|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Общая характеристика развития естествознания в эпоху Возрождения· Естественные науки в эпоху Возрождения создали новый метод мышления – свободный от догм и схоластики, благодаря чему возникли предпосылки для выдвижения науки на передовые позиции в культуре. · Дух искусства в эпоху Возрождения, объединив различные сферы человеческой деятельности, наложил отпечаток и на характер научных исследований. Это объединение нашло свое отражение и в универсальной деятельности выдающихся представителей эпохи, и в литературном стиле научных трактатов, и в характере технических проектов, не подкрепленных научным обоснованием, и в эклектичности научных сочинений. · В ряде направлений, среди которых исследования по оптике, электричеству, магнетизму, механике, наука стала на порог великих перемен. · Величайшим достижением эпохи Возрождения стала гениальная идея Коперника о гелиоцентрической системе мира, основанная на описательной астрономии. В теории Коперника наряду с научными воззрениями провозглашались гипотезы, имеющие эстетический смысл и характерные для эпохи искусства. Идея Коперника о рядовом месте Земли во Вселенной потрясла мировоззрение эпохи, усилила критический дух, столь необходимый для становления науки.
Развитие психологии в философии Нового времени: рационализм и эмпиризм; зарождение и развитие классического ассоцианизма (Ф.Бекон, Р. Декарт, Б.Спиноза, Дж. Локк, Г. Лейбниц, И. Кант, Г.Ф. Гегель).
Интенсивное развитие капиталистических отношений в XVI-XVII вв. повлекло за собой бурный расцвет многих наук, прежде всего естествознания. Развивались «механические искусства» (создание наземных механизмов, техники, машин и т.д.). Все это подрывало средневековую богословскую фантастику. Требовалось формирование нового взгляда на природу в целом и место человека в ней. Общее выступление против церковной гегемонии, борьба за освобождение разума человека от религиозного гнета, борьба за светский характер науки – является отличительной чертой психологии Нового времени.
Были сформулированы основные теоретико-методологические принципы будущей экспериментальной психологии. Недостаток: непоследовательность, половинчатость, колебания философско-психологических систем (переход от феодализма к капитализму)
Ф.Бэкон (1561-1626гг.) – основатель английского материализма и эмпирического направления в психологии. Книга Бэкона «Новый органон». Он не смог преодолеть влияния богословских идей. По его мнению человек наделен 2 душами: чувствующей и разумной. Чувствующая душа представлялась ему как невидимое глазу телесное вещество, пульсирующее по всему телу и проявляющее себя в ощущениях и восприятиях. Все ощущения между собой связаны и зависят от внешних раздражителей. Восприятие считается более главной формой, чем ощущения. Весь чувственный материал обрабатывается разумной душой, которая проявляется в памяти, воображении, мышлении. Бэкон считал. Что по степени развитости памяти, воображения и мышления можно классифицировать людей, их род занятий (память – история, воображение – поэзия, искусство, рассудок – наука) Призраки Рода – человек искажает природу вещей, например, человеческому глазу недоступно атомарное строение вещей, следовательно, наши ощущение и восприятие обманывают нас (в помощь – микроскоп) Призраки Пещеры – связаны с индивидуальными особенностями каждого человека (привычки, дальтонизм) приводят к субъективным искажениям процесса познания. Призраки Рынка – проистекают из особенностей социальной сферы, заключаются в подверженности людей общераспространенным оценкам, взглядам, суждениям, неправильном толковании слов, понятий при обмене мыслями. Призраки Театра - их причина в искажающем воздействии ложных теорий и учений, возникают при принятии чужих взглядов, идей без собственного опыта, слепое преклонение перед авторитетами, которые подобно актерам в театре подчинили себе умы зрителей.
Разработал методологию познания: специальный метод научного поиска, который позволял от отдельных фактов придти к общему выводу (индукция), любой эксперимент должен подчиняться правилам.
Бэкон не имел возможности применить свой индуктивно-эмпирический метод в психологии, однако положил начало изучения психических явлений на основе опытов и наблюдений. Ф.Бэкон дает классификацию учений о человеке. К наукам о теле отнесены атлетика, медицина, косметика, учение о наслаждениях. Науки о душе включают учения о «боговдохновенной душе», о «чувствующей душе», учение «о субстанции и способностях души». В своей концепции двух видов души Ф.Бэкон следовал перипатетической традиции: растительная и животные души человека совмещаются и взаимодействуют с телом, определяя нормальное отправление жизненных функций. Растительная душа – невидимая жидкость, разжиженная теплотой, движется по трубкам – нервам и воздействует на все члены организма. Что касается разумной (мыслящей) души, то ученый не смог отчетливо провести границу между «царствами» Бога и человека.
Р.Декарт (1596-1650 гг.) – французский математик, философ, естествоиспытатель. Чувства и опыт считал ошибкой, только интеллект способен осознать истину («Если я мыслю = я существую»)
память
воображение Интуиция – «состояние умственной самоочевидности» Рационализм Р.Декарта основывается на применении следующих методов познания: математического (попытке всеобщей математизации научного знания); дедукции (действии ума от предпосылок к следствию, от общего к частному); интеллектуальной интуиции (представление в уме фундаментальных истин, не вызывающих сомнений). Мыслитель формулирует правила своего метода: 1) очевидности: истинно то, что воспринимается отчетливо, не дает повода к какому-либо сомнению, 2) дедукции: сложное дели на более простые составляющие, 3) индукции: познание от простейшего к более сложному, трудному, 4) энумерации: полного перечисления образов, классификации. Декарт ввел понятие о машинообразном характере поведения людей и животных. А также строения тела и психофизиологических функций (ощущения, память и т.д.) – все они работают как часы. Создал схему рефлекторной природы поведения человека (трубки, «животные духи») Начиная с Декарта психология перестала существовать как наука о душе, а стала выступать как наука о сознании. Дуализм Декарта – в наличии двух независимых методов познания: экспериментальный – для анализа механики тела, интроспекция (самонаблюдение) – для познания души. Душа и тело существуют самостоятельно, но могут взаимодействовать, следовательно, страсти (трактовались неоднозначно).
1-й уровень 2-й уровень 3-й уровень
Предлагал 2 способа умерения страстей и аффектов 1) – переход к другому виду деятельности 2) – рациональный путь (рассуждения о причинах аффектов)
Бенедикт Спиноза (1632-1677 гг.). За религиозное свободомыслие отлучен от еврейской общины. В основе учения Спинозы – пантеизм. Представил Природу как единую субстанцию. Эта субстанция имеет частные состояния и видоизменения (модусы). Человек выступает с одной стороны как модус тела, с другой – как модус мышления. Со стороны телесной организации человек представляет собой множество разнородных структур («индивидуумов»), состоящих из элементов: жидких, мягких и твердых компонентов. Тело взаимодействует с внешними предметами. Эти взаимодействия фиксируются в душевных состояниях, следовательно, тело выводится из-под власти души и наоборот, влияет на душу. Учение о страстях и аффектах («Этика») Аффекты – состояния побуждающие человека к действию. Утверждалось, что существуют три побудительные силы: а) влечение, которое относясь и к душе, и к телу, есть «не что иное, как самая сущность человека», б) радость и в) печаль. Доказывалось, что из этих фундаметальных аффектов выводится все многообразие эмоциональных состояний.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.) |