|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Материализм vs Идеализм
Материализм – научное философское направление, противоположное идеализму. Материализм утверждает первичность материального и вторичность духовного, идеального, что означает извечность, несотворенность мира, бесконечность его во времени и пространстве. Считая знание продуктом материи, материализм рассматривает его как отражение внешнего мира, утверждая о познаваемости природы. Его представители (Левкипп, Демокрит) стремились найти в многообразии природы общее первоначало всего существующего и происходящего (Элемент). Заслугой древних материалистов было создание гипотезы об атомистическом строении материи. Различают материализм как стихийную уверенность всех людей в объективном существовании внешнего мира и как философское мировоззрение, представляющее собой научное углубление и развитие теории зрелости материализма.
Душа: 1материальна 2состоит из маленьких гладких и подвижных атомов огня, которые рассеяны по организму 3Демокрит: душа является причиной движения тела (маленькие атомы попадают в большие и заставляют их двигаться) 4душа смертна:когда сложные тела распадаются, маленькие тела выходят из них рассеиваются в пространстве и пропадают 5любое тело обладает душой (у неживых тел этой души слишком мало, чтобы двигаться) 6движение души обуславливается извне (никакой свободы и моральной оценки)
Восприятие: От вещей отделяются тончайшие пленочки, образы, эйдолы – формы (виды) вещей. Они летают в пространстве и попадают в органы чувств. Из глаза направляется встречный поток атомов души, который, подобно щупальцам, улавливает и ощупывает образы. Большой образ ужимается до размеров, позволяющих войти в глаз. Когда оба потока (изнутри и извне) сливаются, воздух, находящийся между глазом и предметом получает отпечаток, который отражается во влажной части глаза. Заметим, что чувственная ступень процесса познания не отрывается от мышления. Мышление сходно с восприятием, так как и в его основе лежит истечение образов от предметов. Качества предметов (вкус,цвет..) являются продуктом восприятия человека, возникающем при соединении атомов(Эпикур, последователь Демокрита, считал что этими качествами наделены атомы»теория самопроизвольного отклонения атомов»)
Чувства: 1удовольствие-показатель полезного 2неудовольствие-показатель вредного
Идеализм - утверждает первичность идеального духовного по отношению к материальному. (Лейбниц впервые сказал об идеализме Платона) Учение об идеях Платона — объективный идеализм. Идеи: 1безвидны, незримы, самостоятельны и самодостаточны 2представляют собой неизменную сущность вещей и бытия 3идея-образец вещей, а вещи-подобия идей, целью которых является быть такими, как их идеи Мировая душа: душа космоса, создана демиургом, руководит всем, что вокруг нас; она бессмертна. Ее функция - внесения порядка тому, что на земле Индивидуальная душа: 1образ мировой души 2делает тело живым, т.к тело, движимое извне, не одушевлено 3должна быть соразмерна телу 4 9 разрядов душ: философ, монарх, гос. деятель, целитель, пророк, поэт, ремесленник, софисты, тиран Строение души: 3 начала Разум (пастух, возничий) — голова. Аффективно-волевое начало (основания поступков) – середина тела. Вожделение (Все телесные потребности, чувственные удовольствия) – самая большая часть души, это тот самый тяжелый конь, стадо – низ живота.
Анимизм. Вера в скрытый за видимыми вещами сонм бессмертных духов (душ) как особых «призраков», которые покидают человеческое тело с последним дыханием и вечно странствуют по телам животных и растений. Каждая конкретная чувственно воспринимаемая вещь наделялась сврехъестественным двойником – душой. Окружающий мир – зависящий от произвола этих душ. Гилозоизм. Принципиально новый подход, учение о всеобщей одушевленности мира, природа осмысливалась как единое материальное целое, наделенное жизнью. Гераклит. Космос представлялся в виде «вечно живого огня», а душа – в виде его искорки. Т.о., душа включена в общие закономерности природного бытия, развиваясь по тому же закону (Логосу), что и космос, который один и тот же для всего сущего, не создан никем из богов и никем из людей, но который всегда был, есть и будет «вечно живым огнем». Отделив деятельность органов чувств от разума, он дал описание результатов познавательной активности человека, доказывая, что ощущения дают «темное» знание, а результатом мыслительной деятельности является «светлое», отчетливое знание, при этом они гармонически дополняют друг друга (многознание). Он впервые указал на разницу между душой взрослого и ребенка, т.к. по мере взросления душа становится все более сухой и горячей. Степень влажности души влияет на ее познавательные способности. Демокрит. Весь мир состоит из мельчайших, невидимых частиц – атомов. Атомы отличаются друг от друга формой, порядком и поворотом. Человек, как и вся окружающая природа, состоит из атомов, образующих его тело и душу. Душа также материальна и состоит из мелких круглых атомов, наиболее подвижных, т.к. они должны сообщить активность инертному телу. Душа – источник активности, энергии для тела. После смерти человека душа рассеивается в воздухе, а потому смертно не только тело, но и душа. Душа находится в голове (разумная часть), в груди (мужественная часть), в печени (вожделеющая часть) и в органах чувств. В органах чувств атомы души находятся очень близко к поверхности и могут соприкасаться с невидимыми глазу копиями окружающих предметов (эйдолами), которые носятся в воздухе. Эти копии отделяются ото всех предметов, при соприкосновении эйдолов с атомами души происходит ощущение, и именно таким образом человек познает свойства окружающих предметов. Обобщая данные не скольких органов чувств, человек открывает мир, переходя на следующий уровень – понятийный (результат деятельности мышления). Т.о. существует две ступени в познавательном процессе – ощущения и мышление. При этом он подчеркивал, что мышление дает нам больше знаний, чем ощущения. Ввел понятие первичных и вторичных качеств предметов. Первичные – это те, которые действительно существуют в предметах (вес, поверхность, форма). Вторичные – цвет, запах, этих свойств нет в предметах, их придумали люди для удобства, в действительности есть только пустота и атомы. Т.о. он первый сказал, что человек не может адекватно познать окружающий мир. Утверждал, что в мире нет случайностей, все происходит по заранее заданной причине (детерминизм). -> отрицание свободы воли человека. Гиппократ. Учение о четырех жидкостях (кровь, слизь, желчь желтая и черная). В зависимости от того, какая жидкость преобладает, – версия о четырех темпераментах. Для будущей научной психологии этот объяснительный принцип имел важное значение: 1. выдвигалась гипотеза, согласно которой различия между людьми можно сгруппировать по нескольким общим признакам поведения; 2. источник и причину различий он искал внутри организма; душевные качества ставились в зависимость от телесных. Алкмеон. Считалмозг органом души, пришел к такому выводу в результате наблюдений и хирургических операций. Установил, что из мозговых полушарий идут к глазным впадинам две дорожки и утверждал, что имеется прямая связь между органами чувств и мозгом. Т.о., учение о психике как продукте мозга зародилось т.к. была открыта прямая зависимость ощущений от строения мозга. Ощущения – исходный пункт познавательной работы. Мозг доставляет ощущения, из них возникают память и представление, а из них рождается знание. Другие психические процессы тоже связывались с мозгом. За ним и Гиппократ принял мозг за орган психики (большая железа). Гален. У учение о темпераментах как о пропорциях, в которых смешаны несколько основных «соков». Темперамент с преобладанием «теплого» - мужественный и энергичный, преобладание «холодного» – медлительный и т.д.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |