|
|||||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Различив первого и второго проектов идеального государства Платона
Учение Платона о законах (по диалогу «Законы»): • «неправильны те законы, что установлены не ради общего блага всего государства в целом»; • правители – служители законов: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон – владыка над правителями, а они – его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие могут даровать государствам боги»; • «есть два вида государственного устройства: один, где над всем стоят правители, другой – где и правителям предписаны законы»; • «законы, руководясь советом богов, сделают наше государство вполне счастливым и блаженным». Законодательное искусство: «Твое дело определить, что именно и в каком размере можно назвать умеренным: иначе не думай, что подобное твое слово станет законом». Законодательные приоритеты: первооснова государства – это рождение детей. Первыми во всяком государстве будут по праву законы о браке. В трактате «Политик» под истинной политикой Платон понимает: • знание божественных принципов и форм правления людьми, их сколь возможно полное осуществление в земной жизни; • царское искусство при наличии царского знания и умения судить и повелевать. Если у правителей есть такие данные, то «будет уже неважно, правят ли они по законам или без них, добровольно или против воли, бедны они или богаты...». Идеальное правление не требует слишком детальных законоположений. Это царское правление, при котором царь владеет политическим искусством, т.е. умением плести политическую ткань. Платон критиковал управление людьми посредством закона, поскольку считал, что закон не может охватить нюансы всех жизненных ситуаций. Классификация форм государственного правления (по трактату «Политик»). Главным критерием классификации служит количество правящих и их отношение к законам. Платон выделил следующие формы государственного правления: 1) царская власть – правление одного с опорой на законы; 2) тирания – правление одного без опоры на законы; 3) аристократия – правление некоторых с опорой на законы; 4) олигархия – правление некоторых без опоры на законы; 5) демократия – правление большинства с опорой на законы; 6) демократия без опоры на законы.
* * * Платон – ученик Сократа, учитель Аристотеля. Он вошел в историю политической мысли как создатель двух проектов идеального государства. Платона можно назвать первым «коммунистом»: в первом проекте идеального государства оспорил значимость института частной собственности для двух высших сословий. Платон сформулировал проблему перехода к идеальному государственному правлению, сделав ставку на тиранию.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |