искусство, музыка, психология, медицина, организационная работа, химия, политика и геология. Но когда отдельные парадигмы этих дисциплин не работают, потому что мы имеем дело с наложившимися друг на друга частными и глобальными системными проблемами, необходимостью становится процессуальная работа. Мне нравится разделение жизни на части, на физику и психологию, на химию и сновидения, но порой это деление усложняет решение проблемы, а не помогает справиться с поставленной задачей.ii

 

Сновидение пространства-времени лежит в самом сердце процессуальной работы и может быть одним из тех «единых принципов», о которых упоминал Уиллер. Вспомните цитату из него, приведенную в начале этой главы: «… когда-нибудь у всего нашего существования появится единый, центральный принцип, который будет столь естественным, что мы будем говорить себе: «.. когда-нибудь у всего нашего существования появится единый, центральный принцип, который будет столь естественным, что мы будем говорить себе: Разве могло быть иначе? И как мы были глупы все эти годы, чтобы этого не увидеть?» Я надеюсь, что теория и переживания, описываемые в этой книге, убедят вас, что сновидение пространства-времени – один из тех принципов.

 

В последующих главах я буду показывать вам, как использовать сновидение пространства-времени, посредством примерно сорока медитативных упражнений, посвященных внутренней работе, отношениям, организациям, финансам и экологии. Я буду представлять новые переживания движения и чувства, проверенные на практике при преподавании в Портленде и в работе с большими группами во множестве крупных городов мира. Большая часть работы, описываемой в этой книге, берется прямо из обучающих классов, семинаров и проведения публичной работы с большими группами в Портленде и по всему миру. Эти разнообразные переживания будут обеспечивать общую человеческую основу для взаимопонимания, которая позволит вам свободно общаться, чтобы разрешать внутренние и внешние конфликты. Я предлагаю делать записи, чтобы отслеживать каждое упражнение. Таким образом, вы сможете применять эту работу при решении личных проблем, болей и болезней тела, сложностей в отношениях с близкими, проблем в социуме, глобальных финансовых и экологических проблем

 

Я разделил эту книгу на шесть частей:

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)