АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В чем особенности институционализма М. Ориоу?

Читайте также:
  1. I. ГИМНАСТИКА, ЕЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
  2. III. Психические свойства личности – типичные для данного человека особенности его психики, особенности реализации его психических процессов.
  3. IV. Особенности правового регулирования труда беременных женщин
  4. V. Особенности развития предпринимательства
  5. Аграрная реформа 1861 г., ее механизм и особенности проведения в белорусских губерниях.
  6. Агрегатный индекс цен: особенности построения с учетом разных весов
  7. Акты применения права, их особенности и виды
  8. Акты применения права: понятие, особенности и виды.
  9. Акты толкования права: понятие, особенности, виды.
  10. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  11. Анатомо-физиологические особенности кожи, подкожной клетчатки, лимфатических узлов. Методика обследования. Семиотика.
  12. Анатомо-физиологические особенности костно-мышечной системы. Методы обследования. Семиотика.

Морис Ориу (1859-1929) успешно разрабатывал теорию институционализма, рассматривая вечную проблему соотношения интересов индивида и государства в духе христианского коллективизма первых веков. Ориу отказался от использования договорной теории (концеп­туального ядра либеральной теории) и от командно-административ­ной законности социалистов в пользу принципиально новых положе­ний, получивших широкое популистское употребление.

Ориу восходит к концепции равновесия, которую Монтескье в свое время положил в основание теории разделения властей. Суть ее в том, что правопорядок уподобляется системе физического равнове­сия сил, а жизнь современных государств – «бесчисленным социаль­ным равновесиям, соединенным в сложную и запутанную систему» (Н.Н. Алексеев). Правовые отношения – одна из таких систем равно­весия. Идея права в основе своей есть идея порядка, и юристы тради­ционной юриспруденции смотрели на этот порядок как на нечто пре­дустановленное самим Божеством. Институционализм уже не признает предустановленного порядка.

Публичное право изучает режим правления, который олицетворя­ет собой государство. Это режим одновременно политический, эконо­мический и юридический, но также режим, который «овладевает на­цией, видоизменяя ее, налагая на нее определенную форму, и становится средой, в которой существуют индивиды». Гражданская жизнь – объект воздействия государственного режима, что обуслов­ливает разделение между политической властью и частной собствен­ностью, которые в догосударственных формах общества всегда быва­ют слиты вместе. Это разделение является основой одновременно и политической власти, и свободы. Оно осуществляется двумя парал­лельными процессами – централизацией власти и централизацией права.

Централизация национального (общегосударственного) права оз­начает установление правовых норм и санкций и осуществляется от­деленной от частной собственности правительственной властью (в широком смысле слова), т.е. судебной и административной. Юридиче­ская централизация возникает из замены обычая писаным законом. Публичная власть участвует в формальной процедуре установления закона и не участвует в установлении обычая. Закон приносит с собой большую устойчивость положения, по сравнению с обычным правом, «совместимую с большей долей подвижности, а, следовательно, с большей суммой общих свобод, так как свобода не обходится без неко­торой возможности изменений». Писаный закон может быть изменен решением правительства путем сравнительно ускоренной процеду­ры, а обычай не может быть изменен в обычном порядке.

Правовые отношения, с точки зрения выполняемых ими социаль­ных функций, предстают областью социального мира, в котором урав­новешиваются враждебные и противоположные интересы людей, со­циальных групп и классов. Настоящий мир, межнациональный или интернациональный, всегда является миром, основанным на праве. Право уравновешивает вечную противоположность между личнос­тью и обществом. Каждая правовая система распределяет все права между личностью и обществом и создает право индивида, с одной сто­роны, и право общества, с другой. Это распределение создает соци­альный антагонизм и в то же время создает систему равновесия. Воз­никший таким образом правопорядок уравновешивает в каждом обществе не только противостояние индивида и общества, но также многие другие системы общественного быта – гражданского, публич­ного, коммерческого, военного и др. Все эти формы быта находятся, согласно Ориу, в состоянии равновесия, причем гражданский быт об­разует как бы центр всей системы, ядро притяжения, вокруг которо­го вращаются остальные.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.002 сек.)