|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Логика и тенденции развития науки
В истории развития психологии как науки постоянно происходит смена одного строя мышления другим. Эта смена происходит закономерно. Поэтому говорят об органическом росте знания. Никакая другая дисциплина, кроме истории психологии, эту логику не изучает. М. Г. Ярошевский (1976) показывает, что в истории наук о душе было пять основных вариантов учений о детерминации психического.
1. Предмеханистический детерминизм был наиболее распространен в античной науке (Эмпедокл, Демокрит, Гиппократ, многие врачи и ученые Древнего Востока). Наиболее значительными достижениями предмеханистического детерминизма были: 1) представления об ощущениях как результатах прямого контакта органов чувств с внешними объектами и 2) учение о темпераменте как результате преобладания в организме одной из четырех жидкостей.
2. К. Поппер (1983) утверждал, что механистические представления о детерминации, ставшие неотъемлемой частью классической научной рациональности, впервые были сформулировали Юмом. Однако М. Г. Ярошевский называет Декарта основоположником механистического детерминизма и выделяет несколько фаз. Первая — собственно картезианство — характеризуется тем, что свойства души выводятся из свойств материальной системы. Вторая фаза относится к эпохе французского Просветительства (XVIII в.) и связана с именами Ламетри, Гольбаха, Гельвеция. По словам М. Г. Ярошевского, на смену Декартовой формуле «человек — полумашина» приходит формула «человек — машина», сформулированная Ламетри и вынесенная им в заглавие его главного философского труда. Следует отметить, что представители механистического детерминизма той поры находили прообразы своих теоретических моделей среди технических устройств того времени. Постепенно причинные объяснения приобретают организмический оттенок. Под влиянием успехов естествознания в первой половине XIX в. распространяются новые объяснительные модели (рефлекторная дуга, закон специфических энергий органов чувств).
3. Биологический детерминизм. Представители биологического детерминизма сформулировали ряд принципов, впоследствии перешедших в психологию, — гомеостаз или саморегулирующийся характер жизнедеятельности живых организмов (К. Бернар, У. Кеннон), эволюционный принцип (Ч. Дарвин). Принцип гомеостаза нашел в психологии широчайшее применение — от теории интеллекта Ж. Пиаже до психотерапевтической концепции Ф. Перлза. Эволюционный принцип стал основополагающим в подходе к изучению интеллекта. Биологические основы для биопсихического детерминизма были заложены еще в работах И. М. Сеченова. Теориями М. Г. Ярошевский называет психоанализ, гештальтпсихологию и бихевиоризм. В основе данных теорий лежат объяснения либо по принципу гомеостаза, либо физические принципы энергии и поля.
4. Социопсихический детерминизм, по М. Г. Ярошевскому, существует в психологии параллельно с биопсихическим и, так или иначе, признает социальную детерминацию психики человека. М. Г. Ярошевский называет три варианта социопсихического детерминизма: - учения о «коллективных представлениях» (Э. Дюркгейм, по-своему К. Г. Юнг); - учения о порождении актов сознания в социальном процессе, понятом как взаимодействие индивидов (П. Жане, Дж. Г. Мид); - учения об общественно-исторической природе психики, формирующейся в предметной деятельности (культурно - историческая школа и деятельностный подход).
5. Представления современных общеметодологических подходов — концепции автопоэзиса, синергетики, теории диссипативных структур. Среди них особенно интересно представление И. Пригожина о том, что в процессе развития нестабильные системы достигают определенных пунктов, когда очень незначительное по количественным характеристикам воздействие в точках бифуркации, где нестабильная система совершает выбор между несколькими путями развития, достаточно для совершения выбора. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |