|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Логическое основание политико-правового ученияМарсилий Падуанский испытал на себе огромное влияние Аристотеля; будучи католиком, ссылался на христианские священные книги: «Только учение Моисеево и евангельское, т.е. христианское, содержит в себе истину». В отличие от Фомы Аквинского Марсилий был сторонником доктрины двойной истины: есть «земная истина», которая постигается разумом, а есть «истина небесная», которая постигается откровением и верой. Эти истины независимы и могут противоречить друг другу, «земная истина» – низшая по отношению к «истине небесной». Основная работа: «Защитник мира» («Defensor pacis») (1324). В «Защитнике мира» Марсилий выступил против притязаний католической церкви на светскую власть. Он считал, что попытки католической церкви вмешиваться в дела светской власти сеют раздоры в европейских государствах, поэтому священнослужители – главные враги мира. Книга была осуждена католической церковью. Содержание политико-правового учения. Политическая теория охватывает следующие проблемы. 1. Государство и церковь. Вслед за Аристотелем Марсилий понимает государство как совершенное сообщество (communitatis perfecta) людей, которое самодостаточно; основано на разуме и опыте людей; существует для того, чтобы «жить и жить хорошо». Марсилий отвергает учение о божественном происхождении государства, а библейское повествование об установлении у евреев общественного порядка через Моисея самим Богом, считает лишь недоказуемым предметом веры. Марсилий выступает за подчинение церкви государству. Он против притязаний папства на юрисдикцию в светской сфере и считает, что церковь должна находиться под контролем самих верующих, а не только под контролем духовенства и папы. Это должно выражаться в праве верующих: ü выбирать церковных сановников, включая папу; ü определять случаи отлучения священнослужителей от церкви; ü утверждать на церковном соборе соответствующие статьи церковного устава. Марсилий лишает духовенство религиозной прерогативы быть посредником между Богом и людьми. Духовенство должно быть только наставником верующих и совершать церковные таинства. Как отмечает английский историк философии Ф.Ч. Коплстон, «Марсилий был протестантом прежде возникновения протестантизма». 2. Законодательная и исполнительная власти государства. Законодательная власть всегда должна принадлежать народу: «Законодатель – первая действующая причина, присущая закону, – сам народ, коллектив граждан (universitas), или его часть наиболее важная (valentior pars), выражающий свой выбор и свою волю относительно всего касающегося гражданских деяний, невыполнение которых грозит вполне земным наказанием». Почему народ или его представители должны устанавливать законы? Марсилий выдвигает следующие аргументы: ü народ лучше повинуется тем законам, которые сам установил; ü эти законы всем известны; ü каждый может заметить упущение при создании этих законов. Марсилий был сторонником выборности народом высшей исполнительной власти. Выборность главы этой власти предпочтительнее, нежели передача власти по наследству: «...Мы назвали избрание самым совершенным и превосходным из способов установления господства».
Идея выборности народом главы исполнительной власти исходила из практики управления итальянских городских республик и порядка избрания императора Священной Римской империи. Правовая теория. Марсилий признает многозначность термина «закон» (табл. 7). Он – сторонник понимания закона «в строгом смысле этого слова». Марсилий понимает закон как закон государства. Закон – это наставительное и принудительное «правило», которое: ü «существует во всех communitatis perfecta»; ü подкрепляется санкцией, которая имеет «принудительную силу благодаря наказанию или поощрению»; ü имеет «конечную цель» – обеспечить «гражданскую справедливость», т.е. земную справедливость, выявляя то, что «справедливо или несправедливо, полезно или вредно»; ü устанавливается светским законодателем. Такое понимание закона позволяет Марсилию сделать следующие выводы. 1. Божественный закон не есть закон в собственном смысле. Он сопоставим с предписаниями врача (напомним, что Марсилий врач). Цель божественного закона – достижение вечного блаженства. Этот закон определяет различия между грехами и заслугами перед богом, наказания и награды в потустороннем мире, где судьей является Христос. Поэтому, по Марсилию, духовенство может только проповедовать христианское учение, но никак не принуждать; еретик может быть наказан только Богом и только на том свете. Марсилий выступал против церковного суда, инквизиционных трибуналов. В земной жизни еретика можно изгнать из государства, если его учение вредно для общежития, но сделать это может только светская власть. Священник как «медик душ» имеет единственное право – учить и увещевать. 2. Закон церкви не есть закон в собственном смысле, так как обеспечен только духовными санкциями. Его можно обеспечить мирскими санкциями согласно воле государства, но тогда он становится законом государства. 3. Естественный закон не есть закон в собственном смысле, это лишь нравственный закон: «...Есть люди, которые называют "естественным законом" веление справедливого разума касательно человеческих поступков и естественный закон в этом смысле слова включает и божественный закон». В государстве должно быть верховенство законов, поскольку «там, где нет верховенства закона, там нет настоящего государства». Монарх, правительство, судьи должны править на основе законов, которые должны быть обнародованы: «...всем государям, а среди них особенно монархам, которые со всеми их потомками господствуют в порядке наследования, надлежит для того, чтобы их власть была безопаснее и долговременнее, править в соответствии с законом, а не пренебрегая им...». Закон позволяет: ü осуществить «гражданскую справедливость и общую пользу»; ü избежать предвзятости в судейском решении, на которое могут влиять ненависть, алчность, любовь судьи: «Итак, законы необходимы для того, чтобы исключить из гражданских судебных решений или постановлений злой умысел и заблуждения судей». Таблица 5 Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |