|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Как научная и учебная дисциплина (2 часа)КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ Лекция 1. История политических и правовых учений как научная и учебная дисциплина (2 часа)
План 1. Предмет, содержание и значение истории политических и правовых учений. 2. Становление и развитие политико-правовой идеологии.
1. Предмет, содержание и значение истории политических и правовых учений
История политических и правовых учений – одна из научных дисциплин государственно-правового цикла, изучаемых на юридических факультетах высших учебных заведений России. В число таких дисциплин входят также теория государства и права, история отечественного государства и права, история государства и права зарубежных стран, конституционное право России, конституционное право зарубежных стран, административное право. Отличие истории политических и правовых учений от перечисленных научных дисциплин определяется предметом изучения. Предмет истории политических и правовых учений – политические и правовые учения в их историческом своеобразии. В рамках данной дисциплины анализируются политико-правовые учения мыслителей, начиная с глубокой древности и заканчивая современной эпохой. Поэтому история политических и правовых учений – это история особого рода мыследеятелъности. В числе авторов, представленных в курсе истории политических и правовых учений, – греческие софисты, Платон и Аристотель, Фома Аквинский и Марсилий Падуанский, Кант и Гегель, Кельзен и Маритен и др. История политических и правовых учений наиболее тесно связана с теорией государства и права, но различает эти две научные дисциплины следующее: • теория государства и права (впрочем, как и любая наука) – это систематизация знаний, прежде всего современных знаний о современных государствах и действующем сейчас праве, это некий общий ориентир для практикующего юриста; • история политических и правовых учений – это систематизация многовекового опыта индивидуального (неколлективного) осмысления государственно-правовых явлений.. Зачем будущим юристам изучать историю политических и правовых учений? Изучение этого курса позволит студентам понять сущность плюрализма политического и правового мышления как основы открытого информационного общества, в котором никто не обладает монополией на истинное понимание политико-правовой действительности. Этот курс предоставляет студентам возможность познакомиться с различными, конкурирующими между собой способами аргументации, которые можно использовать для обоснования того или иного политико-правового тезиса. Изучение истории политических и правовых учений поможет обнаружить устойчивость и повторяемость некоторых решений политико-правовых проблем на протяжении веков. Поэтому освоить курс истории политических и правовых учений значит сделать шаг вперед в направлении к компетентности в вопросах понимания сущности политико-правовых явлений. Источником знаний о политико-правовых учениях прошлого и настоящего служат исторически значимые политико-правовые произведения. Этому критерию соответствуют: • произведения, которые не утратили свою значимость за многие столетия и оказали серьезное воздействие на развитие последующей политико-правовой мысли. Например, работа Платона «Государство» (IV в. до н.э.) оказалась в высшей степени актуальной для Т. Мора, написавшего «Утопию» (XVI в.); идеи Аристотеля, высказанные им в работе «Политика» (IV в. до н.э.), вновь зазвучали в работах Фомы Аквинского «Сумма теологии», «О правлении государей», написанных в XIII в. В свою очередь работы французского философа XX в. Ж. Маритена («Человек и государство», «Права человека и естественный закон») концептуально связаны с уже названной работой Фомы Аквинского «Сумма теологии»; • произведения, оказавшие колоссальное влияние на современников; авторов этих произведений можно назвать «рупорами эпохи». Например, известно, что работа Монтескье «О духе законов», опубликованная в 1755 г., в течение последующих полутора лет выдержала около 20 изданий в Западной Европе. Этот факт свидетельствует о том, что Монтескье уже при жизни стал известным европейским политическим и правовым мыслителем. Другой пример прижизненной известности – «Манифест Коммунистической партии» Маркса и Энгельса. Он был опубликован на немецком и французском языках в 1848 г., на английском языке – в 1850 г., вскоре появились датское и польское, а затем русское и американское издания; • произведения, не получившие широкой известности при жизни автора, но значительно позднее их интеллектуальная ценность была признана. Например, работы итальянского философа Дж. Вико (1668-1744) «О единственном начале и единственной цели всеобщего права (1720), «Основания новой науки об общей природе наций» (1725) получили признание лишь спустя почти столетие. Известно, что своими исследованиями истории развития права Вико на столетие опередил представителей немецкой исторической школы права. В курсе истории политических и правовых учений изучаются следующие группы мыслителей в зависимости от их рода занятий: • философы: греческие софисты, Платон, Аристотель, Локк, Спиноза, Кант, Гегель, Маритен и др.; • юристы: римские юристы, Боден, Монтескье, Савиньи, Пухта, Остин, Бергбом, Кельзен, Паунд и др.; • историки: Полибий, Вико, Татищев; • социологи: Конт, Спенсер; • политические деятели: Пересветов, Бабёф, Сперанский, декабристы. Политическое и правовое учение, как и всякое учение, или доктрина, предполагает наличие трех элементов: 1) логической основы: мифологии; философии (релятивизм, скептицизм, агностицизм, рационализм и др.); религии; науки (психология, биология, социология и др.); 2) содержания: решение той или иной политической и правовой проблемы (обоснование договорного происхождения государства, обоснование суверенитета государства и др.); 3) программной части, т.е. вывода, который делает сам автор, или вывода, который логически вытекает из его учения. На основании исследования программной части политическое и правовое учение можно причислить к тому или иному направлению (школе) политической или правовой мысли: социологической школе права; школе юридического позитивизма; политическому peфopмизмy, или радикализму, и др.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |