|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Эллинизм (4 в до н.э — 4 в н.э)Распространение греческой науки после походов А. Македонского. Укрепление основных взглядов классической греческой психологии. Изменение проблематики психологии: 1более тесная связь с точными науками 2преобладание практического интереса в исследованиях психики(анализ причин поступков, способы преодоления трудностей, мотивации поведения) 3смещение интереса к личности человека 4окончательное закрепление идей Сократа о том, что человек является самостоятельной ценностью, обособленной от природы
СОКРАТ
Он первым из мыслителей античности стал рассуждать о внутреннем мире человека и его образе жизни. Сократ никогда ничего не писал, сведения о нем – из вторичных источников, не всегда достоверны. Тем не менее результаты «заботы о себе» Сократа, под которой понималось нравственное и интеллектуальное самосовершенствование, пережили века. Призыв на стенах храма Аполлона «Познай самого себя!» стал для мыслителя следующим после утверждения: «Я знаю, что ничего не знаю!». Главное содержание его учения – этические вопросы, направленность исследования «внутрь себя». Истинная нравственность, по его оценке, есть знание того, что прекрасно, что способствует жизненному счастью. В этой связи выделяются три основные добродетели: а) умеренность – знание как обуздывать страсти; б) храбрость – знание, как преодолевать опасности; в) справедливость – знание, как соблюдать законы божественные и человеческие. Учение Сократа определило направления исследования души. Это – изучение ее «устройства», анализ структуры. В этой связи главным предметом своей мыслительной деятельности он определил человеческую речь, без которой невозможна никакая социальность. Душа, в понимании мыслителя, есть чистое, нравственное. Это прежде всего психические качества индивида, свойственные ему как разумному существу, умеющему действовать согласно нравственным идеалам. Под влиянием деятельности Сократа термин «душа» в «древнегреческом мышлении все определеннее становится обозначением признаков, которые выступают в тех случаях, когда поведение человека рассматривается с точки зрения его волевой и интеллектуальной регуляции». Сократ говорил, что есть только благо – знание и одно только зло – невежество. Он первым возвел знание на уровень понятия: если нет понятия, то нет и знания, тем самым доказав наличие надындивидуального слоя, выраженного в понятийном мышлении – «теле» научного мировоззрения. Метод мыслителя – майевтика (извлечение скрытого в человеке знания с помощью искусных наводящих вопросов). Тем самым он помогал родиться истине в душе собеседника. До Сократа основным предметом античной науки был внешний по отношению к человеку мир природы. Сократ же утвердил познаваемость только души человека и его дел. Важнейшим пунктом понимания сущности души становилось отношение человека к самому себе как носителю интеллектуальных и нравственных качеств. С именем Сократа связывают так называемые сократические школы, основанные его учениками: Антисфеном, Аристиппом, Евклидом.
ПЛАТОН
Душа – философское понятие, доступное рациональному анализу. Платон приверженец гносеологии – «как познавать» - и приверженец теории «воспоминаний» 1. из разумного или расчетливого начала 2. из яростного или гневного 3. из неразумного и вожделеющего 4. Действует ли в актах знания, гнева или вожделения вся душа целиком или каждая часть выполняет свои отдельные функции? 5. Для решения этой проблемы Платон впервые в истории мысли формулирует закон противоречия: ни одна вещь не может одновременно совершать или претерпевать противоположные действия. А части души, по Платону, действуют зачастую в прямо противоположном направлении. Разумный учет блага и пользы наталкивается на противодействие ощущений, они точно так же не могут получить то, чего им хочется, в силу противодействия разумного начала. Следовательно, по Платону, очевидно, что мы имеем дело с двумя различными частями души.
Сочинения Платона. Психологические воззрения в большей степени отражены в трактате «Государство», диалогах «Федон», «Законы». «Тимей», «Федр», «Пир», «Софист», «Парменид», «Менон». «Филеб». Космическая психология. Космос Платона – «живое существо, наделенное разумом», осуществление бога в материи, из которой творится тело. Душа произведена демиургом раньше тела. Ее сущность заключается в неделимости и вечности («тождественности»). Душа космоса состоит из частей – душ космических тел. Структура мировой души числовая. Мировая душа пронизывает тело космоса, объемлет его и выполняет две функции. Первая функция – движения (внешнее, соответствующее «тождественному»: движение сферы неподвижных звезд, и внутреннее, соответствующее «иному»: движение планет, Луны, Солнца). Вторая функция мировой души – познания. «Тождественной» частью постигается идея, а «иной» - материя. Смесью этих частей познается вещь. Космическое знание выражается в слове. Таким образом, космическая психология Платона выступает в форме политеизма. Источником познания являются мифы, «которым приходится верить, чтобы не ослушаться закона», рассказываемого детьми богов. Космическая психология Платона является мировоззренческой основой и ключом к пониманию его учения о душе как «посредствующем начале» между миром идей и вещей. Тело и душа. Платон противопоставляет созданные богом смертные тела и бессмертные души. Причина заключается в том, что тело живого существа создано из частиц огня, земли, воды и воздуха, заимствованных у космоса, которые необходимо ему возвратить. Поэтому тело имеет назначение быть временным вместилищем и пристанищем души, ее рабом (идея телесной локализации души). Для каждой части души существует определенное вместилище в теле: разумная часть – в голове (круглой, по форме подобной космосу), средняя часть – в груди, низшая – в брюшной полости. Через диафрагму связываются средняя и высшая часть души с низшей. Индивидуальная душа как «истечение» мировой души выше тела и не только властвует, но и должна соответствовать ему. Платоном различается девять видов душ, каждая из которых соответствует определенному разряду человека. Эти души «творятся» из остатков после создания души космоса: «Божественному, бессмертному, умопостигаемому, единообразному, неразложимому, постоянному и неизменному в самом себе в высшей степени подобна наша душа». Качество индивидуальных душ ниже качества души космоса, т.к. из остатка создается лишь разумная часть души, но существует и неразумная. Платон делает логичный для своих взглядов вывод о смысле бытия человека, который заключается в борьбе тела и разума. Поэтому и Сократ в «Федоне» радуется смерти: «Тело не только доставляет нам тысячи хлопот – ему необходимо пропитание – но вдобавок подвержено недугам… тело наполняет нас желаниями, страстями, страхами». Переселение душ. Платон верит в раннепифагорийский миф о переселении душ, которые вселяются в тела людей, животных и растений, в зависимости от того, насколько высшей части души удалось победить низшую. В диалоге «Федр» он раскрывает механизм сотворения душ, каждая из которых имеет свою звезду (число их постоянно). Отсюда аргумент в пользу бессмертия души. Из иерархии душ на звездах – разделение на богов и не-богов, иерархия профессий и классов. Попав в тело, душа забывает о своем занебесном происхождении, но способна к припоминанию ее. Земная красота – стимул этого. При высшем напряжении познания душа желает иступить из тела. Эрос. Исступление души описано в диалоге «Пир» Сократом в мифе об Эросе – сыне Пороса (боге богатства) и пении (богини бедности). Низшая, телесная разновидность любви – «зачатие и рождение есть проявление бессмертного начала в сущности смертном», способность к творческой деятельности – «ко всякому переходу от небытия к бытию». Творческая любовь – любовь духовная (платоническая). Эрос в таком понимании – демон, вселяющий в человека стремление к прекрасному, творческому. Отсюда вывод Платона: противоречие эроса – движущая сила. Пронизывающая мир, побуждающая к познанию и смерти – истинному приобщению к разуму. Бессмертие души. В диалогах «Федон» и «Федр» выдвигаются пять аргументов в пользу бессмертия души: 1) все возникает из противоположного (сон из бодрствования, живое из неживого); души умирают и рождаются снова, иначе «все стало бы мертвым и жизнь бы исчезла» (закон сохранения душ); 2) познание есть припоминание; 3) души уподобляются идеям, которые вечны; 4) душа имеет свою идею – идею жизни, поэтому душа вечна как идея жизни; 5) душа – нечто самодвижущееся. А все самодвижущееся бессмертно; не душа питает тело, а тело душу; источник движения души в теле. Вместе с тем Платон оговаривает, что бессметна только разумная часть души. Снизошедшая с неба душа не возвращается на небо в течение десяти тысяч лет – мирового года (исключение составляют философы). По прошествии срока, - пишет Платон в «Государстве», - души идут в суд, в котором выбирают свое будущее воплощение. А это – уже попытка мыслителя утвердить акт свободной воли, сочетать предопределение со свободой выбора человека. Теория познания. Чувственное познание. Платон утверждает, что души, находясь на небе, питаются созерцанием идеального мира. Снизойдя на землю, вселившись в тела, они забывают о занебесном. Отныне их питает не сверхчувственное умозрение, а чувственное восприятие. Но питает только низшую часть души, отчего она тяжелеет. У человека среди чувств он выделяет: гнев, страх, желание, печаль, любовь, ревность, в которых удовольствия смешаны со страданием. Предлагаются различные основания для классификации «удовольствий», которые он делит на низшие (связанные с физическими потребностями) и высшие (связанные с эстетическими и умственными занятиями); обусловленные тремя началами души (общие с животными и растениями – неразумные, разумные и соответствующие «яростному духу»); сильные-большие (где отсутствует мера) и малые (которым свойственная соразмерность); душевные как предваряющие телесные. Способ познания. Из концепции чувственного восприятия Платоном делается вывод о том. что «знание о том, что «знание – это припоминание. Найти знание в самом себе – это значит припомнить». Вещи, на его взгляд, - отражение идей в материи. Противоречивость вещей имеет эвристическое знание, толкает к исследованиям. Самое главное в припоминании – искусство логического рассуждения, философской беседы, вопросов и ответов. Виды знания. Теорию познания Платон логически завершает ответом на вопрос о возможных результатах, заключенных в определенном содержании. - во-первых, знание достоверное без примеси лжи и заблуждения – знание идей, а после вселения в тела – путем диалектического припоминания; - во-вторых, близкое к достоверному знание чисел и основанных на них наук, служащих пропедевтикой к диалектике и знанию идей; - в-третьих, знание мнимое, смесь истины и заблуждения, эмпирическое и физическое «знание» вещей чувственного мира, опирающееся на чувственное восприятие, в котором нет истины. К этому виду знания примыкает воображение. Благодаря которому человек не столько воспринимает естественные вещи, сколько творит искусственные, занимаясь ремеслами и искусствами; - в-четвертых, знание материи, которую нельзя познать ни разумом (материя не идея), ни чувствами (материя неконкретна). Понятие о ней насильственно, составляется путем отрицания.
АРИСТОТЕЛЬ
Душа – энтелехия (форма, сущность) тела, обладающего в возможности жизнью. Вопрос о единстве души и тела не имеет смысла – это все равно как спрашивать, едины ли материя и то, материя чего она есть. Душа не существует без тела. Душа есть суть бытия и форма естественного тела, которое в самом себе имеет начало движения и покоя. Если бы глаз был живым существом, его душой было бы зрение. Так же как зрачок и зрение составляют глаз, так душа и тело составляют живое существо. Растительная душа. Растения способны к росту, разрушению и питанию, и живут до тех пор, пока способны принимать пищу. Эти способность можно отделить от других, другие же способности смертных существ от нее отделить нельзя. Всякому живому необходима растительная душа от рождения до смерти. Животная душа. Животное впервые появляется благодаря ощущению (в первую очередь осязанию) и способности двигаться в пространстве (есть не у всех животных), то есть, к растительной душе добавляется ощущение и движение (стремление – желание, страсть и воля). Мыслящая душа. Животная душа + рассуждение и размышление. Воля зарождается в разумной части души, в не-разумной – желание и страсть. Если душа состоит из трех частей, то в каждой будет присутствовать стремление. Сочинения. «О душе», «Метафизика», «О возникновении животных», «Вторая аналитика», «О памяти», «О сновидениях». Следуя присущим античности мировоззренческим установкам, Аристотель в учении о душе выступает с позиций ярко выраженной телеологической направленности. Ум, по его словам, «действует ради чего-нибудь» - цели. В то же время в гносеологической концепции он убежден, что существует вне и независимо от нашего сознания объективный мир, что мы можем познавать этот мир, благодаря его воздействию на наши чувства. Данные взгляды определили развитие Аристотелем важнейших категорий античной психологии. Сознание. В определении ученого под сознанием понимаются обусловленные ощущунием формы, которые возникли вследствие воздействия чувственно воспринимаемых качеств «внешнего» на органы человека. Благодаря формам качество предметов приобретает природу объектов души: факт вещного мира превращается в факт сознания. выделяя у человека высшие душевные процессы, их разумную часть, ученый качественно отделяет людей от животных и растений. Не употребляя собственно термина «сознание», определяются его зависимость от человеческого организма. Тем самым закладывается «зерно сомнений» под субстациональность идей. Ощущение. Концепции ощущений Аристотель уделил особое внимание. Их рассмотрению посвящены V-XII главы первой и I – IV главы второй книг сочинения «О душе». Из способности ощущения образуются предпосылки – начала познания. В трактовке данного познавательного процесса выделяются следующие положения: - ощущение есть состояние движения – страдательное (производное от внешнего) состояние, которое не может существовать без внешнего воздействия; - ощущение есть способность, а не действующая сила («подобно воску, который воспринимает отпечаток золотой печати, а не золото. В душе получается не камень, а образ камня»); - процесс ощущения есть уподобление воспринимаемому объекту и является исходным по отношению к памяти, воображениям, суждениям и т.д. (высшим познавательным процессам): «существо, не имеющее ощущений, ничему не научится и ничего не поймет»; - ощущение отличается от знания «тем, что сила, производящая его (ощущение), идет извне – от видимого, слышимого и других деятелей, возбуждающих чувства. Причина этого заключается в том, что действительным ощущением воспринимаются отдельные, единичные явления, знание же имеет дело со всеобщим, а это последнее существует некоторым образом в самой душе. Потому мыслить может всякий, когда угодно, ощущение же не зависит от нашей воли, для него необходимо присутствие возбуждающего ощущение предмета». Чувственное познание. Аристотель строит ступени познания, основными компонентами которого являются ощущение, воображение, мышление. Данные состояния души приводят от восприятия внешних предметов человеком к знанию. Подробная иерархичность обусловила разделение процесса познания на чувственное и разумное (мышление). Чувственное познание как состояние страдания, некоторого движения или изменения в человеческом организме имеет двоякий смысл: в формах возможности и действительности-осуществления. «Существует, - пишет Аристотель в трактате «О душе», - два вида изменения: переход к состоянию утраты и переход к обладанию и выявлению своих задатков от природы». Тело и душа. В процессе чувственного восприятия принимают участие тело и душа. В душе чувственно воспринимаемый объект существует в потенции, в виде особых форм (специфического существования предметов, которое составляет необходимую предпосылку возможности их чувственного познания). Тело подвергается воздействию внешнего мира («в страдательном состоянии»), испытывает движение, чтобы начал действовать внутренний механизм души, превращающий возможность в действительность. «…Потенциально живым телом является не лишенное души, но душой обладающее. … души от тела отделить нельзя». Разумное познание. Для разрешения проблемы различения внешних качеств в процессе чувственного познания вводится понятие «способность различения», благодаря которой живое существо бывает способным к чувственному восприятию различий в качествах (что является областью познания разумного): «Невозможно различать посредством отдельных чувств, что сладкое есть нечто отличное от белого… необходимо, чтобы нечто единое засвидетельствовало это различие». Способности различения обусловили совокупность источников познания, которая объединяет мнения, знания, индукцию, мышление. Первой и исходной ступенью разумного познания является мнение, имеющее в своей основе умозаключение и веру. Исходя из этого мнение м.б. истинным или ложным (истинно – только знание). Мнение является эмпирическим методом познания, поэтому м.б. заблуждением и распространяться на область чувственных, подверженных изменению вещей. Принципы знание. Научное знание исходит из совокупности строго доказуемых, вытекающих одно из другого положений, рассуждает мыслитель. Но всякий ряд положений в процессе исследования упирается, в конце концов, в те из них, которые не только не доказуемый, но и не нуждаются в доказательствах, т.к. носят характер достоверности и без них. Принципы разума черпают свое происхождение в предметах восприятия, ибо разум приходит к познанию сущностей вещей лишь с помощью опыта. Разум. Исследованию разума посвящены главы третьей книги сочинения «О душе». Результаты его анализа довольно противоречивы: ибо, с одной стороны, «немыслимо уму быть связанным с телом», с другой – «существо, не имеющее никаких ощущений, ничего не может ни познать, ни понять». Выход из обозначенного противоречия – в учении об уме как «деятельном» начале и об уме «страдательном». Деятельный разум. Это - Ум всем становящийся и все порождающий. Он подобен свету, выявляющему цвета, потенциально существующие. Он постоянно деятелен. Только будучи отделенным от тела, он оказывается тем, что он есть на самом деле: нечто бессмертное и вечное. Поэтому деятельный разум – ум, не «приложившийся» к мысленным предметам (понятиям, всеобщностям), является умом лишь в возможности. В деятельном разуме не может быть лжи, т.к. мыслит он понятиями, предмет «берется в самой сути его» и «всегда усматривается истинное». Страдательный разум находится в человеке. Он преходящ, без первого он ничего не может мыслить. Проявляется страдательный ум тогда, когда обращается к мысленным предметам. Он есть осуществляющийся или пребывающий в состоянии осуществления, т.е. в действительности. В страдательном разуме встречаются ложь и истина, т.к. соединяются понятия. «Ошибка всегда заключается именно в сочетании», в приписывании чего-либо кому-либо. Связь деятельного и страдательного разума в том, что находящийся в человеке страдательный разум есть форма существования деятельного. Учение о душе занимает центральное место в мировоззрении Аристотеля. Он – первый, от которого дошли систематизированные трактаты по психологии. Их роль для дальнейшего развития этой науки трудно переоценить. Аристотелю принадлежит приоритет в постановке и решении вопросов, определивших направления исследований целых поколений ученых и школ психологии. Наряду с уже обозначенными выше положениями к ним следует отнести: - формирование системы психологических понятий на основе созданного объективно-генетического метода; - обоснование гипотезы, через много веков оформленной в закон ассоциаций, а также первую попытку определить их физиологический механизм; - синтез античных представлений о чувствах, характере и воле человека, разработку проблемы аффектов, детерминированных внутренними и внешними факторами; - утверждение биопсихического и эволюционного подходов в толковании явлений и процессов душевной жизни человека; - введение понятия «об общем чувствилище» как главном психическом центре, воспринятое и развиваемое вплоть до XIX века физиологией и медициной; - попытку внедрения психодиагностического и психофизиологического подходов в решении проблемы детерминации органических и психических функций и освоения человеком всеобщих истин; - отражение собственных законов мышления, обоснованных в логически выводимых научных понятиях и категориях, являющихся предметом анализа и развития от античности до современности. Аристотель впервые представил душу как способ организации живого тела. «Правильно думают те, кому представляется, что душа не может существовать без тела и не является телом» Душа проходит разные стадии развития и способна не только запечетлевать то, что происходит в данный момент, но и сообразовываться с будущей целью. Аристотель представил совершенно иную картину устройства, функций и развития души. С возвышением Македонии (IV в. до н.э.) начинается новый период - эллинистический – укрепление связей между греческой культурой и культурой Востока. Возникает эпоха скептицизма (воздержание суждений об окружающем мире), все ставится под сомнение.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.) |