АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Г. Спенсер и его эмпирический метод

Читайте также:
  1. I. ГИМНАСТИКА, ЕЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
  2. I. Методические основы
  3. I. Предмет и метод теоретической экономики
  4. II. Метод упреждающего вписывания
  5. II. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
  6. II. Методы непрямого остеосинтеза.
  7. II. Проблема источника и метода познания.
  8. II. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
  9. III. Методологические основы истории
  10. III. Предмет, метод и функции философии.
  11. III. Социологический метод
  12. III. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ К. XIX – НАЧ. XX В.»

Герберт Спенсер (1820-1903) – основоположник органичес­кой школы социологии, один из зачинателей социологической шко­лы в юриспруденции. Не получил классического образования, самостоятельно приобрел обширные познания в биологии, психоло­гии, этике, истории. За несколько лет до открытия Ч. Дарвина он сформулировал принцип выживания наиболее приспособленных ин­дивидов и сообществ в борьбе за существование. Спенсер совершенст­вовал метод социологической науки на эмпирическом материале и за­ложил традицию социологического эмпиризма (метода исследования на базе от фактического материала). Основные проявления эмпириз­ма Спенсера состоят в следующем.

Критика юридического позитивизма. Критикуя Т. Гоббса и Дж. Остина, он пишет о «великом политическом суеверии», признаю­щем не только «божественное право монархов», но и «божественное право парламентов»: «Миропомазание, по-видимому, совершенно не­заметным образом с единой головы стекло на головы большого числа людей, освящая их самих и их декреты....Молчаливым соглашением признана доктрина неограниченной власти государства: доктрины этой придерживаются и тори, и виги, и радикалы, но она имеет нача­ло в той эпохе, когда законодатели считались посланниками Бога».

Исследование соотношения закона и права. Право формируется в повседневной жизни общества и принимает не только форму зако­на. Не соглашаясь с апологией абсолютизма, принудительной власти и принудительного права у Гоббса, подвергает сомнению «неограни­ченные права большинства», вверяющего власть монарху или парла­менту.

Г. Спенсер ставит проблему соотношения легитимности (позитив­ности) и эффективности власти. Гипотезы Т. Гоббса не обязательно ве­дут к необходимости неограниченной власти монарха или парламент­ского закона: «...Цель, ради которой получившая такое значение власть существует, состоит в том, чтобы возложить на правосудие обязанность поддерживать справедливость в сношениях между граждана­ми». Власть «законна лишь в тех случаях, когда служит для прибли­жения к этой цели: если же цель не достигается, то и власть на основа­нии допущенной гипотезы не существует». В этом смысле все усилия и притязания политического института сами по себе мало что значат, ес­ли не воплощают в себе притязания составляющих данный институт единиц. В связи с этим в политическую науку введен термин «полити­ческое учреждение»; ранее элементы политической жизни именова­лись «политическими телами».


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)